Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа инженерно-технических задач

Поиск

Группа инженерно-технических задач

Решение данной группы задач направлена на обеспечение прочности и долговечности материальной среды и способствует жизнедеятельности города путём организации транспортных, энергетических, конструктивных и других мер устройства городской застройки.н

Группа санитарно-экологических задач

Решение данной группы задач направлена на обеспечение благоприятных внешних условий жизни населения во всех сферах его деятельности, создание комфортного микроклимата, разработке мероприятий по охране окружающей природной среды.

Группа эстетических задач

Решение данной группы задач направлена на организацию искусственной материальной среды в соответствии с исторически выработанными критериями её формы образования, обеспечивая при этом оптимальные условия для её зрительного восприятия.

Классификация населённых мест

Населенное место — ограниченная часть территории, на которой концентрация постоянного населения закреплена материальными фондами (здания, сооружения, дороги, инженерные сети и т.д.)

Признаки населённых мест:

  1. Численность населения
  2. Связь его преобладающей части с определённым видом деятельности.

Типы населённых мест:

  1. Городские
  2. Сельские
  3. Курортные, дачные посёлки

Понятие «Город» имеет несколько смыслов:

  1. Демографический (на основе абсолютной численности населения);
  2. Административный (на основе участия в иерархии управления территорией);
  3. Хозяйственный (на основе имеющегося производства: промышленное производство, как правило, в городе);
  4. Экологический (на основе экологический устойчивости и ресурсной зависимости);
  5. Экономический (город производит преимущественно для обмена, а село – для себя);
  6. Исторически-регионально-культурный (на основе местных жителей данной эпохи данной страны).

Город – крупное населённое место, жители которого заняты в областях, несвязанных с сельским хозяйством.

Классификация населённых мест.

Группы поселений Население (тыс.чел)
город сельское поселение
Поселение городского типа 0,5 - 10 -
Малые 10 - 50 менее 0,2
Средние 50 – 100 0,2 – 1
Большие 100 - 250 1 – 5
Крупные 250 - 1000 свыше 5
Крупнейшие свыше 1000 -

По экономическому профилю города делятся на:

  1. Промышленные
  2. Портовые
  3. Железнодорожные узлы
  4. Курортные
  5. Центр науки и образования

По административно-политическому и культурному значению города делятся на:

  1. Столичные
  2. Административные центры краёв
  3. Города республиканского, краевого, областного и окружного значения.

Основные принципы районирования территории страны.

Экономический

Отдельный район рассматривается, как специализированная часть единого народнохозяйственного комплекса страны, с определённым составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производства продукции и её доставку потребителю, по сравнению с другими районами, будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны¸ так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов в районе.

Национальный

Учитывается национальный состав населения, его исторически сложившиеся особенности труда и была.

Административный

Определяет единство экономического районирования, территориального, политически-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития района и укрепление их роли в территориальном разделении труда.

История урбанизации.

Первые города возникли в III и II тыс. до н.э. в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. В них концентрировалось административная и политическая власть. И в меньшей мере торговля и ремесла. Столиц крупных рабовладельческих деспотий насчитывали до 200тыс. жителей, в Древнем Риме до 700тыс. и в конце существования Римской империи 1млн. После падения Рима население его сократилось до 40тыс.

Ранее средневековье из-за слабого развития ремесел и торговли и политической раздробленности не знало городов в полном смысле этого слова. Рост феодальных городов и населения начался с X-X1вв и был обязан развитию ремесел и торговли, достигших своего расцвета в XIV-XVвв.

Большинство современных городов мира - детище капитализма. К началу промышленной революции насчитывалось 750 городов с числом жителей более 5тыс. человек, 45 свыше 100 тыс. человек. В середине 70х годов ХХ в. крупных городов было >2000.

У нас первые города возникли в Закавказье и Средней Азии в I тысячелетии как центры государств и греческие колонии. На Руси это были резиденции князей и центры торговли. Древняя Русь называлась Гардарик – страна тысячи городов. В XII веке несколько десятков тысяч человек проживало в Киеве, Новгороде. Многие русские города были уничтожены татаро-монголами. Возрождение городов началось с конца XV в. Укреплённые пункты переросли в города. В эпоху промышленного развития и промышленного переворота с конца XVIII-XIX происходил рост старых и возникновение новых городов, как в Европе, так и других регионах мира.

Рост удельной численности горожан в общей численности населения земного шара иллюстрируют следующие показатели:

1800-3%; 1904-13,6%; 1950-29,8%; 1978-39%.

Этот период урбанизации вначале протекал медленно и охватил развитые страны. С 50х годов текущего столетия в результате распада колониальной системы, начавшейся научно - технической революции и вызванного ею коренного перелома в структуре производительных сил урбанизация достигла невероятных темпов, охватила все страны – феномен урбанизации. Урбанизация сложна и противоречива. В разных странах и на континентах проявляется по-разному, чем выше уровень экономического развития и плотность населения, тем урбанизация страны выше.

Наиболее распространенным показателем уровня урбанизации является доля городского населения. Развитые страны - ФРГ- 84,7%; США - 72,9%; Япония - 76,2%; Нигерия - 20,4%.

Значительна урбанизация в странах с развитой горнодобывающей промышленностью: Ирак-72%; Венесуэла-82%. Это - ложная урбанизация.

Дополняется степенью концентрации населения в больших городах. Большие города растут быстрее. Особенно города гиганты: 1850 - 4 города > 1млн. человек; 1900-12; 1950-65; 1980-225.

В развитых странах сосредоточенно 2/3 городов – миллионеров, составляет примерно 40% всех горожан этих стран. В последнее время доля городского населения начала снижаться.

Дальнейшая концентрация городского населения необратима. Плотность городского населения очень велика - 9тыс/кв. км - Нью-Йорк, а в Токио - 11тыс. чел/кв.км. Возникают проблемы, в том числе экологические «общество – природа», санитарно-гигиенические, транспортные и т. д. Происходит интенсивное развитие сферы обслуживания, инфраструктуры, транспорта.

В большинстве стран урбанизация происходит хаотично, что ведёт к росту безработицы в развивающихся странах и гипертрофии сферы услуг. Рост трущоб – бидонвиллей, фавелл на окраинах – типичная картина для развивающихся стран. В развитых странах наблюдается рост пригородов органически связанных с центром. В результате слияния их с городом возникают агломерации или мегаполисы. Город вырождается в агломерацию, происходит их рост. В состав агломераций входят главный город (ядро агломерации) и окружающие его населенные пункты, промышленные, рекреационные и другие зоны

Главные взаимосвязи внутри агломерации производственные. Это также и промышленные узлы. Границей обычно является двухчасовая транспортная доступность, а средний радиус составляет примерно 40 – 50 км. Границы агломераций часто не совпадают с их административными границами, так как в последнем случае не учитывается зона их влияния.

В мире несколько тысяч городских агломераций, в которых сосредоточена громадная индустриальная мощь и человеческие ресурсы. Агломерации бывают моноцентрические (Москва) и полицентрические в добывающих районах (Донбасс, Кузбасс, за счёт срастания поселков). Типичной чертой агломераций являются маятниковые миграции, например, в Москву ежедневно приезжает 0,6 млн. чел из пригородов. В некоторых странах (США и др.) сейчас идет активный отток населения и промышленных предприятий из ядер (центров) в пригороды. Такой процесс называется субурбанизация. Состоятельное население живет в пригородах, что приводит к расовым различиям. Рост негритянского и цветного населения в центрах агломераций. Бегство состоятельных налогоплательщиков приводит к ухудшению условий жизни в центральных районах. У нас население пригородов также росло быстрее, чем центров.

Стадии урбанизации.

1. Стадия точечной урбанизации - характеризуется опережающим развитием отдельных городов-цент­ров («полюсов роста»). Происходит движение насе­ления из сельской местности в города, рост доли го­родского населения, прежде всего жителей больших городов.

2. Субурбанизация - характер-ся опере­жающим развитием поселений в зонах влияния круп­ных городов. Происходит развитие окраин, возрас­тает плотность населения в пригородах.

3. Рурбанизация - связана с возникнове­нием новых центров вдали от сложившихся, рос­том населения в малых городах, сельской местно­сти. Происходит проникновение городских жизнен­ных стандартов в сельскую местность.

4. Реурбанизация - характеризуется стабили­зацией численности населения крупных городов, их обновлением, в том числе градостроительной рекон­струкцией. Этот процесс наблюдается в крупных го­родах западноевропейских стран в настоящее вре­мя. Отдельные признаки реурбанизаци проявляются в последние годы в столице Беларуси - Минске.

 

 

Билет 7.

Экологические проблемы.связанные с ростом городов:

1)увеличение плотности населения,

2) в крупнейших городах на 15% уменьшается инсоляция;

3)увеличивается количество осадков;

4)увеличивается заболевания инфекционного и онкологического характера.

5) накопление твердых отходов

6) загрязнение атмосферного воздуха

7)сокращение численности животных и растений.

8) загрязнение воды.

9)электромагнитные поля.

10)шум.

Рефлексию можно рассматривать, с одной стороны, как системообразующий фактор, с другой стороны - как универсальный управляющий механизм системы знаний и опыта субъекта. На протяжении всей жизни человек, накапливая знания, конструирует и перестраивает свое мировоззрение, помещая в него разнообразные, часто противоречивые представления, модели поведения, способы действия и т.д., а затем использует все это для управления собственным поведением. При этом рефлексия как механизм, реализующий эту управляющую функцию, направленную на совершенствование системы мировоззрения, играет особо важную роль. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования.

Очевидно, что без формирования профессиональной рефлексии невозможно гармоничное развитие составляющих профессионального мышления, а также профессионально важных качеств.

Профессиональные знания и умения превращаются в мертвый груз и быстро утрачиваются без осознания и внутреннего осмысления их специалистом, не говоря уже о развитии личностных особенностей и психологических позиций.

А. В. Карпов, В. В. Пономарева, рассматривая аспекты теоретических и экспериментальных исследований рефлексивной регуляции профессиональной деятельности, отмечают, что проблема рефлексии уникальна в такой же степени, как и сама рефлексия. Действительно, благодаря свойству рефлексивности человек наделен таким уникальным качеством, которого нет ни у одного из иных живых существ, - самой способностью сознавать. Бытие сознания невозможно без осознания этого бытия, что тождественно рефлексии как таковой. Рефлексия - не только продукт сознания, но также форма его существования, важнейшее его условие и один из его основных механизмов

Окружающая среда -непосредственный объект. на который опирается человек при «осознательном процессе», поэтому ее качество играет роль на его профессиональную рефлексию.

Билет 8.


Характеристика «депрессивность» применительно к территориальным образованиям появилась в 20-30е годы прошлого столетия, однако она не нашла своего правового закрепления. Кроме того, при существенной территориальной дифференциации регулирование территориального развития проходит в основном в рамках межбюджетных отношений и государственных целевых программ, другие инструменты используются мало из-за недостатка финансирования. Отсутствие статуса депрессивной территории приводит к тому, что выделить из общей суммы финансовой помощи, получаемой регионом из ФФПР, долю поддержки территории как депрессивной достаточно сложно. Отдельной строкой федерального бюджета такая помощь выделялась только в 1998 г. 27 субъектам Федерации и 1 муниципальному образованию.

В настоящее время к депрессивным могут быть отнесены Ивановская, Читинская, Курганская, Кировская области, Чувашская Республика, признаки депрессивности наблюдаются в Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Амурской, Архангельской, Ленинградской, Рязанской, Владимирской, Волгоградской, Псковской областях, Алтайском крае и др.

Истоки депрессии заложены структурной политикой 1960-80х годов, когда при решении территориальных проблем упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии и низкой активности самих территориальных единиц и местных органов власти, действовал остаточный принцип их финансирования. Ситуация усугубилась структурной перестройкой начала 90-х годов, финансовым кризисом 1998 г., экономические и социальные последствия которых сглаживались недостаточно. В условиях развития рыночных отношений такая политика требует существенной корректировки.

Найденова Раиса Ивановна,

докторант Орловской Региональной Академии Государственной Службы,

доцент Старооскольского Технологического Института

(филиал) Московского Государственного Института Стали и Сплавов

(технологического университета).

Для региональной политики зарубежных стран характерно внимание не
только к наиболее отсталым, депрессивным и другим проблемным
территориям, но и к территориям полюсам, ядрам, коридорам экономического роста, государственная поддержка которых может оказывать наиболее сильное воздействие на структуру и динамику национальной экономики.

Экономические районы Западной Европы делят на четыре группы:

1) высокоразвитые районы, где развиваются новые отрасли экономики;

2) старопромышленные районы;

3) районы нового освоения;

4) отсталые аграрные районы.

По мнению английского ученого Р. Хадсона, старопромышленные регионы, так называемые "мастерские мира" утрачивают свое значение. Формируя стратегию выживания "периферийных районов", к которым в полной мере относятся горнопромышленные территории, Хадсон видит четыре возможных варианта реорганизации:

· всемерное развитие малых и средних предприятий, поиск путей создания новых рабочих мест в малом бизнесе, освоение взамен крупного производства так называемой предпринимательской "культуры самозанятости";

· создание обновленной экономической системы на базе привлеченных в регион филиалов крупных, а по возможности и транснациональных компаний - при условии организации пропаганды привлекательного имиджа территорий;

· переход на экономику "обслуживания" - туризм, рекреационная сфера, развлечения и т.п.;

· отказ от производственной сферы и превращение территории в зону "жилья и потребления", где основной источник существования - государственные пособия и субсидии.

При этом Р. Хадсон подчеркивает, что локальные инициативы при реализации любого варианта или комбинации вариантов недостаточны для решения проблем реструктуризации территорий. Д. Садлер обращает внимание на то, что депрессивное состояние некоторых территорий ведет к отторжению целых региональных групп населения от процессов социально-экономического развития общества. На примере некоторых старопромышленных территорий западной Европы можно видеть, насколько низкий трудовой статус, регрессивное распределение доходов, неразвитость социальной инфраструктуры, противоречия социальных слоев обостряют социально-политическую ситуацию в подобных районах (1).

Старопромышленные районы, одними из первых вступившие в стадию индустриального развития, имея слабо диверсифицированную структуру хозяйства и свои специфические особенности внутренней территориальной структуры, при смене экономико-технологических укладов производства закономерно входят в стадию депрессии. Здесь сконцентрированы традиционные индустриальные производства, переживающие в настоящий момент структурный кризис, испытывая при этом дефицит капитала, реалистичных и конкурентоспособных проектов развития.

В развитых зарубежных странах наиболее типичными проблемными регионами являются старопромышленные. Это регионы, специализированные на «уходящих» отраслях предыдущих промышленных укладов, не успевшие заблаговременно развить новые прогрессирующие отрасли.

В ранг депрессивных регионов попали многие угольные и метал­лургические районы Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, затем в их число попали регионы с большим объемом текстильной промышленности, «грязной» химии, спрос на продукцию которых постепенно снижался вследствие перемещения производства в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, меньшими экономическими ограничениями и другими конкурентными преимуществами. В очень трудном положении оказались аграрные и периферийные территории, малопривлекательные для развития современного наукоемкого производства, сферы деловых услуг, научно-образовательных центров. Такие регионы из года в год теряли квалифицированные кадры и учащуюся молодежь, что закрепляло их отставание.

В Западной Европе сегодня сложилась определенная система го­сударственного регулирования депрессивных территорий старопромышленного типа.

Общие для всех стран принципиальные положения этой системы заключаются в следующем:

• признание государственной поддержки в качестве необходимого условия подъема кризисных и депрессивных регионов, которую следует оказывать заблаговременно, до наступления кризиса, еще на стадии благополучного, стабильного развития;

• в практике региональной политики воздействие не на регион в целом, а на наиболее проблемную его часть;

• решение приоритетных социальных проблем путем создания новых рабочих мест высокой квалификации для местных кадров, недопущения снижения уровня доходов населения, развития социальной инфраструктуры;

• стабилизация периферийных старопромышленных районов посредством развития в них новых наукоемких отраслей промышленности,
деловых услуг, рекреации;

• ориентация на внутренние ресурсы региона для достижения стабиль­ности развития.

Наряду с государственным регулированием, в модернизации старопромышленных районов зарубежных стран в ряде случаев велика роль транснациональных корпораций (ТИК), располагающих большими финан­совыми возможностями для крупных инвестиций в экономику (если это им выгодно).

Так, ТНК с высокой долей американского, японского, немецкого капитала способствовали созданию новой «силиконовой долины» в Центральной Шотландии, стабилизации экономического положения Южного Уэльса и Эльзаса. Развитие добычи нефти и газа вблизи берегов Великобритании и Норвегии способствовало ускоренному развитию прибрежных районов этих государств и выходу из числа депрессивных (2).

В Германии наибольшее значение для мирового опыта регулирования проблем регионов имеют примеры Рурского района и земель бывшей ГДР.

Старопромышленный Рурский регион, сыгравший огромную роль в индустриализации Германии, объединяет сегодня в один коммунальный союз (Рурская область) 11 городов и прилегающие к ним местности (4,4 тыс. кв. км, 5,4 млн. чел.).

После Второй Мировой войны регион в течение одного десятилетия восстановил свою экономическую мощь, основой которой являлась угольная промышленность. Было построено 50 новых шахт, а добыча угля в 1954 г. достигла 112,8 млн. т. Однако уже со второй половины 1950-х годов в угольной промышленности Рура начался кризис вследствие конкуренции импортной нефти. Добыча угля резко упала, многие шахты закрывались, кризис распространился на связанные с угледобычей отрасли, росла безработица.

Правительство ФРГ выбрало путь специальной экономической поддержки Рурского района. Вначале стали выдаваться дотации угольной промышленности и субсидировалось потребление угля, особенно ТЭЦ, с целью сохранения покупательского спроса на уголь. В 1968 г. был принят федеральный закон о реструктуризации и оздоровлении угольной промышленности и угледобывающих регионов, в соответствии с которым государство определяло минимально необходимый объем добычи угля в стране, размер дотаций, субсидии высвобождающимся рабочим и затраты на их переквалификацию.

В 1969 г. вся угольная промышленность Рура была объединена в один концерн «Рурколе» («Рурский уголь») на основе договора министра экономики ФРГ, правительства земли Северный Рейн-Вестфалия, владельцев шахт и профсоюзов. Угледобывающие предприятия были связаны долгосрочными контрактами с металлургическими заводами и электростанциями. Существенное влияние на стабилизацию продажи угля оказал специфический налог - «угольный пфенниг». Каждый лишний пфенниг (0,01 марки), выплачиваемый потребителям сверх цены киловатт-часа электроэнергии, поступал в специальный фонд обеспечения потребления угля, все средства которого направлялись на покупку немецкого угля вместо более дешевого иностранного (отменен в 1995 г.).

Эти меры правительства ФРГ позволили избежать обвального падения добычи угля и выиграть время для постепенной и управляемой реструктуризации всей экономики Рура. Основными направлениями реструктуризации экономики региона явились:

• модернизация других «старых» отраслей промышленности;

• развитие высшего образования;

• создание технологических центров и на их основе – наукоемких

производств;

• улучшение окружающей среды.

Промышленная модернизация охватила большинство металлургических и химических заводов, предприятий тяжелого машиностроения. Были ликвидированы экологически грязные производства, радикально обновлен ассортимент продукции, уменьшены промышленные территории.

В Рурском регионе в 1960-1980 гг. было основано 5 новых уни­верситетов с целью создания центров обучения, сокращения молодежной безработицы, ограничения эмиграции из региона и привлечения новых кадров. Значительная доля местных студентов обучается бесплатно, малообеспеченные студенты получают стипендии. Общая численность студентов достигает 150 тыс. (в 2 раза больше современной численности шахтеров), многократно возросло число научных работников и преподавателей, 12 технологических центров (1993 г.) усиливают научно-инновационный потенциал региона, предоставляя предпринимателям помещения, оборудование, логистику, организационную и финансовую помощь.

Деятельность по устранению и переработке промышленных отходов, защите и расширению зеленого ландшафта координировалась «Коммунальным союзом» с использованием различных финансовых источников. Результатом реализации этой программы явилось экологическое оздоровление всего региона, а самая загрязненная территория вдоль реки Эмшер была превращена в огромный ландшафтный парк протяженностью 320 КМ, вмещающий зоны отдыха и экозоны, технологические музеи и инновационные выставки.

К середине 1990-х годов Рурский регион в основном завершил Процесс коренной реструктуризации хозяйства. Хотя Рур по-прежнему остается крупнейшим угольным бассейном Германии и Западной Европы, доля занятых в угольной промышленности составляет сейчас 4,5% (73,5 тыс. из 1,6 млн. человек), при этом продолжается высвобождение шахтеров. Концерн

«Рурколе» последовательно превращался в многоотраслевую региональную, национальную, а затем и в транснациональную корпорацию. В 1995 г. он объединял все 78 шахт бассейна, 3 коксохимических завода, 2 брикетные фабрики, стал владельцем основных пакетов акций в компаниях по производству электроэнергии и тепла, строительных материалов на основе шахтных отходов и работы ТЭЦ, производству разных химикатов, оборудования для горной промышленности и многого другого. Концерн осуществляет сбыт угля в Германии, добычу угля в США и Венесуэле, ведет рекультивационные работы, строительство дорог и т. д. Вместе с тем добыча и потребление угля по-прежнему дотируются из федерального бюджета.

Аналогичную функциональную эволюцию проходит рурский концерн «Крупп-Хоэм» - крупнейший производитель стали, где только четверть работающих занята в черной металлургии, а три четверти - в новых отраслях: металлообработке, машиностроении и др.

Объединение двух германских государств в 1990 г. породило комплекс новых региональных проблем, обусловленных большими социально-экономическими различиями между западными и восточными землями. Объединение произошло внезапно, не давая возможности для постепенного сближения экономических и социальных условий двух государств. Следствием стали шоковые потрясения в экономически более слабых восточных регионах, многие из них внезапно стали проблемными по следующим причинам и признакам:

1) резкий спад производства ввиду потери спроса на национальном
рынке и рынке Восточной Европы, что породило массовую безработицу и
отток кадров;

2) значительное отставание от западных земель по технической и
социальной инфраструктуре, качеству окружающей среды, эффективности
производства и уровню жизни;

3) необходимость быстрой смене специализации основных отраслей производства;

4) необходимость коренного изменения всей институциональной структуры, ее адаптации к условиям ФРГ.

Новая ситуация потребовала разработки и реализации и новой ре­гиональной политики, принятия специальных законов, определяющих особый статус восточных земель, масштабной финансовой помощи из федерального бюджета экономически сильных западных регионов, осуществления программы реструктуризации и модернизации, развития инфраструктуры, образования и переквалификации кадров. Но даже огромная финансовая помощь не позволила за прошедшие 13 лет выровнять социально-экономические показатели в этих регионах, процесс этот потребует нескольких десятилетий.

 

Группа инженерно-технических задач

Решение данной группы задач направлена на обеспечение прочности и долговечности материальной среды и способствует жизнедеятельности города путём организации транспортных, энергетических, конструктивных и других мер устройства городской застройки.н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.21 (0.012 с.)