Лекция 4. Экономика и политика: условия взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Экономика и политика: условия взаимодействия



Лекция 4. Экономика и политика: условия взаимодействия

1. Направления и реализация экономической политики РФ

2. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества

3. Реформирование общества и экономика

4. Современная экономическая политика России

5. Альтернативные проекты экономической политики в современной России

Современная экономическая политика России

Экономическая политика — это комплекс управленческих стра­тегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

Государственная экономическая политика (Economic policy) - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Региональная экономическая политика

При единстве подхода к пониманию региональной экономической политики как системе мер, целью которых является воздействие на социально-экономическое развитие регионов, между Россией и западными странами существует одно важное различие в отношении инструментов региональной экономической политики. В западной практике к региональной политике не относят межбюджетные отношения, и речь идет только о финансовой помощи предприятиям, организациям и населению регионов.

В России, напротив, межбюджетные отношения (или бюджетный федерализм) являются основной составляющей региональной экономической политики. Региональной экономической политике в целом (а не отдельным ее составляющим) внимания уделяется относительно немного. Это обстоятельство хорошо иллюстрируется нынешним состоянием правовой базы. Из нормативно-законодательных актов непосредственно региональной политики касается только Указ Президента Российской Федерации №806 от 3 июня 1996 г. "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации", причем он носит преимущественно декларативный, а не практический характер. Разделы по региональной экономической политике существует в Среднесрочных Программах Правительства РФ, однако и в них рассматриваются преимущественно межбюджетные отношения.

Причины главенствующей роли межбюджетных отношений достаточно очевидны. При ограниченности финансовых ресурсов регулирование территориального развития сводится лишь к оказанию финансовой помощи региональным бюджетам на покрытие их текущих расходов. Затраты на реализацию прочих мер региональной экономической политики сведены к минимуму.

Примерно аналогичная ситуация сложилась и в научно-исследовательской сфере. Работы, касающиеся всех сторон территориального регулирования, встречаются довольно редко. В качестве одного из немногих примеров можно привести исследования В.Н.Лексина совместно с другими авторами (монография "Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития" (в соавторстве с А.Н.Швецовым) и ряд других книг, серия публикаций в "Российском экономическом журнале" и иных изданиях). Совершенно очевидным достоинством этих исследований является разумное сочетание теоретических и практических аспектов, чего подчас не хватает авторам других публикаций, недооценивающих ограниченность бюджетных ресурсов для проведения региональной политики и масштабов государственного вмешательства в экономическое развитие.

Несомненно, в сфере региональной экономической политики остается еще очень много нерешенных проблем не только практического, но и теоретического характера. Представляется, что основными из них являются следующие.

Во-первых, несмотря не неоднократное формулирование целей региональной политики как в официальных документах, так и научных публикациях, отсутствие ясного предоставления о том, на решение каких задач должна быть направлена региональная экономическая политика в настоящее время. Какая допустима степень неравенства между регионами в их социально-экономическом положении, в частности в уровне бюджетной обеспеченности? В каких регионах необходимо стимулировать экономическое развитие в первую очередь? Необходимо ли добиваться ускоренного экономического развития в наиболее отсталых или наиболее передовых регионах?

Во-вторых, отсутствие комплексного подхода к рассмотрению инструментов региональной экономической политики. В настоящее время не существует взаимной увязки отдельных составляющих федеральной политики по отношению к регионам, не анализируется взаимодополняемость (или противоречивость) различных ее инструментов, их общая результативность.

Административные меры

Выделение административных мер региональной экономической политики основывается скорее на зарубежной практике, нежели российской. Разработка системы разрешений и запретов, формирующих административные меры государственного регулирования территориального развития, для России в настоящее время неактуальна. В частности, существующие в развитых странах программы ограничения роста крупных городов, в т.ч. их промышленного развития, в российских условиях спада производства просто бессмысленны. Хотя, конечно, возникновение рано или поздно проблемы ограничения роста Москвы, не является чем-то абсолютно нереальным.

Межбюджетные отношения

Существующие к настоящему времени исследования имеют преимущественно практическую направленность. В подавляющем большинстве из них речь идет о возможностях реформирования межбюджетных отношений на основе уже существующих теоретических разработок по принципам бюджетного федерализма (к ним относятся необходимость прозрачности бюджетной системы, самостоятельности бюджетов разных уровней, соответствия доходных источников расходным полномочиям и т.д. и т.п.). И не существует (или почти не существует) исследований, посвященных дальнейшей разработке теоретических принципов организации межбюджетных отношений. Представляется, что это для России вполне актуально. Определение оптимального уровня межрегиональных диспропорций и, следовательно, масштабов перераспределения бюджетных доходов, имеет вполне практическое значение.

Оказание финансовой помощи предприятиям, организациям и населению регионов Для оказания финансовой помощи предприятиям, организациям и населению регионов используется большое количество самых разнообразных механизмов. К ним относятся федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов, федеральные инвестиции в отдельные региональные объекты, индивидуальные решения по поддержке социально-экономического развития отдельных регионов, поддержка северных территорий, установление особых организационно-правовых режимов.

Одним из основных инструментов региональной экономической политики в соответствии с Указом Президентам "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" должны являться федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов. Единственный документ, который регулирует этот вопрос - федеральный закон №115-ФЗ от 20 июля 1995 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Как видно из названия документа, он посвящен не только региональным программам и, как и вышеназванный Указ Президента, носит преимущественно декларативный, а не практический характер.

Представляется, что основной проблемой в отношении федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов является отсутствие четких критериев их отбора. Необходимость разработки таких критериев диктуется требованиями наиболее эффективного расходования бюджетных средств. Если посмотреть перечень принятых программ, то окажется, что они касаются самых разных по своему социально-экономическому положению регионов. Принятие или непринятие программы развития региона зависит исключительно от инициативности региональных властей. На практике проблема отсутствия критериев отбора федеральных программ решается просто: федеральные целевые программы почти не финансируются, и вопрос вроде бы теряет свою актуальность. Тем не менее проблема разработки критериев отбора наиболее перспективных программ должна решаться: в условиях дефицита бюджетных ресурсов целесообразна экономия любых средств. Более того, известно, что для достижения принципиальных сдвигов в социально-экономическом развитии того или иного региона необходимо выделение заранее определенного объема средств, а при недофинансировании проектов все равно не удается достичь желаемой результативности.

Разработка критериев отбора федеральных целевых программ не должна являться предметом специального исследования. Это часть общей проблемы поиска целей региональной экономической политики и выбора регионов, стимулирование экономического развития которых является первоочередной задачей.

Отсутствие критериев выбора приоритетных регионов является основной проблемой и для других инструментов федеральной поддержки территорий. Вряд ли можно логично объяснить выбор объектов для федеральных инвестиций, регионов, где существуют особые или свободные экономические зоны и т.д.

В отличие от федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов поддержке северных территорий в исследования уделяется гораздо больше внимания. Эта проблема, так же как и бюджетный федерализм, является предметом отдельного доклада. Анализ различных механизмов поддержки северных территорий (предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поддержка северного завоза на безвозмездной основе и т.д.) позволяет оценить многообразие возможных методов финансовой помощи предприятиям, организациям и населению.

Административные меры

В отличие от административных мер региональной экономической политики, в рамках "региональных последствий нерегиональных решений" административные меры существуют. Их воздействие на региональное развитие не изучено, и поскольку не поддается количественным оценкам, подобного рода анализ крайне затруднен. Роль административных мер гораздо меньше, нежели бюджетных, и их исследование не является первостепенной задачей.

Прочие бюджетные меры

Механизмы федеральной экономической политики, отнесенные к прочим бюджетным мерам, многочисленным и разнообразны. Это разного рода налоговые льготы, кредиты, ссуды, гарантии. Несомненно, они оказывают самое разное влияние на отдельные регионы, особенно когда речь идет о мерах, касающихся отдельных отраслей. Многие из этих мер в настоящее время не оцениваются количественно, поэтому анализ их влияния на региональное развитие, как и влияния административных мер, очень сложен.


Лекция 4. Экономика и политика: условия взаимодействия

1. Направления и реализация экономической политики РФ

2. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества

3. Реформирование общества и экономика

4. Современная экономическая политика России

5. Альтернативные проекты экономической политики в современной России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.009 с.)