Понятие и структура политической системы общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура политической системы общества



Политическая система общества - это целостная упорядоченная сово­купность политических институтов общества, политических отношений, про­цессов, принципов политической организации общества, подчиненных политическим, идеологическим, юридическим, культурным, моральным нормам, историческим традициям и установкам политического режима дан­ного общества.

Организационно политическая система состоит из государства, в лице органов государственной власти, общественных организаций и движений, в том числе политических партий, других общественных объединений, дейст­вующих в сфере политических отношений и участвующих в решении поли­тических задач данного общества.

Сферой политических отношений являются отношения между классами, слоями общества, нациями, религиями, центром и региона­ми. Поэтому участие в решении вопросов, относящихся к сфере названных отношений, представляет собой политическую деятельность, а субъект этой деятельности входит в политическую систему данного общества.

Политическая система представляет собой одну из частей обще­ственной системы, является одной из подсистем гражданского общества, в которое наряду с политической входят экономическая, социальная, идеологи­ческая, этическая, правовая и духовно-культурная подсистемы.

Названные подсистемы состоят из определенных институтов. Каждая из названных подсистем, если ее рассматривать отдельно, состоит из опреде­ленных институтов и отношений, которые образуют самостоятельную систе­му. Так, экономическая система состоит из различного рода органов, органи­заций, предприятий, индивидуальных предпринимателей и других субъектов, осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность.

Центральное место занимает политическая система, поскольку она ре­гулирует наиболее важные, главные отношения в обществе, которые оказы­вают определяющее влияние на все другие отношения.

Политическая система конкретного общества определяется его классо­вой структурой, социально-экономическим устройством, формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом, исторически­ми и национальными традициями в сфере политической жизни, националь­ным составом общества и другими факторами.

Политическая система закрепляется в Конституции страны, других за­конодательных актах, в которых определяются ее структурные образования, взаимоотношения и взаимодействие всех ее институтов, в том числе и в сфе­ре государственной власти, сочетание государственного управления и мест­ного самоуправления, централизма и децентрализации.

В зависимости от характера политической системы входящих в нее ин­ститутов, их правового положения, взаимодействия с органами государст­венной власти политические системы могут быть разделены на виды. Так, можно выделить два основных вида - демократические и недемократические политические системы.

Демократическими являются политические системы, в которых дейст­вуют политические партии, в том числе оппозиционные по отношению к го­сударственной власти, имеющие свои фракции в парламенте, свободно фор­мируются и функционируют различного рода общественные организации -творческие, самодеятельные, профессиональные, участвующие в политиче­ской жизни, в частности, имеющие своих представителей в парламенте дру­гих государственных органах. Важным признаком демократической полити­ческой системы является существование местного самоуправления как тер­риториальной организации граждан, самостоятельно решающей местные со­циальные, экономические и иные вопросы.

В недемократических политических системах отсутствует многополюсность политических сил. В них, как правило, государственная власть и политическая система смыкаются и образуют единый государственно-политический механизм. Отсутствует многопартийность, нет оппозиционных партий, свободно создаваемых общественных организаций и движений, ме­стного самоуправления.

Особенности недемократических политических систем во многом оп­ределяются недемократизмом политических или государственных режимов, то есть методами и способами государственного управления обществом.

Государство является главным звеном политической системы, поэтому от его деятельности, формы правления, формы государственного устройства во многом зависит демократичность или недемократичность политической системы.

Еще одним важнейшим фактором, влияющим на демократичность либо недемократичность политической системы общества, является состояние информационных процессов в обществе.

Средства массовой информации, существующие в обществе, должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, с другой – адекватно отражать общественное мнение, выполнять роль обратной связи, возникающей в результате организующего воздействия государства на общество. Соответственно, содержание информационных процессов в демократическом обществе определяется положением учредителей средств массовой информации в политической системе.

Другой стороной информационных процессов, определяющих характер политической системы общества, является степень реализации конституционных прав граждан на информацию. Данное субъективное право индивидов состоит из целого ряда юридических возможностей и включает в себя следующие правомочия:

1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативным правовым актом;

2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина;

3) право давать согласие на сбор личностной информации;

4) право проверять достоверность такой информации;

5) право доступа к информации;

6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;

7) право на достоверную финансовую информацию и др.

Представляется, что только при условии полной реализации всех перечисленных правомочий индивида можно говорить о наличии в государстве демократической политической системы и гражданского общества.

К числу собственно политических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации и общественные движения. Характерным признаком политических организаций является прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели.

К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Как правило, это профсоюзные, кооперативные и иные организации, трудовые коллективы, которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Как правило, данные организации не закрепляют в своих уставах задачи активного воздействия в политических целях на государственную власть, хотя для достижения своих целей они нередко прибегают к политическим методам борьбы. Это однако не означает принижения роли несобственно политических организаций в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта их деятельности. А не в отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей. К их числу могут быть отнесены общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.д. Данные организации могут быть лишь объектом воздействия со стороны государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не субъектом политических отношений.

Третий, а именно – программный критерий дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а, следовательно, включить в политическую систему общества.

Вычленение элементов политической системы на основании указанных критериев осуществляется в рамках институционального подхода к пониманию политической системы. Помимо этого существуют иные подходы, такие как функциональный, регулятивный, идеологический, коммуникативный, личностный подход.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее институтами или группами институтов.

Регулятивный подход позволяет исследовать функционирование политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.)

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, воззрений тех или иных мыслителей и исследователей применительно к политической системе общества. Целью данного подхода является формулирование той или иной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

Личностный подход предполагает исследование политической системы с позиции личности как основного ее элемента.

Помимо политической организации в политической системе выделяют еще ряд компонентов, по сути являющихся самостоятельными подсистемами политической системы, к которым относятся:

- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы

- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти

- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти

- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть», а центральным элементом политической системы, ее ядром является такой политический институт как государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.014 с.)