Легкая промышленность Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легкая промышленность Беларуси.



 

Для отличника. Немецкий концерн Adidas, занимающий ведущие позиции в мире на рынке спортивной одежды и обуви, разместил заказ на бобруйской швейной фабрике ОАО «Славянка». Руководство и сотрудники предприятия удовлетворены сотрудничеством и надеются на его продолжение.

Согласно договору, в течение трех месяцев ОАО «Славянка» должна изготовить партию спортивной одежды под маркой Adidas на общую сумму в $300 тысяч. Работа проводится под контролем немецких партнеров и по их фирменным лекалам. Речь одет о так называемой давальческой схеме, когда пошив изделий осуществляется из материала и по стандартам заказчика.

Далее швейные изделия будут продаваться за пределами страны, но с пометкой Made in Belarus. Для «Славянки» заказ от Adidas сравнительно небольшой, если учитывать производственные мощности в 780 тысяч единиц в год. Но работники предприятия довольны, ведь заказы обеспечивают их работой, а оплата труда здесь сдельно-премиальная.

Кроме того, для «Славянки» сотрудничество с немецким гигантом – это еще и вопрос престижа. Ведь Adidas не подписывает договор, если предприятие не проходит строгую проверку условий организации труда. Немецкий концерн также тщательно контролирует соблюдение прав рабочих.

Эксперты Adidas уже проверили «Славянку». Они заглянули даже в фабричные туалеты. В итоге сделали замечание только по поводу работы лифтов и чрезмерной тяжести огнетушителей. Эти недостатки быстро исправили. Теперь, чтобы трудоустроиться на «Славянку», надо выдержать серьезный конкурс. Хорошие условия труда и зарплата в размере около миллиона рублей значат в Бобруйске многое.

К слову, заказчики с мировыми именами пришли на «Славянку» еще лет десять назад. Здесь уже выполняли заказы для Hugo Boss, четвертый год предприятие сотрудничает с Sonia Rykiel. В свое время здесь шили для Pierre Cardin и Nike.

Тем не менее, ОАО «Славянка», одно из крупнейших предприятий легкой промышленности в Беларуси, рассчитывает на развитие сотрудничества с немецким концерном. Фабрика оснащена современным японским и европейским оборудованием. А уровень квалификации инженеров и рабочих позволяет выполнять заказы самых взыскательных производителей одежды.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Беларуси. В экономике любых госу­дарств ТЭК является важнейшей составляющей в обеспечении функционирования и развития производительных сил, в повышении жизненного уровня населения. Для государств с дефицитом собственных энерго­ресурсов, к которым относится и Беларусь, оптимизация раз­вития и функционирования ТЭК – одно из приоритетных направлений экономического развития.

В настоящее время основные фонды ТЭК составляют 23% фондов промышленности, в комплексе занято 5,3% трудовых ресурсов, а ежегодные затраты на энергообес­печение потребителей составляют в Беларуси около 30% от ВВП.

Управление развитием топливно-энергетического комплекса осу­ществляют Министерство энергетики Беларуси, концерны «Белэнерго», «Белтоптаз», ОАО «Белтрансгаз», концерн «Белнефтехим».

После обретения Беларусью суверенитета ТЭК столкнул­ся с проблемами недостаточности собственной ресурсной базы для пол­ного удовлетворения потребности страны в энергоносителях, отсутствия диверсификации поставок от внешних источников, стремительно расту­щей стоимостью импортируемых энергоресурсов, нарастания износа и морального устаревания основных фондов.

 

         
Объем производства по ТЭК – всего, % В том числе        
Электроэнергетика        
Топливная промышленность, в т.ч. нефтеперерабатывающая промышленность        

 

Приходная часть топливно-энергетического баланса поч­ти па 83% формируется за счет нефти и газа, поставляемых из Западно-Сибирского региона России, 17%, составляют местные виды энергии.

 

Рис. Структура топливно-энергетического баланса Беларуси в 2000 и 2005 гг., %

 

Произошедшие изменения в структуре расходной части топливно-энергетического баланса Беларуси в 2000-2005 гг. были обуслов­лены в основном относительно низкими отпускными ценами на природный газ, импортируемый из России. В последние годы эта ситуация поменялась, цены значительно выросли, но зависимость от российского газа в энергобалансе Беларуси сохранилась.

 

Показатель             2005 к 1990, %
Электроэнергия, млн. кВтч 39,5 24,9 26,1 26,6 31,2 31,0 78,5
Добыча нефти, млн. т 2,1 1,9 1,8 1,8 1,8 1,8 85,7
Первичная переработка нефти, млн. г 39.4 13,1 13,5 15,8 18,5 19,8 | 50,3
Природный газ, млн. мэ 297,0 266,0 257.0 254,0 245,0 228,0 76.8
Топливный торф (условной влажности), млн. т 3,4 3,1 2,0 1,8 2,0 2,3 67,6
Топливные брикеты, млн. г 2,1 1,5 1,3 1,1 1,2 1,3 61,9

 

Для отличника. А как было раньше? Когда Беларусь столкнулась с энергетической зависимостью от России?

В середине 1960-х годов, основными видами топлива в Беларуси были – каменный уголь и торф; на топочный мазут и природный газ приходилась небольшая доля в потреблении (всего 1/3 от потребляемого в республике топлива). Покрытие потребностей народного хозяйства республики в ка­менном угле осуществлялась главным образом за счет Донецкого бассейна (в 1965 году потребление донецких углей в Беларуси составило 77,5% ко всему израсходованному углю), еще примерно 15% угля приходилось на львовско-волынский бассейн и всего 7-8% на Под­московный бассейн. Таким образом, поставки угля на более чем 90% осуществлялись из Украины. Природный газ поступал в Беларусь также из Украины, а точнее из двух ее месторожде­ний – Дашавского (Западная Украина) и Шебелинского (Восточная Украина), при этом большая часть шебелинского газа использовалась для промышленных и хозяйственных нужд города Гомеля. Далее, значительное место в покрытии топливных нужд республики занимал фрезерный и кусковой торф местного производства. И только потребность в топочном мазуте покрывалась в основном за счет переработки российской нефти в Поволжских месторождений. Иными словами, в середине 1960-х годов не было такой почти 100%-ной энергетической зависимости Беларуси от России, она появилась позже. В топливно-энергетическом балансе Беларуси просматривалась скорее энергетическая зависимость от Украины, а удельный вес поставок энергоресурсов в Беларусь из России составлял порядка 20%.

Представляет сегодня интерес такой исторический факт, что в начале исследуемого периода (в середине 1960-х годов) под ускоренные темпы индустриализации БССР по сравнению с другими союзными республиками был заложен план многократного увеличения энергетического потенциала Беларуси; и достигнуть его выполнения тогда планировалось за «счет строительства в будущем в Беларуси собственной атомной электростанции». Кроме того, белорусские ученые-экономисты, надеялись «на развитие добычи нефти и организацию добычи бурого угля и возможно каменного». Все это, «должно было повысить долю потребления топлива из месторождений Белорусской ССР» [1, c. 107]. Так что попадать в энергетическую зависимость от России никто не собирался и вопрос о том, почему и когда это случилось, пока не разрешен и ожидает еще своего исследователя.

 

1. Современное состояние и перспективы использования различ­ных видов топлива в Белорусской ССР / Под ред. И.М. Сименского. – Мн.: НИИЭМП при Госплане БССР, 1967. – С. 107

Источник: Акулич В.А. Изучение исследований по проблемам развития энергетического хозяйства / НИР «Экономическая наука Беларуси и ее влияние на социально-экономические процессы в республике во II-ой половине XX - начале XXI в.». 2008.

___________________________________________________________________________

 

Нефтедобывающая промышленность Беларуси. В 2000-2010 гг. добыча белорусской нефти находилась на уровне 1,8 млн. т в год. Разведанные месторождения нефти на территории Беларуси сосредоточены в нефтегазоносной области – Припятской впадине, площадь которой около 30 тыс. км. Начальные извлекаемые ресурсы нефти оттенены в 355 млн. т. В промышленные категории пере­ведено 46% указанных ресурсов. К 2010 г. открыты 185 месторождений с залежами нефти, 64 из которых имеют суммарные запасы 168 млн. т.

Основная часть нефти добывается из активных остаточных запасов, которые составляют 26 млн. т. Обеспеченность активными запасами оценивается на уровне 15 лет (то есть – до 2025 г.), а вместе с трудно извлекаемыми – 31 год (то есть – до 2040 г.).

Эффективность белорусских нефтепромыслов обусловлена качеством нефти (высокое содержание светлых нефтепродуктов, низкое содержание серы и тяжелых металлов). Нефть па Речицком и Осташковичском месторождениях проходит промышленную подготовку (обезвоживание, обессоливание, сепарацию), затем подается в нефтепровод «Дружба» и на нефтеперера­батывающие заводы.

В Беларуси перспективными в нефтегазоносном отно­шении, кроме Припятского прогиба, являются Оршанская и Подлясско-Брестская впадины. Однако промышленная нефтеносность установлена только в Принятском прогибе. Перспективы Оршанской и Подлясско-Брестской впадин весьма неоднозначны, поэтому стратегия дальнейшего развития нефтедобывающей промышленности страны основывается па современных знаниях геологического строения Беларуси, опыте поисков, разведки и разработки месторождений нефти и рассчитывается исходя из ресурсной базы только Припятского прогиба. В целом эксплуа­тационный фонд в перспективе будет держаться на уровне 600 скважин, что позволит несущественно замедлить спад добычи нефти.

 

Нефтеперерабатывающая промышленность в Беларуси представлена двумя крупными нефтеперерабатывающими взводами: Нафтан (Новополоцк) и Мозырский нефтеперерабатывающий завод, которые ориентированы на поставки сырья из России по системе нефтепроводов «Дружба», нефтепроводу Сургут-Полоцк и по железной дороге. Производственные мощности по перера­ботке нефти отечественных нефтеперерабатывающих заводов составля­ют около 40 млн. г в год в пересчете на сырую нефть.

Нафтан – первенец нефтеперерабатывающей промышлен­ности Беларуси. Первая очередь завода была пущена в 1963 г. Имея проект­ную мощность 25 млн. т нефти в год, относится к числу крупнейших не только в СНГ, но и в Европе.

Размещение завода на севере Беларуси было обусловлено потреб­ностями в нефтепродуктах северо-восточных областей, а также стран Балтии (примеч. тогда еще союзных республик. – В.А.), России, и экспортными возможностями. Новополоцкий нефтепере­рабатывающий завод построен по технологической схеме топливного варианта. Основу завода составили установки первичной переработки нефти, гидроочистки, каталитического реформирования бензинов. С те­чением времени в объединении развились и другие направления нефте­переработки. Это установки по производству ароматики, комплекс по производству смазочных масел, установки по производству присадок к маслам, битумные установки. Основной комплекс технологических уста­новок объединения построен в 1970-е годы, затем реконструирован и приближен к соответствующим международным стандартам технологических процессов.

К началу 1990-х гг. Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод достиг мощности по переработке нефти в 25 млн. т в год. Нефтепере­рабатывающий завод является предприятием топливно-ароматического профиля с глубиной переработки нефти 64-65% (с учетом выработки смазочных масел), выпускает в настоящее время более 75 наименований продукции. Основную продукцию предприятия составляют бензин (А-93, А-76 и прямогонный), дизельное топливо, мазут, масла, ароматические углеводороды, нефтебитум. От большинства нефтеперерабатывающих заводов отличается тем, что производит более широкую гамму продук­тов нефтехимии.

Для приема и хранения сырья и нефтепродуктов построена и действует мощная товарно-сырьевая база с резервуарами емкостью 5, 10, 20 тыс. т.

Мозырский нефтеперерабатывающий завод расположен на юге Беларуси. Введен в действие в 1975 году.

Проектная мощность завода по переработке – 16 млн. т в год. Традиционными рынками сбыта для Мозырского нефтеперерабатывающего завода были и остаются северные области Украины, западная область, юг Беларуси, Польша и Чехия. Система продуктопроводов обес­печивает выход нефтепродуктов в страны Восточной Европы. Нефть поступает на завод по двум нефтепроводам: российская нефть – по нефтепроводу «Дружба» и белорусская нефть – с Речицких месторождений.

Изначально на заводе были установлены нефтеперерабатывающие комплексы, ориентированные на производство керосина, низко­октановых бензинов и мазута для котельных и автотракторной техники отечественного производства. Перспектива развития завода основывалась на ускоренной реконструкции предприятия, позволяющей увеличить глубину переработки нефти до мирового уровня. В ЕС глубина пе­реработки составляет 80%, в США – 90%. Известно, что доходы нефте­перерабатывающих заводов определяются реализацией более дорогих светлых нефтепродуктов, на производство которых к тому же требуется меньшее количество нефти. С 2001 т. на Мозырском НПЗ была реализована программа разви­тия завода на период до 2008 г., разработанная на основе мировых тен­денций и определявшая концепцию поэтапной модернизации техноло­гической схемы завода, в результате которой глубина переработки нефти была доведена до 85%, а основной объем дизельного топлива и товарных бен­зинов соответствует теперь международному стандарту Евро-2005. Раз­работан был также проект раздельной переработки белорусской нефти (без смеши­вания с импортируемой российской), который учитывает ее уникальные качества, что позволило увеличить поставки автобензина на внутренний рынок за счет переработки белорусской нефти.

В настоящее время на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе производится до 30 видов продукции, основными из которых являются бензин, дизельное топливо, мазут, реактивное и печное топливо, нефтебитумы и вакуумный газойль.

Учитывая, что в настоящее время потребность Беларуси в нефти не превышает 7-8 млн. т в год, оба завода около половины нефтепро­дуктов экспортируют по магистральным нефтепродуктопроводам.

Эксплуатация нефтепроводов в Беларуси осуществляется двумя пред­приятиями: Новополоцким предприятием по транспортировке нефти «Дружба» на севере и Гомельским предприятием по транспортировке нефти «Дружба» на юге.

По южной ветке нефть поставляется из Самары через Брянск на Мо­зырский НПЗ, часть нефти поступает транзитом на Дрогобычскнй НПЗ (Украина) и через Брест на Плоцкнй НПЗ (Польша). По северной ветке нефть поступает из Ярославля на Новополоцкий НПЗ, а затем на Мяжейкяйскпй НПЗ (Лита) и в Вентспилский порт (Латвия).

Нефтепродуктопроводы связывают Полоцк – Вентспилс, а также Мозырь – Дрогобыч и Мозырь – Брянск.

Суммарная пропускная способность двух веток составляет 133 млн. г в год (северная — 50 млн. т, южная – 83 млн. т). Фактическое использова­ние трубопроводов в последние годы значительно снизилось. В 2003 г. было прокачено по северной ветке 24,1 млн. т нефти, по южной – 76,5 млн. т.

Для отличника. Беларусь планирует закупить у Венесуэлы 4 млн. тонн нефти в 2010 году и 10 млн. тонн – в 2011 году. Стоимость венесуэльской нефти составляет примерно $656 за тонну. Для сравнения стоимость импортированной из России нефти составляет $398 за тонну (примеч. – это если брать без пошлины. – В.А.).

 

Как отмечают эксперты Еврокомиссии, Россия твердо намерена сорвать любые попытки посторонних компаний получить доступ к ее трубопроводам на всем их протяжении от российских месторождений до высокодоходных европейских рынков.

 

 

Газовая промышленность Беларуси. В Беларуси отрасль ведет добычу попутного газа во время добычи нефти в Речицком районе. Также отрасль осуществляет транспортировку и переработку природного и попутного газа. В настоящее время газораспределительная система позволяет обес­печить потребителей таза в объеме 30 млрд. м в год.

Для покрытия сезонной неравномерности в потреблении газа и по­вышении энергетической безопасности создана и будет развиваться система подземных хранилищ газа (ПХГ). Первым в Беларуси было создано Осиповичское ПХГ с проектной мощностью 0,36 млрд. м3 ак­тивного газа. Однако, учитывая нарастание потребления газа, его мощ­ность не соответствует норме. В связи с этим ведется строительство находящегося в настоящее время в опытно промышленной эксплуатации Прибугского ПХГ с проектной мощностью 1,35 млрд. м3.

В настоящее время Беларусь готовит технико-экономическое обоснование и ведет переговоры с соседними странами, в том числе с Литвой, о создании терминала сжиженного природного газа. Строительство такого терминала жизненно необходимо для Беларуси. В настоящий момент поставка газа ведется только из одной России. То есть у Беларуси единый поставщик. Президент и правительство ставят задачу диверсифицировать поставки энергоносителей, в том числе газа. И в связи с тем, что постоянно растет стоимость газа, Министерство энергетики Беларуси прорабатывает вопрос создания терминала по доставке в страну сжиженного природного газа.

В год потребности Беларуси в газе составляют 18-21 млрд. м3.

Торфяная промышленность. Отрасль производит добычу торфа на топливо, для сельского хозяйства, химической переработки, занимается производством торфобрикетов. В настоящее время торфяная промышленность представлена 37 предприятиями. Добыча и переработка торфа направлена прежде всего на использование в коммунально-бытовом хозяйстве. Основные виды продукции – торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновый. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий составляют 142,5 млн. т. в том числе торфа, пригодного для брикетирования, – 100 млн. т (по данным на 2000 г.). Сырьевые ресурсы позволяют поддерживать достигнутый уровень производства торфяных брикетов. Торфяная промышленность и далее будет играть значительную роль в обеспечении населения твердыми ви­дами топлива. Намечается освоение производства торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина – отхода производства Речицкого и Бобруйского гидролизных заводов.

 

Электроэнергетика. Отрасль осуществляет выработку, передачу и распределе­ние электрической и тепловой энергии. Производственный потенциал белорусской энергосистемы представлен 27 крупными электростанция­ми, 25 районными котельными. Имеющаяся мощность электростанций позволяет вы­работать около 45 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Высокая степень импорта электроэнергии в объеме общего потреб­ления свидетельствует об экономической целесообразности ее приобре­тения, что обусловлено отставанием цен на газообразное топливо по сравнению с мазутом, а также высокой степенью интегрированности белорусской и российской энергосистем.

В структуре генерирующих мощностей 52,5% приходится на тепло­электроцентрали (ТЭЦ), производящие комбинированную выработку электро- и теплоэнергпи, и 43,8% – на конденсационные (ГРЭС), про­изводящие электрическую энергию. Кроме тепловых электросганцнй в энергосистеме работают 25 малых гидроэлектростанций общей установ­ленной мощностью 11,9 МВт и 19 блок-станций установлегпзой мощностью 163,1 МВт. Наиболее крупными ГЭС в стране являются Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на реке Свислочь и Чигринская (1,5 тыс. кВт) на реке Друть.

Наиболее крупными тепловыми электростанциями являются Бере­зовская ГРЭС (995 МВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 МВт), Минская ТЭЦ-4 (1030 МВт), Гомельская ТЭЦ (540 МВт).

Флагманом белорусской энергетики является Лукомльская ГРЭС (мощность 2412 МВт), которая 60% выработки электроэнергии передает в соседние регионы страны. На станции активно идет процесс модернизации и техперевооружения: впервые в республике введена турбодетандерная установка мощностью 5 МВт, использующая потенциал давления природного газа;

На Оршанской ТЭЦ принята в эксплуатацию парогазовая установка: мощностью 67 МВт — первая не только в Беларуси, но и в странах ближнего зарубежья, что позволило поднять коэффициент полезного действия станции почти до 60%.

Активизация внедрения энергосберегающих мероприятий и своевременная замена энергооборудования позволили сократить удельные расходы топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию к 2005 г. до 276,4 г/кВт ч и 169,62 кт/Гкал.

 

Госпрограмма развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы. На реализацию госпрограммы развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы планируется направить $7,5 млрд., из них инвестиции в развитие энергосистемы составят $5,9 млрд. В качестве источника финансирования предусматриваются собственные средства организаций – исполнителей программы, кредитные ресурсы, прямые инвестиции, бюджетные средства. На финансирование строительства и реконструкции генерирующих мощностей планируется направить $3,9 млрд., которые будут привлекаться в основном за счет кредитных ресурсов, в том числе китайских, а также кредитов европейских стран.

Бюджетные ассигнования планируется направить на социально значимые объекты.

В целях снижения валютной составляющей программы Министерством энергетики организована целенаправленная работа по выпуску энергооборудования и материалов на предприятиях отрасли, которые будут локализовать поставку необходимых узлов, деталей, оборудования извне.

Проект госпрограммы развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы разработан в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Беларуси, проектом программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы.

В 2010 году завершается реализация государственной комплексной программы на 2006-2010 годы, выполнение которой обеспечило снижение износа основных производственных фондов энергосистемы до 48% (нормальный, безопасный уровень износа начинается от 45% и ниже).

Однако на сегодняшний день этого недостаточно, так как цены на углеводороды растут более высокими темпами. Поэтому проект госпрограммы предусматривает увеличение темпов обновления и развития энергетики более чем в два раза. В частности, в 2011 -2015 годах планируется ввести 3150 МВт эффективных электрических мощностей за счет внедрения современных парогазовых блоков с КПД не менее 57%, модернизации существующего оборудования на ТЭЦ с использованием новейших газотурбинных технологий, перевода работы паровых турбин в режим ухудшенного вакуума, выполнения мероприятий по улучшению структуры выработки электроэнергии на ТЭЦ, а также вывода из эксплуатации неэкономичного, морально и физически устаревшего оборудования с КПД менее 39%. Это позволит снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии в 2015 году на 10% в целом по энергосистеме.

Проектом программы предусмотрены и другие мероприятия. К примеру, в целях диверсификации топливно-энергетического баланса энергосистемы предусматривается строительство угольной Зельвенской станции, трех мини-ТЭЦ, установка котла на местных видах топлива на Мозырской ТЭЦ, сооружение Гродненской, Полоцкой, Витебской и других ГЭС, а также ветроэлектростанций. Реализация этих проектов позволит замещать к 2015 году до 2 млрд. куб.м природного газа ежегодно, что даст снижение затрат на его покупку – на $500 млн. При нынешней ежегодной потребности страны в размере 22 млрд. куб. м газа это сделает Беларусь «свободнее» от России почти на 6,4%.

Более того, новые мощности позволят Беларуси экспортировать электроэнергию на Запад. Скептически оценивая экспортные возможности в направлении Украины и Калининградской области, разработчики госпрограммы верят в организацию связи польской и белорусской энергосистем через вставку постоянного тока мощностью до 500 МВт. Через нее Беларусь, по подсчетам, сможет экспортировать до 3 млрд. кВт·ч в год.

К 2015 году Беларусь будет способна ежегодно экспортировать около 5 млрд. кВт·ч электроэнергии. Для сравнения в январе-августе 2010 года Беларусь экспортировала более 187 млн. кВт·ч электроэнергии на сумму более $13 млн. Основными покупателями электроэнергии стали Литва и Латвия. В течение 2011-2015 годов предполагается построить угольную Зельвенскую электростанцию мощностью до 920 мегаватт, несколько мини-ТЭЦ, ветроэлектростанцию суммарной мощностью до 50 мегаватт, соорудить Гродненскую, Полоцкую, Витебскую и другие ГЭС и в целом модернизировать электрические сети.

Сама Беларусь к 2015 году будет потреблять 39,2-39,5 млрд. кВт·ч в год, а максимальная мощность энергопотребления составит 6800-6900 МВт. При этом установленная мощность энергосистемы увеличится на 1000 МВт: с 8592,5 до 9594,2 МВт. Это должно произойти главным образом за счет строительства Зельвенской КЭС (2015 год) с двумя энергоблоками на угле ориентировочной мощностью 920 МВт и ввода в эксплуатацию новых энергоблоков мощностью по 400 МВт каждый: на Минской ТЭЦ-5 (2011 год), Лукомльской ГРЭС (2015 год) и Березовской ГРЭС (2014 год).

О Белорусской атомной электростанции в проекте не говорится – все потому, что госпрограмма рассчитана до 2015 года, а прогнозный (и уже нереальный) срок ввода первого энергоблока атомной электростанции – 2016 год.

Правда, высказываются мнения, что реальными средствами новые инвестпроекты в рамках Государственной программы развития белорусской энергосистемы до 2015 года пока не подкреплены. Согласно проекту – собственные средства организаций, бюджетные и кредитные ресурсы составляют чуть более $4,76 млрд., прямые инвестиции – $1,26 млрд.. Кроме того, в ближайшую пятилетку Беларуси предстоит возврат ранее взятых (и тех, что только планируется взять) кредитов в размере $2,58 млрд. Итого: Белэнерго нужно изыскать порядка $8,8 млрд. Многие эксперты ставят под сомнения, что такую сумму инвестиций в реальности удастся изыскать. Тем не менее, планы такие есть.

В частности уже известно, что кредитные ресурсы Китая и Всемирного банка будут направлены на начало реализации масштабных инвестиционных проектов по модернизации Березовской и Лукомльской электростанций и на повышение энергоэффективности.

 

Агропромышленный комплекс Беларуси. Основной комплексообразующей отраслью АПК является сельское хозяйство. В АПК функционирует 1720 сельскохозяйственных предприятий, 2200 фермерских (крестьянских) хозяйств, 1,1 млн. личных подсобных хозяйств. В АПК занято 450 тыс. человек или порядка 9,5% от общей численности занятых в стране. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет порядка 7,5%. На поддержку АПК в Беларуси в 2009 г. из госбюджета планируется направить Br7 трлн. ($2,35 млрд.)

 

Строительный комплекс Беларуси. В строительном комплексе функционирует порядка 6 тыс. юридических субъектов хозяйствования, в том числе 4,5 тыс. – это строительные организации, 1,5 тыс. – предприятия промышленности стройматеориалов. Расходы госбюджета на строительство 6,2 млн. м2 жилья составят в 2010 г. – Br3 трлн. Основной объем средств будет направлен на льготирование процентов по кредитам, выдаваемым нуждающимся (Br1,2 трлн.). В настоящее время строительный комплекс производит порядка 11% ВВП, хотя 10 лет назад его удельный вес составлял 6%. Это заставляет многих говорить о строительном буме в Беларуси.

Для отличника. АПК и строительный комплекс в последние годы объявлены отраслями-локомотивами белорусской экономики. Однако среди ученых-экономистов существуют мнения, что такие приоритеты не вполне обоснованны.

Например, к.э.н. Л.К. Злотников считает, что «Выбор строительства, прежде всего жилищного, как локомотива развития экономики – это стратегический просчет правительства. Непроизводственное строительство – это безвозвратное закапывание валютных ресурсов. Это только кажется, что строительство требует мало импортных ресурсов. Например, полные затраты нефтепродуктов (на производство цемента, кирпича, железобетона, металла) превышают прямые расходы отрасли в 18 раз. Всего затраты энергоресурсов в материальных затратах всей экономики на строительство составляют 46% (по данным межотраслевого баланса за 2007 г., всего лишь двумя годами ранее – в 2005 г. – эти затраты составляли 29%!). На жилищные субсидии населению в 2010 году из государственного бюджета выделяется более Br3 трлн. В другое время такую поддержку можно было бы приветствовать. Но сейчас субсидии на строительство жилья и неэффективному АПК отнимают и без того скудные ресурсы бюджета от модернизации устаревшей производственной базы других отраслей национальной экономики Беларуси, что может усугубить экономическое положение страны в ближайшие годы». Взято с одной из статей Л. Злотникова http://ekonomika.by/zlotnikov

Подобного мнения, например, о том, что ставка на строительство в качестве локомотива белорусской экономике является одной из причин роста отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси в последние годы, придерживаются и другие экономисты (в частности, сотрудник Института экономики НАН Беларуси В.А. Пушкарев).

 

Сфера услуг в Беларуси.

В Беларуси реализуется «Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы», в которой определены цели и задачи, приоритеты и важнейшие параметры развития сферы услуг до 2010 года, разработана система мероприятий правового, производственного, финансово-экономического и организационного характера, обоснованы социально-экономические результаты реализации Комплексной программы.

Комплексная программа разработана в целях обеспечения потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам на основе динамичного развития отраслей услуг при опережающем развитии приоритетных и новых их видов; повышения роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения; приближения параметров услуг к уровню экономически развитых стран.

Важнейшими приоритетами государственной политики по развитию сферы услуг определены:

– формирование конкурентной среды, содействие развитию малого предпринимательства в сфере услуг;

– повышение инвестиционной и инновационной активности организаций и населения в сфере услуг;

– оптимизация институциональной структуры рынка услуг, совершенствование управленческих структур, организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере услуг.

Комплексная программа содержит перечень заданий органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому и мероприятия по развитию отраслей сферы услуг на 2006-2010 годы. Мероприятия Комплексной программы обеспечивают преемственность государственных отраслевых программ (Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, Программа развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в 2005-2010 годах, Государственная программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 годы).

Развитие сферы услуг в прогнозном периоде предполагается с максимальным использованием таких конкурентных преимуществ страны, как выгодное экономико-географическое положение, развитый научно-технический потенциал, высокое качество человеческого капитала. В связи с этим при разработке Комплексной программы большое внимание уделено развитию транспортных услуг, услуг связи, науки и научного обслуживания, образования, культуры и здравоохранения, а также услуг, обеспечивающих инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговых, риэлтерских, банковских, страховых, информационных).

 

Для отличника. В Беларуси предусмотрено строительство 50 логистических центров в соответствии с программой их создания до 2015 года. Общая площадь центров составит около 400 га. По прогнозам экспертов, транзитный грузопоток через Беларусь будет ежегодно увеличиваться. В связи с этим в Беларуси выделено 18 участков для строительства транспортно-логистических центров в направлении основных транспортных коридоров, в частности возле западной границы в Бресте и Гродно, возле южной – в Гомеле и Мозыре, на восточном направлении - в Орше, а также в направлении стран Балтии.

Логистика транзитных грузов как один из видов макроэкономического бизнеса находит свою нишу в Беларуси. Функционирование Таможенного союза открывает внутренние границы и создает дополнительные предпосылки для совместного использования преимуществ экономик как Беларуси, так и России. У потенциальных грузовладельцев появляется возможность выхода с использованием инфраструктуры Беларуси и ее соседей на рынок Китая. Создание эффективно работающей системы транспортно-логистических центров представляет значительный резерв для развития отечественной сети автоперевозчиков Беларуси на международном рынке транспортных услуг.

_____________________________________________________________________________

 

Комплексной программой предусмотрено также, что развитие платных услуг населению, которое будет осуществляться с целью обеспечения территориальной и ценовой доступности для населения с различным уровнем доходности. Важным направлением будет административная и экономическая поддержка бытового обслуживания в сельской местности, совершенствование сельской службы быта. В этих целях предусматривается дальнейшее восстановление, модернизация и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширение выездного обслуживания. Ставится задача к 2010 году обеспечить сельское население сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги из расчета 1 пункт на 1500 сельских жителей.

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:

– доведение доли услуг в ВВП к концу 2010 года до 46-48%;

– увеличение доли занятых в сфере услуг и создать за 2006-2010 годы не менее 100 тысяч рабочих мест;

– увеличение объема реализации платных услуг населению в 1,6 раза.

 

Недостатки действующей программы. Можно выделить ряд слабых мест в «Комплексной программе развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.». Развитие сферы услуг в этой программе практически не увязывается с развитием частного малого и среднего бизнеса. Сфера услуг по-прежнему, как и в советские времена, воспринимается как вспомогательная для основных отраслей так называемых «реального» сектора экономики – промышленности и сельского хозяйства. Программа повторяет созданные в самой же Беларуси мифы о «выгодном экономико-географическом положении, о нахождении в центре Европы, о развитом научно-техническом потенциале, о высоком качестве человеческого капитала. Программа ориентирована прежде всего на производство услуг для внешнего потребления, для экспорта, в то время как в самой Беларуси имеет место недоразвитые сектора сферы услуг, начиная с оказания бытовых услуг и заканчивая аутсорсингом и обслуживание промышленных предприятий малыми компаниями и предпринимателями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.067 с.)