Конспект лекций по психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекций по психологии



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА

План Предмет и задачи общей психологии Этапы развития психологии Основные направления зарубежной психологии Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки Отрасли психологии

Предмет и задачи общей психологии

В процессе непрерывного развития науки то одна, то другая отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология.

Психология обладает рядом особенностей по сравнению с другими научными дисциплинами (рис. 1, 2). Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, мышления, речи, воли, интересов, потребностей, эмоций.

 
 

 

 


Рис. 1. Значение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана гре-ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую мо-лодую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что боги решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бес-смертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал[1].

 
 

 


Рис. 2. Особенности психологии как науки[2]

 

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека (рис. 3).

 

 
 

 


Рис. 3. Предмет и задачи психологии

 

Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психология может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (табл. 1)[3].

1-й этап. В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, осно-ванное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В даль-нейшем анималистическое представление о душе уступило место гило-зоизму (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских на-турфилософов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека  
2-й Психология как наука о сознании Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой  
3-й Психология как наука о поведении Начинается в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосред-ственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались  
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Сформировалась на базе материалистичес-кого взгляда на мир. Основой современной российской психологии является законно-мерное осмысление теории отражения

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов ог-ня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Де-мокрит пытался объяснить физическими и даже механическими при-чинами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мне-нию Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от пос-ледней идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем, которого по праву считают основателем психологии. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая.

Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создается общество естествоиспытателей, активизируется интерес к психологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души психология сознания основным источником знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Д. Локк исповедовал опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное положение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психологии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Особенности развития психологии как науки отражены на рис. 4[4].

 

 


Рис. 4. Особенности развития психологии как науки

 

Отрасли психологии

Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований (рис. 6).

Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях.

Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли.

 

 
 

 


Рис. 6. Отрасли психологии

 

Рассмотрим отдельные отрасли психологии.

По характеру деятельности

Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.

Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.

Авиационная психологияисследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.

Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.

Психология обучения изучает психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.

Психология воспитания исследует психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Нейропсихологияизучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.

Психофармакологияисследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

Психотерапияизучает и использует средства психического воздействия для лечения больного.

Психопрофилактика и психогигиенаразрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике.

Судебная психологияизучает психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых и т.д.).

Криминальная психологиязанимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.

Исправительно-трудовая(пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.

Военная психология исследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах.

Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.

Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

По развитию

Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.

Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.

Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.

Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.

Методов психологии

Метод наблюдения

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан[9]. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

· пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);

· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);

· речь (содержание, культура речи и т.д.).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

· многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

· многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

· уникальный характер и неповторимость психических явлений [10].

Ниже приведена классификация видов наблюдения (рис. 10)[11].

 

 
 

 

 


Рис. 10. Классификация видов наблюдения

 

 

Особенности применения метода наблюдения отражены на рис. 11.

 

 
 

 


Рис. 11. Особенности применения метода наблюдения

 

 

Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[12].

Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 12, 13).

 

 

а б

 

 

Рис. 12. Классификация видов эксперимента:

а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений

 

 

 
 

 


Рис. 13. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (рис. 14)[13].

 

 
 

 

 


Рис. 14. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

 

Беседа

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 15).

Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

 

 
 

 

 


Рис. 15. Особенности применения стандартизированного

и свободного опроса

 

Анкетирование

Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями - как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Метод тестирования

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности[14]. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

Биографический метод

Биографический метод - это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

 

 

 

Виды и структура отражения

Филогенез (от греч. phyle – род, племя, вид; genos – происхожде­ние) – историческое формирование группы организмов. В пси­хологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества[15].

В отечественной психологии методологической основой изучения проблемы эволюции форм сознания является диалектический и исторический материализм. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются:

· выделение главных этапов эволюции психики животных (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и т.д.);

· выявление условий перехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции;

· выделение главных этапов эволюции форм сознания;

· установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.

Прежде чем перейти к рассмотрению этапов эволюции психики, следует затронуть природу и механизмы ее проявления (рис. 16).

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности[16].

 

 
 

 


Рис. 16. Механизмы проявления психики

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. В природе существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдается уже у простейших (одноклеточных) организмов.

Раздражимость — это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все животные организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм.

Внешне раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно обнаружить даже у растений. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д.

Таксис (тропизм) – механически ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (таксисы положительные) или от неблагоприятных (таксисы отрицательные) условий среды, раздражений.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет возникновение у них более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Чувствительность как зачаточная форма психического отражения возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на нейтральные, биологически незначимые, если только они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность — это способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

 

Стадия интеллекта

На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому.

Навык ¾ это сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром.

Стадия сознания

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов, познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более вытесняются приобретенными формами поведения (рис. 17 – 19) [17].

 

 


Рис. 17. Примеры проявления уровней поведения

 
 

 

 


Рис. 18. Характеристика уровней поведения

 

 

 


Рис. 19. Основные различия между человеком и животными[18]

Основные функции психики

Психика выполняет ряд важных функций (рис. 20).

 

 

 


Рис. 20. Основные функции психики

 

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.

В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях[19].

 

Современные теории личности

Основные типы современных теорий личности представлены в табл. 3.

 

Таблица 3 [21]

Современные теории личности

Основание для классификации Типы теорий личности
Способ объяснения поведения Психодинамические
Социодинамические
Интеракционистские
Способ получения данных о личности Экспериментальные
Неэкспериментальные
Угол зрения на личность Структурные
Динамические

 

Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних (субъективных), характеристик.

В социодинамических теориях главная роль отводится внешней ситуации и не придается существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальныетеории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем фактов.

Неэкспериментальными называют теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения, опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Главной проблемой структурных теорий является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называются теории, основная тема которых – преобразования, изменения в развитии личности, т.е. ее динамика.

В зарубежной психологии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности (рис. 22).

 
 

 


Рис. 22. Основные подходы к изучению личности

в зарубежной психологии

 

Социогенетический подход. В рамках данного подхода особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми.

Так, согласно теории социализации человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.).

Более популярной является теория ролей, которая исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом, накладывающих отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Биогенетический подход. Ведущая роль отводится биологическим процессам созревания организма, так как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.

Так, С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.155 с.)