Альтернативные проекты экономической политики в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативные проекты экономической политики в современной России



Альтернативные проекты экономической политики в современ­ной России разрабатываются оппозицией. Особенно активной она бывает в периоды предвыборных кампаний, в ходе принятия принципиальных документов (например, государственного бюджета) и при определении путей, способов и инструментов приватизации, проведения финансово-кредитной, антиинфляционной, промышленной и социальной по­литики.

Из альтернативных проектов экономической политики можно выделить либеральный, коммунистический, социалистический (социал-демократический), национал-патриотический.

Либеральный проект основывается на принципах индивидуа­лизма, конкуренции, выталкивания слабых, самодвижении; (спонтанности) процессов перехода к рынку, открытой экономи­ки, продажи земли, судебной защиты прав собственника и наемного работника организации, территории. Либералы в свое время выступили как авторы «шоковой терапии» в экономике, при либе­рализации цен допускали инфляцию как необходимость, в том числе и обесценение нескольких сотен миллиардов рублей накоплений граждан (в ценах 1990 г.). Либерализация внешних связей сопровождалась массовым вывозом товаров на полуконтрабандной основе, заполнением российских рынков импортным ширпот­ребом. Либералы вывели из-под экономического влияния госу­дарства политику занятости, доходов, планирования долгосроч­ного развития, привносили западную культуру бизне­са. Однако в итоге был построен номенклатурно-олигархический капитализм с криминальным теневым сектором и до идеалов «на­стоящего капитализма» (или социального рыночного хозяйства) оказалось далеко, что сильно разочаровало демократов первой волны, многие из которых ушли из политики и даже оппонируют современному политическому режиму.

Коммунистические проекты содержат принципы, диаметраль­но противоположные либеральным. Так, в программе коммунистов заявляется, в первую очередь, о «по­вышении регулирующей роли государства в экономике». Затем следует «упорядочение управления госсобственностью» и приня­тие программ приватизации и национализации. В социальных во­просах следуют обещания «восстановления социальной справед­ливости», в частности, говорится, что «труд получит справедли­вую оплату по его результатам». Много обещаний «вернуть назад» — в области управления, АПК, социальной сфере.

Коммунисты выступают за ликвидацию принципа остаточного финансирования социальной сферы, однако четко не определяют ис­точники формирования той доходной части бюджета, которую можно будет использовать на социальные нужды. Двусмысленным в позиции КПРФ выглядит и обещание поддержки предпринимательства, и в первую очередь финансово-промышленных групп (т.е. крупного капитала). Предлагается ввести ренту на использование земных богатств частным бизнесом с целью извлечения прибыли.

Социалистические (в западном смысле) проекты весьма разноплановы. Они основаны в целом на социал-демократических подходах: единство государственного регулирования и рынка; частной и общественной собственности; конкуренции и протек­ционизма, перераспределения доходов через налоги и социальные программы; открытая экономика и взвешенная таможенная политика. Представляющие эту линию партии (партии самоуп­равления трудящихся, социал-демократическая партии России) малочисленны и маловлиятельны, хотя, по мнению специалистов, именно они могли бы соста­вить в России «третью силу» и были бы наиболее приемлемы для создания «смешанного общества» («социализма-капитализма») или того, что дает в качестве образца, например, Швеция.

Национал-патриотические движения имеют чрезвычайно пе­стрый состав, противоречивые программы, слабо проработанные экономические концепции. Главные проблемы и споры возника­ют вокруг понятий «нация» и «государственность». Например, ЛДПР в экономической политике ориентируется на имперский вариант и патернализм («большое государство» просоветского образца).


Лекция 5. Региональные аспекты Федеральной экономической политики

1. Классификация инструментов федеральной экономической политики с точки зрения их влияния на развитие регионов

2. Региональная экономическая политика

3. Региональные последствия нерегиональных решений

1. Классификация инструментов федеральной экономической политики с точки зрения их влияния на развитие регионов

Влияние федеральной экономической политики на социально-экономическое развитие регионов оказывается посредством самых разнообразных механизмов, имеющих разную природу, степень изученности и т.д. Поэтому на начальном этапе рассмотрения проблемы представляется целесообразным провести классификацию этих механизмов.

С точки зрения воздействия федеральной экономической политики на региональное развитие все ее инструменты делятся на две составляющие. Первая - собственно региональная (экономическая) политика (или государственное регулирование территориального развития). Общепринятого определения этого понятия не существует, но смысл большей их части кратко можно свести к следующему. Региональная экономическая политика - составляющая федеральной экономической политики, единственная или основная цель которой - влияние на социально-экономическое развитие регионов. Все остальные цели, даже если они и существуют, носят второстепенный характер.

Механизмы воздействия федеральной экономической политики на региональное развитие, которые не являются частью региональной экономической политики, относятся к так называемым "региональным последствиям нерегиональных решений". В данном случае речь идет о воздействии на региональное развитие мер федеральной экономической политики, изначально на оказание влияния на те или иные регионы не ориентированных.
Конечно, существуют определенные решения, отнесение которых к региональной экономической политике или к "региональным последствиям нерегиональных решений" спорно или затруднено. Например, поддержка угольной отрасли в тех или иных регионах может осуществляться как ради самой отрасли, так и ради предотвращения излишней социальной напряженности в регионах. Соответственно, в первом случае речь идет о структурной политике, во втором - о региональной, и однозначно оценить это можно, только зная мотивы принятия решений.

Инструменты как региональной экономической политики, так и "региональных последствий нерегиональных решений" делятся на административные и бюджетные. Административные меры имеют гораздо меньшее значение по сравнению с бюджетными мерами, отличающимися большим разнообразием.

Бюджетные меры региональной экономической политики можно разделить на три основные составляющие. Первая - перераспределение доходов между бюджетами различных иерархических уровней, традиционно рассматриваемое в рамках межбюджетных отношений или бюджетного федерализма. Речь в данном случае идет прежде всего об оказании финансовой помощи из федерального бюджета региональным.

Вторая - оказание финансовой помощи из федерального бюджета предприятиям, организациям и населению регионов, минуя региональный бюджет. Эта помощь может оказываться в самых разнообразных формах - в виде субсидий, налоговых льгот, ссуд, кредитов, гарантий. Для федерального бюджета это означает как наличие дополнительных расходов, так и недополучение вследствие предоставленных льгот доходов.

Наконец, третья составляющая - перераспределение средств в рамках государственных внебюджетных фондов. Его причисление к инструментам федеральной экономической политики по отношению к регионам может показаться спорным, поскольку речь идет не собственно о федеральном бюджете, а о федеральных внебюджетных фондах. Однако по своей сути названное перераспределение является бюджетной мерой региональной экономической политики: доходы внебюджетных фондов формируются за счет налоговых по своей природе поступлений, законодательство по внебюджетным фондам определяется федеральными органами власти. Механизмы перераспределения средств в рамках внебюджетных фондов аналогичны механизмам перераспределения в рамках консолидированного государственного бюджета: собираемые на территории регионов страховые взносы или налоги делятся между центральными и территориальными отделениями фондов, зачисленные в центральные отделениям фондов средства частично идут на финансирование централизованных мероприятий, частично на оказание финансовой помощи территориальным отделениям фондов, которым не хватает собственных средств на выполнение возложенных на них функций.
Под бюджетными механизмами "региональных последствий нерегиональных решений" понимаются прежде всего прямые расходы федерального бюджета на территории регионов, которые не могут быть отнесены к региональной экономической политике. Среди прочих бюджетных мер - те же, что назывались применительно к оказанию финансовой помощи предприятиям и населению в рамках региональной экономической политики, за исключением являющихся прямыми расходами федерального бюджета субсидий - налоговые льготы, ссуды и кредиты, гарантии.

С точки зрения возможности получения информации о тех или иных потоках бюджетных средств, их организационной структуры все инструменты влияния федеральной экономической политики на региональное развитие можно разделить на следующие группы:

• перераспределение средств между бюджетами различных уровней;

• перераспределение средств в рамках государственных внебюджетных фондов;

• все прямые расходы федерального бюджета в регионах;

• бюджетные меры косвенного характера (налоговые льготы, гарантии);

• административные меры.

Инструменты федеральной экономической политики в этом списке расположены в порядке убывания их доступности для анализа. Перераспределение средств между бюджетами различных уровней отражается в статистике по исполнению региональных бюджетов Министерства финансов РФ, поэтому масштабы оказания финансовой помощи из федерального бюджета в региональные могут быть однозначно оценены. Перераспределение средств в рамках государственных внебюджетных фондов также полностью отражается в статистических данных (в формах отчетности как непосредственно внебюджетных фондов, так и Российского статистического агентства), однако по сложившейся традиции они гораздо менее доступны. Источником информации по прямым расходам федерального бюджета в регионах является Федеральное казначейство, возникающие при анализе прямых расходов проблемы со статистическими данными связаны с продолжающимся процессом становления системы казначейского исполнения федерального бюджета. Бюджетные меры косвенного характера в статистике отражаются лишь частично, поэтому их значимость не может быть оценена однозначно. Административные меры, естественно, в статистике вообще не присутствуют, и оценка их влияния на социально-экономическое развитие регионов представляет наибольшую сложность.

Предлагаемая схема удобнее для проведения исследования (в частности, нет необходимости делить прямые расходы федерального бюджета на относящиеся к региональной политике и не относящиеся), но в меньшей степени отражает суть инструментов федеральной экономической политики.

Часто встречается еще одна классификация мер воздействия федеральной экономической политики на экономическое развитие регионов: деление на механизмы текущей и инвестиционной поддержки. Они сочетаются во всех направлениях как региональной экономической политики, так и «региональных последствий нерегиональных решений» (то есть все представленные на рис. 1 группы можно было бы разделить на две части - текущая поддержка и инвестиционная поддержка). Данная классификация наиболее удобна для оценки влияния федеральной экономической политики на региональное развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.008 с.)