Предмет современной истории Казахстана и обязанности курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет современной истории Казахстана и обязанности курса.



Предмет современной истории Казахстана и обязанности курса.

Предметом истории современного Казахстана является изучение исторических событий, явлений, фактов, процессов, выявляющих исторические закономерности развития Республики Казахстан.

Задачи курса:

· Изучение казахского языка как государственного, русско­го — как языка межнационального общения

· Создание условий для ненапряженного обучения казахскому языку и воспитания активной саморазвивающейся личности.

· Формирование теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей стратегическим задачам укрепления суверенной государственности Казахстана и национальной безопасности

· Создание идеологической и духовной основы для консолидации полиэтинического и поликонфессионального казахстанского общества

· Раскрытие научных принципов, определяющих уникальное и значимое место истории современного Казахстана в контексте всемирной истории, в диалоге культур Востока и Запада.

· Способствовать формированию гражданской позиции студентов, умения ориентироваться в событиях внутренней жизни государства и международных отношениях.

 

Оценка трудов ученых-мыслителей тюркской эпохи в независимом Казахстане (Абу Насыр Аль-Фараби, Ходжа АхметИасауи, Махмуд Кашкари, ЖусипБаласагуни, М.Х. Дулати)

Образование Казахского ханства – как закономерный результат политического развития феодальных государств на территории Казахстана в ХIV-XV вв.

Государственные образования на территории Казахстана существовали и до нашествия монголов. Так, на юге Казахстана еще в VI—VII вв. сложилось раннефеодальное государство — Западно-Тюркский каганат, позднее — государство Карлуков (VIII—IX вв.), в Х в. возникло феодальное государство Караханидов. На севере Казахстана в Х в. сложилось Кимакское феодальное государство, которое к Х 11 в. стало называться Кыпчакским. Существовавшие тогда государственные образования в результате монгольского завоевания были разрушены. Территория Казахстана была поделена между улусами Чингисхана. Феодальные усобицы жошидов и чагатаидов, походы Тимура обусловили замедленность как хозяйственного, так и общестенно-экономического развития, консервацию патриархалыю-феодальных порядков. Тем не менее, социально-экономические и этнополитические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV—XV вв. привели к закономерным итогам — образованию Казахского ханства. Ханства, возникшие здесь во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между жошидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, жошидами. Правнук Урус хана, сын правителя Ак Орды Барак хана Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого и полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. XVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан. В исторической литераторе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кыпчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством жошидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х гг. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягот феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья. Источники повествуют об активной внешней политике первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака. Последние три десятилетия XV в. — это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мощь тимуридов, их влияние. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451—1510 гг). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и-Кыпчаке и на присырдарьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбани потерпел поражение - и в 1486 г. ушел в Хорезм. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в. гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.

Исторические предпосылки образования казахской народности. Происхождение казахского народа можно разделить на две группы: лингвистические и антропологические. Первый период предстает перед нами с выраженными хоз-культурными традициями, этническими объединениями и рассовыми образованиями. Распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получило срубленная культура, которая послужила основой для нового уклада жизни потомков в последующую эпоху раннего железного века. В 15-16вв. завершился многовековой процесс формирования казах. нар. и ее этнической тер-рии. Решающий этап в этнических процессах в Каз. связан с массовым расселением тюрков с сер. 1тыс. н.э. С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов. Гос. объединения во второй половине 15-16вв. основных этнических групп в каз. народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования каз. нар. Монгольское нашествие серьёзно задержало процесс образования казахской народности, но не смогло остановить его. Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь, стала крепнуть давно установившиеся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племён. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической единой территории. В силу действия различных этнополитических, хоз, географических и иных факторов на территории К. возникли три этнотерриториальных объединения. Старший, Средний, Младший жузы. Их образования произошло под влиянием еcтественно-географических, политических и экономических факторов. Казах – тюркское слово. Тюркский термин «казак» первоначально употреблялся как определение социального статуса человека, свободного скитальца, искателя приключений, т.е. вольный независимый человек откочевщик. Поэтому, когда Джанибек и Керей откочевали от узбекского кочевого ханства Абулхаира, их стали называть первоначально узбек-казахами позже по мере укрепления ханства Джанибека и Керея всеподвластны им народы стали называть казахами. Когда в 1465 году Керей был провозглашен правителем нового государственного образования, оно получило название Казахское ханство.

Ахмет Байтурсынулы

(1873-1938 гг.)

Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды.

Родился в 1873 году 18 января в тургайском уезде Тосунской волости (нынешний Жангильдинский район Торгайской области) в семье простого казахского шаруа. С десяти лет учился в аульной школе. Когда ему исполняется 13 лет, отец его Байтурсын за открытое выступления против произвола царских властей приговаривается к каторжным работам на 15 лет.

В 1886 году поступает в Тургайское русско-казахское двуклассное училище, которое окончил в 1891 году. В 1891-1895 гг. учится в Оренбургской киргизской учительской школе. Этим и заканчивается, а А.Байтурсынова школьное образование. С 1895 по 1909 гг. работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Ахмет Байтурсынулы рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что в 1909 году был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через год сослан. В течении семи лет (1910-1917 гг.) Байтурсынулы как «политически неблагонадежный», находился под надзором царской охраны.

С именем Байтурсынова связано духовно возрождение казахского народа в его истории. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что без его алфавита и учебников, без его книг «Кырык мысал», «Маса», и газеты «Казах» не могло того всплеска национального самосознания, которое испытал наш народ в начале ХХ века. Ахмет Байтурсынов с его книгами и общенациональной газетой «Казах» был университетом для всех, кто умел читать в казахской степи в этот исторический период, он являлся активным членом партии «Алаш», которая боролась за воссоздания казахского государства. После октябрьского переворота 1917 года вместе со своими соратниками преследовал исключительно цели защиты национальных интересов казахского народа. Царский режим лишил его права жить и работать на родной земле, в 1910 году Байтурсынов был сослан в Оренбург. Ненавистен был Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными экспериментами. В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти.

В июне того же года А. Байтурсынов избирается членом ВРК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынов был председателем научно-литературной комиссии при Нарком просе, избирался председателем Нарком проса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, газете «Ак жол». В 1925-1929 гг. Байтурсынов преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом университете.

Отвечая, следователем ОГПУ в 1929 году он писал, что предпочитает заниматься научной работой, чем политикой. Но по велению судьбы до конца своей жизни он вынужден был заниматься политической деятельностью. Иначе и не мог быть. Интеллигенция эпохи подъема национального самосознания не может быть вне политики. «Мой идеал – отмечал он на допросе, - Это повышение культурного состояния казахского народа, так как в этом залог его развития и какая власть это сможет обеспечить той и я буду доволен».

 

Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.

Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие»(1912), «Пособие по языку»(1914), «Азбука»(1924), «Новая азбука»(1926-1928)

Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться сю миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию.

Ахмет Байтурсынов Он вошел в историю Казахской духовной культуры как выдающийся политик, блистательный переводчик классической русской и западной поэзии на казахский язык., писатель. Одним из первых в Казахстане нач. ХХ в. занялся серьезным углублением исследований идей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина и А. Кунанбаева о демакратическом устройстве общественной жизни.

Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником независимого демократического государства. Мы знаем, что партия Алаш не приняла Советскую власть. В этом трудно винить руководство партии. В партию Алаш вошли, в основном, представители молодой только нарождающейся буржуазной интеллигенции. Поэтому, было бы абсурдным думать, что молодая буржуазия Турана, считавшая себя авангардом общества, намечавшая построение нового буржуазно-демакратического государства.

Миржакип Дулатов

(1885-1935 гг.)

Миржакип Дулатов – поэт, публицист, переводчик, общественный деятель, педагог. Член правительства Алашорда.

Родился 25 ноября 1885 года в местечке Сарыкопа нынешней Костанайской области. Когда ему было всего два года умерла его мать. В 12 лет он становиться круглым сиротой. Потеряв отца, он стремился не только выжить, но и познать мир. Сначала Миржакип учился в аульной школе. Сам о себе писал: «Не помню я мать, но когда мне исполнилось 8 лет, отец меня отдал мулле-татарину, человеку крайне невежественному. Не помню сколько учился я у него, знаю только, что кроме заучивания арабских молитв по афтияку не научился ничему». Таково было многих детей его времени.

С двенадцати лет- учился в Торгайском двухклассном русско-казахском училище. По окончании педагогических курсов в 1902 г., Миржакип Дулатулы работал учителем в ауле, занимаясь самообразованием в свободное от работы время.

В дни революции 1905 года он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске, затем участвовал в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в Уральске в 1906 году, ездил в Петербург в составе группы делегатов этого съезда.

В 1909 г. вышел в свет первый сборник Дулатова «Оян, казах». Эти стихи – призыв к народу, нельзя находится в спячке, быть невежественным и позволять другим глумиться над собой. Это было первое смелое обращение демократически настроенного человека, просветителя к народу. В те времена мало кто осмелился бы так открыто призывать народ к борьбе. «Проснись, казах, оглянись вокруг. Нельзя так долго находится во тьме.» Эти слова призывают народ к действию. Свобода – не кусок хлеба, который нужен нам каждый день для поддержания жизни. Свобода – это нечто большое. Свободный человек сам определяет свою судьбу.

Стихотворения «К молодым», опубликованное в первом номере газеты «Серке» в 1907 г., отражает все увиденное и пережитое поэтом в период первой русской революции. Статья Дулатулы «Наши задачи», разоблачавшая царскую политику на национальных окраинах, была опубликована во втором номере «Серке». После этого, издание этой газеты было запрещено.

Второй сборник стихов Миржакипа под названием «Азамат» вышел в 1913 г. Он имел обширную переписку с русскими публицистами. В своих письмах он знакомил их с восточной культурой. Он работал в журнале «Айкап», в газете «Ак-жол». В 1926 г. работал преподавателем института народного образования в Оренбурге. В 1927 г. – помощником редактора газеты «Енбекши казах».

В сборник «Азамат» вошли не только стихотворения Дулатулы, но и его высокохудожественные переводы из Ф.Шиллера, А.С.Пушкина, Г.Тукая М.Ю.Лермонтова.

Тонким эстетическим вкусом и глубиной отличаются статьи М.Дулатулы о творчестве Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, объемистый труд «История происхождения казахов и кыргызов», «Библиографический указатель казахских книг» в двух частях и другие работы.

С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета «Казах», в которой Дулатулы активно сотрудничает с Байтурсыновым. Миржакып Дулатулы был одним из составителей программы партии «Алаш». С конца 1917 г. до апреля 1918-го Дулатулы возглавлял газету «Казах», являлся одним из руководителей правительства «Алаш Орда», членом его Военного Совета.

В 1919 г. М.Дулатулы вместе со многими другими деятелями алашординского движения переходит на сторону Советской власти. Начинается новый этап в жизни и творчестве Дулатулы.

В 20-30 гг. М.Дулатулы работал в редакциях газет «Ак жол», «Енбекши казах», журнала «Кызыл Казахстан», занимался переводческой деятельностью.

Со второй половины 20-х гг. начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. Дулатулы был арестован, и в апреле 1930 г. приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами тюремного заключения. Дулатулы скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. В ноябре 1988 г. Миржакып Дулатулы был посмертно реабилитирован.

М.Дулатулы прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие. Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики. Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством. Миржакип Дулатулы принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям.

В памяти народа Миржакип остался верным сыном народа. Он ушел из жизни в борьбе за свободу и независимость народа.

16 Общественно-политическая деятельность казахской интеллигенции в начале ХХ в. Газета «Казах», журнал «Айкап»,

Новый этап освободительного движения, являвшегося частью общероссийского, ознаменовался для окраин царской России развитием национальной печати — изданием периодической прессы: газет и журналов. Печатное слово просвещало народ.

Когда мы говорим о первых казахских газетах, то, прежде всего, называем «Туркестан уалаятынын газети», которая начала выходить с 28 апреля 1870 года в центре Туркестанского генерал-губернаторства в Ташкенте. Это было не самостоятельное издание, а приложение газеты «Туркестанские ведомости», выходившей на русском языке. Ежемесячно два номера выпускались на казахском языке, два — на узбекском. На страницах газеты были опубликованы материалы о Чокане Валиханове, о восстании мангистауских казахов (1870 год).

В 1888 году начала выходить газета «Дала уалаятынын газети», издававшаяся в Омске Степным генерал-губернаторством. После 1902 года обе газеты выходили как приложения к «Ведомостям» Акмолинской и Семиреченской областей. Эти органы по распоряжению властей издавались с целью закрепления колониальных захватов и духовного повиновения подданных на Востоке.

Эти газеты были правительственными. Кроме них казахи других газет не знали. Колониальная администрация печатала в них указы царя, распоряжения правительственных органов, освещала процесс освоения колониальных окраин, разъясняла суть имперской политики. Таким образом, эти издания носили информационно-справочный характер. Наряду с этим на газеты была возложена миссия пропаганды образа жизни колониального края под эгидой империи. С этой целью в неофициальном отделе были опубликованы материалы по истории, этнографии (народные обычаи, традиции), литературное наследие казахского народа и других тюркских народов.

Такое положение сохранялось до первой русской революции. Именно с этого момента началось движение, направленное на пробуждение народного сознания. События 1905–1907 годов нашли большой отклик и в Казахстане. Казахская беднота не хотела отставать от русских рабочих и крестьян, поднявшихся на борьбу против царского самодержавия. В ходе этой борьбы демократические силы Российской империи не добились отмены цензуры, но была объявлена свобода слова и печати. Это дало возможность для выхода революционных изданий, выпуска антиправительственных газет и журналов.

Именно в этот период появились первые ласточки казахской независимой печати. Первая из них — это «Казахская газета», вышедшая 2 февраля 1907 года в городе Троицке. Она открыто писала о колонизаторской политике царизма и объявила против нее политическую борьбу. Поэтому царское правительство закрыло «Казахскую газету» с первого же номера. Вторая независимая газета называлась «Серке» («Лидер»). И ее тоже постигла такая же участь. После выхода газеты (она издавалась в Петербурге) в редакции появилась полиция, которая арестовала весь тираж, а редакцию закрыла на замок. Причиной тому послужила статья М. Дулатова против политики правительства. Царская власть также прикрыла большевистскую газету «Орал», выходившую с 4 января по 27 апреля 1907 года в Оренбурге. Причина: газета среди казахских рабочих города распространяла революционные идеи и призывала их готовиться к вооруженной борьбе.

Постепенно народ понял силу печатного слова. Это стало возможным благодаря казахской интеллигенции, представители которой работали переводчиками, писарями и другими служащими при генерал-губернаторах. Они были патриотами своего народа, в сердцах которых горел огонь любви к родной стране. Несмотря на то, что за ними постоянно следило бдительное око цензуры, они смогли найти возможность для издания периодической печати.

Новую страницу в истории казахской периодической печати открыл журнал «Айкап», первый номер которого вышел в 1911 году. Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт и прозаик, журналист. За четыре года существования журнала вышло 88 номеров. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало души многих прогрессивно мыслящих людей. Но они не в силах были что-нибудь изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь — путь создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала. Журнал «Айкап» выходил в Троицке до августа 1915 года.

В 1913—1918 годах выходила газета «Казах». Всего было выпущено 265 номеров, тираж каждого номера в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил до 8 тысяч. В газете поднимались вопросы перехода казахов от кочевания к земледелию. В этой связи пропагандировались вопросы культуры земледелия, вместе с тем не отрицалось, что и в кочевой жизни есть свои плюсы, много полезного, от чего не нужно отказываться, а что необходимо использовать. Поднимались также вопросы равноправия и свободы восточных женщин, проблемы межнациональных отношений.

В период между Февральской и Октябрьской революциями в Семипалатинске начала выходить газета «Сарыарка». Редакторами ее были Р. Марсеков, Х. Габбасов. Газета опубликовала статью А. Ермекова «Да здравствует Алаш, да здравствует!», в которой декларировала решение второго Всеказахского съезда (12 декабря 1917 года) о провозглашении автономии Алаш-Орды.

Появление первых казахских периодических изданий стало коренным поворотом в развитии культуры. Как известно, ни одна страна не может существовать без журналистики, без периодической печати. Страна без журналистики — это страна без своей летописи, без исторической памяти. Почему Петр I, по примеру зарубежных государств, решил издавать свою газету? Потому что без газет народ и глух, и нем, и слеп. Казахи взялись за это дело только в начале XX века. Появление национальной периодической печати — это заслуга передовых сынов казахского народа того времени, таких как Мухамеджан Сералин, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и многих других.

Ответ в 18

20 Июльский Всеказахский съезд и решение об образовании партии Алаш. Программа партии.

ПРОГРАММА ПАРТИИ АЛАШ

п. 1

Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках — Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием.

п. 2

Автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями. Все существующие земства сохраняются в прежнем виде. Партия Алаш стремится, чтобы все лица, работающие в волостных и аульных судах, были честные и полезные народу. Вопросы о работающих в земских управах и милиции разрешаются народом. Партия стремится создать для народа благо и культуру. Бедных партия называет и считает товарищами; мироедов — врагами.

п. 3

В Российской федерации существуют равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов. Служащие никуда не могут отлучиться без разрешения хозяина. Суд без обвинения и допроса не может арестовать и осудить; все дела на местах должны рассматривать в 24 часа. В тех случаях, когда суда на месте совершения преступления нет, последнему дается право выносить свои решения над обвиняемым в одну неделю. Все лица, вскрывающие и читающие чужие письма, подвергаются наказанию, причем первые штрафуются.

п. 4

Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны. У киргиз отдельный муфтий. Записи браков, рождения, смертности и разводов остаются у Киргизских мулл.

п. 5

Судимость и суд каждого народа должны быть сообразны обычаю; судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допросы и решения суда должны происходить на языках тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны. Ввиду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, а потому решению их должны подчиняться все без исключения.

Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно. Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрение дела происходит в местностях с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все. заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и нравам народа.

п. 6

Для защиты народа должно быть войско, организованное на других началах, нежели теперь. Обучение и служба военнообязанных должны происходить на местах. Разделение войска на части должно производиться по родственному принципу; киргизы отбывают службу в виде конной милиции.

п. 7

Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще; богатый платит больше, бедный — меньше.

п. 8

Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих. Ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, таким образом, — и рабочих, партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков.

п. 9

Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения, включительно до университетов. Школа должна быть автономна: правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы. Все учителя (мугали-мы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах-читальнях.

п. 10

При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев не должен производиться. Все ранее отобранные у киргизов переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Личные земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезываются для прибывших, т. е. надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме наделов землей, должны быть также наделы водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатства земли: большие леса, реки принадлежат государству и управляются земством.

 

Эволюция становления национальной идеи, национальной государственности в эпоху социальных революций начала ХХ в. Решение ЮНЕСКО о праздновании 150-летия со дня рождения лидера движения «Алаш» А.Н.Букейханова.

Домашка

Командно-административное решение проблем территориальных границ Киргизской (Казахской) АССР. Образование КазАССР. Воссоединение казахских земель в составе КазАССР (1924 г.).

Советское государственное строительство. Воссоединение казахских земель в составе КазАССР.

Казревком функционировал пятнадцать месяцев - с 10 июля 1919 года по 10 октября 1920 года. Его главной целью было осуществление высшего военно-гражданского управления краем. Основные задачи Казревкома: борьба против контрреволюции и интервенции; создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае; подготовка Учредительного съезда Советов в Каз. Председатель – С.Пестковский, поляк по национальности, член Компартии с 1902 г. Состав: первоначально – Лукашев, Джангильдин, Байтурсынов, Мендешев, Каралдин, Каратаев, а затем вошли Авдеев, Айтиев, Сейфуллин, Алибеков, Радус-Зенькович. Печатный орган – газета «Ушкын». Основные мероприятия: организация Советов в каз степи; привлечение лояльно настроенных представителей нац интеллигенции к сов строительству; 9 марта 1920 г принято решение о ликвидации Алаш Орды, именовавшей себя «Правительством Киргизии»; в Актюбинском уезде было открыто около 300 новых школ; в ряде городов края стали функционировать школы для подготовки мугалимов; значительная работа была проведена по объединению каз земель.

В ходе создания и становления казахской автономии на советских началах со всей остротой стал вопрос о тер-ях,в свое время насильственно включенных в состав административных единиц Российской империи: 1. Преодоление последствий колониальной политики царизма, лишившего казахов нац-ой государственности. 2. Стремление каз.народа объединить каз.земли в единую республику. При Кирвоенревкоме была образована специальная комиссия, которая занималась определением границ будущей республики.

Террит-е споры и разногласия: 1. Некоторые противились присоединению к Каз-ну Акмолинской,Семипалатинской,Уральской обл. 2. Некоторые требовали включения в состав республики не только каз.земель,но и Омской обл.,большей части Средней Азии.Барнаульского уезда,Алтайского края и т.д.3. 19 сент.1919 г. губком принял решение о присоединении Оренбурга к Каз-ну,а 7 июля 1920 года Оренбург был включен в состав его тер-ии. 4. 28 февраля 1920 г.при участии Ленина Турккомиссия ВЦИК и СНК РСФСР поддержала волеизъявление трудящихся Кустанайского уезда.Необходимость включения Кустанайского региона в состав Каз-на была всесторонне доказана в записке на имя Советского правительства А.Байтурсыновым и М.Сералиным. 5. Начиная с 1920 до 1922 года вопрос о границах Каз-на с Сибирью неоднакратно рассматривался ЦИК с участием Ленина.Он стремился найти единственно правильные пути решения этих разногласий,учитывая интересы страны в целом и национальные особенности республики областей,при этом он доказывал необходимость решения спорных тер-ых вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. 6. В ходе дискуссии знатоки истории своего народа А.Букейханов,А.Байтурсынов,А.Ермеков,М.Сералин и др.на богатой документальной основе воссоздали подлинную картину формирования тер-ой общности народа в период консолидации его в народность. 7. Непросто шло включение в состав Каз-на Акмолинской и Семипалатинской обл.,входивших в Зап.Сибирь.Против выступили некоторые члены Сибревкома.Во второй половине 1920 г.они 5 раз рассматривали вопросы установления границ с Казахстаном.В 1921 г. Акмолинская и Семипалатинская обл.,за искл. Омского уезда,были переданы из подчинения Сибревкома КАССР. 8. В 1921 г.декретом КазЦИК казахскому населению были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу,принадлежавшие ранне казачеству. В состав КАЗАССР вошли области Семипалатинская, Акмолинская,, Тургайская, Уральская и Мангышлакский уезд. 4-5 Адаевские волости Красноводского уезда, часть Астраханской губернии, Букеевсакя Орда.Большая предводительная работа под командованием Ленина проделана по подготовке нац-ого-государственного размеживания Средней Азии и присоединению ЮЖК к Казахской Республике. В итоге созданы национальные республики на Советском Востоке, завершено формирование территории казахских земель в единой казахской республике. В результате к КЗ отошли: Сырдарьинская обл – Казалинский, Акмечесский, Туркестанский, Шымкентский, Аулеатинский уезды, часть Ташкентского, Мырзашольского уезда, Самаркандская обл – несколько обл Жизакского уезда, Семиреченская область – Алматы Жаркент, Лепей, Капал, часть Пишпекского уезда. Территория Республики состоваила 2,7лн кв км. Общая численность населения – 5млн230тыс чел. (увеличилось на 1 млн.468 тыс.чел.)Численность казахов составила 61,3% (по данным переписи 1926г.)всего населения Каз-на. В апреле 1925г. V всеказахстанский съезд советов постановил: для восстановления исторически верного имени киргизского народа «впредь именовать киргиз-казахми». 9 февраля 1936 постановлением ЦИККАССР принято точное наименование: Казахи, Казахстан. 1-ой Столицей КЗ стал Орнебург- 1920-1924; 2 Кызыл Орда 1924-1929;3 Алматы – 1929-1997, 4 Астана – с1997.

26 Новая экономическая политика (НЭП) в Казахстане. Содержание НЭП и особенности ее проведения.

НЭП в Казахстане.(1921-1929)Ситуация, сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма.

Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.06 с.)