Понятие,цели и функции гос. регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие,цели и функции гос. регулирования.



В условиях рынка гос. регулирование представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра. Осуществляемых правомощными гос. учреждениями с целью приспособления существ. соц - эк-кой системы к изменяющимся в условиях хозяйствования. Таким образом государствление – целенаправленный координирующий процесс воздействия правительства страны на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков при помощи микро и макро регуляторов.

Осн. цели гос. регулирования:

-достижение соц. и эк-кой стабильности;

-укрепление существующего строя

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

1.совершенствование структуры народного хоз-ва

2.выравнивание эк-го цикла (фиск. политика)

3.стабилизация денежного обращения денег

4.развитие конкуренции

5.внешнеэкономическое равновесие

6.поддержание нормальной занятости

7.стабильность цен

8.обеспечение соц. справедливости

9.защита и улучшение окр. среды

Цели и задачи гос. регулирования: количественные и качественные.

Количественные – сокращение безработных, снижение уровня цен.

Качественные – повышение конкурентоспособности, улучшение образования.

Цели гос. регулирования направлены на:

-сохранение существующего положения (поддержание занятости на опр. уровне)

-стимулирование прогрессивных процессов в эк-ке (развитие высоких технологий, научных исследований)

Гос. управление может быть направленно на внедрение в эк-ку новых форм деятельности – стимулирование лизинга. Некоторые цели гос. регулирования вступают м/у собой в противоречия, т.е. достижение данной цели достигается в ущерб другой. Существуют взаимоисключающие цели, недопускающие компромиссов м/у собой. Так поощрение централизации капитала исключает поддержание свободной конкуренции.

Функции гос. регулирования эк-кой:

1.целевая

2.направляющая и координирующая (решающая задачи)

3.распределение и перераспределение (связанна с бюджетной сферой)

4.стимулирующая функция

5.контрольная функция

О состоянии эк-ки в РБ свидетельствуют эк-кие индикаторы – система важнейших показателей комплексно хар-их состояние сферы производства, обращение и потребление:

1.ввп 2.товарная (валовая) продукция промышленности 3.продукция с/х 4.капитальные вложения за счет всех источников финансирования 5.производство товаров народного потребления 6.реализация плотных услуг населению 7.денежные доходы населения,реальные жоходы населения 8.средняя з/п 9.индексы цен на потребительские товары и услуги, и индексы цен на продукцию пром. производителей: -ИПЦ; -индексы пром. потребления 10.Розничный товарооборот 11.численность занятых в народном хоз-ве 12.уровень безработицы 13.сальдо ввоза-вывоза со стран СНГ

Гос регулирование эк-ки РБ осуществляется через планирование и прогнозирование эк-ки.

Планирование – процесс принятия управленческих решений, которые включают в себя выборочную и научную поставку цели.

Планы бывают: -долгосрочные(15-20 лет); -среднесрочные(3-5 лет); -краткосрочные(до 1 года); -оперативные(платы на сутки, неделю, декаду…)

Директивное – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает командно-административные методы управления и реализуются через распорядительные док-ты (законы, указы, приказы, постановления)

Стратегическое – определение целей и значений эк-ких показателей, по наиболее важным направлениям. путем данного вида планирования решаются те задачи, которые определяют хар-р эк-их преобразований, устойчивость эк-ки, уровень жизни.

Индикативное – частный случай стратегического планирования заключается в корректировке индикаторов соц.- эк-го развития с учетом изменяющихся условий.

 

41.. Структура гос. управления в РБ .

Одним из условий реализаций гос-ом своих функций явл-ся формирование соответственной структуры гос. управления и аппарата.

В соответствии с Конституцией РБ правительства РБ (совет министров) обеспечивает проведение единой эк-ой финансовой денежно-кредитной политики в области науки, культуры, образования…

В состав совета министров входят по должности:

-премьер министров

-зам премьер министра

-глава администрации Президента

-председатель комитета гос. контроля

-председатель управления нац. банка

-председатель президиума Нац. Академии Наук Беларуси

-отраслевые министры

-председатели гос. комитетов

-председатель комитета гос. безопасности

Постоянно действующим органом совета министров явл-ся его президиум.

Система гос. управления РБ построена по функционально-отраслевому принципу включает 25 министерств и 7 гос. комитетов.

Министерства и комитеты явл-ся органами гос. управления проводящими политику в опр. отрасли или сфере. В министерствах и в комитетах по решению президента могут создаваться департаменты, которые могут явл-ся структурными подразделениями министерства.

Важную роль в структуре гос. управления играют территориальные органы власти: облисполкомы, райисполкомы, горисполкомы. Из республиканских органов управления свои представительства в областях имеют министерства:

-по налогам и сборам

-природных ресурсов и охраны окружающей среды

-труда и соц. защиты

-финансов

-статистики и анализа

-архитектуры и строительства

Структурные подразделения местных исполнительных органов обеспечивающих на своей территории гос. политику в отдельных отраслях и сферах подчиняются республиканским органам гос. управления.

 

42.. Система планирования и прогнозирования нац.эк-ки Белоруси

Прогнозирование – вид деятельности направленный на научное предвидение будущего состояния любой соц. системы.

Прогноз – научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем.

Цели соц. эк-го прогнозирования:

1.анализ тенденции развития эк-ки

2.вариантное предвидение предстоящего развития эк-ки

3.оценка возможных последствий принимаемых решений

Принципы прогнозирования нац.эк-ки:

1.принцип системности прогнозирования (любая соц. эк-кая система рассм-ся как единый объект с одной стороны и как сов-ть систем с др.)

2.принцип научной обоснованности (прогнозирование должно осуществляться на основе объективных эк-ких законов, сам прогноз должен производиться при помощи передовых методов и модели - эк-ко- математическое моделирование, стохастическое моделирование, имитационное моделирование)

3.принцип комплексности – все прогнозированные соц. эк-ие системы рассм-ся не изолированно, а в комплексе

4.принцип адекватности – методы и модели применяемые в процессе прогнозных расчетов, должны быть адекватны ми объекту прогнозирования

5.принцип вариантности прогноза – прогнозы должны быть многовариантными, что связанно с действиями фактора неопределенности

6.принцип целенаправленности прогнозирования – любой прогноз должен подчиняться какой-то одной цели

7.принцип альтернативности – в прогнозе всегда должен быть альтернативный вариант

8.принцип эффективности прогнозирования – из многообразия прогнозных расчетов должен быть выбран наиболее эффективный, как социально, так и эк-ки

Прогнозы соц. эк-го развития РБ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу разрабатываются министерствами и др. органами гос. управления.

Гос. прогнозирование развития РБ на долгосрочный период включает разработку нац. стратегии устойчивого соц. эк-го развития страны (НСУР).

НСУР разрабатывается один раз в 5 лет на 15-ти летний период за 2.5 года до начала прогнозируемого периода.

Осн. направления соц. эк-го развития РБ разрабатываются на 10-ти летний период на основе НСУР один раз в 5 лет за 2 года до прогнозируемого периода. Данный док-т разрабатывается министерством эк-ки и направляется на рассмотрение совет министров и в случае утверждения публикуется в печати, что явл-ся началом действия док-та. Корректировка долгосрочных прогнозов осущ-ся один раз в 5 лет.

Программа соц. эк-го развития РБ разрабатывается на среднесрочную перспективу сроком на 5 лет. Данная программа должна быть одобрена советом министра Беларуси в случае одобрения правительство отправляет ее президенту РБ, который либо утверждает ее, либо отклоняет и направляет на доработку.

Прогноз соц. эк-го развития РБ разрабатывается на краткосрочную перспективу сроком на год.

Важнейшие параметры годового прогноза утверждаются лично президентом РБ, а затем через совет министров доводится до заинтересованных лиц.

Система планирования и прогнозирования РБ так же включает сл. док-ты:

-гос. программа импорта замещения

-гос. программа развития регионов малых и среднегородских поселений

-гос. программа развития села

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.009 с.)