Обязан ли работодатель индексировать заработную плату? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязан ли работодатель индексировать заработную плату?



z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=20541148067335618522&lst=0&REFDST=100848Одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Это следует из анализа абз. 4 ст. 130, ст. 134 ТК РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении 19.11.2015 N 2618-О, индексироваться должна заработная плата всех лиц, работающих по трудовому договору.

Работодатели - государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения индексируют заработную плату в порядке, определенном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 134 ТК РФ).

Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, также не вправе лишать своих работников предусмотренной законом гарантии и уклоняться от установления индексации (Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2618-О). Такие работодатели индексируют заработную плату в порядке, закрепленном в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах (ст. 134 ТК РФ). Если в указанных документах порядок индексации не установлен, это необходимо сделать, например, путем внесения соответствующих изменений (дополнений) в локальный нормативный акт, касающийся оплаты труда. Аналогичный вывод содержится в абз. 3 письма Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1.

Несмотря на упомянутые разъяснения Конституционного Суда РФ и Роструда, судебная практика по вопросу индексации заработной платы работодателями, не относящимися к бюджетной сфере, достаточно противоречива. Некоторые суды не считают нарушением отсутствие у таких работодателей в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах порядка индексации заработной платы, если повышение уровня ее реального содержания осуществляется иным способом и (или) в ином порядке (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2014 по делу N 33-34136).

Учитывая неоднозначную судебную практику по вопросу, рекомендуем установить в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах порядок индексации заработной платы. Его отсутствие в указанных документах может быть расценено как нарушение ст. 134 ТК РФ, в связи с чем есть риск привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а при повторном совершении аналогичного правонарушения - по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

 См. дополнительно:

- какая ответственность предусмотрена за задержку выплаты зарплаты.

 

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1074114806733566943&lst=0&REFDST=100031 1. Вознаграждение за труд

Основная составляющая заработной платы - это оклад (тарифная ставка), который является ее базовой и неизменной частью и устанавливается работодателем исходя из определенных Трудовым кодексом РФ критериев, а именно: квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, и закрепляется в штатном расписании работодателя. Такой вывод следует из анализа положений ст. 129 ТК РФ.

Оклад (тарифная ставка) может быть и единственной составляющей заработной платы в тех случаях, когда ни законом, ни системой оплаты труда, действующей у работодателя, ни трудовым договором для работника не предусмотрены какие-либо компенсации за работу в отклоняющихся от нормы условиях и (или) премии. Таким образом, оклад (тарифная ставка) - это гарантированный минимум, который работодатель обязан выплатить и на который работник вправе рассчитывать при выполнении трудовых обязанностей, т.е. отработав полное количество рабочего времени либо выполнив нормы труда за учетный период при тарифной системе оплаты труда (в подавляющем большинстве случаев учетным периодом является календарный месяц). Данный вывод следует из анализа положений ч. 3, 4 ст. 129 ТК РФ.

Поскольку размер вознаграждения определяется исходя из критериев, установленных Трудовым кодексом РФ, данные критерии следует рассмотреть как по отдельности, так и во взаимосвязи.

Очевидно, что главным критерием при установлении размера оклада является квалификация работника. Основу структуры Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, далее - Справочник) составляет должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (п. 2 Справочника). В ст. 57 ТК РФ установлено, что одним из обязательных условий трудового договора является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретный вид поручаемой работнику работы.

Критериями квалификации работника являются уровень его образования (профессиональная подготовка) и наличие опыта практической работы (стажа), которые в совокупности являются необходимыми условиями для выполнения работником своих должностных обязанностей.

Согласно ст. 143 ТК РФ квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Квалификационный разряд свидетельствует о пригодности работника к выполнению конкретного вида работ и присваивается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики.

Еще одним критерием установления размера вознаграждения за труд является сложность выполняемой работы. Однако отделить сложность и качество выполняемой работы (которое тоже является критерием) от квалификации работника затруднительно, поскольку в совокупности под квалификационной категорией, наряду с соответствующим нормативным критериям уровнем квалификации, понимаются профессионализм и продуктивность, способность работника решать задачи определенной степени сложности, ответственность и самостоятельность работника при выполнении им трудовой функции, способствующие достижению устойчивых результатов труда. Качество труда при повременной форме оплаты можно оценить прежде всего исходя из уровня выполняемых работником задач, их сложности.

Необходимо отметить, что при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается какая-либо дискриминация (ч. 2 ст. 132 ТК РФ). Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Основываясь на указанных нормах, Роструд разъясняет, что в штатном расписании по одноименным должностям нужно устанавливать одинаковые размеры окладов. При этом надбавки, доплаты и другие выплаты у разных работников могут различаться, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда. Это следует из абз. 6 - 9 письма Роструда от 27.04.2011 N 1111-6-1.

В то же время суды могут признать правомерным установление работникам, замещающим одноименные должности, различных должностных окладов, если посчитают разницу обоснованной. Такое решение возможно в ситуации, когда у одного из работников круг обязанностей шире и ответственность выше, чем у других работников, замещающих одноименную должность, что подтверждается должностной инструкцией (см., например, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22.07.2013 по делу N 33-6699, Апелляционное определение Пензенского областного суда от 17.07.2012 по делу N 33-1679).

 

См. также:

Консультация эксперта: Можно ли в трудовом договоре не указывать размер оклада, а ограничиться формулировкой "оплата согласно штатному расписанию"?

 

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1226114806733567693&lst=0&REFDST=100054 2. Компенсационные выплаты

Второй составляющей заработной платы согласно Трудовому кодексу РФ являются выплаты компенсационного характера. Их необходимо отличать от компенсационных выплат, которые установлены гл. 23 ТК РФ в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением трудовых или иных обязанностей, и не являются составляющей заработной платы. В ст. 164 ТК РФ определено понятие "компенсации": это денежные выплаты, которые устанавливаются в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. К выплатам, не входящим в состав заработной платы, в частности, относятся выплаты, указанные в ст. 165 ТК РФ, которые работникам производятся:

- при направлении в служебные командировки;

- при переезде на работу в другую местность;

- при исполнении государственных или общественных обязанностей;

- при совмещении работы с получением образования;

- при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

- в некоторых случаях прекращения трудового договора;

- в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.

Для определения выплат компенсационного характера, являющихся составной частью заработной платы, целесообразно обратиться к Перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822). Согласно указанному Перечню к ним относятся:

1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Статья 149 ТК РФ устанавливает, что по общему правилу при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным и трудовым договорами. Максимальным размером такие доплаты не ограничиваются, а их минимальная сумма не может быть ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

 

Лицам, которые заключили трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировали расходы, связанные с переездом. Являются ли такие компенсации составной частью заработной платы?

Нет, не являются.

Предусмотренные ст. 326 ТК РФ компенсации указанным лицам расходов, понесенных при переезде на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не входят в состав заработной платы, поскольку эти компенсации:

- не связаны с оплатой труда, что следует из анализа ч. 1 ст. 129 и абз. 3 ч. 1 ст. 165 ТК РФ;

- носят единовременный целевой характер (в отличие от заработной платы, порядок выплаты которой установлен в ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

 

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=16015148067335618707&lst=0&REFDST=100070 2.1. Доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 ТК РФ).

Данная компенсация не устанавливается, если условия труда на рабочем месте признаны безопасными по результатам их специальной оценки или в соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

 

Важно! За работниками сохраняется право на оплату труда в повышенном размере, если оно было установлено по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г., т.е. до даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ), который вместо аттестации ввел специальную оценку условий труда.

Руководствуясь ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, работодатель может не проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, в отношении которых до 01.01.2014 была проведена аттестация, если со дня ее завершения не прошло пяти лет. Исключением являются случаи, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

 

Минимальный размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями составляет четыре процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Более высокий размер компенсации может быть установлен:

- трудовым, коллективным договорами, локальным нормативным актом организации (с учетом мнения представительного органа работников) (ч. 3 ст. 147, ч. 3 ст. 219 ТК РФ);

- отраслевыми перечнями работ в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 (ч. 1 ст. 423 ТК РФ, Информационное письмо Минтруда России от 13.02.2013, Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4), например, такими, как:

- Перечни тяжелых работ и работ с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче угля, при выполнении которых труд работников оплачивается по повышенным часовым тарифным ставкам и должностным окладам, профессий и должностей работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда, которым устанавливаются повышенные часовые тарифные ставки и должностные оклады (Приложение N 3 к Отраслевому соглашению по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 года по 31.03.2016 года от 01.04.2013, продленному до 31.12.2018);

- Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.10.1986 N 374/22-60);

- Отраслевой перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях связи (утв. Приказом Минсвязи СССР от 06.02.1987 N 79).

Невыплата причитающихся работнику компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена ответственность работодателя.

Подробнее см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы".

 

Поскольку при установлении повышенного размера основной (тарифной) части заработной платы выделить ее компенсационную составляющую представляется сложным, целесообразно повышать оплату труда в особых условиях путем установления работнику доплаты компенсационного характера.

 

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=7616148067335624797&lst=0&REFDST=100076 2.2. Оплата труда работников за работу в местностях с особыми климатическими условиями

Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере (ч. 2 ст. 146 ТК РФ).

Согласно ст. 148 ТК РФ труд в указанных местностях оплачивается в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в повышенном размере оплачивается труд лиц, работающих:

- в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ);

- в безводных, высокогорных и пустынных местностях - с применением соответствующих коэффициентов к заработной плате, установленных нормативными правовыми актами. Например, в п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1004 определены районы Ростовской области, где применяется коэффициент за работу в пустынной и безводной местности, а также его размер.

Коэффициенты и процентные надбавки за работу в особых климатических условиях являются частью заработной платы, которую работодатель обязан выплачивать в полном размере. Такой вывод следует из совокупного анализа положений абз. 7 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 129 ТК РФ. Аналогичное мнение выражено в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, далее - Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014).

Какая ответственность предусмотрена для работодателя за задержку выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

 

Обращаем внимание, что получать заработную плату с применением указанных коэффициентов и надбавок вправе в том числе лица, работающие в соответствующих районах и местностях на условиях совместительства, а также лица, выезжающие в эти районы (местности) для работы вахтовым методом. Данный вывод следует из совокупного анализа положений ч. 2 ст. 146, ч. 3 ст. 285, абз. 1, 2 ч. 5 ст. 302, ст. 315 ТК РФ, абз. 1 п. 5.3 Положения о вахтовом методе, Обзора Верховного Суда РФ от 26.02.2014.

 

 Связанные вопросы

Понятие районного коэффициента

Законодательные акты, регулирующие начисление районных коэффициентов

Размеры районных коэффициентов в производственных отраслях

Размеры районных коэффициентов в непроизводственных отраслях

Когда и как начисляется районный коэффициент

Применение коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате при вахтовом методе работы

 

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=10323148067335625725&lst=0&REFDST=100092 Процентная надбавка к заработной плате

Процентная надбавка, как и районный коэффициент, является составляющей компенсационной части заработной платы, однако к компенсациям в смысле ст. 164 ТК РФ не относится, что подтверждает Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2004 N 76-О.

Основная цель установления процентной надбавки за работу в особых климатических условиях - поощрение продолжительности работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В этом смысле процентную надбавку можно отнести и к компенсационным, и к законодательно установленным стимулирующим выплатам. Условием выплаты процентной надбавки к заработной плате является наличие у работника определенного трудового стажа. Конкретный размер процентной надбавки за работу в особых климатических условиях устанавливается работнику на основании соответствующих нормативных правовых актов в зависимости от стажа работы в указанных условиях (ст. 317 ТК РФ) с дальнейшим ростом процентной надбавки по мере увеличения "северного стажа".

Аналогично районному коэффициенту размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее расчета устанавливаются Правительством РФ. Однако соответствующий нормативный акт Правительством РФ на сегодняшний день не принят. При определении размера процентных надбавок к заработной плате за работу в особых климатических условиях необходимо руководствоваться следующими документами:

- Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960;

- Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII;

- Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012;

- разъяснением Минтруда России от 16.05.1994 N 7;

- Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2;

- Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49;

- Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3.

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами процентная надбавка к заработной плате за работу в особых климатических условиях начисляется на фактический заработок, за исключением:

- районного коэффициента (и районный коэффициент, и процентная надбавка начисляются на одни и те же выплаты в пользу работника);

- выплат, рассчитанных исходя из среднего заработка (процентная надбавка учитывается при расчете соответствующих сумм);

- выплат, не входящих в систему оплаты труда у конкретного работодателя (материальная помощь, разовые премии).

В трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, засчитываются все периоды, в течение которых работник выполнял трудовую функцию в особых климатических условиях. При этом соответствующий трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и основания прекращения трудовых отношений.

Ранее трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, прерывался в связи с увольнением за виновные действия. Однако п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012, устанавливающий исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия, аналогичен положениям Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2), которые признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения Определения Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596.

Не засчитываются в трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, следующие периоды:

- деятельности на основании гражданско-правовых договоров;

- деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Такой вывод следует из того, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, и граждан, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (абз. 4 ч. 8 ст. 11 ТК РФ, абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ, Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014, письмо Роструда от 27.02.2009 N 358-6-1).

Если работник, имеющий необходимый для получения процентной надбавки трудовой стаж, переходит на работу из одного района (или местности) в другой, работодатель должен произвести перерасчет причитающейся работнику "северной" процентной надбавки (абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012).

Исходя из смысла ст. 146 ТК РФ под местностями с особыми климатическими условиями следует понимать не только районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но и местности, за работу в которых нормативными правовыми актами установлены коэффициенты, например пустынные, безводные и высокогорные территории.

Трудовой кодекс РФ не регулирует оплату труда работников в местностях с особыми климатическими условиями, кроме районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

В связи с этим целесообразно принять во внимание письмо Роспотребнадзора от 29.08.2008 N 01/9440-8-32, содержащее полную информацию о действующих коэффициентах, в том числе за работу в пустынных, безводных местностях или высокогорных районах, а также необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

- Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 07.10.1993 N 1004;

- Постановлением Правительства РФ от 14.12.1996 N 1489.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.071 с.)