Принципы в организации работ по сертификации смк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы в организации работ по сертификации смк



Глава 16. Сертификация СМК

 

 

16.1 Сертификация СМК в сфере обязательного подтверждения соответствия.

 

Согласно ФЗ о ТР обязательное подтверждение соответствия осуществляют в 2 формах

-принятие декларации,

-обязательная сертификация

Согласно ФЗ при декларировании заявитель использует собственные доказательства или собственные доказательства и доказательства, полученные с участием третьей стороны (протокол испытаний, полученный в аккредитованной ИЛ, либо сертификат СМК)

Сертификат СМК может использоваться в составе доказательств при декларировании.

При обязательной сертификации в регламентах описаны схемы сертификации, в том числе сахемы, предусматривающие использование сертификата СМК как доказательства соответствия.

Но сертификация СМК дело добровольное и, если она не сертифицирована, заявитель должен найти другую схему сертификации.

В Евросоюзе считают, что СМК является неотъемлемой частью процесса зарождения доверия к продукции

В Евросоюзе ряд модулей подтверждения соответствия требует сертификации СМК, впрочем заявитель вправе применить другой набор модулей, не требующих сертификации СМК. Нужно учесть, что соответствие модулю еще на требует наличия сертификата СМК

При назначении схем сертификации СМК целесообразно включать в следующих ситуациях:

-высокая степень потенциальной опасности продукции,

-при хранении действуют деградационные процессы,

-срок годности продукции меньше срока испытаний,

-продукция может быть испытана только у потребителя

-производство является единичным,

-объем выборки не достаточен для объективной оценки

-происходит частая смена модификаций продукции.

Такой подход практикуется и в России при сертификации по схеме 6с.

 

16.2 Сертификация СМК в добровольной схеме подтверждения соответствия

Добровольная сертификация СМК является элементом рыночных отношений..

Добровольная сертификация СМК возникла в 80-х ходах как потребность бизнеса в результате действия нескольких факторов, складывающихся в законодательстве, экономике, и взаимоотношениях в глобальной сети поставок.

Выстраивается такая цепочка. «Конечный бизнес» вынужден брать на себя риски, вносимые в его продукцию от комплектующих. Эти риски приводят к ужесточению законодательной ответственности, росту активности общественных организаций и т.д. в защите интересов каждого человека

Рассмотрим такую ситуацию.

Предприятие изготавливает продукцию (например, электромясорубки стоимостью 3000 р.) Вероятность нормальной работы этого изделия за назначенный срок эксплуатации Р=0,99. В случае отказа потребителю бесплатно выдают другую мясорубку.

Теперь представим, что предприятие создает изделие стоимостью 600 000 р.

Условно будем считать, что сложность этого изделия пропорциональна стоимости и, следовательно, может быть эквивалентна 200 мясорубкам.

Если считать, что каждый из 200 элементов имеет ту же надежность, что и мясорубка, то вероятность того, что ни один из элементов изделия не откажет в течение назначенного срока можно определить как

Р1=Р Р Р…=Р200, Р1=0,134

Конечно, такой уровень надежности совершенно неприемлем.

При вероятности Р=0,9999 получим Р1=0,98

Очевидно, что составляющие изделия, работающие в изделии должны быть более надежны, чем изделия аналогичной сложности, работающие самостоятельно.

Кроме этого, следует учитывать, что вред нанесенный при поломке сложного изделия (автомобиля, самолета и т.д.) может быть несопоставим по сравнению с вредом от поломки простого изделия.

Поэтому «конечный бизнес» пришел к необходимости повысить требования к «покупному качеству». Традиционная защита путем входного контроля покупаемой продукции стала недостаточной, тем более, что в современном производстве сокращаются нормативные запасы. Запасы могут составлять 2 дня или менее

Предприятия стали искать гарантии качества покупаемой продукции в СМК поставщика.

Но системы сертификации еще не было, и поставщики оказались под прессом постоянных проверок со стороны покупателей.

Созданная система стандартов ИСО позволила реализовать принцип «один проверил и подтвердил – все признали», что исключало многократную проверку второй стороной.

СМК, последовавшая за принятием стандартов ИСО в 1987 г. позволила снять напряжение как с поставщиков, так и с клиентов.

Что сегодня побуждает к сертификации СМК на добровольной основе? Существуют внешние и внутренние причины.

Внешние причины:

Диктат рынка.

-требование потребителя при заключении контракта,

-наличие сертификата СМК является необходимым условием для участия в тендерах, конкурсах, которые могут завершаться заключением конкракта

-наличие сертификата СМК является необходимым для получения госзаказа (в частности, для размещения оборонного зеказа).

-требуется льготное кредитование или страхование.

 

Получение маркетинговых преимуществ. Стратегия качества – клч к конкурентоспособности. Предприятию необходимо демонстрировать приверженность к качеству и и убедить в этом потенциальных потребителей. Наличие сертификата СМК – серьезный аргумент такого доказательства. Однако, но степень доверия к сертификату зависит от авторитета ОС. По этой причине ряд предприятий отдают предпочтение зарубежным ОС: Бюро Веритас, СЖС, Регистр Ллойда, Дет Норске Веритас и т.д., авторитет которых складывался в течение 100 лет. Являясь международными компаниями и имея филиалы во многих странах, такие органы, как правило, пользуются авторитетом во всем мире

В России пока таких традиций нет. ВНИИС пошел по пути соглашений о взаимном признании результатов сертификации. Такое соглашение –длительный процесс взаимного изучения квалификации персонала. Только убедившись в эквивалентности работ по сертификации, стороны приходят к соглашению о взаимном признании. При этом предприятие-клиент может получить сразу два сертификата от двух органов сразу.

 

Внутренние причины.

Это желание предприятия иметь у себя эффективную СМК, которая ориентирована именно на качество. Ниже перечислены эффекты, которые может дать СМК:

-превращение концепции качества в часть философии менеджмента, в правило «хорошего тона». Обеспечение качества становится «само собой разумеющимся делом»

-улучшение ориентации на потребителя,

-повышение ответственности руководства за выполнение обязательств,

-повышение уровня организации работы предприятия и енго стабильности,

-улучшение производственной среды и условий работы сотрудников,

-совершенствование формы стимулирования,

-снижение затрат на качество (уменьшение расходов на исправление дефектов, затрат от возврата продукции)

-снижение непроизводительных затрат,

-увеличение темпов производства

-обучение персонала методам менеджмента качества,

-воспитание у персонала более осознанного отношения к качеству

-рост ответственности персонала за качество

-ускорение темпов внедрения усовершенствований

-возможность повышения цен за счет роста качества

-рост прибыли за счет реализации требований СМК

-снижение предпринимательских рисков

-уменьшение числа аудиторских проверок со стороны потребителей

-развитие корпоративной стратегии

Если предприятие действительно заинтересовано в СМК для получения перечисленных выше эффектов, то побудительным мотивом к сертификации может служить желание получить независимую оценку о состоянии СМК и дальнейшего его совершенствования.

 

Выводы

  1. При декларировании соответствия с участием третьей стороны заявитель в качестве доказательных материалов может рпредставит сертификат СМК
  2. Добровольная сертификация СМК является элементом рыночных отношений и отражает потребность бизнеса в гарантии качества поставляемой продукции (комплектующих)
  3. Международная практика сертификации СМК позволяет сформулировать следующие принципы: сопоставимость результатов, равновозможность регистрации систем добровольной сертификации, независимость, объективность оценок, самостоятельность, воспроизводимость результатов оценок, исключение дискриминации, системность, равноправие систем сертификации, прозрачность, конфиденциальность, информативность, специализация органов
  4. Побудительными мотивами к сертификации СЭК являются: получение конкурентных преимуществ, упорядочение взаимодействий с надзорными органами, выполнение пожеланий смежников, улучшение имиджа в глазах общественности.
  5. ИСМ включают решение задач менеджмента качества, экологического менеджмента, и менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала. Такие системы создаются последующим наращиванием имеющихся систем

Контрольные вопросы

.1.Причины, побуждающие предприятия к сертификации СМК

2.В каких случаях при сертификации продукции целесообразно включать в схемы сертификации сертификацию СМК

3. Сертификация СМК в сфере обязательного и добровольного подтверждения соответствия продукции.

4. Внешние и внутренние причины, побуждающие предприятия сертифицировать СМК

5. Принципы по организации работ по сертификации СМК.

2. Какова нормативная база СМК

3. Каким образом в России может быть организована работа по сертификации систем менеджмента

 

Глава 16. Сертификация СМК

 

 

16.1 Сертификация СМК в сфере обязательного подтверждения соответствия.

 

Согласно ФЗ о ТР обязательное подтверждение соответствия осуществляют в 2 формах

-принятие декларации,

-обязательная сертификация

Согласно ФЗ при декларировании заявитель использует собственные доказательства или собственные доказательства и доказательства, полученные с участием третьей стороны (протокол испытаний, полученный в аккредитованной ИЛ, либо сертификат СМК)

Сертификат СМК может использоваться в составе доказательств при декларировании.

При обязательной сертификации в регламентах описаны схемы сертификации, в том числе сахемы, предусматривающие использование сертификата СМК как доказательства соответствия.

Но сертификация СМК дело добровольное и, если она не сертифицирована, заявитель должен найти другую схему сертификации.

В Евросоюзе считают, что СМК является неотъемлемой частью процесса зарождения доверия к продукции

В Евросоюзе ряд модулей подтверждения соответствия требует сертификации СМК, впрочем заявитель вправе применить другой набор модулей, не требующих сертификации СМК. Нужно учесть, что соответствие модулю еще на требует наличия сертификата СМК

При назначении схем сертификации СМК целесообразно включать в следующих ситуациях:

-высокая степень потенциальной опасности продукции,

-при хранении действуют деградационные процессы,

-срок годности продукции меньше срока испытаний,

-продукция может быть испытана только у потребителя

-производство является единичным,

-объем выборки не достаточен для объективной оценки

-происходит частая смена модификаций продукции.

Такой подход практикуется и в России при сертификации по схеме 6с.

 

16.2 Сертификация СМК в добровольной схеме подтверждения соответствия

Добровольная сертификация СМК является элементом рыночных отношений..

Добровольная сертификация СМК возникла в 80-х ходах как потребность бизнеса в результате действия нескольких факторов, складывающихся в законодательстве, экономике, и взаимоотношениях в глобальной сети поставок.

Выстраивается такая цепочка. «Конечный бизнес» вынужден брать на себя риски, вносимые в его продукцию от комплектующих. Эти риски приводят к ужесточению законодательной ответственности, росту активности общественных организаций и т.д. в защите интересов каждого человека

Рассмотрим такую ситуацию.

Предприятие изготавливает продукцию (например, электромясорубки стоимостью 3000 р.) Вероятность нормальной работы этого изделия за назначенный срок эксплуатации Р=0,99. В случае отказа потребителю бесплатно выдают другую мясорубку.

Теперь представим, что предприятие создает изделие стоимостью 600 000 р.

Условно будем считать, что сложность этого изделия пропорциональна стоимости и, следовательно, может быть эквивалентна 200 мясорубкам.

Если считать, что каждый из 200 элементов имеет ту же надежность, что и мясорубка, то вероятность того, что ни один из элементов изделия не откажет в течение назначенного срока можно определить как

Р1=Р Р Р…=Р200, Р1=0,134

Конечно, такой уровень надежности совершенно неприемлем.

При вероятности Р=0,9999 получим Р1=0,98

Очевидно, что составляющие изделия, работающие в изделии должны быть более надежны, чем изделия аналогичной сложности, работающие самостоятельно.

Кроме этого, следует учитывать, что вред нанесенный при поломке сложного изделия (автомобиля, самолета и т.д.) может быть несопоставим по сравнению с вредом от поломки простого изделия.

Поэтому «конечный бизнес» пришел к необходимости повысить требования к «покупному качеству». Традиционная защита путем входного контроля покупаемой продукции стала недостаточной, тем более, что в современном производстве сокращаются нормативные запасы. Запасы могут составлять 2 дня или менее

Предприятия стали искать гарантии качества покупаемой продукции в СМК поставщика.

Но системы сертификации еще не было, и поставщики оказались под прессом постоянных проверок со стороны покупателей.

Созданная система стандартов ИСО позволила реализовать принцип «один проверил и подтвердил – все признали», что исключало многократную проверку второй стороной.

СМК, последовавшая за принятием стандартов ИСО в 1987 г. позволила снять напряжение как с поставщиков, так и с клиентов.

Что сегодня побуждает к сертификации СМК на добровольной основе? Существуют внешние и внутренние причины.

Внешние причины:

Диктат рынка.

-требование потребителя при заключении контракта,

-наличие сертификата СМК является необходимым условием для участия в тендерах, конкурсах, которые могут завершаться заключением конкракта

-наличие сертификата СМК является необходимым для получения госзаказа (в частности, для размещения оборонного зеказа).

-требуется льготное кредитование или страхование.

 

Получение маркетинговых преимуществ. Стратегия качества – клч к конкурентоспособности. Предприятию необходимо демонстрировать приверженность к качеству и и убедить в этом потенциальных потребителей. Наличие сертификата СМК – серьезный аргумент такого доказательства. Однако, но степень доверия к сертификату зависит от авторитета ОС. По этой причине ряд предприятий отдают предпочтение зарубежным ОС: Бюро Веритас, СЖС, Регистр Ллойда, Дет Норске Веритас и т.д., авторитет которых складывался в течение 100 лет. Являясь международными компаниями и имея филиалы во многих странах, такие органы, как правило, пользуются авторитетом во всем мире

В России пока таких традиций нет. ВНИИС пошел по пути соглашений о взаимном признании результатов сертификации. Такое соглашение –длительный процесс взаимного изучения квалификации персонала. Только убедившись в эквивалентности работ по сертификации, стороны приходят к соглашению о взаимном признании. При этом предприятие-клиент может получить сразу два сертификата от двух органов сразу.

 

Внутренние причины.

Это желание предприятия иметь у себя эффективную СМК, которая ориентирована именно на качество. Ниже перечислены эффекты, которые может дать СМК:

-превращение концепции качества в часть философии менеджмента, в правило «хорошего тона». Обеспечение качества становится «само собой разумеющимся делом»

-улучшение ориентации на потребителя,

-повышение ответственности руководства за выполнение обязательств,

-повышение уровня организации работы предприятия и енго стабильности,

-улучшение производственной среды и условий работы сотрудников,

-совершенствование формы стимулирования,

-снижение затрат на качество (уменьшение расходов на исправление дефектов, затрат от возврата продукции)

-снижение непроизводительных затрат,

-увеличение темпов производства

-обучение персонала методам менеджмента качества,

-воспитание у персонала более осознанного отношения к качеству

-рост ответственности персонала за качество

-ускорение темпов внедрения усовершенствований

-возможность повышения цен за счет роста качества

-рост прибыли за счет реализации требований СМК

-снижение предпринимательских рисков

-уменьшение числа аудиторских проверок со стороны потребителей

-развитие корпоративной стратегии

Если предприятие действительно заинтересовано в СМК для получения перечисленных выше эффектов, то побудительным мотивом к сертификации может служить желание получить независимую оценку о состоянии СМК и дальнейшего его совершенствования.

 

Принципы в организации работ по сертификации СМК

Обобщение международных правил и практики сертификации СМК позволило сформулировать принципы.

Принципы:

· сопоставимость результатов сертификации (для этого необходимо, чтобы аудиторы одинаково понимали требования стандартов и используют одинаковые процедуры сертификации, должны быть единые программы подготовки экспертов),

· равновозможность регистрации систем сертификации (Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, наличие дублирующих систем не является причиной отказа в регистрации.См. ФЗ о ТР ст.21.п.2.3),),

· независимость (Независимость от заинтересованных сторон),

· объективность оценок (достигается за счет независимости, компетентности экспертов, полноты состава комиссии аудиторов. Включение в состав экспертов по СМК, технических экспертов, специалистов по метрологии, статистическим методам),

· самостоятельность (ОС должен иметь такой статус, который обеспечивает невмешательство органов исполнительной власти и общественных и хозяйственных структур),

· воспроизводимость результатов, (

-применение единых правил и процедур,

-проведение оценок только на основе фактических данных,

- документальное оформление результатов сертификации,

-учет и хранение документации),

· исключение дискриминации в процессе сертификации ( допускаются к сертификации все заявители, если ОС аккредитован в данной области),

· системность,(значит, сертификация проводится по правилам, принятым в системе,

· равноправие систем сертификации, (т.е. Системы равноправны, не зависимо от статуса юридического лица, создавшего систему),

· прозрачность,(т.е. возможность ознакомления с составом участников, правилами сертификации),

· конфиденциальность, (т.е. непередача данных о сертифицируемом предприятии лицам, не занятым в сертификации. Условие конфиденциальности не соблюдают, если продукция представляет опасность. К конфиденциальным сведеньям относят: сведенья о технологии, сведенья о недостатках организации, сведенья об экономических расчетах между участниками сертификации и все, что производитель считает конфиденциальным. Лица, незаконно получившие информацию, обязаны возместить ущерб).

· информативность (Должна публиковаться информация о сертифицированных СМК, об аннулированных сертификатах, о приостановленных сертификатах).

· специализация органов по сертификации (Органы по сертификации специализируются по видам экономической деятельности. Так, всистема сертификации ГОСТ Р,гармонизированная с международным классификатором NASE имеет 39 направлений: сельское хозяйство, машины и оборудование, электротехническое и оптическое оборудование, судостроение, аэрокосмическая промышленность, образование и т. д.).

 

Условие для включения ОС в область аккредитации является наличие штатных и привлекаемых экспертов по СМК и экспертов по сертификации продукции

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.062 с.)