Тема 2. Готовность к школьному обучению детей с дцп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Готовность к школьному обучению детей с дцп.



Контингент детей с ДЦП и другими поражениями опорно-двигательного аппарата очень разнороден по структуре, как двигательного нарушения, так и познавательной деятельности.

Дети с ДЦП имеют разнородные комплексные нарушения движения, у многих поздно формируется навык прямостояния и ходьбы, в связи с этим определенное количество детей не посещают детского сада, где проходит подготовка к школе.

Большинство детей с церебральным параличом, даже прошедшие дошкольную подготовку, все имеют трудности в усвоении учебного материала, обусловленные нарушением развития познавательной деятельности, психического развития и речи.

Определить сразу оптимальный подход в обучении, программу для обучения и коррекции не представляется возможным без психолого-педагогического изучения и наблюдения за каждым ребенком в динамике. У большинства больных ДЦП имеются нарушения зрения, слуха, кинестезии, вестибулярной системы, что обуславливает трудности при диагностике уровне познавательной деятельности и подборе адекватной программы обучения в начальной школе.

Для всестороннего изучения возможностей ребенка, его психолого-педагогической диагностики в динамике обучения и определения наиболее адекватного варианта обучения в школе организуется обучение в диагностическом (подготовительном) классе. В диагностическом классе реализуются следующие задачи:

— определение функциональной готовности к обучению;

— изучение структуры психического развития ребенка с выявлением сохранных функций;

— определение оптимальных методик обучения конкретного ребенка на основе изучения его познавательной деятельности и личности;

— выбор наиболее эффективных путей коррекции и компенсации сенсомоторных функций;

— формирование мотивов учебной деятельности;

— воспитание навыков самообслуживания;

— снятие гиперопеки, перестройка системы отношений ребенка с родителями и окружающими;

— определение ведущего типа речевого расстройства;

— формирование стереогноза;

— работа по обратному развитию позотонических рефлексов;

— подбор адекватных путей обучения графическим навыкам.

В соответствии с характером двигательного дефекта. Наполняемость диагностических классов до 7 человек для детей с ДЦП при нормальном интеллекте и до 5 человек при снижении интеллекта. Срок обучения 1 год. Продолжительность урока 30 минут. Во время урока и между уроками проводятся динамические паузы и перемены.

Психолого-педагогическая диагностика включает:

— психологические срезы, проводимые три раза в году;

— психолого-педагогическое и медицинское наблюдение, и сопровождение в динамике учебного процесса;

— проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по обсуждению процесса и результатов обучения учащихся.

Программа диагностического класса составлена с учетом особенностей двигательного и познавательного развития учащихся с ДЦП на основе использования развивающих и коррекционных игр.

Коррекционно-развиващее обучение в диагностическом классе осуществляется в единстве с диагностикой.

Диагностику готовности к обучению, проводят в диагностическом классе учитель вместе с психологом в присутствии родителей в три этапа в течении учебного года:

1— первая неделя сентября;

2— последняя неделя декабря;

3— последняя неделя мая.

На I (начальном) этапе проводится индивидуальное знакомство с каждым ребенком с целью получения первоначальной психологической оценки негативных и позитивных особенностей детей (установление зоны ближайшего развития) и разработки на этой основе индивидуальных, дифференцированных рекомендаций.

Систематическая комплексная и индивидуальная психолого-педагогическая игровая диагностическая работа с детьми в сочетании с коррекцией на протяжении учебного года обеспечивают возможности для установления динамики развития каждого ребенка и группы в целом по формированию способности к обучению. В игровой форме дети выполняют задания, связанные друг с другом в определенной последовательности, хотя опорный алгоритм не дается. Выясняются: — запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений;

— конкретные особенности их простейшей систематизации;

— специфика использования детьми имеющихся, знаний в процессе решения мыслительных задач

При оценке саморегуляции мыслительной деятельности учитываются:

— степень понимания;

— принятие задания;

— сохранение задания до конца выполнения;

— качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке результатов.

Учет психологических особенностей детей производится после трудных заданий, с которыми ребенок не справляется, путем более легких; положительной эмоциональной окраски, устранения негативизма, желания выполнять задание.

Ряд вопросов выявляет этические особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми, необходимые для коллективных форм обучения.

В процессе игровой деятельности ребенок пытается ответить на простые вопросы, т.е. выявляется его умение выполнять два действия одновременно, что необходимо для дальнейшего обучения.

У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предмета и ограничением поля зрения могут наблюдаться нарушения внимания и трудности сосредоточения на выполнении задания, а также выраженные пространственные нарушения.

Особенно дети затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Необходимые знания для формирования пространственных понятий о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с ДЦП часто отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при поражении левых конечностей. Ребенок с трудом воспринимает, запоминает части своего тела, долго путается в определении направления.

На начальных этапах обучения в школе выясняется, как правило, что и другие пространственные представления, такие, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми не усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б-д, т-ш, з-е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании.

Несформированность пространственного анализа и синтеза особенно проявляется при овладении детьми навыками самообслуживания, а также при чтении, письме и на уроках физической культуры. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать ее правую и левую сторону, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы. Степень указанных затруднений значительно усиливается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации. В подобных случаях такие дети с опозданием овладевают многими умениями и навыками самообслуживания: шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, застилать постель и т.д. Они длительное время затрудняются в различении и в соотнесении правого и левого ботинка, в определении правого и левого рукава пиджака, платья, при надевании фартука не могут различить верх и низ.

Нередко на уроках ручного труда им трудно сложить из отдельных частей целое (склеить, составить из конструктора грибок, елочку, домик и т.д.). В старших классах эти затруднения проявляются при изготовлении изделий на уроках столярного, слесарного, швейного и картонажного дела.

Пространственные нарушения проявляются также на уроках физической культуры при построении в шеренгу, кругом, выполнении команды направо, налево, осуществлении перестройки движений в колонне с изменением направлений по ориентирам.

Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе усвоения программного материала по математике. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако, особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, требующим умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи.

У некоторых учащихся отмечаются затруднения при усвоении программного материала по географии (расположение частей света, направление течения рек и т.д.), которые могут быть вызваны недостаточной сформированность пространственного воображения и памяти, наиболее ярко это обычно проявляется при работе с контурными картами.

Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической диплегией, но могут отмечаться и при других формах заболевания.

Участие родителей в первом знакомстве заключается в наблюдении за деятельностью ребенка, родители рассказывают о раннем развитии и наиболее характерных особенностях своего ребенка. Родители получают рекомендации, как играть с ребенком дома и осуществлять психологическую поддержку с учетом его индивидуальных особенностей.

II этап (промежуточный) — диагностики школьной готовности предусматривает выявление динамики, которую отмечают учитель и родители и продолжение работы, с детьми в классе и в домашних условиях.

III этап является итоговым по результатам обучения детей в диагностическом классе.

Таким образом, в диагностическом плане ребенок, прежде чем войти в коллективный процесс обучения, устанавливает индивидуальный контакт с учителем, знакомится с ним, что крайне важно для детей с ДЦП, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.

По окончании диагностического класса на психолого-медико-педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшего обучения учащихся с учетом достигнутого уровня, потенциальных возможностей, психофизического статуса и особенностей развития личности ребенка. Ученику, пропустившему более 50 процентов учебного времени, предоставляется возможность повторного обучения в диагностическом классе.

 

 

Вопросы для контроля

1. С какой целью создается диагностический класс для детей с ДЦП?

2. Какие задачи реализуются в диагностическом классе?

3. Раскройте основные параметры психолого-педагогической диагностики состояния готовности к школьному обучению ребенка с ДЦП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.009 с.)