Основные направления инновационного развития предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления инновационного развития предприятий



Современный этап научно-технического прогресса характеризуется массовым появлением, существенным ускорением распространения и сокращением сроков жизни нововведений. Наряду с сокращением сроков морального старения происходит расширение ассортимента выпускаемой продукции, усложнение продукции и повышение ее наукоемкости.

Процессы изменения ассортимента и качества продукции под влиянием требований рынка инициируют в производстве такие процессы, как непрерывное освоение новых изделий, перестройка производства, переналадка технологи, переподготовка персонала. Научно-технический прогресс способствовал возникновению в бизнесе новой ситуации, которая коренным образом меняет установившиеся соотношения между специализацией и универсализацией производства, выдвигая на первый план те формы, способы и технические решения, которые обеспечивают повышение мобильности всех видов производственных ресурсов.

Соответственно этому основными методами и технологиями решения проблем инновационного развития предприятий являются:

· непрерывное развитие бизнес-процессов предприятия;

· консалтинг в области инновационного развития;

· всеобщее управление качеством;

· бенчмаркинг;

· аутсорсинг.

Рассмотрим основные характеристики перечисленных методов.

Задача развития бизнес-процессов предприятия должна решаться профессионалами. В тех случаях, когда предприятие не имеет собственных специалистов соответствующего профиля и квалификации, оно может привлечь для решения этой задачи сторонних консультантов, которые используют технологию консалтинга. Консалтинг – это услуга, оказываемая консультантом (юридическим или физическим лицом) клиенту, в форме профессиональных консультаций, направленных на поиск путей и методов решения проблем клиента, связанных с реализацией нововведений в его организации.

Последние десятилетия XX века можно по праву назвать началом эры инноваций под названием «Качество».

Изменившаяся ситуация в бизнесе диктует необходимость реализации следующих положений:

· приоритетность внедрения новых технологий;

· работа на будущие потребности заказчика;

· работа с заказчиком и партнерами в режиме «24 часа в сутки 365 дней в году» в любой точке мира;

· создание условий для роста мобильности персонала предприятия;

· ориентация на резкое снижение числа работников и других затрат, включая затраты времени на реализацию функций.

Практическая реализация данных принципов стала возможной благодаря трем «великим феноменам» [10].

Феномен персональных вычислений, заключающийся в том, что во многих видах работ исчезла необходимость в посредниках между постановкой задачи и ее решением.

Феномен кооперативных технологий, заключающийся в компьютерной поддержке параллельной согласованной работы группы исполнителей проекта.

Феномен компьютерных коммуникаций, заключающийся в возможности устранить необходимость переездов для личных встреч и проведения совещаний, а также передачи твердых копий документов вне зависимости от географического расположения организаций-партнеров.

Контрольные вопросы по главе:

  • Охарактеризуйте наиболее типичные проблемы российских предприятий.

· Как повлияли успехи в области компьютерных технологий на процессы управления нововведениями?

 

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (benchmarking) – метод управления развитием предприятия, основанный на непрерывном процессе измерения основных параметров, характеризующих предприятие, и оценки их по отношению к основным конкурентам или компаниям – признанным лидерам в данной предметной области. Задача состоит в поддержании основных параметров на уровне, который соответствует данному параметру у компании-образца. Технологию бенчмаркинга можно сравнить со спортивным методом «гонка за лидером», которая позволяет велосипедистам существенно сократить затраты сил в гонке за счет использования воздушного коридора, формируемого лидером гонки при движении.

Первый этап реализации технологии бенчмаркинга состоит в выборе компании-образца. Эта компания должна удовлетворять следующим основным условиям:

· иметь устойчиво хорошую репутацию на рынке;

· полностью удовлетворять потребности клиентов;

· производить товары или услуги наивысшего качества в своей нише рынка;

· быть признанным и узнаваемым лидером в своей предметной области.

Вторым этапом является выбор совокупности параметров, по которым будет производиться сопоставление с компанией-образцом. Эти параметры должны удовлетворять следующим условиям:

· быть определяющими (существенно влиять на конкурентоспособность развиваемого предприятия);

· быть наблюдаемыми (должна существовать возможность получения актуальной информации о значении выбранных параметров у компании-образца);

· быть измеряемыми (должна существовать возможность получения достоверной и объективной информации о численных значениях параметров).

При выборе параметров следует учитывать, что в условиях конкуренции компании весьма неохотно идут на открытое распространение информации, характеризующей источники эффективности, справедливо считая ее своей коммерческой тайной. Поэтому технологию бенчмаркинга имеет смыл применять для развития тех сторон деятельности предприятия, которые являются наиболее открытыми, т.е. ориентированными на работу с внешним окружением предприятия (клиенты, партнеры, средства массовой информации, государство и т.п.).

Источниками информации о компаниях-образцах могут служить:

· открытые отчетные данные о финансовом положении компании;

· рекламные материалы компании-образца, публикуемые в Интернете, специализированных печатных изданиях, распространяемые на выставках и презентациях новых разработок;

· научно-технические публикации компании-образца;

· информационно-аналитические публикации специализированных компаний.

Следует отметить, что в рыночных условиях любое нормально работающее предприятие использует в своей деятельности элементы технологии бенчмаркинга, даже если эти элементы не отождествляются с данной технологией. Действительно, при отслеживании поведения конкурентов (а это обязательная функция предприятия при работе в рыночных условиях) предприятие осознано или неосознанно выбирает основные параметры, характеризующие товары или услуги конкурента, сопоставляет их с параметрами собственной продукции, при необходимости разрабатывает план мероприятий по совершенствованию своей продукции и реализует его. Укрупненно этот процесс сравнения и оценки может быть представлен последовательностью следующих стадий и этапов (рис. 50).

 

Контрольные вопросы по главе:

  • Каким требованиям должна удовлетворять компания-образец для применения технологии бенчмаркинга?
  • Каковы достоинства и недостатки технологии бенчмаркинга с точки зрения развивающейся компании?
  • Каковы основные трудности на пути реализации технологии бенчмаркинга?
  • Перечислите основные этапы технологии бенчмаркинга.

 

 

Рис. 50. Процесс сравнения и оценки параметров по отношению к мировым лидерам и конкурентам (бенчмаркинг)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)