Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игорь Федорович Стравинский (1882—1971)



Игорь Федорович Стравинский (1882—1971)

Характеристика творчества

Стравинский - один из самых выдающихся музыкантов XX в. Его творчество охватило почти все формы и жанры музыки. Стравинский был новатором, всю жизнь развивал и видоизменял свой стиль, при этом оставаясь индивидуальным и неповторимым. Влияние его на композиторов XX в. огромно - оно ощущается в произведениях Прокофьева и Шостаковича, французской «Шестерки» (Мийо, Пуленк, Онеггер и др.) и Хиндемита, Копленда и Орфа и др. Можно смело сказать, что мимо влияния Стравинского не прошел ни один крупный композитор XX в.

Стравинский вёл широкую концертную деятельность; дирижировал преимущественно собственны­ми сочинениями, выступал и как пианист.

Его творчество вобрало в себя все важнейшие явления культуры XX века: поздний романтизм и импрессионизм, неопримитивизм и неофольклоризм, неоклассицизм и джаз. В гармонии – это эволюция от тонального мышления до додекафонии (серийной техники) и джаза. Стравинского называли «музыкальным хамелеоном», «композитором 1001-го стиля».

Он одним из первых русских композиторов уезжает за рубеж, но еще до революции, в 1914 году. Он рано осознает, что в России его творчество не будет понято. Уже свои ранние балеты он осознанно предназначал для французской сцены. С 1910 года он подолгу жил за рубежом (в основном во Франции, куда выез­жал с труппой Дягилева). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское, в 1945 —американское подданство). Отсюда его прозвище - «музыкальный космопо­лит».

Эволюция творчества

Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, подчи­нённой, однако, своей основной тенденции в каждый творческий период.

1. Русский период (1908—1914, отчасти до начала 20-х гг.). Основные произведения: 3 «русских ба­лета» («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»), «Байка» ( весёлое представление с пением и музыкой), «Исто­рия солдата» (читаемая, играемая и танцуемая, 1918), опера «Мавра» (1922), хореографические сцены «Свадебка» (кантата-балет, 1923). Стра­винского интересует древний и современный русский фольклор, русские ритуалы и обряды («Весна…», «Свадебка»), балаган, лубок («Петрушка»). Формируются принципы музыкальной эстетики, связанные с «театром представления», основные элементы музыкального языка: «попевочный» тематизм с вариантным развитием, свободный метроритм (нерегуляционноакцентная ритмика), остинатность, по-новому зазвучавший оркестр-ансамбль и т.д.

тем не менее — удивительный факт! — примерно до двадцатилетнего возраста музыкальное призвание будущего композитора не заявляло о себе. Он занимался фортепиано как бы лишь для «общего развития» и в конце 90-х годов брал уроки по гармонии у ученика Римского-Корсакова В.П.Калафати.

Решающий толчок его музыкальному созреванию дали знакомство и занятия с Римским-Корсаковым. Эти занятия, начавшиеся около 1902 года, носили характер частных уроков, не всегда были регулярными и длились по 1908 год — год смерти его учителя.

В доме Римского-Корсакова, где начал бывать и вскоре стал своим Стравинский, он нашел исключительно творческую ху­дожественную среду. Здесь встречались, музицировали, беседо­вали об искусстве Лядов, Глазунов, Шаляпин, Блуменфельд, Стасов... Римский-Корсаков — великий мастер и великий учитель — вел Стравинского особым, ускоренным путем при­обретения музыкального профессионализма: через знакомство с принципами построения музыкальной формы и инструмен­товку к практическому сочинению Влияние Римского-Корсакова было в этот период определяющим. Однако ранние сочинения Стравинского показывают, что он был чуток и к достижениям Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Скрябина. Особо надо отметить воздействие «новых французов» — Дюка, Дебюсси, Равеля, о чем свидетельствуют оркестровые пьесы Стравин­ского — Фантастическое скерцо и «Фейерверк». Его композиторское развитие в эти годы напоминает исполинские шаги в неведомое сказочного великана. Каждая из партитур — значительная веха в истории не только русской, но и мировой музыки.

2. Неоклассицистский период (1920-1950-е гг.). Начало этого периода - Октет для духовых инструментов (1923), - первое неоклассицистское произведение Стравинского. Он обращается к различ­ным стилевым моделям, осваивая приёмы письма барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинной полифонии и раннего классицизма («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Про­кофьев с сарказмом называл его технику «бахизмы с фальшивизмами».

Балет с пением «Пульчинелла» написан на темы Перголези (1920), балет «Поцелуй феи» - на темы и в стиле Чайковского (1928), опера «Похождения повесы» - в стиле Моцарта, 1951, «Черный» джазовый концерт – это джазовый Concerto grosso (1945). В итоге худ. метод Стравинского получил название «вариации на стиль».

Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. Расширяется география премьер его сочинений (помимо Парижа — Милан, Берлин, Нью-Йорк, Вашингтон).

в концерте для камерного орке­стра «Домбартон окc» моделью стал баховский инструменталь­ный концерт, в «Царе Эдипе» — генделевская оратория, в «Похождениях повесы» — опера «Cosi fan tutte» Моцарта.

 

3. В поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) преобладает религиоз­ная тематика («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), додекафонная техника (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При этом творчество Стравинского отличается единством, обуслов­ленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет.

 


Биография

1-й, русский период творчества (до 1914 года)

Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 г.в Ораниенбауме близ Петербурга в семье знаменитого баса императорской оперы - Федора Стравинского. Первое его музы­кальное впечатление - пение деревенских баб. Именно с этого он по­чувствовал себя музыкантом. С десяти лет стал регулярно заниматься музыкой. Первым театральным впечатлением, как в свое время и у Чайковского, был "Иван Сусанин" Глинки. Самое дорогое в его жизни воспоминание - встреча с самим Чайковским в Петербурге незадолго до его смерти. Любовь к музыке Чайковского Стравинский пронес через всю жизнь.

Выросший среди музыки, он тем не менее по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1905 г. Параллельно, с 1903 г., он берет частные уроки композиции у Р-Корсакова, которого считал своим духовным отцом. Первые значительные произведения – 1-я симфония и вокальная сюита "Фавн и Пастушка" на слова А.С.Пушкина (1905-1907). Эти и ряд других сочинений, таких, как "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк", выдержаны в традициях русской музыки XIX – начала XX века.

Эти произведения услышал антрепренер Сергей Дягилев. Для своих «Русских сезонов» в Париже он заказал композитору три балета, благодаря которым Стравинский сразу же стал знаменит: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Первые два балета поставил прославившийся не меньше Стравинского балет­мейстер Михаил Фокин. Особое же впечатление на публику произвела музыка "Весны священной" в оформлении Николая Рериха и в постановке Вацлава Нижинского, - балета, рисующего картины языческой Руси. Музыка прогремела оглушительным взрывом, разом сметя все представления о том, что можно и чего нельзя, нарушив все правила и каноны. Дабы передать "варварский" дух далекой древности, автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Эти абсолютно новые и необычные ритмы, прежде не встречавшиеся инструменталь­ные эффекты были использованы затем и в других его сочинениях. На парижской премьере балета разразил­ся настоящий скандал, но уже через год концертное - без танцев - исполнение "Весны" в Париже было встречено с восторгом. С "Весны священной" начался новый этап в истории мировой музыки.

Историки музыки XX века едины в том мнении, что «Весна священная» в музыкальном мире произвела впечатление разо­рвавшейся бомбы. «Весну священную» Стравинский заканчивает в местечке Кларан в Швейцарии, которое начиная с 1910 года все чаще и чаще становится местом его отдыха, лечения и напряженных трудов. Связанный с дягилевской труппой «Русского балета», композитор много ездит по Европе, посещая Париж, Рим, Мадрид, Лондон, и всюду оказывается в центре внимания. Какой контраст с Россией, где ни на одной сцене не шли его балеты и где в оппозиции к нему находились его недавние лучшие друзья (в их числе сын его учителя А. Н. Римский-Кор­саков), не принявшие «Петрушку» и «Весну священную»!

Разразившаяся Первая мировая война отрезает Стравинско­го от России (он посетит ее только через пятьдесят лет, Сам композитор подчеркивал, что его отъезд носил характер художественной эмиграции.

Будучи в Швейцарии, Стравинский не перестает работать над русской темой, обращаясь к трудам замечательных соби­рателей русского фольклора Афанасьева, Киреевского. Из России он вынес главное — эстетический уни­версализм, к которому призывал «Мир искусства».

2-й, центральный (неоклассицистский) период (до 50-х гг. XX века)

Годы первой мировой войны композитор провел в Швейцарии, где написал для музыкального театра сти­лизованное скоморошье действо "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1916) и "Историю солда­та" (1918). С начала 20-х годов он поселился во Франции. Русский период его творчества завершился ко­мической оперой "Мавра" по Пушкину и хореографической кантатой "Свадебка" (1923).

Русская культура, русская народная музыка, русский язык всегда оставались родными для компози­тора. Но с начала 20-х годов в его творчестве стали преобладать традиции европейской классики. Новое на­правление, воскрешавшее различные музыкальные стили прошлого, от барокко до раннего романтизма, по­лучило название "неоклассицизм". Стравинский свободно интерпретирует художественные приемы, вос­принятые у Баха, Перголези, Вебера и других мастеров, создавая свои произведения по образ­цам музыкальной культуры прошлых эпох. В конце этого периода создана опера "Похождения повесы" (1951), написанная в США, куда Стравинский переехал в 1939 году.

Так, в Париже он общался с художника­ми — П.Пикассо, М.Ларионовым, литераторами — А. Жидом, П.Валери, П.Клоделем, философом Ж. Маритеном и, конечно, с музыкантами — Э. Сати, членами «Шестерки», М. Равелем... Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. В сентябре 1939 года на пароходе, переполненном беженцами из Европы, Стравинский прибывает в США. Композитор обо­сновывается близ Лос-Анджелеса, в его окрестностях, облюбо­ванных цветом европейской художественной эмиграции — Т.Манном, Г. Эйслером, А.Шёнбергом. Он сразу включается в динамичную жизнь Нового Света, читая в Гарвардском уни­верситете лекции, впоследствии составившие книгу «Музыкаль­ная поэтика». В соответствии со своими вкусами устраивает дом, обставляет рабочий кабинет, в котором царит исключительный порядок. После смерти в 1939 году его первой жены, Е. Г. Носен­ко, он женится на В. А. де Боссе. Вскоре Стравинский приглаша­ет в качестве секретаря молодого тогда дирижера, композитора, публициста Роберта Крафта — страстного почитателя музыки Веберна, в дальнейшем инициатора многих интервью Стравин­ского и его «Диалогов», а также исследователя его творчества и публикатора документов из его архива.

Среди первых сочинений, написанных на земле США, нема­ло созданных «на случай» — На этом фоне выделяется концептуальностью, крупномасштабностью Симфония в трех движениях (1945), явившаяся откликом на события Второй мировой войны. Все основные направления довоенного твор­чества находят продолжение в эти годы: оперное — в «Похож­дениях повесы», балетное — в «Балетных сценах» и «Орфее», инструментальное — в Ebony Concerto и Концерте для струн­ных in D. И на земле США в творчестве Стравинского не пе­рестают действовать творческие импульсы, определившиеся в неоклассицистский период. Вместе с тем исподволь назревает техническое перевооружение, сигналом к которому был Септет (1953), открывающий новый — поздний период творчества композитора.

Сколь неожиданным было в свое время обращение Стравин­ского к неоклассицизму, столь же сенсационным (хотя лишь на первый взгляд) явилось обращение в 50-е годы к технике серий­ного письма, сходной с техникой Веберна. Лишь после того, как прошло «шоковое» состояние у первых слушателей Септе­та, стало очевидным, что Стравинский вводит эти приемы в привычную для него манеру письма.

В 50—60-е годы балетные и инструментальные сочинения занимают у Стравинского подчиненное место. На первый план выступают вокально-инструментальные произведения на духов­ные (латинские) тексты, чаще всего из Библии, — Canticum sacrum (1956), Threni (1958), Requiem canticles (1966).

Осенью 1962 года Стравинский приехал в СССР, откликнув­шись на приглашение советской делегации, которая побывала в 1961 году на международном музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе. Композитор посетил Москву и Ленинград, где дал концерты, прошедшие с огромным успехом, побывал в музее-квартире Пушкина, посетил родной дом на Крюковом канале, Мариинский театр, присутствовал на исполнении сво­их сочинений. Так после долгого перерыва состоялось свида­ние с Родиной и родственниками, судя по всему, доставившее Стравинскому немалое удовлетворение. После этой поездки он одно время думал о новом посещении России, но его пла­нам не суждено было сбыться.

Умер Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Его похоронили в Венеции, в русской части кладбища на острове Сен-Микеле.

Картина - «У Арапа» (с. 35)

Музыкальная характеристика Арапа воплощает его мрачную суровость, напыщенность и неповоротливость. Это подчеркивают «пустые» кварты, порывистые жесты-взлеты, параллельные нисходящие кварты, квинты, тритоны (с.35).

Основная тема Арапа - тема его танца (с.36, ц.65). Ее характер - застыло-неподвижный, угрюмый. Исполняется тема в октаву кларнетом и бас-кларнетом.

Танец Балерины - полная экспозиция образа этой бездушной куклы (с.39). «Военная» оркестровка необычна для «лирического» женского персонажа («парадоксальная» оркестровка): на чет­ком остинатном фоне малого барабана звучит мелодия корнета (малая труба) - инструмента с резким, писклявым тембром. Она напоминает каденцию Фокусника, также обыгрывает простейшие аккорды.

Вальс (с.40) - совместный танец Арапа и Балерины. У фагота - «прихрамывающее» со­провождение. У корнета и флейты - примитивная, незатейливая мелодия. Это цитата одного из вальсов популярного в начале XIX века композитора Ланнера. Своей обработкой Стравинский подчеркнул сентиментальность, слащавость музыки.

Заканчивается картина ссорой Арапа и Петрушки (с. 44), которая проходит на 2-м лейтмо­тиве Петрушки.

 

Игорь Федорович Стравинский (1882—1971)

Характеристика творчества

Стравинский - один из самых выдающихся музыкантов XX в. Его творчество охватило почти все формы и жанры музыки. Стравинский был новатором, всю жизнь развивал и видоизменял свой стиль, при этом оставаясь индивидуальным и неповторимым. Влияние его на композиторов XX в. огромно - оно ощущается в произведениях Прокофьева и Шостаковича, французской «Шестерки» (Мийо, Пуленк, Онеггер и др.) и Хиндемита, Копленда и Орфа и др. Можно смело сказать, что мимо влияния Стравинского не прошел ни один крупный композитор XX в.

Стравинский вёл широкую концертную деятельность; дирижировал преимущественно собственны­ми сочинениями, выступал и как пианист.

Его творчество вобрало в себя все важнейшие явления культуры XX века: поздний романтизм и импрессионизм, неопримитивизм и неофольклоризм, неоклассицизм и джаз. В гармонии – это эволюция от тонального мышления до додекафонии (серийной техники) и джаза. Стравинского называли «музыкальным хамелеоном», «композитором 1001-го стиля».

Он одним из первых русских композиторов уезжает за рубеж, но еще до революции, в 1914 году. Он рано осознает, что в России его творчество не будет понято. Уже свои ранние балеты он осознанно предназначал для французской сцены. С 1910 года он подолгу жил за рубежом (в основном во Франции, куда выез­жал с труппой Дягилева). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское, в 1945 —американское подданство). Отсюда его прозвище - «музыкальный космопо­лит».

Эволюция творчества

Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, подчи­нённой, однако, своей основной тенденции в каждый творческий период.

1. Русский период (1908—1914, отчасти до начала 20-х гг.). Основные произведения: 3 «русских ба­лета» («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»), «Байка» ( весёлое представление с пением и музыкой), «Исто­рия солдата» (читаемая, играемая и танцуемая, 1918), опера «Мавра» (1922), хореографические сцены «Свадебка» (кантата-балет, 1923). Стра­винского интересует древний и современный русский фольклор, русские ритуалы и обряды («Весна…», «Свадебка»), балаган, лубок («Петрушка»). Формируются принципы музыкальной эстетики, связанные с «театром представления», основные элементы музыкального языка: «попевочный» тематизм с вариантным развитием, свободный метроритм (нерегуляционноакцентная ритмика), остинатность, по-новому зазвучавший оркестр-ансамбль и т.д.

тем не менее — удивительный факт! — примерно до двадцатилетнего возраста музыкальное призвание будущего композитора не заявляло о себе. Он занимался фортепиано как бы лишь для «общего развития» и в конце 90-х годов брал уроки по гармонии у ученика Римского-Корсакова В.П.Калафати.

Решающий толчок его музыкальному созреванию дали знакомство и занятия с Римским-Корсаковым. Эти занятия, начавшиеся около 1902 года, носили характер частных уроков, не всегда были регулярными и длились по 1908 год — год смерти его учителя.

В доме Римского-Корсакова, где начал бывать и вскоре стал своим Стравинский, он нашел исключительно творческую ху­дожественную среду. Здесь встречались, музицировали, беседо­вали об искусстве Лядов, Глазунов, Шаляпин, Блуменфельд, Стасов... Римский-Корсаков — великий мастер и великий учитель — вел Стравинского особым, ускоренным путем при­обретения музыкального профессионализма: через знакомство с принципами построения музыкальной формы и инструмен­товку к практическому сочинению Влияние Римского-Корсакова было в этот период определяющим. Однако ранние сочинения Стравинского показывают, что он был чуток и к достижениям Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Скрябина. Особо надо отметить воздействие «новых французов» — Дюка, Дебюсси, Равеля, о чем свидетельствуют оркестровые пьесы Стравин­ского — Фантастическое скерцо и «Фейерверк». Его композиторское развитие в эти годы напоминает исполинские шаги в неведомое сказочного великана. Каждая из партитур — значительная веха в истории не только русской, но и мировой музыки.

2. Неоклассицистский период (1920-1950-е гг.). Начало этого периода - Октет для духовых инструментов (1923), - первое неоклассицистское произведение Стравинского. Он обращается к различ­ным стилевым моделям, осваивая приёмы письма барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинной полифонии и раннего классицизма («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Про­кофьев с сарказмом называл его технику «бахизмы с фальшивизмами».

Балет с пением «Пульчинелла» написан на темы Перголези (1920), балет «Поцелуй феи» - на темы и в стиле Чайковского (1928), опера «Похождения повесы» - в стиле Моцарта, 1951, «Черный» джазовый концерт – это джазовый Concerto grosso (1945). В итоге худ. метод Стравинского получил название «вариации на стиль».

Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. Расширяется география премьер его сочинений (помимо Парижа — Милан, Берлин, Нью-Йорк, Вашингтон).

в концерте для камерного орке­стра «Домбартон окc» моделью стал баховский инструменталь­ный концерт, в «Царе Эдипе» — генделевская оратория, в «Похождениях повесы» — опера «Cosi fan tutte» Моцарта.

 

3. В поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) преобладает религиоз­ная тематика («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), додекафонная техника (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При этом творчество Стравинского отличается единством, обуслов­ленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет.

 


Биография

1-й, русский период творчества (до 1914 года)

Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 г.в Ораниенбауме близ Петербурга в семье знаменитого баса императорской оперы - Федора Стравинского. Первое его музы­кальное впечатление - пение деревенских баб. Именно с этого он по­чувствовал себя музыкантом. С десяти лет стал регулярно заниматься музыкой. Первым театральным впечатлением, как в свое время и у Чайковского, был "Иван Сусанин" Глинки. Самое дорогое в его жизни воспоминание - встреча с самим Чайковским в Петербурге незадолго до его смерти. Любовь к музыке Чайковского Стравинский пронес через всю жизнь.

Выросший среди музыки, он тем не менее по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1905 г. Параллельно, с 1903 г., он берет частные уроки композиции у Р-Корсакова, которого считал своим духовным отцом. Первые значительные произведения – 1-я симфония и вокальная сюита "Фавн и Пастушка" на слова А.С.Пушкина (1905-1907). Эти и ряд других сочинений, таких, как "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк", выдержаны в традициях русской музыки XIX – начала XX века.

Эти произведения услышал антрепренер Сергей Дягилев. Для своих «Русских сезонов» в Париже он заказал композитору три балета, благодаря которым Стравинский сразу же стал знаменит: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Первые два балета поставил прославившийся не меньше Стравинского балет­мейстер Михаил Фокин. Особое же впечатление на публику произвела музыка "Весны священной" в оформлении Николая Рериха и в постановке Вацлава Нижинского, - балета, рисующего картины языческой Руси. Музыка прогремела оглушительным взрывом, разом сметя все представления о том, что можно и чего нельзя, нарушив все правила и каноны. Дабы передать "варварский" дух далекой древности, автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Эти абсолютно новые и необычные ритмы, прежде не встречавшиеся инструменталь­ные эффекты были использованы затем и в других его сочинениях. На парижской премьере балета разразил­ся настоящий скандал, но уже через год концертное - без танцев - исполнение "Весны" в Париже было встречено с восторгом. С "Весны священной" начался новый этап в истории мировой музыки.

Историки музыки XX века едины в том мнении, что «Весна священная» в музыкальном мире произвела впечатление разо­рвавшейся бомбы. «Весну священную» Стравинский заканчивает в местечке Кларан в Швейцарии, которое начиная с 1910 года все чаще и чаще становится местом его отдыха, лечения и напряженных трудов. Связанный с дягилевской труппой «Русского балета», композитор много ездит по Европе, посещая Париж, Рим, Мадрид, Лондон, и всюду оказывается в центре внимания. Какой контраст с Россией, где ни на одной сцене не шли его балеты и где в оппозиции к нему находились его недавние лучшие друзья (в их числе сын его учителя А. Н. Римский-Кор­саков), не принявшие «Петрушку» и «Весну священную»!

Разразившаяся Первая мировая война отрезает Стравинско­го от России (он посетит ее только через пятьдесят лет, Сам композитор подчеркивал, что его отъезд носил характер художественной эмиграции.

Будучи в Швейцарии, Стравинский не перестает работать над русской темой, обращаясь к трудам замечательных соби­рателей русского фольклора Афанасьева, Киреевского. Из России он вынес главное — эстетический уни­версализм, к которому призывал «Мир искусства».

2-й, центральный (неоклассицистский) период (до 50-х гг. XX века)

Годы первой мировой войны композитор провел в Швейцарии, где написал для музыкального театра сти­лизованное скоморошье действо "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1916) и "Историю солда­та" (1918). С начала 20-х годов он поселился во Франции. Русский период его творчества завершился ко­мической оперой "Мавра" по Пушкину и хореографической кантатой "Свадебка" (1923).

Русская культура, русская народная музыка, русский язык всегда оставались родными для компози­тора. Но с начала 20-х годов в его творчестве стали преобладать традиции европейской классики. Новое на­правление, воскрешавшее различные музыкальные стили прошлого, от барокко до раннего романтизма, по­лучило название "неоклассицизм". Стравинский свободно интерпретирует художественные приемы, вос­принятые у Баха, Перголези, Вебера и других мастеров, создавая свои произведения по образ­цам музыкальной культуры прошлых эпох. В конце этого периода создана опера "Похождения повесы" (1951), написанная в США, куда Стравинский переехал в 1939 году.

Так, в Париже он общался с художника­ми — П.Пикассо, М.Ларионовым, литераторами — А. Жидом, П.Валери, П.Клоделем, философом Ж. Маритеном и, конечно, с музыкантами — Э. Сати, членами «Шестерки», М. Равелем... Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. В сентябре 1939 года на пароходе, переполненном беженцами из Европы, Стравинский прибывает в США. Композитор обо­сновывается близ Лос-Анджелеса, в его окрестностях, облюбо­ванных цветом европейской художественной эмиграции — Т.Манном, Г. Эйслером, А.Шёнбергом. Он сразу включается в динамичную жизнь Нового Света, читая в Гарвардском уни­верситете лекции, впоследствии составившие книгу «Музыкаль­ная поэтика». В соответствии со своими вкусами устраивает дом, обставляет рабочий кабинет, в котором царит исключительный порядок. После смерти в 1939 году его первой жены, Е. Г. Носен­ко, он женится на В. А. де Боссе. Вскоре Стравинский приглаша­ет в качестве секретаря молодого тогда дирижера, композитора, публициста Роберта Крафта — страстного почитателя музыки Веберна, в дальнейшем инициатора многих интервью Стравин­ского и его «Диалогов», а также исследователя его творчества и публикатора документов из его архива.

Среди первых сочинений, написанных на земле США, нема­ло созданных «на случай» — На этом фоне выделяется концептуальностью, крупномасштабностью Симфония в трех движениях (1945), явившаяся откликом на события Второй мировой войны. Все основные направления довоенного твор­чества находят продолжение в эти годы: оперное — в «Похож­дениях повесы», балетное — в «Балетных сценах» и «Орфее», инструментальное — в Ebony Concerto и Концерте для струн­ных in D. И на земле США в творчестве Стравинского не пе­рестают действовать творческие импульсы, определившиеся в неоклассицистский период. Вместе с тем исподволь назревает техническое перевооружение, сигналом к которому был Септет (1953), открывающий новый — поздний период творчества композитора.

Сколь неожиданным было в свое время обращение Стравин­ского к неоклассицизму, столь же сенсационным (хотя лишь на первый взгляд) явилось обращение в 50-е годы к технике серий­ного письма, сходной с техникой Веберна. Лишь после того, как прошло «шоковое» состояние у первых слушателей Септе­та, стало очевидным, что Стравинский вводит эти приемы в привычную для него манеру письма.

В 50—60-е годы балетные и инструментальные сочинения занимают у Стравинского подчиненное место. На первый план выступают вокально-инструментальные произведения на духов­ные (латинские) тексты, чаще всего из Библии, — Canticum sacrum (1956), Threni (1958), Requiem canticles (1966).

Осенью 1962 года Стравинский приехал в СССР, откликнув­шись на приглашение советской делегации, которая побывала в 1961 году на международном музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе. Композитор посетил Москву и Ленинград, где дал концерты, прошедшие с огромным успехом, побывал в музее-квартире Пушкина, посетил родной дом на Крюковом канале, Мариинский театр, присутствовал на исполнении сво­их сочинений. Так после долгого перерыва состоялось свида­ние с Родиной и родственниками, судя по всему, доставившее Стравинскому немалое удовлетворение. После этой поездки он одно время думал о новом посещении России, но его пла­нам не суждено было сбыться.

Умер Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Его похоронили в Венеции, в русской части кладбища на острове Сен-Микеле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.04 с.)