Оценка в трудах Н.А.Назарбаева Казахского ханства – как начала национальной государственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка в трудах Н.А.Назарбаева Казахского ханства – как начала национальной государственности.



Политическое положение в Казахстане накануне создания национального государства. ВXIV-XV веках казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Ка- ратау. Основное население казахских степей составляли такие пле­мена, как уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие.

Вышеназванные племена входили в состав населения госу­дарств Белая Орда, Ногайская Орда, Могулистан и ханства Абул- хаира. Казахские племена накануне образования Казахского хан­ства (XV в.) жили в следующих географических регионах: найма­ны - от Улытау до реки Ишим, конраты - от Туркестана до Кара- тау, аргыны - от Иртыша на западе до Центрального Казахстана, кереи кочевали в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегах озера Зайсан, между реками Обь и Тобол; дулаты жили на берегах рек Или, Чу и Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казахстана; канлы - у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жеты­су, уйсуны - в Жетысу, жалаиры - у подножий Каратау, на бере­гах Сырдарьи и в Жетысу.

Создавшиеся политико-исторические условия в XV веке ока: зали значительное влияние на образование национального госу­дарства казахского народа. Это было особенно заметно в регио­нах, где развивалось кочевое и полукочевое скотоводство, а также земледелие. Политическому объединению способствовало укреп­ление экономических, культурных, общественных и хозяйствен­ных связей между кочевым и оседлым населением. Образовались тесные взаимосвязи этнических групп, близких по языку, матери­альной и духовной культуре. Глубже стали проявляться солидар­ность казахских племен и их стремление к совместному отпору против иноземных завоевателей. Росло духовное сближение меж­ду казахами, кыргызами, ногаями, отчасти - узбеками, уйгурами и каракалпаками.

Однако вхождение отдельных казахских племен в другие поли­тические объединения - государства привело к межгосударственно­му раздроблению родственных этнических групп. Беспрерывные войны, раздоры между родами и племенами были причиной разрыва политических и экономиче­ских связей казахских племен, стали преградой па пути их объединения в единую народность. В связи с таким критическим положением встал вопрос об объединении казахских племен и ро­дов в единое независимое государство.

Социально-политическое, этнополитиче­ское, культурное развитие населения подгото­вило условия для объединения казахских пле­мен в единое государство.

Керей и Жаныбек. Попытка преодоления раздробленности, политической разобщеннос­ти частей казахского народа и объединения его в единое государство выпала на долю султа­нов Жаныбека и Керея. Борьба Жаныбека и Керея с потомками Чингисхана за создание своего государства на исконных тюрк­ских землях нашла поддержку не только среди вождей племен и старейшин родов, но и рядовых скотоводов и земледельцев. Это было ярким доказательством стремления людей к созданию само­стоятельного Казахского ханства.

Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кри­зисные события во внутреннем и внешнем положении существовав­ших тогда на территории Казахстана двух государств - ханства Абул- хаира (государства кочевых узбеков) и Могулистана. В XV веке"хан­ство Абулхаира и Могулистан утратили былую мощь и пришли в упа­док', почти перестав существовать как государства. К тому же в обо­их ханствах шла беспрерывная междоусобная борьба за власть. Наи­более влиятельные вожди племен Жетысу и на востоке Дешт-и-Кып- чака стремились к политической независимости. В целях достиже­ния этой цели они искали себе могущественных покровителей.

Деятельность Керея и Жаныбека по созданию независимого (‘диного государства полностью отвечала интересам казахского об­щества. Уже в 40-50-х годах XV века по­давляющее большинство племен юга Казах­стана, подножий Каратау, побережий Сыр­дарьи и северной части Туркестана сплоти­лось вокруг этих султанов.

Второй предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного государства являлись беспрерывные крово- иролитные войны и феодальные междо­усобицы в ханстве Абулхаира в середине XV пока. Немалую роль в этом сыграло и усиле­ние феодального угнетения простого народа.
Вследствие непрерывных кровопролитий и феодальной раз­дробленности нарушились веками существовавшие традиции пользования пастбищами и маршрутами кочевок. Кочевые племе­на лишились возможности использовать привычные жайляу и зи­мовки. Такое положение ухудшило жизнь и быт племен, занятых кочевым скотоводством. Нависшие над народом невзгоды усили­ли его желание об избавлении от господства хана Абулхаира и стремление к вольной и мирной жизни.

Султаны Керей и Жаныбек сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превра­тились в вождей казахских племен, выступивших против господ­ства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они пере­кочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство. Главное отличие создаваемого султанами Ке- реем и Жаныбеком Казахского ханства от Золотой Орды, Белой Орды и других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а, наоборот, на основе мест­ных исторических, экономических и этнических предпосылок.

Из всего вышеприведенного можно заключить, что создавши­еся в середине XV века политические и экономические условия явились предпосылками создания под руководством султанов Ке- рея и Жаныбека Казахского ханства в Западном Жетысу.

9 Хан Абылай как политический и государственный деятель.

АБЫЛАЙ, Абилмансур [1711 (в русских источниках — 1713) — 23.05.1781, Южный Казахстан, Арыс], крупный государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир-хана в пятом поколении.

В годы “Ақтабан шұбырынды” (“Годы Великого бедствия”), оставшись сиротой, нашел приют у Толе би, который поручил ему пасти своих верблюдов. Рос храбрым, сметливым и умным, с юных лет познал тяготы жизни. По сведениям Бухар жырау, Умбетей жырау и других представителей устной литературы, Абылай в молодости стал известным воином. В одном из сражений Абылай убил Шарыша — сына (в некоторых источниках — зятя) жонгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна. После победного боя стал султаном Среднего жуза, авторитетным и сильным правителем. Все называли его Абылаем в честь деда.

В сражениях 1730—1740 против жонгар Абылай обрел славу батыра.

В 1738—1741 казахские войска под рукуводством Абылая нанесли сокрушительные удары жонгарским захватчикам.

В 1741 Абылай был взят в плен жонгарами. В исторических документах говорится, что Толе би и Абилхаир-хан направили в Оренбургскую администрацию просьбу помочь освободить Абылая. Это произошло 5 сентября 1743. Новый этап укрепления власти Абылая (1744) совпал с переездом Абилмамбет-хана в Туркистан. Будучи дальновидным политическим деятелем, Абылай решил использовать и дипломатические пути, чтобы поддержать народ, уставший от тяжелых боев с калмыками.

В августе 1740 вместе с ханом Среднего жуза Абилмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства. Вместе с тем он не прерывал отношений с Цинской империей, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства. Все свои силы Абылай отдавал восстановлению независимости страны.

В 1752 руководимое им войско (примерно 15—20 тыс. человек.), отбило нападение ойратов. В декабре 1753, успешно сражаясь с жонгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков.

В 1756 под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном сражении потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу.

В 1757 воины Абылая численностью 6 тыс. успешно боролись против китайских войск, в состав которых входило 40 тыс. человек. В результате китайцы попросили у Абылая мира. В 1771 в тяжелых боях с калмыками на побережье р. Мойынты Абылай одержал еще одну победу. Абылай не прекращал борьбу против тех, кто посягал на казахскую землю.

В 1754—1755 и в 1764 кыргызы напали на некоторые аулы в Жетысу, разгромили отряды батыров Жаугаш, Кокжал Барака и Шынкожы на берегах рр. Аксу, Коксу и Шу. В ответ Абылай собрал значительное войско и нанес поражение кыргызам, очистив междуречье Иле и Шу. Таким образом он установил сохранившуюся до нашего времени границу между казахами и кыргызами от Нарынкола до Кордая. Последние 15 лет жизни Абылай вел постоянную борьбу против средне-азиатских ханств.

В 1765—1767 война Абылая с правителем Коканда Ерденбеком увенчалась взятием гг. Туркистан, Сайрам, Шымкент и обязательством Ташкента платить ему дань. Абылай вел длительную борьбу с калмыками. Причиной стала откочевка волжских калмыков в 1771 (170—180 тыс., войско 40 тыс. чел.) в Жонгарию через казахские земли. Узнав об их приближении, хан Младшего жуза Нуралы собрал войско и выступил им навстречу. Вблизи оз. Балкаш отряды под предводительством Абылая окружили калмыков. Тогда руководители калмыков Убаши и Галдан-Цэрэн послали послов с просьбой о перемирии и принятии в казахское подданство. На военном совете, созванном для обсуждения предложений калмыков, Абылай старался убедить в том, что нет необходимости в истреблении врага. Он предлагает прийти к соглашению с калмыками, дать им возможность перекочевать в Жонгарию через казахские земли. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство.

В 1771 скончался Абилмамбет. По установленной традиции ханом Среднего жуза должен был стать один из братьев или старший сын Абилмамбета Абилпеиз. Однако, по желанию главных султанов, старшин и самого Абилпеиза, влия­­тельные представители всех трех жузов провозгласили ханом Абылая. Несмотря на то что Абылай официально признали ханом всего казахского народа, китайский император, Жонгарское ханство, страны Средней Азии и российская императрица Екатерина II, боясь возросшего авторитета Абылая, считались с ним только как с ханом Среднего жуза. Абылай вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского государства, находящегося между империями — Россией и Китаем.

В целях объединения мусульманских стран Абылай начал переговоры с правителем Афганистана Ахмат-шахом Дуррани. У него было намерение послать в Турцию свое посольство. По мере сближения с китайцами Абылай стал избегать отношений с Россией, в 1779 он отказался поехать туда по приглашению царской администрации для принятия знаков ханского достоинства. Во время восстания Е.Пугачева Абылай с войском в 3000 человек атаковал русские крепости.

Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил кюи: “Ақ толқын”, “Бұлан жігіт”, “Дүние қалды”, “Жетім торы”, “Қайран елім”, “Қара жорға”, “Қоржынқақпай”, “Майда жел”, “Садаққаққан”, “Сары бура”, “Шаңды жорық” и другие. Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу р. Арыс. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмета Яссауи. У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен.

10 Активизация переселения на казахские земли русских крестьян и представителей европейских народов из центральной России, проведение экспедиционно-исследовательских работ.

Кроме вышеуказанных этнических групп, на территории Казахстана к концу XIX века появляются и представители других народов. Наиболее крупной диаспорой, прибывшей из европейской части России, были мордвины. В 1897 году их численность составила почти 12 тысяч человек. Они в основном расселились в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области. Со временем они подверглись постепенной ассимиляции русским населением.

 

Практически во всех городах Казахстана появляются евреи. Компактное их расселение было в Акмолинской и Сырдарьин-ской областях. Ограничение в выборе рода занятий и еврейские погромы в европейской части России привели к некоторому увеличению их численности в городах Казахстана к ХХ веку — свыше 1,6 тыс. человек.

В начале XX века в казахские степи небольшими группами стали прибывать болгары из Украины и Бессарабии. Они были вынуждены переселяться из-за заметной земельной тесноты в местах прежнего проживания. В 1908—1910 годах первые болгарские переселенцы основали села Разумовка и Андрияновка в Павлодарском уезде Семипалатинской области и Болгарка в Актюбинском уезде Тургайской области. На рубеже XIX—XX веков на территории Казахстана стали появляться группы болгар, которые работали на сезонной основе. В частности, в летнее время около города Кустанай они занимались чигирным огородничеством. Земли они арендовали у местного населения. При помощи чигирей они поднимали воду и подавали ее самотеком на поля. Такие огороды давали богатые урожаи.

По результатам Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в Казахстане проживали узбеки (29,5 тысяч), туркмены (2,8 тысяч), башкиры (2,6 тысяч), калмыки (997), таджики (987). Небольшие группы эстонцев (375) появились на территории Акмолинской области.

Если до середины XIX века Казахстан преимущественно заселяли военное сословие и казачество России, то со второй половины этого столетия ситуация меняется коренным образом. Начинается невиданное ранее массовое переселение российских крестьян на территорию края.

Существовал ряд причин, способствовавших массовому крестьянскому переселению на территорию Казахстана. Во-первых, в 1861 году в России было отменено крепостное право. Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Но они в массе своей оказались безземельными или малоземельными. Это вызвало волну крестьянских выступлений. Чтобы снять накал крестьянских бунтов, царское правительство решило организовать их массовое переселение на территорию Казахстана и Сибири. Во-вторых, Российская империя решила создать себе из переселяемых крестьян надежный оплот на территории края. Беспрерывная череда восстаний казахов вынудила самодержавие пойти на эти меры. В-третьих, путем переселения крестьян царизм думал и о переводе казахов на оседлый, земледельческий образ жизни. В этом случае высвобождалось большое количество земли. К тому же появлялась прекрасная возможность для лучшего контроля за номадами. В-четвертых, со стороны царской администрации был план проведения через крестьян политики христианизации и русификации местного населения. В-пятых, крестьяне должны были превратить Казахстан в хлебную житницу империи. Казаки, находящиеся на военной службе, не смогли полностью обеспечить продовольствием военные гарнизоны, чиновничье население края. В России распространялись слухи и письма переселившихся крестьян о привольной жизни на новом месте. Они также привели к массовым переселениям на восток, в «зауральскую окраину».

11Раскройте влияние революции 1905-1907 годов на общественно-политическое развитие Казахстана.

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905 — 1907 гг, в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Аграрное движение было представлено в основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. Национально-освободительное движение объединяло различные слои казахского аула, начиная от широких масс коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и мусульманского духовенства.

Рабочее движение в Казахстане в 1905 — 1907 годах вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России:забастовкина Успенском

медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов.

Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а также целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре — декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Пе-ровска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой революционной власти».

Первая российская революция 1905 — 1907 гг. способствовала возникновению в крае первых групп и организации РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская организация, которая проводила большую пропагандистскую работу среди трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.

С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз типографских рабочих.

Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 году объединял 6 тысяч человек, т. е. 40,8 % всех рабочих -и служащих линии.

Своеобразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3,5 % от их общей численности.

Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и социально-экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли шаруа и переселенческое крестьянство.

Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев-феодалов и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением хозяев, представителей власти, отказом от уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов, и т. д. Так, например, казахские шаруа из Лепсинского уезда Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного правителя, избили сопровождавших его стражников и баев. Летом 1905 г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Сырдарьинской областях.

В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюдные собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и нужды шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-пе-реселенцами и солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и волостей этого уезда.

Крестьянские выступления происходили и в уйгурских, и дунганских кишлаках Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также против царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся из центральных губерний русских крестьян, беднейшей части казачества и солдат отдельных гарнизонов.

В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место заняла петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции, многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в справедливость царя, но и являются своеобразной формой протеста против произвола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель, пастбищ, лугов, против непосильных налогов, повинностей и других злоупотреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу «От киргиз — русским», которое было в феврале 1907 г. опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (на татарском языке в Оренбурге). В нем подчеркивалась гибельность колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробуждение казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против угнетения.

В развитии рабочего и аграрного движения в Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившаяся на рубеже XIX — XX вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно-политической деятельности она объединяла различные группы, но основную часть ее составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян различной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало проправительственные, имперские позиции. Политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т, д.), так и черносотенных партий.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенций в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса края. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами.

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и другие, хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов ч др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию-филиал с конституционно-демократической партией России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся II съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признании всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытии школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.

Национально-освободительное движение казахов в эти годы приняло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных Школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.

В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее крупных областях края со значительным числом русского населения большим влиянием пользовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского населения — представители либерально-демократической национальной интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения. Во II Государственную думу от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения — 5 человек.

Во II Государственную думу депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совместно с другими «националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины.

Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции 1905—1907 гг., в особенности выступления рабочих, крестьян и интеллигенции, несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школой для местных трудящихся, опыт которой ими был использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.026 с.)