Типы нац. эк-к (типы эк-х с-м) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы нац. эк-к (типы эк-х с-м)



Понятие нац. эк-ки (НЭ)

Термин «НЭ» явл-ся синонимичным понятиям «эк-ка суверенной страны» и «эк-ка республики».

В советское время БССР явл. осн. частью единого народохоз-го комплекса и поэтому НЭ Беларуси не существовало. После распада СССР начала формироваться НЭ с-ма в рамках суверенного белорусского гос-ва.

Современ. НЭ рассм-ся как определенная организация жизни общества (нации). Кроме того, это отрасль науки, изучающ. эк-й потенциал страны, нац. рынок, место страны в мир. эк-ке.

Объект исследований – эк-ка страны в масштабе нации или гос-ва.

Предмет – соц.-эк-е пр-сы воспр-ва, закономерности функционирования и развития хоз. с-мы, эк-е отношения макроэк-х агентов. Может выступ. анализ эк-го потенциала страны, хоз. дея-ти эк-ки в целом.

Учитывая то, что любые эк-е отношения складываются в определенных условиях, присущих конкретной стране, эти сами условия будут явл-ся предметом изучения НЭ.

Методология исслед-я НЭ базируется на системном и структурно-функциональном подходах, кот. заключаются в следующем:

1) комплексность – взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов эк-й дея-ти в рамках нац. эк-й с-мы.

2) сопоставимость – рассмотрение структурных пок-лей, приведенных в стоимостную форму и рассчитанных для однотипных по масштабу структурных подразделений в одинаковые периоды времени.

3) динамичность – рассмотрение всех явлений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития.

Важнейшими условиями существования НЭ явл-ся:

1. суверенитет нации и гос-ва, закрепленный конституционно.

2. территориальная целостность 3. единство эк-го пространства и соц. среды 4. наличие единой денежной ед-цы и целостной финансовой с-мы

5. наличие сложившихся институтов (законы, нормы, традиции, обычаи)

6. развитость внутр. рынка 7. развитость внутр. инфраструктуры

Нац. с-ма выступает как сложная с-ма, включающая в себя комплекс структурных, ресурсных, институциональных и др. подс-м.

В ресурсном нац. с-ма – это сов-ть потенциалов (природно-ресурсного, трудового, производственного, научного, инновационного)

В стуктурном плане нац. с-ма – это со-ть субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, отраслей, хоз. комплексов, регионов), их взаимосвязи и отношения.

В институциональном плане нац. с-ма – сов-ть институтов рыночной эк-ки.

Принципы построения СНС

для всестороннего эф-го регулир-я рын.экономики необход совокупность макроэкономич показателей, связан-х м/у собой.-СНС, была разработана в конце 20-х годов нац бюро экон иссле-й США.1-ая попытка разработки предопределена бумом экон развития в нач 20-х г.2-ая попытка-великая депрессия, в рез-те которой возникла необход-ть определения сис-мы индикаторов. позволяющих оценить глубину кризиса.Окончательно снс сформир-сь после ВелМирВой.

СНС – сов-ть статистических показателей, характ-х с одной стороны величину сов дохода, с другой-совок продукта. СНС содержит 3 показателя совок выпуска: ВНП,ВВП,ЧНП(ЧВП) и 3 показ-ля совок дохода:нац доход, личный дох, РЛД.

Принципы построения СНС: а) внутренней методологической сопоставимости -построение показателей исходя из одних и тех же правил. б) внешней сопоставимости-закл в том, что методики стран различаясь в деталях,должны быть сопоставимы с точ зрен базовых правил.в)принцип двойной записи-каждая операция отражается в счетах дважды:как рес-с и как его использование. г)прин балансового равенства-итог по операциям, отраженных в виде рес-ов должен быть равен итогу по операциям,отраженных в виде их использования

Счета представляют собой табл,в правой части соднрж показатели рес-ов, в левой - пока-ль их использования.Во всех счетах снс выделяется балансирующая статья,определяемая,как разность м/у итогов рес-ой частью и пок-ми использ-я рес-ов.

балансир-я статья одного счета переходит в ресурсную часть следующего счета.Балансир статьи имеются во всех счетах.с их помощью счета объединяются в единую сис-му.

 

Основные понятия и состав потребительского комплекса национальной экономики.

Потребительский комплекс – совокупность отраслей и видов экономической деят-ти занятых пр-вом товаров народного потребления и предоставлением населения разнооб-х услуг, призванных тем или иным способом удовлетворять общественные потребности.

Потребительский комплекс включает в себя 2 гр. отраслей:

1)отрасли, производящие продов-ые и непро-ые товары.

2)отрасли, предост-е опр-е услуги и работы.

Определяя состав секторов и отраслей потреб-го комплекса следует уточнить понятия экономическая деятельность и отрасль экономики.

Экономическая деятельность – процесс сочетания действий, приводящих к получению определённого перечня продукции. Это достигается путём сочетания ресурсов и определённой технологии производства.Отрасль экономики – сов-ть всех произв-х едениц, осуществл-х преимущественно одинаковый либо схожий вид деятельности.

Из опр-ий понятий экон-ая деят-ть и отрасли экон-ки следует следующие:1-Любое предприятие действует в рамках нац-й хоз-ей сис-мы и реализует рез-ты своего труда, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.2-Любое многопрофильное предприятие м/т производить продукцию работы и услуги, относимое к разл. видам экон-ой деятельности и к различным отраслям экономики.3-Многопрофильные предприятия м/т объединяться в различные организационно-правовые формы (ОАО, ООО, СП, товарищества, ассоциации, союзы, фонды).4-Разл. виды экон-й деят-ти, как и практика фукционир-я отдельных отраслей м/т осущ-ся как на коммерческой, так и на не коммерческой основах.

В состав потребительского комплекса входят отрасли и виды деят-ти относимые к производственные и не производственным сферам экономики. К отраслям производственной сферы мат-го произв-ва относятся те в процессе деят-ти которых результаты труда создают потребительские стоимости (товары) или материальную и вещественную форму.К отрасли эк-ки произв-й сферы – те отрасли и виды экон-й деят-ти, общественно полезный труд которых проявляется в виде духовных благ и немат-х услуг.

 

Легкая промышленность РБ.

Легкая пром-ть обеспечивает население страны высококачественными модными товарами в широком ассортименте по доступным ценам. Она объединяет более 10 отраслей и десятки пр-в. Часть продукции идет на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, кот выпускают более 5 тыс. наименований продукции. В легкой пром-ти РБ самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих является текстильная промышленность, объединяющая пр-во всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий. К текстильной пром-ти относятся такие предприятия, как УП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Лента» в Могилеве, ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» в Минске, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Мого-текс» в Могилеве, ОАО «Свгганак» в Солигорске и другие. Они производят различные ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия и т. д. Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий. Их пр-во сосредоточено на след крупных предприятиях: ОАО «Брестский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотажная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие «Купалшка», и др. Второй по значению и самой распространенной в республике яв-ся швейная подотрасль легкой пром-ти. Число предприятий подотрасли превышает 170. Крупнейшими предприятиями яв-ся швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация — пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейныхпредприятий РБ направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию. На территории страны успешно работают такие совместные предприятия швейной пром-ти, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» в Барановичах и др.Кожевенно-обувная пром-ть насчитывает свыше 20 предприятий подотрасли. Среди них осуществляют дея-ть след обувные производители: СП «Эвимер» в Витебске, ОАО «Красный Октябрь» в Витебске, ООО «Сивель-га», СП «Ле Гранд», ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»».. Основными производителями детской обуви яв-ся: ОАО «Лидская обувная фабрика», ОАО «Обувь» в Минске, ОАО «Красный Октябрь», Предприятия обувной пром-ти работают также в Гомеле, Барановичах, Бобруйске, Могилеве и др. Кожевенно-обувная пром-ть в последние годы столкнулась с проблемой обеспечения предприятий качественным сырьем. Низкие таможенные пошлины на вывоз кожевенного сырья из РБ привели к тому, что наиболее качественное сырье экспортируется за ее пределы. Это оказывает негативное воздействие на качество продукции, выпускаемой подотраслью.

Легкая пром-ть имеет высокую экспортоориентированность. Ставится задача уменьшить зависимость от импортных поставок сырья и материалов за счет увеличения пр-ва в РБ льноволокна, создания новых видов химических волокон и нитей, красителей, кожевенных материалов для обуви. Обновление технической базы пр-ва в легкой пром-ти предусматривается вести на основе новых технологий и технологических решений главным образом за счет собственных ср-в предприятий. Приоритеты в развитии легкой пром-ти отдаются предприятиям, позволяющим в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции. В качестве «точек роста» определены: РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»», ОАО «Полесье», ОАО «Камволь», Гродненское РУПП «Гронитекс», продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт. Главной проблемой развития торговли со странами Зап Европы яв-ся наличие квот на поставки бел-го текстиля, хотя они традиционно пользуются спросом в странах Европейского Союза.

 

Сельское хозяйство РБ.

Сельское хоз-во занимает важное место в структуре нац-ой эк-ки и призвано выполнять 3 важнейшие задачи:1-обеспечивать население страны высококачественным продовольствием; 2-снабжать пищевую и легкую пром-ть в достаточном количестве необходимым сырьем; 3-сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.В структуре валовой продукции сельского хоз-ва заметно сократилась доля животноводства, кот на предыдущих этапах развивалось в значительной мере на привозных кормах, имело более высокую товарность, но вырос удельный вес продукции растениеводства. Растениеводство. РБ располагает значительными возможностями для увеличения валовых сборов зерновых и технических культур, картофеля и овощей, а также кормов для животноводства. Основным источником роста яв-ся повышение урожайности на основе интенсификации пр-ва.. Переход к интенсивному пр-ву на наиболее плодородных почвах позволил бы при сокращении посевных площадей повысить урожайность, а затраты топлива и потребность в технике снизить.

Для зерновых колосовых ставится задача вывести сорта и гибриды пивоваренного ячменя, отвечающего требованиям пивоваренных стандартов; кукурузы на зерно,картофеля, сахарной свеклы и зернобобовы. Дефицит зерна может быть преодолен путем увеличения его пр-ва за счет улучшения структуры зернового клина, наращивания пр-ва кормового зерна, приготовления сбалансированных комбикормов, более широкого использования ржи при приготовлении комбикормов.

Животноводство. Отрасль дает основную часть товарной продукции в сельскохозяйственных предприятиях РБ. Молочно-мясо-льноводческая зона охватывает всего 47 районов. В этой зоне молочно-мясное скотоводство сочетается с производством свинины. Зона молочно-мясного скотоводства, свиноводства с развитым льноводством. На ее долю приходится примерно 20 %сельскохозяйственных угодий и пашни республики.Здесь в связи со значительной концентрацией посевов картофеля довольно благоприятные условия для развития свиноводства.Зона мясомолочного животноводства и свекловодства объединяет 16 административных районов. Все районы этой зоны расположены в сырьевых зонах сахарных заводов. Она занимает около 14 % пашни с высоким естественным плодородием почв и столько же сельскохозяйственных угодий. В этой зоне может развиваться пр-во дешевой говядины на базе исп-ия свекловичного жома. Зона мясомолочного скотоводства охватывает 22 районаполесской части республики. Она отличается от других зон высокой обеспеченностью естественными кормовыми угодьями. Пятая (пригородная) молочно-овоще-картофельная зона сосредоточена вокруг областных и крупных промышленных центров Беларуси. В нее входит 8 административных районов.

Важнейшим направлением развития сельского хоз-ва должна стать интенсификация пр-ва на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Системно-комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов.

28.. Пищевая промышленность РБ.

Это крупнейшее структурное подразделение объединяет отрасли по пр-ву пищевых продуктов. Пищевая пром-ть производит почти 17 % продукции АПК. В индустриальном пр-ве она занимает второе место после машиностроения. В состав пищевой пром-ти входит более двух десятков подотраслей. Наиболее крупными яв-ся: мясная, молочная, хлебопекарная,кондитерская, сахарная. Роль пищевой пром-ти в развитии нац-ой эк-ки опр-ся прежде всего тем, что она обеспечивает рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

Показатели отрасли на 2008—2008 гг.: Среднегодовая численность работников - 134 тыс. чел., что составляет 12,6 % численности работников всей промышленности. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг- 764,1 млн руб. Индексы общего объема продукции (в процентах к предыдущему году) за 2008 год - 101,6 %. Удельный вес продукции пищевой промышленности в общем объеме промышленности - 15,9%. Рентабельность реализованной продукции — 8,4 %.

Объем экспорта продукции: - экспорт товаров за январь - всего по РБ 1,512 605 млрд долл. США, что составляет 946 273 т продукции; -в страны СНГ-891 770тыс.т, что составляет 1,428 386 млрд долл. США; в Россию — 624 623 тыс. т, что составляет 1,251 432 млрд долл. США.

Запасы готовой продукции: На 1 января 2008 г. - 239,1 млрд руб.

Число предприятий в отрасли - 475, число предприятий-монополистов — 20, число предприятий и производств: -государственной формы собственности — 26,4 %, республиканской - 17,8 %, коммунальной - 8,6 %, частной - 71,1 %,иностранной - 2,5 %.

Помышленно-производственные основные средства за 2006 год - 8950,8 млрд руб., их структура: - здания — 41,8 %, сооружения - 7 %, передаточные устройства - 2,7 %, машины и оборудование — 44,2 %, транспортные средства—3,4 %, прочие-0,9 %.

Рост пр-ва:— на предприятиях пищевой пром-ти объем производства за 2008 г. увеличился на 1,8 %, возросло производство вина виноградного на 91,7 %, крахмала - па 64,6 %, мороженого - на 54,5 %, водки и ликеро-водочных изделий - на 39 %, консервов - на 34,9 %. Снизилось пр-во пива на 34,4 %, сахара-песка - на 20,5 %, масла животного - на 10,2 %, хлеба и хлебобулочных изделий — на 3,9 %.

Пищевая промышленность занимает третье место (20,4 %), после химической и нефтехимической (31,4 %) и машиностроения и металлообработки (29,5 %)

С 1998 года начата реализация Концепции и Программы развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 годы, в кот определены основные параметры, направления и механизмы устойчивого роста промышленного пр-ва, повышения его эффективности на базе активизации инвестиционной, в том числе и инновационной, деятельности, ускорения процессов реструктуризации, а также процессов организационно-правовой, имущественной, технологической, кадровой, финансовой реструктуризации.

 

Транспорт и связь РБ.

Транспорт — одна из отраслей, кот формирует инфраструктуру эк-ки и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осущ-ет Министерство транспорта и коммуникаций. Место и роль транспорта в эк-ке Б хар-ся такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте, в основных фондах страны, структуре инвестиций в основной капитал. В транспортном комплексе трудится 6,1 % занятых в экономике (2003 г.). Транспорт яв-ся емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на виды; железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси — 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных — 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Автомобильный транспорт. Осущ-ет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех на короткие и средние расстояния. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 10,8 %, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте. Разрабатывается новая Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006—2015 гг. Внутренний водный транспорт. Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км. Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния. Трубопроводный транспорт осущ-ет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, кот обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью — дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями. Значение трубопроводного транспорта в нац-ой эк-ке РБ опр-ся следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования. В РБ действует след система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин — Брест — государственная граница; Волковыск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Вильнюс — Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель. Нефтепроводный транспорт — наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Б— 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.

Связь — отрасль эк-ки страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общ-ва, управлении гос-ом, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в РБ подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осущ-ют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Электросвязь. Ее развитие в РБ имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи(в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991— 2003 гг. составил 1,5 млн шт., и их общее количество достигло 3,2 млн абонентов. Видеотелефонную связь осущ-ет самое крупное гос-ое предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте. Телеграфная связь осущ-ет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм.аиболее крупные телеграфы функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. На телекоммуникационном рынке Б операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС).

Для развития и модернизации материально-технической базы отрасли связь предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение профаммно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

 

Образование и культура РБ.

Образование — отрасль, кот рассм-ся как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общ-ва, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей нац-ой эк-ки. Гос-ая пол-ка РБ в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др. В РБ достигнут достаточно высокий ур-нь грамотности взрослого населения — 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Основным источником финансирования учреждения образования яв-ся гос-ный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный ур-нь его финансового обеспечения из гос-го бюджета относительно валового внутреннего продукта.

Дошкольное образование яв-ся первой ступенью целостной системы образования. Его основными задачами являются:-формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире; -выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала; - подготовка к получению основного образования на последующих этапах. Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, гос-ми языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих. Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. С приобретением Б независимости и переходом к рынку цели развития высшего образования расширились в направлении подготовки нац-ых кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу экономические и общественные преобразования в стране, работать в рын-ой эк-ке. Высшее образ-ие стало доступным для все большего числа молодежи, было предоставлено право реального выбора форм его получения как в государственных, так и в частных вузах.

Гос-ми программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образ-ия, кот будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению.

К сфере культуры и искусства принято относить сов-ть организаций, учреждений и предприятий, а также гос-ых и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Многообразие видов культурной деятельности можно разделить на группы: - художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство); - культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура); - клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино); - массовое создание и распространение культурных благ —индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

В наст время основой гос-ых гарантий сохранения, развития и распространения культуры в РБ остается бюджетное финансирование. Гос-ое финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.

Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов. Созданы и функционируют: фонд Президента РБ по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами. Из ср-в фонда Президента РБ по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента РБ «За духовное возрождение». Гос-ое целевое финансирование крупных культурных акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических мероприятий, кот поднимают престиж гос-ва: международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске, международного фестиваля «Золотой шлягер» и др.

Возрождение и развитие нац-ой культуры, придание ей статуса приоритетного направления в соц-эк-ом развитии страны яв-ся важнейшей целью гос-ва. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета РБ.

 

Бюдж-но-налоговая с-ма Б.

Согласно Конституции РБ бюджетная с-ма нашей страны вкл-ет республиканск. и мест. бюджеты.

Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, др. обязательных платежей и поступлений.

Общегос-ные расходы осущ-ся за счет республиканск. бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом РБ могут создаваться внебюджетные фонды, кот. представляют собой ср-ва правительства и местн. властей, не включаемые в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относ-ся:

- фонд соц. защиты нас-я

- республик. фонд поддержки производителей с/х продукции

- республик. фонд содействия занятости

- республик. дорожный фонд

- фонд охраны природы

- фонд “энергосбережение”

Динамика и стр-ра гос. финансов характер-ся:

- дефицит бюджета нах-ся в пределах значений 2-3% от ВВП

- доля косвенных налогов (НДС, акцизы, тамож. пошлины) в общих доходах бюджета сост-ла в последние годы не менее 42-47%, а прямых налогов – 22-25%.

В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета не превышает 30%.

Гос. расходы в последние годы распред-ся след. образом:

1) осн. часть напр-ся на текущие расходы в форме закупки тов. и оплаты услуг – более 50%, причем около 70% из них расходуется на выплату з/п рабочим,служащим бюджетных организаций.

2) субсидии и текущие трансферты занимают 20-22% всех гос. расходов, из них около 7% приходится на трансферт нас-ю, остальное – субсидии и трансферты мест. бюджетам

3) капитальные расходы – около 20% (реконструкция зданий и сооружений, стр-во соц. значимых объектов)

4) примерно 5-6% приходится на платежи за исп-е заемных ср-в на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом их погашения.

 

Понятие нац. эк-ки (НЭ)

Термин «НЭ» явл-ся синонимичным понятиям «эк-ка суверенной страны» и «эк-ка республики».

В советское время БССР явл. осн. частью единого народохоз-го комплекса и поэтому НЭ Беларуси не существовало. После распада СССР начала формироваться НЭ с-ма в рамках суверенного белорусского гос-ва.

Современ. НЭ рассм-ся как определенная организация жизни общества (нации). Кроме того, это отрасль науки, изучающ. эк-й потенциал страны, нац. рынок, место страны в мир. эк-ке.

Объект исследований – эк-ка страны в масштабе нации или гос-ва.

Предмет – соц.-эк-е пр-сы воспр-ва, закономерности функционирования и развития хоз. с-мы, эк-е отношения макроэк-х агентов. Может выступ. анализ эк-го потенциала страны, хоз. дея-ти эк-ки в целом.

Учитывая то, что любые эк-е отношения складываются в определенных условиях, присущих конкретной стране, эти сами условия будут явл-ся предметом изучения НЭ.

Методология исслед-я НЭ базируется на системном и структурно-функциональном подходах, кот. заключаются в следующем:

1) комплексность – взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов эк-й дея-ти в рамках нац. эк-й с-мы.

2) сопоставимость – рассмотрение структурных пок-лей, приведенных в стоимостную форму и рассчитанных для однотипных по масштабу структурных подразделений в одинаковые периоды времени.

3) динамичность – рассмотрение всех явлений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития.

Важнейшими условиями существования НЭ явл-ся:

1. суверенитет нации и гос-ва, закрепленный конституционно.

2. территориальная целостность 3. единство эк-го пространства и соц. среды 4. наличие единой денежной ед-цы и целостной финансовой с-мы

5. наличие сложившихся институтов (законы, нормы, традиции, обычаи)

6. развитость внутр. рынка 7. развитость внутр. инфраструктуры

Нац. с-ма выступает как сложная с-ма, включающая в себя комплекс структурных, ресурсных, институциональных и др. подс-м.

В ресурсном нац. с-ма – это сов-ть потенциалов (природно-ресурсного, трудового, производственного, научного, инновационного)

В стуктурном плане нац. с-ма – это со-ть субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, отраслей, хоз. комплексов, регионов), их взаимосвязи и отношения.

В институциональном плане нац. с-ма – сов-ть институтов рыночной эк-ки.

Типы нац. эк-к (типы эк-х с-м)

Все эк-е с-мы, в т. ч. и нац. эк-ки, можно класс-ть по критерию координации эк-й дея-ти, исходя либо из принципов рынка, либо из принципов иерархии.

Рыночная координация имеет место тогда, когда покупатели и продавцы свободно обмениваются друг с другом товарами. Регулирование эк-х отношений в таком случае происходит только лишь посредством колебания спроса и предложения, а также ур-ня цен.

Иерархия – это способ достижения координации дея-ти, при кот. индивидуальные действия подчинены инструкциям центр. власти. В иерархической с-ме порядок устанавливается не спонтанными действиями, а посредством директив, приказов, распоряжений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.07 с.)