Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экология популяций (демэкология)

Поиск

ЭКОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации

для практических занятий и самостоятельного изучения

для студентов очной формы обучения специальностей:

080502 «Экономика и управление на предприятиях сферы быта и услуг», 080507 «Менеджмент организации», 040101 «Социальная работа»,

100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201 «Туризм»

 

 

 

Шахты

ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»

УДК 504.064(07)

ББК 20.18я73

Э40

 

 

Составители:

к.т.н., доцент кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» ЮРГУЭС

И.А. Занина

ст. преподаватель кафедры «Энергетика

и безопасность жизнедеятельности» ЮРГУЭС

О.В. Соколовская

 

Рецензенты:

к.т.н., доцент кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности»

В.В. Шахбазян

д.т.н., профессор кафедры «Промышленная и экологическая безопасность»

ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ)

И.Е. Колесниченко

Рекомендованы к внутривузовскому изданию

редакционно-издательским советом ЮРГУЭС

Э40 Экология: методические рекомендации для студентов очной формы обучения специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятиях сферы быта и услуг», 080507 «Менеджмент организации», 040101 «Социальная работа», 100103 «Социально-культур-ный сервис и туризм», 100201 «Туризм» / [составители И.А. Занина, О.В. Соколовская]. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – 53 с.

 

В методических рекомендациях представлены примеры тестов по общей экологии, методики расчета выбросов загрязняющих веществ от различных источников, а также методики расчета экономического ущерба окружающей среде.

Предназначены для оказания помощи студентам при изучении практической части дисциплины «Экология».

 

УДК 504.064(07)

ББК 20.18я73

 

 

© ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный

университет экономики и сервиса», 2009

Содержание

 

Предисловие.............................................................................................. 4

1. Тесты по общей экологии..................................................................... 4

1.1. Предмет и задачи экологии........................................................... 4

1.2. Организм и среда обитания........................................................... 5

1.3. Факторы среды............................................................................... 5

1.4. Экология популяций (демэкология).............................................. 7

1.5. Экология сообществ (синэкология)............................................... 8

1.6. Экологические системы.................................................................. 10

1.7. Биосфера......................................................................................... 12

1.8. Человек в биосфере........................................................................ 14

1.9. Антропогенное загрязнение биосферы......................................... 15

1.10. Пути и методы сохранения современной биосферы................... 16

2. Выделение загрязняющих веществ....................................................... 19

2.1. Учет наличия и эффективности улавливающих устройств,

оседания и налипания аэрозолей, пыли........................................ 19

2.2. Сварка, наплавка, пайка, электрорезка металлов........................ 23

3. Транспортные коммуникации............................................................... 27

3.1. Основные положения..................................................................... 27

3.2. Расчет загрязнения воздуха над магистралями........................... 28

3.3. Расчет загрязнения воздуха автомобилем в зависимости от типа

и технического состояния его двигателя....................................... 30

4. Экономические основы природопользования..................................... 34

4.1. Методика расчета ущерба по валовым выбросам........................ 34

4.2. Расчет экономического ущерба от загрязнения атмосферы

по концентрации загрязняющих веществ..................................... 38

Библиографический список....................................................................... 43

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................... 44

 

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Экономическая и политическая стабильность России, ее экологическая и национальная безопасность невозможны без решения экологических проблем, важнейшей основной частью которых является экологическое образование населения. Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества. Важной задачей при изучении курса «Экология» является формирование экологического мышления, повышения экологической культуры студентов. Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования как условия формирования экологической культуры общества закреплены в законе «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 г. (разд. XI, ст. 73, 74, 75), Указе Президента РФ № 236 от 04.02.1994 г. Постановлении Правительства РФ № 940 от 12.08.1994 г. Госстандарте Госкомвуза 1995 г.

В обязательный минимум профессиональных программ вузов по циклу математических и общих естественно-научных дисциплин с 1994 г. введена новая дисциплина «Экология», содержание которой определяется утвержденным Госстандартом ЕН-06.

Тесты по общей экологии

 

 

Предмет и задачи экологии

 

1. Термин «экология» впервые ввел в науку:

а) Ю.П. Одум;

б) В.И. Вернадский;

в) Э. Геккель;

г) К. Рулье.

2. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения особей (организмов) с окружающей средой, называется:

а) демэкология;

б) аутэкология;

в) общая экология;

г) синэкология.

3. Один из разделов экологии, изучающий болезни человека, связанные с загрязнением среды, а также способы их предупреждения и лечения, называется:

а) общая экология;

б) глобальная экология;

в) сельскохозяйственная экология;

г) химическая экология.

4. Моделированием экологических процессов занимается:

а) промышленная экология;

б) математическая экология;

в) экономическая экология;

г) химическая экология.

 

Организм и среда обитания

 

1. Гетеротрофные организмы, питающиеся другими организмами или частицами органического вещества и перерабатывающие их в другие формы, называются:

а) консументами;

б) продуцентами;

в) редуцентами;

г) автотрофами.

2. Фитофаги питаются:

а) мертвыми растительными остатками;

б) живыми растениями;

в) трупами животных.

3. Условия существования – это:

а) совокупность необходимых для организма элементов питания;

б) совокупность необходимых для организма элементов среды обитания;

4. Толерантность – это способность организма выдерживать:

а) минимальные отклонения экологических факторов от оптимальных для его жизнедеятельности;

б) максимальные отклонения экологических факторов от оптимальных для его жизнедеятельности;

в) весь диапазон экологических факторов.

5. Продолжите фразу «Совокупность особей, способных к скрещиванию и образованию плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, называется…».

 

Факторы среды

 

1. Экологические факторы – это:

а) все элементы среды, воздействующие на организм;

б) только температурный фактор;

в) только пищевой фактор

2. Что представляют собой абиотические факторы:

а) факторы живой природы;

б) факторы неживой природы;

в) особые химические факторы;

г) радиационные факторы?

3. Антропогенные факторы:

а) факторы климатической природы;

б) факторы биологической природы;

в) факторы, вызванные деятельностью человека.

4. Какой из нижеперечисленных законов говорит о том, что выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей:

а) закон минимума (Либиха);

б) закон оптимума (толерантности, Шелфорда);

в) закон Гаузе (правило конкурентного исключения);

г) закон максимума?

5. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в водной среде:

а) ограниченное количество кислорода;

б) значительные колебания температуры;

в) состав органического вещества;

г) возможность потери хозяина?

6. С какой средой связан паразитический и полупаразитический образ жизни:

а) с водной;

б) наземно-воздушной;

в) почвенной;

г) живым организмом?

7. Установите соответствие между каждым видом животного и отношением к температурному фактору:

Представители Классификация животных
1) голубь А –пойкилотермные (холоднокровные)
2) акула Б – гомойотермные (телокровные)
3) собака  
4) лягушка  
5) кит  
6) ящерица прыткая  

 

8. Определите все возможные отношения к освещенности у растений, у животных:

Классификация организмов Организмы
А – растения 1) светолюбивые
Б – животные 2) ночные
  3) сумеречные
  4) дневные
  5) тенелюбивые

 

9. Гомойотермность (телокровность) животных и разнообразие форм тела характерны для обитателей:

а) наземно-воздушной среды;

б) почвы;

в) живого организма;

г) водной среды

10. Из списка экологических факторов выберите те, которые относятся к биотическим:

а) вырубка лесных массивов;

б) конкуренция;

в) температура;

г) хищничество;

д) свет.

11. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказать:

а) инфракрасное излучение;

б) излучение в синей части видимого спектра;

в) ультрафиолетовое излучение;

г) излучение в красной части видимого спектра.

12. Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:

а) мало света;

б) много света;

в) недостаток кислорода;

г) обилие углекислого газа;

д) низкая плотность;

е) обилие воздуха.

 

Экологические системы

 

1. Продолжите определение: «Экосистема – это…»

а) сохраняющаяся неопределенно долгое время совокупность различных популяций, взаимодействующих между собой и окружающей средой;

б) взаимоотношения между видами в рамках биоценоза;

в) совокупность особей, проживающих на одной территории.

2. Крупные наземные экосистемы, включающие в себя связанные друг с другом более мелкие экосистемы, называют:

а) биоценозами;

б) биотопами;

в) сукцессиями;

г) биомами.

3. Первичную продукцию в экосистемах образуют:

а) продуценты;

б) консументы;

в) детритофаги;

г) редуценты.

4. Вторичная продукция в экосистемах образуется:

а) продуцентами;

б) консументами;

в) детритофагами;

г) редуцентами.

5. Наименьшая продуктивность характерна для экосистем:

а) лесов;

б) лугов;

в) степей;

г) пустынь.

6. Несмотря на то что океан занимает 71 % площади нашей планеты, его продукция в 3 раза меньше, чем продукция растений суши. Соответственно биомасса водорослей в 10 тысяч раз меньше биомассы растений суши. Чем это объяснить?

7. Круговорот химических элементов между организмами и окружающей средой называют:

а) круговоротом энергии;

б) биохимическим циклом;

в) круговоротом живых организмов;

г) круговоротом азота.

8. Углерод выходит из круговорота веществ (образуя осадочные породы) в составе:

а) углекислого газа;

б) свободного углерода;

в) известняка;

г) угля.

9. Полный круговорот кислорода в природе продолжается около:

а) 300 лет;

б) 2000 лет;

в) 1 млн лет;

г) 100 млн лет.

10. Полный круговорот воды в природе длится около:

а) 300 лет;

б) 2000 лет;

в) 1 млн лет;

г) 100 млн лет.

11. Масса тела живых организмов в экосистеме называется:

а) биопродукцией;

б) биоэнергией;

в) биомассой;

г) биочисленностью.

12. Последовательная во времени смена одних сообществ другими на определенном участке среды называется:

а) сукцессией;

б) флуктуацией;

в) климаксом;

г) интеграцией.

13. Среди перечисленных сукцессионных процессов к первичной сукцессии относятся:

а) превращение гарей в еловые леса;

б) постепенная смена вырубок сосняком;

в) превращение деградированных пастбищ;

г) проявление на сыпучих песках сосняка.

14. Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами, а также между ними и средой, называют:

а) климаксом;

б) сукцессией;

в) флуктуацией;

г) интеграцией.

15. Эвтрофикацией водоемов считают:

а) обогащение водоемов биогенными веществами, стимулирующими рост фитопланктона;

б) процесс превращения болота в озеро;

в) процесс обогащения воды кислородом.

 

Биосфера

 

1. Оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами, называется:

а) атмосферой;

б) гидросферой;

в) экосферой;

г) биосферой.

2. Что из перечисленного не входит (полностью или частично) в состав биосферы:

а) атмосфера;

б) магнитосфера;

в) гидросфера;

г) литосфера;

д) астеносфера;

е) ионосфера?

3. Дайте характеристику оболочкам Земли, составляющим биосферу.

4. Перечислите основные признаки биосферы, которые отличают ее от других оболочек Земли.

5. Перечислите основные функции биосферы и дайте их характе-ристику.

6. Функция живого вещества, связанная с поглощением солнечной энергии в процессе фотосинтеза, а также с последующей передачей ее по пищевым цепям, называется:

а) энергетической;

б) концентрационной;

в) деструктивной.

7. Функция живых организмов, связанная со способностью изменять и поддерживать определенный атмосферный состав, называется:

а) транспортной;

б) энергетической;

в) газовой;

г) деструктивной.

8. Функция живых организмов, связанная с переносом вещества против силы тяжести и в горизонтальном направлении, называется:

а) транспортной;

б) энергетической;

в) газовой;

г) деструктивной.

9. К концентрационным функциям живого вещества биосферы относят:

а) образование озонового экрана;

б) выделение живыми организмами аммиака;

в) аккумуляцию железобактериями железа;

г) образование органических веществ при автотрофном питании;

д) способность хвощей накапливать кремний.

10. Гипотетическая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития, – это:

а) магнитосфера;

б) ноосфера;

в) литосфера;

г) астеносфера.

Человек в биосфере

 

1. Какие потребности человека являются биологически обоснованными:

а) потребность в жилище;

б) агрессия;

в) продолжение рода и получение сексуального удовлетворения;

г) потребность в роскоши;

д) полноценный сон и отдых.

2. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это:

а) способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т.е. устойчивость всех систем организма, постоянство внутренней среды;

б) отсутствие болезней;

в) позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т.е. состояние физического, духовного и социального благополучия.

3. Какие экологические факторы могут лимитировать жизнеспособность и здоровье человека в настоящее время:

а) космическое ионизирующее излучение;

б) мутагенные факторы среды;

в) факторы физического и химического стресса;

г) природно-очаговые (эндемические) заболевания;

д) фитогенные факторы.

4. Почему снижение видового разнообразия и уничтожение природных экосистем опасно для человека?

5. Чем агроценозы отличаются от биогеоценоза? Укажите основные отличительные элементы.

6. Чем урбосистемы отличаются от природных экосистем? Укажите основные отличия.

7. От чего зависит качество жизни отдельного человека и человеческой популяции в целом:

а) от средней продолжительности жизни;

б) отношения валового национального продукта у численности населения;

в) сложившейся политической системы в стране;

г) наличия в стане природных ресурсов.

8. Что такое «демографический взрыв»? Каковы прогнозы ученых по проблеме дальнейшего развития человечества?

9. Назовите критерии оценки антропогенного воздействия на живую природу:

а) сохранность природных экосистем;

б) химический состав атмосферного воздуха;

в) сохранение здоровья человека;

г) выживание наиболее чувствительных к загрязнению видов;

д) хозяйственное значение.

10. Назовите основные признаки, характерные для современного эко-логического состояния биосферы:

а) кризис консументов;

б) кризис продуцентов;

в) кризис редуцентов;

г) кризис энергопотребления.

 

Валовый выброс

, (2.1)

где – годовой валовый выброс ЗВ в атмосферу, т/г; –годовое валовое выделение ЗВ на участке, т/г; – эффективность улавливания (очистки) ЗВ, %; – суммарное годовое время работ на участке, сопровождающихся выделением ЗВ, ч/г; – суммарное годовое время исправной работы очистных устройств за период выделения ЗВ на участке, ч/г.

Максимальный разовый выброс

, (2.2)

где – максимально разовый выброс ЗВ в атмосферу, г/с; – максимально разовое выделение ЗВ на участке, г/с.

Примечание:

1. В расчетах используется минимальное значение из приведенного в справочнике диапазона характерных значений.

2. При непостоянной работе очистных устройств для дальнейших расчетов рассеивания ЗВ в атмосфере и последующего анализа используются оба значения: и .

2.Количество ЗВ, поступающих в атмосферу от производственного участка с учетом оседания аэрозоля в помещении и на внутренних стенках воздуховодов вентиляционной системы, определяется по уравнениям:

Валовый выброс

(2.3)

или

, (2.4)

где – годовой валовый выброс ЗВ в атмосферу, т/г; – годовое валовое выделение ЗВ на участке, т/г; – доля ЗВ, оседающих в помещении, %; – доля ЗВ, налипающих на внутренних стенках воздуховодов местной (общеобменной) вентсистемы, % (табл. 2.1).


Таблица 2.1

Транспортные коммуникации

 

 

Основные положения

 

Загрязнение воздушной среды транспортными средствами формируется в основном на магистралях городов. Автомобильный парк характеризуется многообразием подвижного состава. В транспортном потоке одновременно движутся автомобили, отличающиеся типом двигателя, расходом топлива, техническим состоянием, грузоподъемностью. Водители также имеют различную квалификацию. Движение машин по дорожной сети города в результате задержек на перекрестках носит циклический характер: движение с постоянной скоростью, торможение, остановка, набор скорости. Время движения с постоянной скоростью, частота и длительность задержек зависят от класса магистрали, частоты расположения перекрестков, интенсивности движения, параметров светофорного регулирования.

 

Таблица 3.1

С постоянной скоростью

Компонент выброса Расчетные зависимости Формула
АВТОМОБИЛЬ ВАЗ-1111
3,3
3,4
3,5
3,6
3,7
3,8
АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-2410
3,9
3,10
3,11
3,12
АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-5312
3,13
3,14
3,15
АВТОМОБИЛЬ ЛИАЗ-667М
3,16
3,17
3,18

 

 

Зависимость изменения выбросов автомобиля с начала эксплуатации по мере выработки ресурса двигателя (износ деталей, нарушение заводских регулировок) имеет вид:

(3.19)

где – изменение пробегового выброса вещества автомобилем в процессе эксплуатации по сравнению с базовым, %; – пробег автомобиля с начала эксплуатации, тыс.км; – параметры в управлении регрессии (табл. 3.10).

 


Таблица 3.10

Значение коэффициентов

Компонент выброса
100,73 0,16 357,69 -0,87
101,04 0,079 646,25 0,43
97,92 0,015 -1174,42 1,12
Сажа 99,28 0,284 911,29 0,9*4
, , 99,999 0,2 -0,03  

 

Выбросы i -го вредного вещества в зависимости от срока службы за период выработки ресурса определяется по формуле:

(3.20)

где – удельные (на км пробега) выбросы одиночных новых автомобилей, г/км; – пробег автомобиля с начала эксплуатации, км.

 

Задача 3.1

Сравнить величины выбросов заданных веществ при установившемся движении со скоростью 60 км/ч двух транспортных средств. Вид загрязняющего вещества и марка транспортного средства по вариантам представлены в таблице 3.11.

 

Таблица 3.11

Исходные данные к задаче

Номер варианта Загрязняющие вещества Марка автомобиля
  , , ГАЗ-2410 и ЛИАЗ-667М
  , , ГАЗ-2410 и ГАЗ-5312
  , , Ваз-1111 и ГАЗ -2410
  , , Ваз-1111 и ЛИАЗ-667М
  , , Ваз-1111 и ГАЗ-5312
  , , ГАЗ-5312 и ЛИАЗ-667М
  , , ГАЗ-2410 и ГАЗ-5312

 

Для решения задачи необходимо воспользоваться уравнениями, представленными в таблице 3.9, по которым вычисляем удельные выбросы загрязняющих веществ для сравнимых транспортных средств.

 

Задача 3.2

Оцените величину выбросов загрязняющих веществ автомобиля с учетом износа деталей и нарушения заводских регулировок при определенной длине пробега. Вид загрязняющего вещества, марка автомобиля и пробег представлены в таблице 3.12 по вариантам.

Таблица 3.12

Исходные данные к задаче

Номер варианта Компонент выброса Марка автомобиля Длина пробега, тыс. км
  и сажа КАМАЗ-5320  
  и ВАЗ-1111  
  и ГАЗ-2410  
  и КРАЗ-260  
  и ГАЗ-5312  
  и ЛИАЗ-667М  
  и сажа КРАЗ-260  
  и КАМАЗ-5320  
  и ВАЗ-1111  
  и ГАЗ-2410  

 

По таблице 3.8 находим усредненные выбросы для заданных веществ у новых автомашин.

Изменение пробегового выброса веществ в процессе эксплуатации по сравнению с базовым находим по зависимости 3.19 и таблице 3.10.

 

Задача 3.3

Определите концентрацию оксида углерода () в воздухе зависимости от вида дороги, состава транспорта, продольного уклона дороги, метеорологических характеристик (, м/с; ,%). Исходные данные по вариантам представлены в таблице 3.13. По таблице 3.2 и формуле (3.2) определяем коэффициентам токсичности автотранспорта потока. Затем по таблицам 3.3–3.7 определяем коэффициенты и рассчитываем по формуле (3.1) концентрацию оксида углерода .

 

Таблица 3.13

Исходные данные к задаче

№ вари-анта Вид дороги Состав транспорта, % Продольный уклон магистрали, градус Скорость ветра , м/с Относительная влажность , % Интенсивность движения автомобилей N, авт./ч
             
  Магистральная улица с многоэтажной застройкой Легковой – 20, Автобусы –20, легкий грузовой – 10      
Окончание табл. 3.13
             
  Четырёхполосная дорога районного значения Легковой – 40, средний грузовой – 35, тяжелый грузовой – 15, автобусы – 10 Без уклона в выемке      
  Транспортный тоннель Легковой – 45, автобусы – 20, легковой грузовой – 10, средний грузовой – 10      
  Городские улицы и дороги с односторонней застройкой Легковой – 60, автобусы – 15, легкий грузовой – 15, средний грузовой – 10      
  Набережная Легковой – 80, автобусы – 20      
  Жилые улицы с одноэтажной застройкой Легковой – 50, автобусы – 25, легкий грузовой – 10, средний грузовой – 10, тяжелый грузовой – 5. без уклона в выемке      
  Транспортная галерея Легковой – 80, легкий грузовой – 20      

 

 

Исходные данные для расчета

Номер варианта Плотность населения, чел/га Степень очистки газов, % Высота трубы, м Среднегодовая разница температур в устье трубы и окружающей атмосфере, 0С
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Таблица 4.2

Исходные данные для расчета

Вариант Наименование загрязняющего вещества Объемы выбросов по годам
  Окись углерода Окислы азота Угольная пыль  
  Окись углерода Окислы азота Угольная пыль  
  Окись углерода Окислы азота Угольная пыль  
  Окись углерода Окислы азота Угольная пыль  
  Сернистый ангидрид Окислы азота Золы углей (донецких)  
  Сернистый ангидрид Окислы азота Золы углей (донецких)  
  Сернистый ангидрид Окислы азота Золы углей (донецких)  
  Сернистый ангидрид Окись углерода Угольная пыль  
  Сернистый ангидрид Окись углерода Угольная пыль  

Исходные данные для расчета ущерба

Исходные данные для расчета ущерба промышленности

Вариант Среднегодовая балансовая стоимость основных фондов, руб. Концентрация, мг/м3
пыли сернистого газа окислов азота
  200 тыс. 0,5 0,2 0,25
  2,7 0,3 0,5
  2,1 0,4 0,7
  600 тыс. 1,8 0,8 0,8
  1,0 0,9 1,2
  1,2 1,0 1,3
  1 млн 0,1 0,5 1,0
  3,0 0,6 1,1
  3,5 0,7 0,9

 

 

Таблица 4.5

Исходные данные для расчета ущерба

Исходные данные для расчета ущерба сельскому хозяйству

Вари-ант Площадь, га Концентрация, мг/м3
пыли сернистого газа окислов азота фтористых соединений (газообразных) аммиака фенола
    0,6 0,60 0,55 0,001 0,43 0,010
  0,55 0,55 0,43 0,005 0,38 0,020
  0,48 0,50 0,37 0,010 0,35 0,030
    0,45 0,43 0,31 0,015 0,30 0,060
  0,30 0,34 0,12 0,020 0,20 0,050
  0,22 0,28 0,23 0,025 0,22 0,040
    0,18 0,22 0,06 0,030 0,08 0,0120
  0,12 0,18 0,10 0,035 0,12 0,022
  0,08 0,12 0,05 0,040 0,08 0,015

 

 

Таблица 4.7

Исходные данные для расчета ущерба лесному хозяйству

Вариант Площадь, га Концентрация, мг/м3
пыли сернистого газа окислов азота фтористых соединений (газообразных) аммиака фенола
    0,55 0,60 0,12 0,025 0,25 0,06
  0,51 0,53 0,43 0,020 0,20 0,06
  0,47 0,50 0,18 0,015 0,18 0,05
    0,35 0,44 0,20 0,010 0,15 0,05
  0,30 0,40 0,30 0,020 0,10 0,04
  0,20 0,33 0,22 0,005 0,08 0,03
    0,15 0,30 0,40 0,001 0,05 0,02
  0,10 0,15 0,50 0,025 0,03 0,01
    0,06 0,09 0,12 0,010 0,02 0,01

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Бродская, Н.А. Экология. Сборник задач, упражнений и примеров [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.А. Бродская, О.Г. Воробьев, А.Н. Маковский [и др.]; под ред. О.Г. Воробьева и Н.Н. Николайкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2006. – 508 с.

2. Экология и экономика природопользования [Текст]: рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студ. вузов, обуч-ся по экономич. спец. / Э.В. Гирусов, С.Н. Бобылев, А.Л. Новоселов, Н.В. Чепурных; под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2003. – 519 с.

3. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.69 (0.013 с.)