Кривая индивидуального спроса для производителя в условиях монополистической конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривая индивидуального спроса для производителя в условиях монополистической конкуренции.



В условиях монополистической конкуренции производитель продает продукт незначительно отличающийся от продукта других фирм. Поэтому повышение цены продукта одной из фирм приводит не только к снижению потребления ее продукта потребителями, но и к оттоку потребителей и их переходу на продукцию других фирм. Аналогично, снижение цены приводит и к резкому росту потребления старыми потребителями и к притоку новых.

Если при примерном равенстве качества товаров некоторая фирма на рынке монополистической конкуренции устанавливает цену на уровне значительно превышающем средний уровень цены на рынке, то все ее потребители уходят к другим производителям и скорость их ухода должна возрастать при увеличении цены. Поэтому при высоких ценах продукции индивидуальный спрос на товар отдельной фирмы очень близок к абсолютно эластичному, и кривая индивидуального спроса практически горизонтальна. (На графике -- участок I)

Если цена установленная этой фирмой будет существенно ниже, чем на рынке, то вновь кривая спроса будет близка к горизонтальной, поскольку высокую эластичность спроса будет обеспечивать приток потребителей от других производителей. (Участок III.)

И наконец, на участке, когда цена рассматриваемого производителя близка к цене других производителей, спрос на его продукцию определяется спросом потребителей, находящихся в его рыночной нише, и поэтому эластичность этого спроса примерно равна эластичности спроса на рынке. (Участок II на графике.)

В результате, индивидуальная кривая спроса для производителя на рынке имеет такую форму:

Эту форму так и хочется назвать формой арктангенса.

Обратите внимание, что такая форма кривой позволяет производителю увеличивать свои доходы за счет понижения цены на первом и третьем участках кривой. А на втором участке вероятна противоположная ситуация, когда к повышению доходов производителя приводит повышение цены (так же как на монопольном рынке).

Ценообразование при монополистической конкуренции.

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции происходит аналогично ценообразованию на монополизированном рынке. Т.е. поскольку участник рынка совершенной конкуренции является монополистом в собственной нише, то он принимает решение об объеме производства и цене, основываясь на кривой индивидуального спроса и кривой издержек. При этом, поскольку общее число участников рынка очень велико, он не учитывает поведение других производителей.

Обратим внимание, что если оптимальное значение выпуска попадает на первый участок кривой индивидуального спроса, тогда:

  1. Фирма не охватывает всю свою рыночную нишу.
  2. Поскольку эластичность спроса очень велика, то фирма даже если и получает прибыль, то не получает монопольную ренту.
  3. Ситуация для фирмы почти идентична рынку совершенной конкуренции.
  4. Фирма, находящаяся в этой зоне, имеет неэффективную технологию.

Если же оптимальная точка находится во втором участке кривой спроса, тогда:

  1. Фирма “держит” свою рыночную нишу.
  2. Фирма получает сверхприбыль, т.е. кроме обычной прибыли имеет монопольную ренту.
  3. Ситуация для этой фирмы аналогична монополии.

Если же оптимальный объем производства для фирмы находится на третьем участке кривой спроса, то:

  1. Фирма не только полностью занимает свою нишу, но еще и отбирает часть потребителей в других нишах..
  2. Из-за высокой эластичности спроса фирма не может получить монопольную ренту.
  3. Ситуация для нее очень похожа на совершенную конкуренцию.
  4. Фирма имеет более эффективную технологию, чем ее конкуренты, т.к. при большом производстве удерживает низкие цены.

Из вышесказанного вытекает, что в долгосрочной перспективе любая фирма на рынке монополистической конкуренции должна находится в равновесии на втором участке кривой индивидуального спроса, т.е. она должна быть монополистом в своей рыночной нише и не вмешиваться в деятельность прочих фирм. В этом равновесном состоянии фирма должна получать экономическую прибыль, как и всякий монополист, причем долгосрочный характер этой прибыли связан с получением фирмой монопольной ренты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.005 с.)