Распределение общего объема часов по видам учебной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение общего объема часов по видам учебной работы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

Им. Ф.М. Достоевского

 

Факультет филологии и медиакоммуникаций

Кафедра Библиотечно-информационной деятельности

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________________Стукен Т.Ю.

«____»______________________2011г.

 

.

 

Программа дисциплины

«Справочно-поисковый аппарат библиотеки»

 

цикл ГОС ВПО СД

входит в число специальных дисциплин федерального компонента

 

 

к следующим образовательным профессиональным программам

подготовки специалистов

 

Специальность (направление) Код специальности (направления) Форма (формы) обучения (очная, заочная)
Библиотечно-информационная деятельность 071201.65   Очная  

 

 

г. Омск – 2011

Программа дисциплины разработана Бернгардт Тамарой Викторовной, старшим преподавателем кафедры библиотечно-информационной деятельности, Лукьянчиковой Еленой Анатольевной старшим преподавателем кафедры библиотечно-информационной деятельности.

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры (учебного совета факультета)

______________________________________________________________________________

 

 

(протокол № 4 от 11 февраля 2010 г.)

 

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 071201.65 (052700) «Библиотечно-информационная деятельность»

 

 

Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С.

 

 

 

Введение

Предмет, задачи и структура курса, его место в профессиональной подготовке студентов. Взаимосвязь с библиотечно-библиографическими курсами. Практическая направленность курса, учебно-методическая обеспеченность. Формы, методы учебной и самостоятельной работы студентов. Формы контроля.

 

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПРАВОЧНО-ПОИСКОВОГО АППАРАТА (СПА) БИБЛИОТЕКИ

 

СПА как средство раскрытия содержания фонда, состав и структура. СПА – основная база библиографической деятельности библиотек различных типов. Определение и функциональное назначение. Структура СПА: справочно-библиографический фонд, система каталогов и картотек, электронные базы и банки данных, фонд неопубликованных библиографических пособий. Свойства СПА: пластичность, оперативность, надежность. Основные требования к СПА и его особенности в библиотеках разных типов. Единство принципов и технологических решений в комплектовании и ведении всех частей СПА.

Соотношение СПА библиографического отдела и других подразделений УНБ. Особенности СПА ЦБС. Единство и различие в составе СПА центральной библиотеки и ее филиалов. Общие представления о специфике СПА научных и научно-технических библиотек. Перевод отдельных частей СПА в электронную форму.

Соотношение понятий «Справочно-поисковый аппарат», «Информационно-поисковый массив», «Справочно-библиографический фонд», «Справочно-информационный фонд».

Оценка качества справочно-поискового аппарата. Показатели качества.

 

 

РАЗДЕЛ II. БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАТАЛОГИ И КАРТОТЕКИ

Тема 2.3. Нормативно-методическое обеспечение процессов каталогизации.

Каталогизация как совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов. Обеспечения процессов каталогизации регламентирующими документами.

Нормативные документы: ГОСТы (их разновидности), положения и инструкции. Методические документы: методические указания и рекомендации. Общая характеристика. Обеспеченность нормативными документами процессов каталогизации.

 

Семинарские занятия

Семинар № 1

Семинар № 2

Алфавитный каталог (АК), организация и ведение

 

1. Документационное обеспечение АК.

2. Назначение и функции АК, основные принципы его построения и предъявляемые требования.

3. Виды группировки карточек. Авторские комплексы, использование элементов систематизации.

4. Расстановка основных, добавочных и вспомогательных карточек.

5. Особенности внутреннего и внешнего оформления. Система разделителей.

 

Семинар № 3

Систематический каталог (СК), организация и ведение

 

1. Документационное обеспечение СК.

2. Назначение и функции СК, основные принципы его построения и предъявляемые требования.

3. Группировка и расстановка карточек в СК.

4. Особенности внутреннего и внешнего оформления. Система разделителей.

5. АПУ – вспомогательный аппарат к СК, методика его создания, ведения и редактирования.

 

Семинар № 4

Семинар № 5

Электронный каталог (ЭК), организация и ведение

 

1. Назначение и функции ЭК, основные принципы его построения и предъявляемые требования. Документационное обеспечение ЭК.

2. Особенности организации ЭК. Поисковые элементы. Значение авторитетных данных.

3. ЭК в сети Интернет. Проблемы его использования.

4. Корпоративные электронные каталоги.

 

 

Семинар №6

 

Официальные и справочные издания

 

1. Официальные издания. Справочные поисковые системы. Использование в библиографическом обслуживании.

2. Справочные издания. Дифференциация по общественному назначению, содержанию, материальному носителю, языковому и территориальному признакам. Фактографические поисковые системы.

2.1. Энциклопедии. Поисковые возможности.

2.2. Справочники. Классификация по назначению и содержанию. Поисковые возможности.

2.3. Словари как особая группа справочных изданий. Виды словарей. Поисковые возможности.

 

 

Семинар №7

Библиографические пособия – составная часть информационных ресурсов библиотеки.

 

1. Источники общей библиографии в СБФ библиотеки.

1.1 Издания государственной библиографии. Дифференциация по видам и типам отражаемых документов.

1.2 Текущие библиографические указатели специальных видов научно-технической литературы и документации

1.3 Источники массовой текущей и перспективной библиографической информации.

1.4 Ретроспективные указатели книг и периодических изданий, их функциональное назначение. Создание репертуара национальной печати.

2. Источники специальной библиографии.

2.1. Источники научно-вспомогательной библиографии, их функциональное назначение.

2.2. Источники рекомендательной, популярной библиографии. Функции. Дифференциация по различным признакам. Жанровая структура.

2.3. Фонд неопубликованных библиографических пособий. Организация, оформление, использование в библиографическом обслуживании.

3. Указатели библиографических пособий. Их функциональное назначение.

4. Фонд неопубликованных библиографических пособий. Организация, оформление, использование в библиографическом обслуживании.

 

 

Практические работы

Практическая работа № 1.

Практическая работа № 2

 

Практическая работа № 3

 

Библиотечные каталоги как составная часть СБА библиотеки .

 

Цель: выработать навыки работы с электронным каталогом.

Методика проведения:

По выбранной теме (выбор темы определяет буква, с которой начинается фамилия студента) первоначально провести поиск документов по ключевым словам. Итоги поиска фиксируются в тетради (не менее3-5 библиографических записей). Из списка выбираем 1-2 библиографические записи и проводим поиск по:

· Автору

· Заглавию

· Году издания

· ISBN.

Результаты каждого вида поиска фиксируем в тетради.

Далее знакомимся с простым и расширенным поиском. Проводим поиск по 1-2 источникам. Описываем возможности каждого из них, положительные и отрицательные стороны.

Приводим поиск, используя различную логику: И, ИЛИ, НЕТ. Фиксируем результаты, указывая, какой оператор расширят возможности поиска, а какой сужает.

Составить список литературы по одной из предложенных тем, используя следующие элементы справочно-библиографического аппарата:

1. Систематический каталог.

2. Электронный каталог.

Темы:

История России ХХ века (А)

Комнатное цветоводство (Б)

Деловое общение (В)

Рыночная экономика (Г)

Глобальные и локальные сети (Д, Е)

Экономика предприятия (Ж, З, И)

Античная философия (К, Л, М)

Культура и цивилизация (Н, О)

Экономическая география России (П, Р,С)

Серебряный век в литературе (Т)

Импрессионизм (У, Ф)

Валеология (Х, Ц, Ч)

Конфликтология (Ш, Щ, Э, Ю, Я)[1]

Привести перечень источников выявления документов с ключевыми словами, предметными рубриками, названиями разделов.

 

Практическая работа № 4

Практическая работа №6

 

Источники общей библиографии в справочно-библиографическом фонде библиотеки.

Цель: Практическое закрепление знаний о системе источников общей библиографии, выявление их эвристических возможностей.

Работа выполняется в 3 этапа.

Задание I. Методика проведения: Каждый студент получает подборку государственных библиографических указателей, выпускаемых Российской книжной палатой и Парламентской библиотекой. Необходимо внимательно ознакомиться с каждым предложенным изданием, дать его библиографическое описание, занести сведения о библиографических указателях в таблицу.

Перечень библиографических указателей для анализа:

  1. Книжная летопись.
  2. Летопись журнальных статей.
  3. Летопись газетных статей.
  4. Летопись авторефератов диссертаций.
  5. Летопись рецензий.
  6. Нотная летопись.
  7. Летопись изоизданий.
  8. Картографическая летопись.
  9. Летопись периодических и продолжающихся изданий.
  10. Книги Российской Федерации.
  11. Официальные документы органов государственной власти РФ.
  12. Официальные документы органов государственной власти субъектов РФ.
  13. Официальные периодические издания.

 

 

Таблица № 1 Характеристика государственных библиографических указателей.

 

Название Тираж Периодичность Методические особенности
Принципы отбора Способ группировки документов Расположение документов в разделах Библиогр.характеристика документов Вспомога тельные указатели в № Сводные вспом. указатели Прочие материалы.
Кол-во документов за год Опера тив ность Виды документов Типы документов Место издания документов Язык издания документов
                             

 

Задание II. Методика проведения: Каждый студент получает подборку универсальных ретроспективных библиографических пособий. Необходимо внимательно ознакомиться с каждым предложенным изданием, дать его библиографическое описание, занести сведения о библиографических указателях в таблицу.

Перечень библиографических указателей для анализа:

1. Описание изданий, напечатанных при Петре I: В 3 кн./ Сост. Т. А. Быкова, М. М. Гуревич. – М.; Л., 1955-1972.

2. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. 1725 – 1800: В 5 т./ ГБЛ; ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. М., 1962-1967.

3. Сводный каталог листовок первых лет советской власти: 25 окт. (7 нояб.) 1917-1925: В 2 т./ РНБ. - СПб., 1995-1996.

4. Сводный каталог сериальных изданий России (1801-1825) / РНБ; РГБ; БАН и др. – СПб., 1997 - 2000.- Т. 1 – 2. Журналы.

5. Русская периодическая печать. 1728-1995: Указ. содерж. – СПб., 1998.- 799с.

6. Издания кириллической печати XV-XVI вв. (1491-1600): каталог книг из собрания ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина / РНБ.- СПб., 1993.- 346с.

7. Книги Русского Зарубежья в собрании Российской государственной б-ки. 1918-1991: В 3 ч. - СПб., 1997.

8. Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917-1996 гг.) / РГБ.- М., 1999.- 464с.

 

Таблица № 2 Характеристика ретроспективных библиографических пособий

 

Название БП Созд. организация Тираж Методические особенности
Принципы отбора Способ группировки Расположение в разделах Библиогр. характеристика Вспомогательные указатели Прочие материалы
Кол-во названий Виды документов Типы документов Хронологические рамки Язык издания документов
                         

 

Задание III. Для закрепления знаний, полученных при выполнении заданий №1 и 2, проводится контрольная работа.

 

 

Практическая работа №7

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

для студентов заочной сокращённой формы обучения

ТЕМА: Система картотек в библиотеке.

ЗАДАНИЕ: Проанализировать систему картотек библиотеки, в которой работает студент, по предложенной схеме.

 

3. Общая характеристика библиотеки:

I.1. Наименование и местонахождение библиотеки.

I.2. Количественная характеристика фонда (АБС и % показатели).

I.3. Количество и основные группы читателей.

 

4. Общая характеристика системы картотек:

4.1. Функциональное назначение картотек; их соотношение с каталогами.

4.2. Состав системы.

4.3. С какого года ведутся картотеки.

 

5. Систематическая картотека статей (СКС):

5.1. Читательское и целевое назначение;

5.2. Местонахождение;

5.3. Какой фонд отражает;

5.4. Кто ведет картотеку;

5.5. Объем картотеки;

5.6. База комплектования;

5.7. Физический носитель информации; поисковые возможности, если ведется в электронной форме;

5.8. Содержание картотеки (тематические, хронологические, ценностные и др. критерии отбора материалов);

5.9. Группировка материала (основной способ группировки, расположение карточек внутри последних делений);

5.10. Наличие алфавитно-предметного указателя;

5.11. Редактирование картотеки.

6. Тематические картотеки:

6.1. Читательское и целевое назначение;

6.2. Кем ведутся;

6.3. Местонахождение;

6.4. Тематика;

6.5. Особенности отбора материала;

6.6. Группировка материала;

6.7. Физический носитель информации; поисковые возможности, если ведется в электронной форме.

 

7. Специальные картотеки:

7.1. Читательское и целевое назначение;

7.2. Виды специальных картотек;

7.3. Местонахождение;

7.4. Кем ведутся;

7.5. Особенности отбора материала;

7.6. Группировка материала в отдельных картотеках.

7.7. Физический носитель информации; поисковые возможности, если ведется в электронной форме.

 

8. Использование картотек в библиографической деятельности библиотеки (приведите конкретные примеры всех видов библиографических запросов: тематических, адресных, уточняющих, фактографических, выполненных в вашей библиотеке на основе картотек (традиционных и электронных)).

 

9. Выводы о состоянии и предложения по оптимизации системы картотек в библиотеке.

Дать оценку качества картотек.

 

 

Для выполнения контрольной работы необходимо внимательно изучить следующие источники:

· Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек. – СПб., 2011. – 126 с.

· Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник. - СПб.: Профессия, 2003. – С.134-153

· Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие. – СПб: Профессия, 2006. – С.215-235

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение

 

Основная литература

 

1. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения: учеб.-практ. пособие / М. И. Вершинин. – СПб.: Профессия, 2007. – 230, [1] с.: рис., табл. (5экз.+1 метод.каб.)

2. Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек. – СПб., 2011. – 126 с. (33 экз.)

3. Справочник библиотекаря / Ред А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2011. – 640 с. – (Библиотека). (17 экз.)

4. Справочник информационного работника [Текст] / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; под ред. Р. С. Гиляревского, В. А. Минкиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2007. – 584 с.: табл.(9экз.+2 метод.каб)

 

Дополнительная литература

5. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. – СПб.: Профессия, 2003. – С. 67 – 153. (59 экз.)

6. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / Сост.: Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2005. – 547 с.: табл. (13 экз.)

7. Берестова, Т.Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.-метод. пособие. _ М.: Либерия - Бибинфоррм, 2005. – 98 с.

8. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Профессия, 2006. – 224 с.

9. Справочник библиографа [Текст] / Е. Н. Буринская [и др.]; редкол.: А. Н. Ванеев [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 591 с.(43экз.+3 метод.каб)

10. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги: методические материалы. – М., 2001. – 191с.(3экз.)

11. Сукиасян, Э. Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы. – СПб.: Профессия, 2009. – 536. – (Библиотека). (2экз.)

12. Шрайберг, Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: Состояние, выбор, внедрение, развитие. – М.: Либерея. – 1998. – 270 с.

13. Декларация о международных принципах каталогизации (проект) (Statement of International Cataloguing Principles) // Библиотека. – 2004. – №3. – С. 43-46.

 

Литература, рекомендуемая для изучения отдельных тем

 

14. Бавин, С.А. Очерки новейшей истории рекомендательной библиографии ГБЛ / РГБ (1985-2005): монография / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2006. – 279 с.

15. Григорьева, Н. М. Аналитические указатели: использованные и неиспользованные возможности // Библиография. – 2001. - №4. – С. 127 – 131.

16. Гринина, Р. Ф. Теоретические основы предметизации и предметного каталога: учеб. пособие для студентов библ. фак. / Р. Ф. Гринина. – Л., 1989. – 72 с.

17. Давыдова, М. И. Литературная библиография: объект, специфика, функции // Мир библиографии. – 2001. - №3. – С. 32 – 38.

18. Давыдова, М. И. Популярная библиография как феномен культуры // Библиография. – 1998. - №1. – С. 135 – 139.

19. Краева, А. Г. Когнитивный потенциал систематического каталога библиотеки // Библиография. – 2008. - №5. – С. 84-78.

20. Каталоги и картотеки ЦБС: практ. пособие / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М., 1985. – 128 с.

21. Кириллова, О. В. Зарубежные и отечественные реферативные ресурсы в информационном обслуживании российских пользователей // Науч.-техн. б-ки. – 2006. - №1. – С. 65 – 70.

22. Козинс, Ш. Виртуальные ОРАС и сводные базы данных: две модели представления доступа // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – №2. – С.30-46.

23. Коровицина, С. И. Проект электронной базы данных в рекомендательной библиографии // Вопросы библиографоведения. Вып. 11 Современные проблемы рекомендательной библиографии / РГБ. – М., 2001. – С. 83 – 86.

24. Корпоративный библиотечный каталог Омского региона [Электронный ресурс]: [Библиографич. распределенная база данных] / ОКБС. – Электрон. текстовые дан. – Омск: Б. и., 2001-2007. – 1 on-line: цв. – Систем. требования: WINDOWS 95 И ВЫШЕ, MS INTErnet Explorer (Интернет). – Загл. с титул. экрана. – Корректируется постоянно.

25. Липенский, А. В. Информационные ресурсы компании Ист Вью Пабликейшнс: электронная БД «Российская национальная библиография» и «Архив журнала «Вопросы истории» // Науч.и техн. б-ки. – 2006. – №1. – С. 74 – 76.

26. Майстрович, Т. В. Справочно-библиографический фонд: разработка профиля комплектования // Науч.и техн. б-ки. – 2001. - №12. – С. 18 – 28.

27. Малевич, Е. Н. Справочно-библиографический аппарат библиотечного фонда страны. Вопросы общей теории. – М., 1998. – 180 с.

28. Малицкий, Н. А. Функциональные возможности современных библиографических ИПС на Web // Науч. и техн. б-ки. – 2005. - №2. – С. 50 – 54.

29. Манилова, Т. Л. Информационные ресурсы библиотек: социальный аспект // Науч. и техн. б-ки. – 2001. - №8. – С. 12 – 16.

30. Мошковская, Т.В. Электронный каталог в «библиотеке нового поколения»:основные технологические приемы построения и работы в условиях замкнутого автоматизированного цикла // Науч. и техн. б-ки. – 2008. - №11. – С. 78-83.

31. Национальная библиография – форма сохранения культурного населения: Сб. науч. тр. / РГБ. - М., 2003. - 235 С. – (Вопросы библиографоведения).

32. Опарина, О.П. Сравнительный анализ функциональности электронных каталогов университетских библиотек России, Европы и США // Библиотековедение. – 2008. – №4. – С. 52-58.

33. Организация и ведение алфавитного каталога: инструкт.-метод. указания / Межвед. каталогизац. комис. при Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина. – М., 1984. – 222 с.

34. Организация работы республиканской (АССР), краевой, областной универсальной научной библиотеки. Ч.1. Формирование библиотечного фонда. СБА. Технология каталогизации: метод. рекомендации / ГБЛ, ГПБ. – М., 1991. – 127 с.

35. Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 294 с., [12] с. Ил. – (Спец. изд. проект для библиотек).

36. Предметный каталог. Общая методика предметизации. Организация и ведение каталога: пособие для библиотекарей. – М., 1973. – 125 с.

37. Пурник, А. А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития // Науч. и техн. б-ки. – 2005. - №2. – С. 84 – 88.

38. Сизых, И.Н. Лингвистическое обеспечение электронного каталога // Библиотека. – 2009. - №6. – С.35-38.

39. Сизых, И.Н. Marc-формат – основа электронного каталога // Мир библиографии. – 2009. – №5. – С.29-33.

40. Систематический каталог: практич. пособие. – М., 1990. – 181 с.

41. Скарук, Г. А. Пользователь у каталога: результаты социологического исследования / // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – №7. – С. 13-20.

42. Скарук, Г. А. Тематический поиск в электронном каталоге: проблемы лингвистического обеспечения // Библиотековедение. – 2001. – №3. – С. 48-57.

43. Скворцов, В. В. Форматы MARC 21, UNIMARC и RUSMARC – их настоящее и будущее // Библиотека. – 2004. – №3. – С. 35-38.

44. Современная каталогизационная терминология: толковый словарь с методическими рекомендациями / РГБ; сост. Т. А. Бахтурина, Э. Р. Сукиасян. – М., 1992. – 197 с.

45. Соколинский, Е. К. Не разъединение, а сближение позиций: представительность национальных библиографических сводов и координация библиотек // Библиогр. – 2003. - №1. – С. 3 – 7.

46. Степанов, В. К. Интернет в профессиональной информационной деятельности: Интерактивный учебник. – М., 2003. – (http:www.libs.ru./materials/textbook).

47. Степанов, В. К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций // Науч. и техн. б-ки. – 2006. - №3. – С. 13 – 20.

48. Сукиасян, Э. Классификационный (систематический поиск) в эпоху электронных каталогов (статья первая) // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – №9. – С. 47-54.

49. Сукиасян, Э. Классификационный (систематический поиск) в эпоху электронных каталогов (статья вторая) // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – №10. – С. 38-46.

50. Сукиасян, Э. Система каталогов и динамика развития современной библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 2006. - №4. – С. 18 – 33.

51. Хисамутдинов, Б. С. Базы данных и печатное издание – два вида информации // Библиотека. – 2002. - №2. – С. 34 – 35.

52. Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие. – СПб: Профессия, 2006. – 342 с. – (Серия «Библиотека»).

 

 

 

Методические рекомендации преподавателю.

«Справочно-поисковый аппарат библиотеки» - одна из базовых дисциплин в системе подготовки специалистов, которые будут профессионально осуществлять библиографическую деятельность в библиотеках и других информационных организациях и службах. Специалист должен знать не только полезные и значимые для общества свойства своей деятельности, но и проблемы, социально-психологические факторы, препятствующие её успешному ведению.

Преподаватель должен четко формулировать задачи, которые предстоит научиться решать студентам, изучив соответствующие первичные и вторичные источники. В лекциях нужно связывать новую для студентов информацию со знаниями, которые они получили при изучении курсов «Документоведение», «Социальные коммуникации», «Общее библиографоведение», «История библиографии», «Экономика», «Психология», «Социология», дисциплин библиотековедческого цикла. При этом необходимо заботиться о повышении теоретико-методического уровня лекций, по сравнению с тем, что по данной дисциплине может быть раскрыто для студентов средних специальных учебных заведений. Для активизации лекционных занятий рекомендуется 1-2 раза в семестр проводить контрольные срезы по двум-трем вопросам, большей частью концептуального характера (приведение определения важного понятия, обозначение алгоритма определенного библиографического процесса, оценки функциональных возможностей того или иного источника).

Для повышения эффективности лекционных и практических занятий полезно использовать различные дидактические приемы, способствующие формированию у студентов желание делать самостоятельные выводы и обобщения, обмениваться мнениями. Отводить время для совместного обсуждения выполнения практических работ, в которых должны принять участие по возможности все студенты. Творчески подходить к выбору активных методов и средств обучения, приближая процесс освоения знаний к реальным условиям библиографической практики. Проводить тренинги, имитационные и ролевые игры, дискуссии, рецензирование, использовать приемы включения студентов в лекционные занятия.

Одной из важнейших функций библиотек и других информационных служб является поиск во внешних и внутренних БД. Поэтому, принимая во внимание огромные преимущества БД в информационно-библиографическом обеспечении потребителей, важно научить студента не только ориентироваться в имеющихся БД, но и оценивать достоинства и недостатки отдельных их видов, помочь овладеть навыками рационального выбора и их практического применения. Для этого преподавателю необходимо получить специальную подготовку для квалифицированного использования автоматизированных информационных систем.

Для установления уровня практической подготовки студентов, который должен обязательно учитывать в итоговой оценке экзамена, возможно проведение перед экзаменом контрольной работы (тестирования) по наиболее существенным вопросам формирования СПАБ и использования первичных и вторичных источников. При приеме экзамена у студентов заочного отделения необходимо учитывать также результаты выполненной в межсессионный период контрольной работы.

Выполняя то или иное задание в рамках самостоятельной работы желательно, чтобы студенты фиксировали фактическое время, которое потребовалось каждому для выполнения конкретного задания и сообщать об этом преподавателю. Это позволяет сократить разрыв между планируемыми и фактическими затратами времени на выполнение различных заданий, откорректировать графики самостоятельной работы и задания по дисциплине.

В целом идеологию дисциплины надо строить так, чтобы полученные знания способствовали социализации личности студентов, формировали профессиональные ценности и профессиональное мировоззрение, обеспечивали повышение конкурентоспособности выпускника.

 

 

Методические рекомендации студентам.

 

Глубокое и прочное усвоение учебной дисциплины «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», предполагает активную деятельность студентов, как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе. Чтобы процесс освоения знаний происходил более эффективно необходимо не только посещать все виды аудиторных занятий и рационально использовать отведенное учебное время, следовать установкам и рекомендациям преподавателей, его требованиям, но и систематически заниматься дома. При необходимости обращаться за консультацией к преподавателю. Важной составляющей в освоение курса является сознание того, что проработка теоретических вопросов должна происходить в соотнесении с практическим опытом информационно-библиографической деятельности библиотек и иных информационных организаций и служб. При этом особое внимание следует уделять новым подходам и использованию инновационных методов работы.

Специфика дисциплины обуславливает особое значение самостоятельной работы студентов при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, выполнение самостоятельных работ и индивидуальных творческих заданий. Выносимые на самостоятельное изучение и выполнение виды работ направлены на закрепление, углубление, расширение и проверку знаний, полученных на аудиторных занятиях. Они дают возможность для самореализации, прививают навыки исследовательской работы.

Изучаемая дисциплина динамично развивается, следовательно, необходимо регулярно выявлять и изучать новые публикации в специальных журналах и сборниках. Обязательно максимальное использование авторитетных сетевых ресурсов как первичного, так и вторичного характера, что значительно обогатит процесс познания. При изучении дополнительной литературы нет надобности в конспектировании всего текста. Достаточно вычленить те его части, которые непосредственно освещают вопросы конкретного задания, получив при этом общее представление обо всей работе в целом и о связи интересующей Вас части с общим содержанием.

 

  1. Методические указания по организации

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы Список литературы для подготовки Форма контроля
I.Общие вопросы организации справочно-поискового аппарата библиотеки   Составление структурно-логической схемы «Справочно-поисковый аппарат библиотек разных типов». Написание рефератов. 5,7,22,26,27,52; Уставы библиотек, Положения об отделах библиотек разных типов. Проверка выполненной работы.
II. Библиотечные каталоги и картотеки        
Тема 2.1 Историческая обусловленность и эволюция библиотечных каталогов     Изучение темы (проблем) не выносимой на лекцию 3,6,10,20 Проверка конспектов
Тема 2.2 Библиотечные каталоги как составная часть СПА. Значение и функции каталогов. Основные требования.     Изучение темы (проблем) не выносимой на лекцию 3,6,10,20,33,34,50 Проверка конспектов
Тема 2.4. Организация и ведение каталогов   Участие студентов в составлении тестов   № 6,9,10, 11 Организация тестирования
Тема 2.5 Алфавитный каталог, организация и ведение   Написание тематических докладов № 6, 9,10 Демонстрация в учебной группе
Тема 2.6 Систематический каталог, организация и ведение   Написание тематических докладов № 6,9,10,38, 42 Демонстрация в учебной группе
Тема 2.7 Предметный каталог, организация и ведение   Изучение тем, не выносимых на лекции № 3,6, 9, 10,34 Демонстрация в учебной группе
Тема 2.8 Электронный каталог: организация и ведение   Написание рефератов 10, 11,24, 36,39,41, 48, 49 Проверка рефератов
Тема 2.9 Система каталогов и картотек   Изучение тем, не выносимых на лекции   3,6,12,20,24,34,50 Проверка конспектов
Тема 2.10 Типология библиотечных каталогов   Составление схемы по изученному материалу № 6,9,10, 11 Проверка схемы
III. Справочно-библиографический фонд. 3.1 Официально-документальные, справочные издания и фактографические поисковые системы в СБФ библиотеки     Заполнить таблицу «Классификация справочных изданий и фактографических баз данных по основным признакам».   2,4,5,7;Фонд библиографического отдела НБ ОмГУ.     Индивидуальные беседы.  
3.2 Источники общей библиографии   Изучение тем, не выносимых на лекции. Индивидуальные творческие задания по составлению «Путеводителя по отечественным базам данных». Фонды библиографических отделов НБ вузов г. Омска, ОГНБП. Защита творческих работ.  
3.3 Репертуарные и массовые библиографические источники   Изучение проблем, не выносимых на лекции. Написание рефератов. Подготовка к выполнению контрольной работы. 2,4,5,9,10,25,31,45 Проверка конспектов. Проверка контрольной работы.  
3.4.Источники специальной библиографии   Изучение тем, не выносимых на лекции. Написание рефератов Индивидуальное творческое задание «Сравнительный анализ библиографических баз данных центров НТИ страны». 4,8,9,14,17,18,21,23; Библиографические отделы НБ вузов г. Омска, ОГНБП. Консультации с преподавателем. Проверка письменных отчётов.  
3.5. Указатели библиографических пособий.   Индивидуальное творческое задание «Библиографическое обеспечение предложенной темы». Написание рефератов Библиографические отделы НБ вузов г. Омска, ОГНБП. Консультации с преподавателем. Проверка письменных отчётов.  
3.6.Библиографические картотеки.   Изучение тем, не выносимых на лекции. Написание рефератов. Выполнение контрольной работы 2,4,5,9,20,29,41 Проверка конспектов. Проверка рефератов.  
                   

 


[1] Выбор темы определяет буква, с которой начинается фамилия студента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

Им. Ф.М. Достоевского

 

Факультет филологии и медиакоммуникаций

Кафедра Библиотечно-информационной деятельности

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________________Стукен Т.Ю.

«____»______________________2011г.

 

.

 

Программа дисциплины

«Справочно-поисковый аппарат библиотеки»

 

цикл ГОС ВПО СД

входит в число специальных дисциплин федерального компонента

 

 

к следующим образовательным профессиональным программам

подготовки специалистов

 

Специальность (направление) Код специальности (направления) Форма (формы) обучения (очная, заочная)
Библиотечно-информационная деятельность 071201.65   Очная  

 

 

г. Омск – 2011

Программа дисциплины разработана Бернгардт Тамарой Викторовной, старшим преподавателем кафедры библиотечно-информационной деятельности, Лукьянчиковой Еленой Анатольевной старшим преподавателем кафедры библиотечно-информационной деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.23 с.)