Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психологические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения функций ода.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Проживающие в крупных городах 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и умственной отсталостью в легкой степени. Дети с тяжелыми формами ДЦП имеют возможность обучаться только на дому по резко сокращенной общеобразовательной программе (без неоправданного исключения ряда школьных дисциплин), с нерегулярным посещением преподавателей, в обстановке полной изоляции от сверстников, без профессиональной ориентации. При тяжелых формах ДЦП больной ребенок и семья, воспитывающая такого ребенка, автоматически выбывает из активного общественного процесса по причинам: — отсутствия радикальной медицинской помощи: сегодняшний низкий уровень развития данного направления в медицине, отсутствия государственного финансирования, внедрения зарубежного и отечественного опыта реабилитации и подготовки специальных медико-педагогических кадров, отсутствия социальных программ абилитации детей и реабилитации подростков-инвалидов. — необходимости одному из членов семьи (чаще всего матери) оставлять работу вообще, либо менять свою профессию на низко оплачиваемую должность, не всегда постоянную, с тем, чтобы высвободить время для работы с ребенком в качестве медицинской сестры, методиста ЛФК, педагога, воспитателя, просто няни. Это обстоятельство тяжело сказывается на материальном положении семьи. С учетом сегодняшнего экономического состояния государства, эта причина не позволяет родителям правильно воспитывать больного ребенка из-за отсутствия средств и неподготовленности родителей к оказанию помощи по всем направлениям воспитания такого ребенка, его подготовки к самостоятельной жизни. Вместе с тем, трудно переоценить значение деятельности родителей в восстановительном лечении ребенка-инвалида, но для эффективного включения их в этот процесс государством должны быть созданы определенные условия.
Самым оптимальным вариантом по дальнейшему улучшению материального положения, медицинского обслуживания, социальной адаптации таких семей является нахождение ребенка-инвалида без отрыва от семьи в специализированном детском учреждении, где ему будут созданы наиболее благоприятные условия в получении образования, лечении, профессиональной ориентации, трудовом устройстве, психологической подготовке к самостоятельной жизни; — отсутствие нужного количества и взаимодействия специальных детских учреждений по медико-педагогической реабилитации детей, страдающих тяжелыми формами нарушения двигательных функций с сохранным интеллектом. Вышеизложенные причины не оставляют практически надежды таким детям быть интегрированными в общественный процесс: получить образование, специальность, создать семью, т. е. быть равноправными членами общества. В решение данной проблемы должны быть включены основные направления развития личности ребенка: — максимально возможное улучшение физического состояния здоровья, что чаще всего сводится к приобретению и дальнейшему закреплению навыков самообслуживания, передвижения, труда; — обучение по программе с учетом индивидуальных физических и умственных возможностей каждого ребенка-инвалида; — ранняя профессиональная ориентация, выбор дальнейшей сферы деятельности; — психологическая подготовка и осознание своего будущего места в обществе, значение своей личности, гарантия осознания своей необходимости в обществе. Решение перечисленных задач невозможно только силами специалистов, обучение которых для работы с данным контингентом больных практически не ведется; большую роль в подготовке подростка-инвалида к жизни играет семья, членов которой также необходимо обучать. Только тандем «семья-школа» дает возможность работать непрерывно, длительно и разнообразно, поскольку дома ребенок проводит значительную часть времени. Грамотно работающие и заинтересованные в конечном результате родители продолжают выполнение начатых в школе мероприятий, благодаря чему может быть достигнута большая результативность коррекционных мероприятий.
Вопросы для контроля 1. На какие группы делятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в зависимости от овладения учебным материалом? 2. Раскройте психологические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение функций ОДА. 3. Какие формы обучения существуют для обучения и воспитания детей с тяжелыми формами ДЦП?
Тема 2. Содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций ОДА. Организация психологического сопровождения детей с ДЦП в учебно-воспитательном процессе, позволяет связать, через единство целей и задач, традиционно разрозненных ее участников — родителей, педагогов и самих детей. Особое значение приобретает психологическое сопровождение при коррекции нарушений развития. В тех же случаях, когда множественные первичные нарушения с годами обрастают вторичными и третичными, образуя вкупе с ними, индивидуально неповторимое системное нарушение развития (а именно так происходит при ДЦП), психологическое сопровождение оказывается ведущим фактором, обеспечивающим не только компенсацию дефектов и коррекцию развития, но и личностный рост. Традиционный путь — непосредственное использование учителем психологических рекомендаций зачастую неэффективен, поэтому необходимо внедрение в школу специальной психолого-педагогической медико-социальной (ППМС) службы сопровождения. Служба ППМС сопровождения осуществляет поэтапную организацию постоянной работы в следующих направлениях: 1. Психолого-медико-педагогическое просвещение. 2. Психолого-медико-педагогическое консультирование. 3. Психолого-медико-педагогическая диагностическая работа. 4. Коррекционно-развивающая работа. 5. Психопрофилактика и психогигиена. Психолого-медико-педагогическое просвещение проводится в форме лекционно-семинарских спецкурсов со сменными блоками, учитывающими специфику аудитории, и частично — в режиме активного социально-психологического обучения (деловые игры, групповые дискуссии и т.). Психолого-медико-педагогическое консультирование как индивидуальное, так и групповое проводится для администрации школы, учителей и родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется по проблемам обучения, развития, межличностных отношений, самоопределения и пр. Групповое консультирование учащихся проводят по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и др. Индивидуальное психологическое консультирование представляет собой цикл, включающий в себя клиническую беседу, экспресс-диагностику, разработку и передачу пациенту психолого-медико-педагогических рекомендаций, а при необходимости — проведение сеансов психотерапии. Групповое психологическое консультирование рассчитано на обсуждение (под руководством психолога) проблем, общих для всех участников, с совместным поиском оптимальных путей их решения. Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика индивидуального развития осуществляется на основе углубленного исследования ребенка с ДЦП. В результате такой диагностики решаются задачи:
— Контроля динамики психического и физического развития. — Установление оптимального направления развития. — Создание необходимых условий развития. — Коррекция психического и физического развития ребенка. Содержание диагностической работы предусматривает: — первичную диагностику, — сбор дополнительной информации о ребенке, — конструирование диагностических процедур, — проведение диагностических процедур, — установление психолого-медико-педагогического диагноза, — разработка индивидуальной программы развития, — составление индивидуального плана коррекционной работы, — организация коррекционной работы и текущего контроля. Коррекционно-развивающая работа строится на основе углубленной диагностики в динамике развития. Задачи коррекционно-развивающей работы: — Контроль личностного роста. — Сохранение и оперативная коррекция условий личностного роста. Реализуются индивидуальные программы развития ребенка, его обучения и воспитания с организацией промежуточного контроля и коррекции различных аспектов программы в зависимост1 от успехов ребенка и его трудностей. Психопрофилактика и психогигиена призваны активно содействовать личностному росту и сохранению психического здоровья детей с ДЦП. Задачами этой работы являются: — Контроль среды развития ребенка. — Формирование развивающей среды. — Предупреждение возможных осложнений в критические периоды развития. Содержание психопрофилактической работы предусматривает: — текущую диагностику и коррекцию психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса, — текущий контроль и коррекцию межличностных отношений, — помощь в создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата в семье и школе. Для ППМС-сопровождения необходимо соблюдение следующих условий: — координация деятельности в рамках единого психолого-медико-педагогического комплекса; — возможно более раннее (не позднее 3-летнего возраста) начало индивидуальной работы с ребенком с ДЦП и его семьей.
Вопросы для контроля 1. Какое значение приобретает психологическое сопровождение при коррекции нарушений развития детей с ДЦП? 2. Раскройте направления организации работы службы ППМС. 3. Охарактеризуйте содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями ОДА.
Дополнительная литература 1. Шипицина Л.М., И. И. Мамайчук. Детский церебральный паралич. – М, 2001. 2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М, 1989 3. Бадалян Л.О. Невропаталогия. – М., 1987. 4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М, 1993. 5. Камежнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Метод рекомендации. – М., 1982. 6. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – М., СПб., 1998. 7. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой и социально-трудовой реабилитации. – М, 1989. 8. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. – М, 1998. 9. Мамайчук И.И., Бахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Дефектология. – 1984. - №6. 10. Мамайчук И.И. Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1990. - №3. 11. Мастюкова Е.М. и др. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1990. - №3. 12. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1982. - №4. 13. Мастюкова Е.М. Лечебная идеология. – М., 1997. 14. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. Астанов. – М., 1995. 15. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991. 16. Мастюкова Е.М. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников. / Дефектология. – 1982. - №2. 17. Масюкова Е.М. Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М, 1985. 18. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991. 19. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей, с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985. 20. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989. 21. Семенова К.А., Масюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1989. 22. Симонова Н.В. Динамика игровой деятельности у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1999. - №5. 23. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом. Проект. – М., 1986. 24. Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1980. - №6. 25. Симонова Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному языку (при ДУП) / Дефектология. – 1986. - №6. 26. Симонова Н.В. Характеристика словарного заноса у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1985. - №3. 27. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляционных расстройств у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1995. - №5. 28. Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. – М., 2000. 29. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М. 1999. 30. Тутогорская Г.В. Основные аспекты саморегуляции у учащихся с церебральным параличом. / Дефектология. – 1987. - №1. 31. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Ширкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 32. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1998.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.024 с.) |