Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи освоения первого раздела

Поиск

Программа

Наименование дисциплины «История социологии»

для направления подготовки

Социология

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «История социологии»» имеет объем ____ зачетные единицы ______ академических часа. Лекции (ЛК) – 36 часов, практические занятия (ПЗ) – 72, самостоятельная работа студентов (СРС) ____ часов, контролируемая самостоятельная работа (КСР) ____ часов. Итоговый контроль – экзамен (_____ часов).

Вопросы для самоконтроля

1. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

2. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

3. Формирование общества модерна как главного объекта социологии.

4. Концепция социологии А. Сен-Симону. Метод социологии и понятие «социального физицизма».

5. Учение Сен-Симона о классах и социальной структуре общества. Концепция социального конфликта.

6. Типология обществ и концепция социального развития А. Сен-Симона.

7. Позитивистская социология О. Конта (Система наук по О. Конту, место социологии в системе наук. Метод социологии).

8. Концепция социальной статики О. Конта. Основные социальные институты, уровни интеграции, классы.

9. Концепция социальной динамики: «закон двойной эволюции», «закон трех стадий».

10. Системы социальной стратификации по Конту. Историческое развитие систем социальной стратификации.

11. Концепция «синтетической философии» Г. Спенсера. Место социологии в системе наук. Методология социологии.

12. Концепция общества как сущности и как организма по Г. Спенсеру. Основные компоненты общества как организма.

13. Концепция социальных институтов Г. Спенсера.

14. Концепция социального развития. Факторы социального развития. Основной закон социальной эволюции.

15. Типология обществ по Г. Спенсеру и их основные характеристики.

16. Исторический материализм как методология марксистской социологии.

17. Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма.

18. Теория классов в марксизме.

19. Марксизм как теория социального конфликта: теория классовой борьбы и революции. Социальный конфликт как механизм социального изменения.

20. Концепция смены общественно-исторических формаций как теория социального развития марксизма. Основные типы общественно-экономических формаций.

21. Источники и механизм социального изменения в марксизме.

22. Концепция капиталистического общества в марксизме. Генезис капитализма.

23. Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма.

24. Г. Зиммель и его «новая» концепция общества.

25. Теория общества как совокупность частных процессов синтеза Г. Зиммеля.

26. «Формальная социология» Г. Зиммеля.

27. Теория социальной формы и общества как совокупности социальных форм. Работа Г. Зиммеля «Социальная дифференциация».

28. Методологические взгляды М. Вебера: концепция понимающей социологии. Работа М. Вебера «Объективность» социально-научного и социально-политического познания».

29. Теория социального действия М. Вебера. Работа «Основные социологические понятия».

30. Теория общества М. Вебера Общественно-ориентированное действие и конвенционально-значимый порядок. Типы социального порядка. Работа «О некоторых категориях понимающей социологии».

31. Совокупность идеальных типов, образующих теорию общества у М. Вебера: целевой союз, институт, союз, объединению по случаю.

32. Концепция социальной стратификации по М. Веберу: «статус-класс-партия».

33. Рационализация как механизм социального развития у М. Вебера.

34. Типы господства у М. Вебера. Процессы рутинизации и легализации харизматического господства.

35. Концепция капиталистического общества у М. Вебера.

36. Ф. Теннис. Концепция социального действия: сущностная воля и избирательная воля.

37. Основные характеристики двух исторических типов общества по Теннису. Работа «Община и общество».

38. Методология социологического исследования. Метод социологии Э. Дюркгейма.

39. «Социологизм» как концепция социального знания по Э. Дюркгейму: концепция социального факта (онтологический и методологический аспекты).

40. Концепция социальной солидарности Э. Дюркгейма: ее типы и основные характеристики соответствующих типов обществ. (Общества «механической» и «органической» солидарности).

41. Концепция общества как организма и органицистская теория развития Э. Дюркгейма. Факторы социального развития.

42. Концепция индустриального общества Э. Дюркгейма.

43. Социология как логико-экспериментальная наука по В. Парето.

44. Концепция логического и нелогического действия.

45. Теория «Осадков и «Производных» В. Парето.

46. Теория общества как эквилибриума у В. Парето. Факторы, определяющие состояние системы. Отношение к идеям прогресса и цикличности.

47. Теория циркуляции элит как теория социального изменения у В. Парето.

48. Психологическое направление в европейской социологии XIX в. Теория Г. Тарда.

49. Школы одного фактора в социологии XIX века.

50. Ранняя американская социология. Главные представители. (У. Самнер, А. Смол, Л. Уорд, Ф. Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей.

Планы практических занятий

Занятие 1. Тема: Позитивистский проект социологии: Анри де Сен-Симон и Огюст Конт (2 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Что такое «социальный физицизм»? Какова история этого понятия.

2. Метод социальной науки по Сен-Симону.

3. Теория социального развития Сен-Симона. Социалистическая утопия Сен-Симона.

4. Работа «Катехизис промышленников».

5. Что такое позитивизм? Позитивистская программа для социологии.

6. Понимание предмета, метода и цели социологического знания у Конта.

7. Теория социального развития О. Конта.

8. Статика и динамика, порядок и прогресс у О. Конта. Роль и значение этих концептуальных образований.

9. Работа О. Конта «Дух позитивной философии».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 из общего списка рекомендованной литературе.

На практическом занятии используется метод интерпретации и анализа текста.

Занятие 2. Тема: Социологическая теория Г. Спенсера. Социологическая теория Э. Дюркгейма (2 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Позитивизм Г. Спенсера. Специфика позитивистской программы Г. Спенсера.

2. Органицизм Г. Спенсера и его теория общества. Теория социальных институтов.

3. Эволюционизм Г. Спенсера, его теория прогресса.

4. Теория социального развития, факторы развития, исторические типы обществ.

5. «Социологизм» Э. Дюркгейма.

6. Работа Э. Дюркгейма «Метод социологии».

7. Работа Э. Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд».

8. Теория солидарности и теория общества Э. Дюркгейма.

9. Теория социального развития Э. Дюркгейма.

10. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда».

 

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 17 из общего списка рекомендованной литературы.

На практическом занятии используется метод интерпретации и анализа текста и метод дискуссии.

Занятие 3. Тема: Марксизм и марксистская социология в XIX веке. (2 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Работа В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма».

2. Что такое «материалистическое понимание истории»? Работа К. Маркса «К критике гегелевской философии права».

3. Теория общества в марксизме.

4. Работа К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие».

5. Теория класса, теория классового конфликта и теория государства в марксизме.

6. Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности государства».

7. Теория смены общественно-экономических формаций. Механизм смены: теория классовой борьбы и революции.

8. Количество общественно-экономических и социологическая характеристика каждой.

9. Работа К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии».

Литература к теме: №№ 1, 3, 6, 7, 14, 15 из общего списка рекомендованной литературы.

Практические занятия проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола.

 

Занятие 4. Тема: Социологическая теория Макса Вебера. (2 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Теория метода М. Вебера:

а) Концепция природы социальной реальности;

б) Концепция «понимания»: основные шаги и процедуры.

2. Работы М. Вебера «О некоторых категориях понимающей социологии» и «Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке».

3. Теория общества М. Вебера: союзы, институты, объединения по случаю.

4. Концепция господства и власти М. Вебера.

5. Концепция социальной дифференциации М. Вебера: «класс-статус-партия».

6. Работа М. Вебера «Основные социологические понятия».

7. Теория рационализации как теория социального развития М. Вебера.

8. Работа М. Вебера «Политика как призвание и профессия».

9. Теория капитализма М. Вебера.

10. Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10 из общего списка рекомендованной литературы.

Практические занятия проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола, с использованием метода анализа текстов.

Занятие 5. Тема: Социологическая теория Георга Зиммеля. Социология Фердинанда Тенниса. (2 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Методологические основания социологии Г. Зиммеля:

а) Критика Зиммелем позитивистского проекта социологии.

б) Интерпретация Зиммелем природы социальной реальности. Принцип методологического индивидуализма.

2. Работа Г. Зиммеля «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования».

3. Теория общества Г. Зиммеля:

а) Общество как совокупность кругов общения;

б) Общество как совокупность социальных форм;

в) общество как «совокупность частных процессов синтеза».

4. Теория социального изменения и развития Г. Зиммеля: соотношение процессов индивидуализации, функционализации и дифференциации.

5. Работы Г. Зиммеля «Общение. Пример чистой, или формальной социологии» и «Как возможно общество?».

6. Концепция социальной формы, социального действия и социальных норм у Ф. Тенниса.

7. Теория социального развития Ф. Тенниса: от общины к обществу.

8. Работа Ф. Тенниса «Община и общество».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12,19 из общего списка рекомендованной литературы.

Практическое занятие проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола с использованием метода анализа первоисточника.

 

Занятие 6. Тема: Социологическая теория Вильфредо Парето». (2 часа)

Вопросы для подготовки к занятию

1. Социология как «логико-экспериментальная наука».

2. Критика теории рационального действия. Осадки и производные.

3. Общество как эквилибриум. Теория циркуляции элит.

Литература к теме: №№ 1, 3, 6, 8, 9, 16 из общего списка рекомендованной литературы.

Практическое занятие проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола с использованием метода анализа первоисточника.

Учебно-методическое и информационное обеспечение Раздела I.

Учебная

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2005.

7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.

8. Полякова Н.Л. Афанасьев В.В. Немецкая социология. Учебное пособие. М., 2010.

9. История теоретической социологии. Т. 1. Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 2010.

Первоисточники

10. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.

12. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. – М., 1996.

13. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.

14. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 4.

16. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008.

17. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998.

18. Тард Г. Законы подражания. – М., 1992.

19. Теннис Ф. Общность и общество. – Санкт-Петербург, 2002.

20. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Санкт-Петербург, 2002.

Интернет-ресурсы

http://www.socio.msu.ru – «Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, журналы «Социология», Вестник Московского университета;

http://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»;

http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm – «Социологические исследования» (социс).

http://www.inion.ru/index26.php – Электронная библиотека ИНИОН РАН.

Материально-техническое обеспечение:

Учебно-вспомогательные аудитории:

- научная библиотека МГУ,

- библиотека социологического факультета МГУ,

- научно-методический центр,

- центр поддержки творческих инициатив студентов,

- компьютерный класс.

 

Планы практических занятий

Занятие 1. Тема: Становление и особенности развития отечественной социологии (2 часа)

Практическое занятие проводится методом традиционного научного семинара с обсуждением темы: «Характеристика всех этапов развития и направлений классической русской социологии».

В ходе данного занятия необходимо особо выделить и рассмотреть вопрос поисков предмета социологии в Европе и России и теоретических трудностей данного вопроса.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие социально-философской, социальной мысли в России.

2. История развития социально-статистических, эмпирических исследований в России

3. Предпосылки и условия развития социологии в России.

4. Периодизация, исторические этапы развития отечественной социологии.

5. Институционализация социологии и социологическое образование в России.

Литература основная: №№ 6, 7.

Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5.

Занятие 2. Тема: Позитивизм и истории русской социологии (географический детерминизм и органицизм). (2 часа)

Практическое занятие проводится методом традиционного научного семинара с обсуждением темы: «Мировоззренческие и теоретические различия (в рамках позитивизма) главных позитивистских российских школ и направлений.

В ходе занятий обсуждаются результаты выполнения заданий по №№ 1, 3, 9, 39, 42.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные философские, теоретические и методологические идеи и понятия позитивизма. Наиболее яркие представители позитивизма в западной социологии.

2. Географическое направление: основные принципы. Географический детерминизм в западно-европейской истории социальной мысли (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель)

3. Творчество Л.И. Мечникова

4. Идеи географического направления в русской исторической науке (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев)

5. Органическое направление (органицизм): Стронин А.И., Лилиенфельд П.Ф.

Литература основная: 2,4,6,7,8,17.

Литература дополнительная:1,2,4,5.

Занятие 3. Тема: Социально-философские и социологические воззрения западников и славянофилов. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме дискуссии на тему мировоззренческого раскола в образованном русском обществе и формах существования этого раскола в современной России.

В ходе занятий обсуждаются результаты выполненных заданий по №№ 4,5,6,35,40.

Вопросы для обсуждения:

1. Становления двух направлений в русской социальной мысли XIX в. («Философические письма» П.Я. Чаадаева). Научно-теоретические и исторические предпосылки спора западников и славянофилов.

2. Россия и Европа: взгляд западников (Н.В. Станкевич, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен.)

3. Эволюция западничества: утопический социализм А.И. Герцена и русский либерализм (К.Д. Кавелин и Б.Н. Чечерин)

4. Взгляды славянофилов на социально-историческое развитие России (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.)

5. Оппозиция «Восток-Запад», «Россия-Европа» в творчестве славянофилов.

6. Теория культурно-исторических типов в творчестве Н.Я. Данилевского («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому»).

Литература основная: 1,3,6,7,10.

Литература дополнительная: 1,2,4,5.

Занятие 4. Тема: Психологическое направление в истории русской социологии XIX века. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме традиционного семинара с заслушиванием и последующим обсуждением докладов по тематике вопросам к семинару.

В ходе докладов обсуждаются темы 7, 9, 34, 36.

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки становления психологического направления в истории западной и русской социологии. Основные представители психологической школы в западной социологии. Основные принципы данного направления.

2. Де Роберти Е.В: основные направления творчества и идеи. Де Роберти о социологии как науке.

3. Кареев Н.И.: вклад в становление отечественной социологической науки. Кареев о методе в социологии. Кареев о роли личности в социально-историческом процессе.

3. Коркунов Н.М.: проблема соотношения личности и общества, происхождения социальных институтов (государства).

Литература основная: 6, 7, 8.

Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5.

Занятие 5. Тема: Субъективное направление в истории русской социологии XIX века. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме круглого стола по теме: «Выявление основного мировоззренческого и методологического противоречия русских субъективистов и актуальность их социологии для наших дней».

В ходе занятия обсуждаются достоинства и недостатки написанных эссе по вопросам 10, 11, 22, 23, 26, 32, 33.

Вопросы для обсуждения:

1. Научно-теоретические и социально-политические предпосылки становления субъективного направления в истории русской социологии. Основные представители. Основные принципы данного направления.

2. Лавров П.Л.: основные направления творчества и идеи. Социология и история. Предмет и метод социологии. Теория прогресса.

3. Социология Н.К. Михайловского. О методе в социологии. «Борьба за индивидуальность». «Герои и толпа».

Литература основная: 3, 6-8, 10.

Литература дополнительная: 1,2,4,5,7.

Занятие 6. Тема: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме докладов и обсуждений.

В ходе занятия разбирается тема: «Смысловое содержание указаний М.Ковалевского о необходимости для социолога «энциклопедичности знаний».

В ходе ПЗ проверяются контрольные задания №№ 13, 21, 29.

Вопросы для обсуждения:

1. Ковалевский М.М. в истории отечественной социологии: этапы научной биографии, роль в становлении социологического образования в России.

2. Социология как наука. Социально-исторический метод.

3. Многофакторная основа общества. Критика «теорий одного фактора».

4. «Генетическая социология». Генезис основных социальных институтов (по раб. «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии»).

5. Теория прогресса в творчестве М.М. Ковалевского.

Литература основная: 2, 6, 7, 8, 9.

Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5.

Занятие 7. Тема: Социология русского неокантианства. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме проблемного семинара по теме: «Русские неокантианцы и современность: актуальность их теории для отечественной социологии и практики наших дней».

Вопросы для обсуждения:

1. Научно-теоретические предпосылки становления неокантианской социологии.

2. Кризис позитивистской традиции в социально-философской и социологической мысли.

3. Социальная гносеология А.С. Лаппо-Данилевского и Б.А. Кистяковского.

4. Нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова.

5. Психологически-эмоциональный вариант неокантианства Л.И. Петражицкого.

Литература основная: 1,3,4,6,7,8,11,12.

Литература дополнительная: 1,3,4,5.

Занятие 8. Тема: Марксистская социология в России. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме диспута по теоретическому наследию Маркса, Плеханова, Ленина и причинах популярности их теории в современной России.

Базовые вопросы для обсуждения:

1. Марксизм в истории русской социологии.

2. Экономический материализм Г.В. Плеханова.

3. В.И. Ленин (Ульянов) как социальный теоретик и политический практик.

4. Спор Плеханова и Ленина с идеями “легального марксизма” и актуальность марксизма-ленинизма сегодня.

Литература основная: 1-4, 6-8.

Литература дополнительная: 1, 3-6.

Занятие 9. Тема: Неопозитивизм в русской социологии начала ХХ века. (2 часа)

Практическое занятие проводится в форме традиционного семинарского занятия с рассмотрением вопроса о трансформации взглядов П.Сорокина после его эмиграции в США.

На практическом занятии разбираются эссе №№ 15, 27, 41, 47.

Вопросы для обсуждения:

1. Неопозитивизм: научные предпосылки, теория и методология. А.С. Звоницкая: концепция «социальной связи».

В.М. Бехтерев: основные идеи его «коллективной рефлексологии». Социологическая теория К.М. Тахтарева.

2. Российский период творчества П.А. Сорокина: основные характеристики. «Преступление и кара, подвиг и награда».

3. Теория нормативной регуляции общественной жизни. Разновидности социальных норм.

4. Формы и механизмы социальной регламентации человеческого поведения. Мораль и право как институты (и инструменты) социального контроля.

5. Социология как наука (по Сорокину). Основные разделы социологии (социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика).

6. Социальное взаимодействие как элементарная структурная составляющая предмета социологического анализа. Теория «проводников взаимодействия». Социальная механика как «физиология общества».

7. Описание и классификация основных факторов, определяющих логику протекания социальных процессов.

Литература основная: 2, 5, 8, 13, 14, 15, 16, 17.

Литература дополнительная: 1, 3-6.

Занятие 10. Тема: Социологическая мысль русской эмиграции. (2 часа)

Занятие проводится в смешанной форме: слушание докладов и дискуссии по теме: «Анализ русскими социальными мыслителями в эмиграции краха Российской Империи и задачи России после крушения коммунистического режима».

1. Русская социология в изгнании: Чехословакия, Германия, Франция, США (П.Новгородцев, Г.Гурвич, Н.Н.Алексеев, Ф.А.Степун, Б.П. Вышеславцев, С.А. Левицкий).

2. Социальный Апокалипсис: критика цивилизации и прогнозы: Трубецкой Н.С., Вышеславцев Б.П. и др.

3. Социально-политические взгляды и «Русская идея» И.А. Ильина, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка.

4. О русском национальном характере: Л.П. Карсавин и И.П. Солоневич.

5. Завещание русских философов и социологов и современность.

Литература основная: 1-4, 12, 13.

Литература дополнительная: 5-6.

7. Задания для самостоятельной работы.

1. Написать реферат на тему: «Антипозитивизм в русской социологии».

2. Написать эссе на тему: «Что такое энциклопедичность знаний по М.Ковалевскому».

3. Написать реферат на тему: «Кризис позитивистской традиции в социологической мысли России и Европы».

4. Написать эссе: «Что такое «панморализм» в субъективной школе социологии».

5. Написать реферат на тему: «Нормативная социология В.Хвостова».

6. Написать эссе: «Краткий итог социологической деятельности П.Сорокина в России».

7. Написать эссе: «Эмигрантский период русской социологии: основные фигуры и характеристики учений».

8. Подготовиться к проведению семинара по теме: «Русская классическая социология и современность».

9. Составить словарь основных терминов, введенных русскими социологами с указанием конкретных авторов-персоналий.

10. Подготовить презентацию в Power Point на тему: «Русские социологи-антипозитивисты и современность.

11. Дать письменную характеристику основный нынешних российских проблем в их связи с разработками русских социологов-классиков.

12. Подготовить письменную демаркацию позитивистских и антипозитивистских направлений в социологии с указанием главного предмета спора и соответствующей аргументации с обеих сторон.

13. Подготовить научный семинар о трансформации взглядов П.И.Новгородцева в эмиграции с анализом последних, предсмертных его статей и выступлений и обсудить применимость этих взглядов к сегодняшней ситуации в России.

14. Провести информационно-дискуссионный семинар по сравнению творческих биографий главных представителей русской социологии и влиянию их судеб на их творчество.

15. Проработать через Интернет-ресурсы вопрос исследования творческого наследия русских социологов-классиков в современной отечественной исследовательской литературе (последние учебники, книги, статьи, выступления на научных конференциях и т.д.).

 

8. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 2001.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Л.; М., 1929.

3. Булгаков С.Н. Два града. М., 1911.

4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1912.

5. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.

6. Кареев Н.А. Введение в изучение социологии. СПб., 1903.

7. Кареев Н.А. Основы русской социологии. М., 1996.

8. Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб., 2002.

9. Ковалевский М.М. Сочинения в 2 т. М., 1997.

10. Лавров П.Л. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965.

11. Нравственный идеализм в философии права //Проблемы идеализма. М., 1902.

12. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

13. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

15. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М., 2005.

16. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. М., 2000.

17. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Дополнительная литература:

1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М., 1965.

2. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – начала ХХ вв. М., 1993.

3. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX начала ХХ вв. М., 1994.

4. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

5. Социологическая мысль в России. / Под ред. Б.А. Чагина. Л., 1978.

6. Социология и современность. Т. 2. М., 1977.

7. Социология истории Николая Кареева. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htp - «Социологический журнал»

http://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»

sociology.ru

socioline.ru

socioworld.narod.ru

student.km.ru

humanities.edu.ru

Материально-техническое обеспечение:

- Специализированный кабинет для проведения дискуссионных занятий;

- компьютерный класс;

- методический кабинет для занятий с литературой.

 

9. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

9.1. Осуществление внутрисеместрового контроля по номерам вопросов из пункта («Вопросы для самоконтроля») в соответствии с объемом и темами, пройденными на момент проведения промежуточной аттестации (по заданию преподавателя).

9.2. Тесты.

Цель теста: оценка понимания и освоения необходимого каркаса (самых общих и главных положений) знаний студентов в области истории и теории русской социологии.

1.Почему социологическое знание проникло и быстро распространилось в России в конце XIX века?

А: в связи с огромной популярностью и влиянием на умы идей Конта в Европе;

Б: из-за нехватки знаний о русском обществе в существовавшем в России корпусе общественных наук;

В: в связи с тем, что позитивизм стал новой идеологией интеллигенции;

Г: в связи с отменой крепостного права в России.

2. Какие первые школы социологии в России вы знаете?

А: марксизм;

Б: неокантианство;

В: субъективизм;

Г: позитивизм.

3.Какая философская позиция лучше соответствует распространению социологии в России?

А: идеализм;

Б: материализм;

В: позитивизм;

Г: историософия.

4. Кто из перечисленных ученых относился к классическим позитивистам?

А: Ковалевский;

Б: Кистяковский;

В: Кареев;

Г: Лавров.

5. Какой метод считается главным в субъективной школе социологии?

А: позитивизм;

Б: этицизм;

В: эмпиризм;

Г: субъективизм.

6. Кто из русских неокантианцев больше занимался проблемой нормативности?

А: Петражицкий;

Б: Хвостов;

В: Новгородцев;

Г: Лаппо-Данилевский.

7. Кто из русских религиозных философов считается наиболее социологом?

А: Бердяев;

Б: Соловьев;

В: Булгаков;

Г: Ильин.

8: Каков главный критерий научности в марксистской социологии в России?

А: проверка практикой;

Б: идеологическая направленность исследования;

В: цель социологической теории;

Г: системность подхода.

9: Что такое история социологии?

А: учет и описание главных тем и школ социологической мысли;

Б: изучение теорий крупных персоналий;

В: систематизация знаний, школ и направлений;

Г: база для создания социологической концепции.

10. Что является главным принципом и понятием психологического направления в русской социологии?

А: коллективная психология;

Б: индивидуальная психология;

В: личность, «Я»;

Г: социальный психизм.

11. Кто из русских социологов наиболее признан в мировой социологической среде?

А: Ковалевский;

Б: Новгородцев;

В: Сорокин;

Г: Бердяев.

12. Как русская классическая социология больше всего соотносится с современными проблемами России?

А: по предмету исследования;

Б: по определению главных социологических задач;

В: по социологической традиции;

Г: по национальному признаку своего происхождения.

13. В чем состоит, по С.Булгакову, основной недостаток «социологического разума»?

А: голый эмпиризм;

Б: схематизм мышления;

В: абстрагирование от социальной реальности;

Г: вера в свои теоретические схемы.

.

Раздел III.Зарубежная социология XX века ( 52 часа)

Планы практических занятий

Занятие 1. Французская социологическая школа (2 часа)

Обсуждение монографии М. Хальбвакса «Социальные классы и морфология»

Литература:

Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бибкова, Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Издательство «Алетейя», 2000.

Занятие 2. Социологическое творчество Х. Ортеги-и-Гассета (2 часа)

Обсуждение работы Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»

Литература:

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Занятие 3. Социология в Соединенных штатах Америки между мировыми войнами (2 часа)

Обсуждение работ Р. Парк Р.Э. «Город как социальная лаборатория» и «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок»

Литература:

Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Рабочие тетради по истории и теории социологии. Вып. 1. М., 1992. С. 58 – 71; Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок// Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000. № 3. С. 136 - 150.

Занятие 4. Социологическое творчество П. Сорокина (2 часа)

Обсуждение работы П.Сорокина «Социологические теории современности»

Литература:

Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.

Занятие 5. Функциональная теория Б. Малиновского (2 часа)

Обсуждение работы Б.Малиновского «Научная теория культуры»

Литература:

Малиновский Б. Научная теория культуры // Малиновский Бронислав. Научная теория культуры / Пер. с англ. И.В.Утехина. 2-е изд. М.: ОГИ, 2005.

Занятие 6. Проект сравнительной социологии А.Р. Рэдклифф-Брауна (2 часа)

Обсуждение глав из работы А.Р. Рэдклифф-Брауна «Метод социальной антропологии»

Литература:

Рэдклифф-Браун А.Р. Социальная эволюция // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод социальной антропологии. Часть I. Очерки о предмете и методе. М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Рэдклифф-Браун А.Р. Методы этнологии и социальной антропологии // Метод в социальной антропологии. Часть I. Очерки о предмете и методе. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.

Рэдклифф-Браун А.Р. Становление социальной антропологии // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод социальной антропологии. Часть II. Социальная антропология. М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Рэдклифф-Браун А.Р. Определение // Рэдклифф-Браун А.Р. Метод социальной антропологии. Часть II. Социальная антропология. М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Занятие 7. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса (1) (2 часа)

Обсуждение глав из работы Т. Парсонс «Структура социального действия» и работы Т.Парсонса «К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук»

Литература:

Парсонс Т. Теория действия / Парсонс Т. Структура социального действия. Глава II // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.

Парсонс Т. Макс Вебер: систематическая теория / Парсонс Т. Структура социального действия. Глава XVII // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.

Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.

Занятие 8. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса (2) (2 часа)

Обсуждение работы Т. Парсонса «Система современных обществ»

Литература:

Парсонс Т.Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.

Занятие 9. Функциональный структурализм Р.Мертона (2 часа)

Обсуждение глав из работы Р.Мертона «Социальная теория и социальная структура»

Литература:

Мертон Р. О социологических теориях среднего уровня // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Часть I, глава II.

Мертон Р. Явные и латентные функции // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Часть I, глава III.

Мертон Р. Социальная структура и аномия // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Часть II, глава VI.

Мертон Р. Бюрократическая структура и личность // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Часть II, глава VIII.

Мертон Р. Наука и социальный порядок // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Часть IV.

Занятие 10. Функциональная теория социального конфликта Л.Козера (2 часа)

Коллоквиум по монографии Л.Козера «Функции социального конфликта»

Литература:

Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А.Назаровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Занятие 11. Теории социального научения в социологии ХХ века (2 часа)

Обсуждение монографии А.Бандуры «Теория социального научения»

Литература:

Бандура А. Теория социального научения / Пер. с англ. под ред. Н.Н.Чубарь. СПб.: Евразия, 2000.

Занятие 12. Социологическое творчество П.Блау (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.013 с.)