Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игорь Федорович Стравинский (1882—1971)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) Характеристика творчества Стравинский - один из самых выдающихся музыкантов XX в. Его творчество охватило почти все формы и жанры музыки. Стравинский был новатором, всю жизнь развивал и видоизменял свой стиль, при этом оставаясь индивидуальным и неповторимым. Влияние его на композиторов XX в. огромно - оно ощущается в произведениях Прокофьева и Шостаковича, французской «Шестерки» (Мийо, Пуленк, Онеггер и др.) и Хиндемита, Копленда и Орфа и др. Можно смело сказать, что мимо влияния Стравинского не прошел ни один крупный композитор XX в. Стравинский вёл широкую концертную деятельность; дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист. Его творчество вобрало в себя все важнейшие явления культуры XX века: поздний романтизм и импрессионизм, неопримитивизм и неофольклоризм, неоклассицизм и джаз. В гармонии – это эволюция от тонального мышления до додекафонии (серийной техники) и джаза. Стравинского называли «музыкальным хамелеоном», «композитором 1001-го стиля». Он одним из первых русских композиторов уезжает за рубеж, но еще до революции, в 1914 году. Он рано осознает, что в России его творчество не будет понято. Уже свои ранние балеты он осознанно предназначал для французской сцены. С 1910 года он подолгу жил за рубежом (в основном во Франции, куда выезжал с труппой Дягилева). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское, в 1945 —американское подданство). Отсюда его прозвище - «музыкальный космополит». Эволюция творчества Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, подчинённой, однако, своей основной тенденции в каждый творческий период. 1. Русский период (1908—1914, отчасти до начала 20-х гг.). Основные произведения: 3 «русских балета» («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»), «Байка» ( весёлое представление с пением и музыкой), «История солдата» (читаемая, играемая и танцуемая, 1918), опера «Мавра» (1922), хореографические сцены «Свадебка» (кантата-балет, 1923). Стравинского интересует древний и современный русский фольклор, русские ритуалы и обряды («Весна…», «Свадебка»), балаган, лубок («Петрушка»). Формируются принципы музыкальной эстетики, связанные с «театром представления», основные элементы музыкального языка: «попевочный» тематизм с вариантным развитием, свободный метроритм (нерегуляционноакцентная ритмика), остинатность, по-новому зазвучавший оркестр-ансамбль и т.д.
тем не менее — удивительный факт! — примерно до двадцатилетнего возраста музыкальное призвание будущего композитора не заявляло о себе. Он занимался фортепиано как бы лишь для «общего развития» и в конце 90-х годов брал уроки по гармонии у ученика Римского-Корсакова В.П.Калафати. Решающий толчок его музыкальному созреванию дали знакомство и занятия с Римским-Корсаковым. Эти занятия, начавшиеся около 1902 года, носили характер частных уроков, не всегда были регулярными и длились по 1908 год — год смерти его учителя. В доме Римского-Корсакова, где начал бывать и вскоре стал своим Стравинский, он нашел исключительно творческую художественную среду. Здесь встречались, музицировали, беседовали об искусстве Лядов, Глазунов, Шаляпин, Блуменфельд, Стасов... Римский-Корсаков — великий мастер и великий учитель — вел Стравинского особым, ускоренным путем приобретения музыкального профессионализма: через знакомство с принципами построения музыкальной формы и инструментовку к практическому сочинению Влияние Римского-Корсакова было в этот период определяющим. Однако ранние сочинения Стравинского показывают, что он был чуток и к достижениям Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Скрябина. Особо надо отметить воздействие «новых французов» — Дюка, Дебюсси, Равеля, о чем свидетельствуют оркестровые пьесы Стравинского — Фантастическое скерцо и «Фейерверк». Его композиторское развитие в эти годы напоминает исполинские шаги в неведомое сказочного великана. Каждая из партитур — значительная веха в истории не только русской, но и мировой музыки. 2. Неоклассицистский период (1920-1950-е гг.). Начало этого периода - Октет для духовых инструментов (1923), - первое неоклассицистское произведение Стравинского. Он обращается к различным стилевым моделям, осваивая приёмы письма барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинной полифонии и раннего классицизма («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Прокофьев с сарказмом называл его технику «бахизмы с фальшивизмами».
Балет с пением «Пульчинелла» написан на темы Перголези (1920), балет «Поцелуй феи» - на темы и в стиле Чайковского (1928), опера «Похождения повесы» - в стиле Моцарта, 1951, «Черный» джазовый концерт – это джазовый Concerto grosso (1945). В итоге худ. метод Стравинского получил название «вариации на стиль». Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. Расширяется география премьер его сочинений (помимо Парижа — Милан, Берлин, Нью-Йорк, Вашингтон). в концерте для камерного оркестра «Домбартон окc» моделью стал баховский инструментальный концерт, в «Царе Эдипе» — генделевская оратория, в «Похождениях повесы» — опера «Cosi fan tutte» Моцарта.
3. В поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) преобладает религиозная тематика («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), додекафонная техника (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При этом творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет.
Биография 1-й, русский период творчества (до 1914 года) Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 г.в Ораниенбауме близ Петербурга в семье знаменитого баса императорской оперы - Федора Стравинского. Первое его музыкальное впечатление - пение деревенских баб. Именно с этого он почувствовал себя музыкантом. С десяти лет стал регулярно заниматься музыкой. Первым театральным впечатлением, как в свое время и у Чайковского, был "Иван Сусанин" Глинки. Самое дорогое в его жизни воспоминание - встреча с самим Чайковским в Петербурге незадолго до его смерти. Любовь к музыке Чайковского Стравинский пронес через всю жизнь. Выросший среди музыки, он тем не менее по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1905 г. Параллельно, с 1903 г., он берет частные уроки композиции у Р-Корсакова, которого считал своим духовным отцом. Первые значительные произведения – 1-я симфония и вокальная сюита "Фавн и Пастушка" на слова А.С.Пушкина (1905-1907). Эти и ряд других сочинений, таких, как "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк", выдержаны в традициях русской музыки XIX – начала XX века. Эти произведения услышал антрепренер Сергей Дягилев. Для своих «Русских сезонов» в Париже он заказал композитору три балета, благодаря которым Стравинский сразу же стал знаменит: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Первые два балета поставил прославившийся не меньше Стравинского балетмейстер Михаил Фокин. Особое же впечатление на публику произвела музыка "Весны священной" в оформлении Николая Рериха и в постановке Вацлава Нижинского, - балета, рисующего картины языческой Руси. Музыка прогремела оглушительным взрывом, разом сметя все представления о том, что можно и чего нельзя, нарушив все правила и каноны. Дабы передать "варварский" дух далекой древности, автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Эти абсолютно новые и необычные ритмы, прежде не встречавшиеся инструментальные эффекты были использованы затем и в других его сочинениях. На парижской премьере балета разразился настоящий скандал, но уже через год концертное - без танцев - исполнение "Весны" в Париже было встречено с восторгом. С "Весны священной" начался новый этап в истории мировой музыки.
Историки музыки XX века едины в том мнении, что «Весна священная» в музыкальном мире произвела впечатление разорвавшейся бомбы. «Весну священную» Стравинский заканчивает в местечке Кларан в Швейцарии, которое начиная с 1910 года все чаще и чаще становится местом его отдыха, лечения и напряженных трудов. Связанный с дягилевской труппой «Русского балета», композитор много ездит по Европе, посещая Париж, Рим, Мадрид, Лондон, и всюду оказывается в центре внимания. Какой контраст с Россией, где ни на одной сцене не шли его балеты и где в оппозиции к нему находились его недавние лучшие друзья (в их числе сын его учителя А. Н. Римский-Корсаков), не принявшие «Петрушку» и «Весну священную»! Разразившаяся Первая мировая война отрезает Стравинского от России (он посетит ее только через пятьдесят лет, Сам композитор подчеркивал, что его отъезд носил характер художественной эмиграции. Будучи в Швейцарии, Стравинский не перестает работать над русской темой, обращаясь к трудам замечательных собирателей русского фольклора Афанасьева, Киреевского. Из России он вынес главное — эстетический универсализм, к которому призывал «Мир искусства». 2-й, центральный (неоклассицистский) период (до 50-х гг. XX века) Годы первой мировой войны композитор провел в Швейцарии, где написал для музыкального театра стилизованное скоморошье действо "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1916) и "Историю солдата" (1918). С начала 20-х годов он поселился во Франции. Русский период его творчества завершился комической оперой "Мавра" по Пушкину и хореографической кантатой "Свадебка" (1923). Русская культура, русская народная музыка, русский язык всегда оставались родными для композитора. Но с начала 20-х годов в его творчестве стали преобладать традиции европейской классики. Новое направление, воскрешавшее различные музыкальные стили прошлого, от барокко до раннего романтизма, получило название "неоклассицизм". Стравинский свободно интерпретирует художественные приемы, воспринятые у Баха, Перголези, Вебера и других мастеров, создавая свои произведения по образцам музыкальной культуры прошлых эпох. В конце этого периода создана опера "Похождения повесы" (1951), написанная в США, куда Стравинский переехал в 1939 году.
Так, в Париже он общался с художниками — П.Пикассо, М.Ларионовым, литераторами — А. Жидом, П.Валери, П.Клоделем, философом Ж. Маритеном и, конечно, с музыкантами — Э. Сати, членами «Шестерки», М. Равелем... Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. В сентябре 1939 года на пароходе, переполненном беженцами из Европы, Стравинский прибывает в США. Композитор обосновывается близ Лос-Анджелеса, в его окрестностях, облюбованных цветом европейской художественной эмиграции — Т.Манном, Г. Эйслером, А.Шёнбергом. Он сразу включается в динамичную жизнь Нового Света, читая в Гарвардском университете лекции, впоследствии составившие книгу «Музыкальная поэтика». В соответствии со своими вкусами устраивает дом, обставляет рабочий кабинет, в котором царит исключительный порядок. После смерти в 1939 году его первой жены, Е. Г. Носенко, он женится на В. А. де Боссе. Вскоре Стравинский приглашает в качестве секретаря молодого тогда дирижера, композитора, публициста Роберта Крафта — страстного почитателя музыки Веберна, в дальнейшем инициатора многих интервью Стравинского и его «Диалогов», а также исследователя его творчества и публикатора документов из его архива. Среди первых сочинений, написанных на земле США, немало созданных «на случай» — На этом фоне выделяется концептуальностью, крупномасштабностью Симфония в трех движениях (1945), явившаяся откликом на события Второй мировой войны. Все основные направления довоенного творчества находят продолжение в эти годы: оперное — в «Похождениях повесы», балетное — в «Балетных сценах» и «Орфее», инструментальное — в Ebony Concerto и Концерте для струнных in D. И на земле США в творчестве Стравинского не перестают действовать творческие импульсы, определившиеся в неоклассицистский период. Вместе с тем исподволь назревает техническое перевооружение, сигналом к которому был Септет (1953), открывающий новый — поздний период творчества композитора. Сколь неожиданным было в свое время обращение Стравинского к неоклассицизму, столь же сенсационным (хотя лишь на первый взгляд) явилось обращение в 50-е годы к технике серийного письма, сходной с техникой Веберна. Лишь после того, как прошло «шоковое» состояние у первых слушателей Септета, стало очевидным, что Стравинский вводит эти приемы в привычную для него манеру письма.
В 50—60-е годы балетные и инструментальные сочинения занимают у Стравинского подчиненное место. На первый план выступают вокально-инструментальные произведения на духовные (латинские) тексты, чаще всего из Библии, — Canticum sacrum (1956), Threni (1958), Requiem canticles (1966). Осенью 1962 года Стравинский приехал в СССР, откликнувшись на приглашение советской делегации, которая побывала в 1961 году на международном музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе. Композитор посетил Москву и Ленинград, где дал концерты, прошедшие с огромным успехом, побывал в музее-квартире Пушкина, посетил родной дом на Крюковом канале, Мариинский театр, присутствовал на исполнении своих сочинений. Так после долгого перерыва состоялось свидание с Родиной и родственниками, судя по всему, доставившее Стравинскому немалое удовлетворение. После этой поездки он одно время думал о новом посещении России, но его планам не суждено было сбыться. Умер Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Его похоронили в Венеции, в русской части кладбища на острове Сен-Микеле. Картина - «У Арапа» (с. 35) Музыкальная характеристика Арапа воплощает его мрачную суровость, напыщенность и неповоротливость. Это подчеркивают «пустые» кварты, порывистые жесты-взлеты, параллельные нисходящие кварты, квинты, тритоны (с.35). Основная тема Арапа - тема его танца (с.36, ц.65). Ее характер - застыло-неподвижный, угрюмый. Исполняется тема в октаву кларнетом и бас-кларнетом. Танец Балерины - полная экспозиция образа этой бездушной куклы (с.39). «Военная» оркестровка необычна для «лирического» женского персонажа («парадоксальная» оркестровка): на четком остинатном фоне малого барабана звучит мелодия корнета (малая труба) - инструмента с резким, писклявым тембром. Она напоминает каденцию Фокусника, также обыгрывает простейшие аккорды. Вальс (с.40) - совместный танец Арапа и Балерины. У фагота - «прихрамывающее» сопровождение. У корнета и флейты - примитивная, незатейливая мелодия. Это цитата одного из вальсов популярного в начале XIX века композитора Ланнера. Своей обработкой Стравинский подчеркнул сентиментальность, слащавость музыки. Заканчивается картина ссорой Арапа и Петрушки (с. 44), которая проходит на 2-м лейтмотиве Петрушки.
Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) Характеристика творчества Стравинский - один из самых выдающихся музыкантов XX в. Его творчество охватило почти все формы и жанры музыки. Стравинский был новатором, всю жизнь развивал и видоизменял свой стиль, при этом оставаясь индивидуальным и неповторимым. Влияние его на композиторов XX в. огромно - оно ощущается в произведениях Прокофьева и Шостаковича, французской «Шестерки» (Мийо, Пуленк, Онеггер и др.) и Хиндемита, Копленда и Орфа и др. Можно смело сказать, что мимо влияния Стравинского не прошел ни один крупный композитор XX в. Стравинский вёл широкую концертную деятельность; дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист. Его творчество вобрало в себя все важнейшие явления культуры XX века: поздний романтизм и импрессионизм, неопримитивизм и неофольклоризм, неоклассицизм и джаз. В гармонии – это эволюция от тонального мышления до додекафонии (серийной техники) и джаза. Стравинского называли «музыкальным хамелеоном», «композитором 1001-го стиля». Он одним из первых русских композиторов уезжает за рубеж, но еще до революции, в 1914 году. Он рано осознает, что в России его творчество не будет понято. Уже свои ранние балеты он осознанно предназначал для французской сцены. С 1910 года он подолгу жил за рубежом (в основном во Франции, куда выезжал с труппой Дягилева). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское, в 1945 —американское подданство). Отсюда его прозвище - «музыкальный космополит». Эволюция творчества Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, подчинённой, однако, своей основной тенденции в каждый творческий период. 1. Русский период (1908—1914, отчасти до начала 20-х гг.). Основные произведения: 3 «русских балета» («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»), «Байка» ( весёлое представление с пением и музыкой), «История солдата» (читаемая, играемая и танцуемая, 1918), опера «Мавра» (1922), хореографические сцены «Свадебка» (кантата-балет, 1923). Стравинского интересует древний и современный русский фольклор, русские ритуалы и обряды («Весна…», «Свадебка»), балаган, лубок («Петрушка»). Формируются принципы музыкальной эстетики, связанные с «театром представления», основные элементы музыкального языка: «попевочный» тематизм с вариантным развитием, свободный метроритм (нерегуляционноакцентная ритмика), остинатность, по-новому зазвучавший оркестр-ансамбль и т.д. тем не менее — удивительный факт! — примерно до двадцатилетнего возраста музыкальное призвание будущего композитора не заявляло о себе. Он занимался фортепиано как бы лишь для «общего развития» и в конце 90-х годов брал уроки по гармонии у ученика Римского-Корсакова В.П.Калафати. Решающий толчок его музыкальному созреванию дали знакомство и занятия с Римским-Корсаковым. Эти занятия, начавшиеся около 1902 года, носили характер частных уроков, не всегда были регулярными и длились по 1908 год — год смерти его учителя. В доме Римского-Корсакова, где начал бывать и вскоре стал своим Стравинский, он нашел исключительно творческую художественную среду. Здесь встречались, музицировали, беседовали об искусстве Лядов, Глазунов, Шаляпин, Блуменфельд, Стасов... Римский-Корсаков — великий мастер и великий учитель — вел Стравинского особым, ускоренным путем приобретения музыкального профессионализма: через знакомство с принципами построения музыкальной формы и инструментовку к практическому сочинению Влияние Римского-Корсакова было в этот период определяющим. Однако ранние сочинения Стравинского показывают, что он был чуток и к достижениям Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Скрябина. Особо надо отметить воздействие «новых французов» — Дюка, Дебюсси, Равеля, о чем свидетельствуют оркестровые пьесы Стравинского — Фантастическое скерцо и «Фейерверк». Его композиторское развитие в эти годы напоминает исполинские шаги в неведомое сказочного великана. Каждая из партитур — значительная веха в истории не только русской, но и мировой музыки. 2. Неоклассицистский период (1920-1950-е гг.). Начало этого периода - Октет для духовых инструментов (1923), - первое неоклассицистское произведение Стравинского. Он обращается к различным стилевым моделям, осваивая приёмы письма барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинной полифонии и раннего классицизма («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Прокофьев с сарказмом называл его технику «бахизмы с фальшивизмами». Балет с пением «Пульчинелла» написан на темы Перголези (1920), балет «Поцелуй феи» - на темы и в стиле Чайковского (1928), опера «Похождения повесы» - в стиле Моцарта, 1951, «Черный» джазовый концерт – это джазовый Concerto grosso (1945). В итоге худ. метод Стравинского получил название «вариации на стиль». Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. Расширяется география премьер его сочинений (помимо Парижа — Милан, Берлин, Нью-Йорк, Вашингтон). в концерте для камерного оркестра «Домбартон окc» моделью стал баховский инструментальный концерт, в «Царе Эдипе» — генделевская оратория, в «Похождениях повесы» — опера «Cosi fan tutte» Моцарта.
3. В поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) преобладает религиозная тематика («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), додекафонная техника (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При этом творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет.
Биография 1-й, русский период творчества (до 1914 года) Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 г.в Ораниенбауме близ Петербурга в семье знаменитого баса императорской оперы - Федора Стравинского. Первое его музыкальное впечатление - пение деревенских баб. Именно с этого он почувствовал себя музыкантом. С десяти лет стал регулярно заниматься музыкой. Первым театральным впечатлением, как в свое время и у Чайковского, был "Иван Сусанин" Глинки. Самое дорогое в его жизни воспоминание - встреча с самим Чайковским в Петербурге незадолго до его смерти. Любовь к музыке Чайковского Стравинский пронес через всю жизнь. Выросший среди музыки, он тем не менее по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1905 г. Параллельно, с 1903 г., он берет частные уроки композиции у Р-Корсакова, которого считал своим духовным отцом. Первые значительные произведения – 1-я симфония и вокальная сюита "Фавн и Пастушка" на слова А.С.Пушкина (1905-1907). Эти и ряд других сочинений, таких, как "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк", выдержаны в традициях русской музыки XIX – начала XX века. Эти произведения услышал антрепренер Сергей Дягилев. Для своих «Русских сезонов» в Париже он заказал композитору три балета, благодаря которым Стравинский сразу же стал знаменит: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Первые два балета поставил прославившийся не меньше Стравинского балетмейстер Михаил Фокин. Особое же впечатление на публику произвела музыка "Весны священной" в оформлении Николая Рериха и в постановке Вацлава Нижинского, - балета, рисующего картины языческой Руси. Музыка прогремела оглушительным взрывом, разом сметя все представления о том, что можно и чего нельзя, нарушив все правила и каноны. Дабы передать "варварский" дух далекой древности, автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Эти абсолютно новые и необычные ритмы, прежде не встречавшиеся инструментальные эффекты были использованы затем и в других его сочинениях. На парижской премьере балета разразился настоящий скандал, но уже через год концертное - без танцев - исполнение "Весны" в Париже было встречено с восторгом. С "Весны священной" начался новый этап в истории мировой музыки. Историки музыки XX века едины в том мнении, что «Весна священная» в музыкальном мире произвела впечатление разорвавшейся бомбы. «Весну священную» Стравинский заканчивает в местечке Кларан в Швейцарии, которое начиная с 1910 года все чаще и чаще становится местом его отдыха, лечения и напряженных трудов. Связанный с дягилевской труппой «Русского балета», композитор много ездит по Европе, посещая Париж, Рим, Мадрид, Лондон, и всюду оказывается в центре внимания. Какой контраст с Россией, где ни на одной сцене не шли его балеты и где в оппозиции к нему находились его недавние лучшие друзья (в их числе сын его учителя А. Н. Римский-Корсаков), не принявшие «Петрушку» и «Весну священную»! Разразившаяся Первая мировая война отрезает Стравинского от России (он посетит ее только через пятьдесят лет, Сам композитор подчеркивал, что его отъезд носил характер художественной эмиграции. Будучи в Швейцарии, Стравинский не перестает работать над русской темой, обращаясь к трудам замечательных собирателей русского фольклора Афанасьева, Киреевского. Из России он вынес главное — эстетический универсализм, к которому призывал «Мир искусства». 2-й, центральный (неоклассицистский) период (до 50-х гг. XX века) Годы первой мировой войны композитор провел в Швейцарии, где написал для музыкального театра стилизованное скоморошье действо "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1916) и "Историю солдата" (1918). С начала 20-х годов он поселился во Франции. Русский период его творчества завершился комической оперой "Мавра" по Пушкину и хореографической кантатой "Свадебка" (1923). Русская культура, русская народная музыка, русский язык всегда оставались родными для композитора. Но с начала 20-х годов в его творчестве стали преобладать традиции европейской классики. Новое направление, воскрешавшее различные музыкальные стили прошлого, от барокко до раннего романтизма, получило название "неоклассицизм". Стравинский свободно интерпретирует художественные приемы, воспринятые у Баха, Перголези, Вебера и других мастеров, создавая свои произведения по образцам музыкальной культуры прошлых эпох. В конце этого периода создана опера "Похождения повесы" (1951), написанная в США, куда Стравинский переехал в 1939 году. Так, в Париже он общался с художниками — П.Пикассо, М.Ларионовым, литераторами — А. Жидом, П.Валери, П.Клоделем, философом Ж. Маритеном и, конечно, с музыкантами — Э. Сати, членами «Шестерки», М. Равелем... Его сочинения продолжают идти в антрепризе Дягилева («Свадебка», «Мавра», «Эдип»), но уже появляются новые заказчики — княгиня де Полиньяк («Байка»), Ида Рубинштейн («Поцелуй феи», «Персефона»), Джордж Баланчин («Игра в карты»)... Стравинский много гастролирует, выступает как пианист и дирижер. Кроме многочисленных городов Европы он в 1925 году впервые посещает США. В сентябре 1939 года на пароходе, переполненном беженцами из Европы, Стравинский прибывает в США. Композитор обосновывается близ Лос-Анджелеса, в его окрестностях, облюбованных цветом европейской художественной эмиграции — Т.Манном, Г. Эйслером, А.Шёнбергом. Он сразу включается в динамичную жизнь Нового Света, читая в Гарвардском университете лекции, впоследствии составившие книгу «Музыкальная поэтика». В соответствии со своими вкусами устраивает дом, обставляет рабочий кабинет, в котором царит исключительный порядок. После смерти в 1939 году его первой жены, Е. Г. Носенко, он женится на В. А. де Боссе. Вскоре Стравинский приглашает в качестве секретаря молодого тогда дирижера, композитора, публициста Роберта Крафта — страстного почитателя музыки Веберна, в дальнейшем инициатора многих интервью Стравинского и его «Диалогов», а также исследователя его творчества и публикатора документов из его архива. Среди первых сочинений, написанных на земле США, немало созданных «на случай» — На этом фоне выделяется концептуальностью, крупномасштабностью Симфония в трех движениях (1945), явившаяся откликом на события Второй мировой войны. Все основные направления довоенного творчества находят продолжение в эти годы: оперное — в «Похождениях повесы», балетное — в «Балетных сценах» и «Орфее», инструментальное — в Ebony Concerto и Концерте для струнных in D. И на земле США в творчестве Стравинского не перестают действовать творческие импульсы, определившиеся в неоклассицистский период. Вместе с тем исподволь назревает техническое перевооружение, сигналом к которому был Септет (1953), открывающий новый — поздний период творчества композитора. Сколь неожиданным было в свое время обращение Стравинского к неоклассицизму, столь же сенсационным (хотя лишь на первый взгляд) явилось обращение в 50-е годы к технике серийного письма, сходной с техникой Веберна. Лишь после того, как прошло «шоковое» состояние у первых слушателей Септета, стало очевидным, что Стравинский вводит эти приемы в привычную для него манеру письма. В 50—60-е годы балетные и инструментальные сочинения занимают у Стравинского подчиненное место. На первый план выступают вокально-инструментальные произведения на духовные (латинские) тексты, чаще всего из Библии, — Canticum sacrum (1956), Threni (1958), Requiem canticles (1966). Осенью 1962 года Стравинский приехал в СССР, откликнувшись на приглашение советской делегации, которая побывала в 1961 году на международном музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе. Композитор посетил Москву и Ленинград, где дал концерты, прошедшие с огромным успехом, побывал в музее-квартире Пушкина, посетил родной дом на Крюковом канале, Мариинский театр, присутствовал на исполнении своих сочинений. Так после долгого перерыва состоялось свидание с Родиной и родственниками, судя по всему, доставившее Стравинскому немалое удовлетворение. После этой поездки он одно время думал о новом посещении России, но его планам не суждено было сбыться. Умер Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Его похоронили в Венеции, в русской части кладбища на острове Сен-Микеле.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.04 с.) |