Вопрос 23. Восприятие как познавательный психический процесс. Классификация видов восприятия. Свойства и виды восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Восприятие как познавательный психический процесс. Классификация видов восприятия. Свойства и виды восприятия



Восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности, в их целостности, единстве их свойств.

Рубинштейн: восприятие есть сумма наших ощущений.

Восприятие возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия являются целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.

Функции восприятия:

· Ориентационная – на основе пространственно-временного отражения предметного мира

· Коммуникативная – в процессе общения и отношений человека

· Познавательная

· Регулятивная

· Деятельская – важнейшая функция

Восприятие обеспечивает равновесие индивида с окружающим целостным предметным миром. Обеспечивает адаптацию и компенсацию в случае нарушения равновесия.

Чем совершеннее класс животных, тем большее значение в процессе восприятия имеет центральное звено анализаторов. Это утверждение было экспериментально обосновано в опытах «перевернутый мир» (?).

Свойства восприятия:

1. Объем – свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать индивидуально ограниченное количество единиц и объектов восприятия.

2. Целостность – наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета, и однородностью, т.е. определенной формой.

3. Структурность – определяется 2 операциями: анализом и сравнением. Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.

4. Предметность – способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом. Это свойство формируется к 5 месяцам после рождения. На основе взаимодействия кожного, зрительного и других анализаторов. До 4-х месяцев после рождения у ребенка еще нет этого свойства, поэтому он не способен взять пальцами предмет, находящийся перед ним на близком расстоянии.

5. Константность – способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет. В разных положениях пространства, при разном освещении, а может быть и неосвещенный один и тот же предмет человек узнает при повторном восприятии, хотя в механизме каждого нового восприятия есть свои особенности и изменения.

6. Осмысленность – определение не только образов предмета или явления, но и значения, смысла, назначение и других смысловых характеристик воспринимаемых объектов.

7. Опперацепция (?) – основная установка, через которую человек воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется несколькими факторами:

· Возрастным и личным опытом

· Особенностями познавательной сферы

· Профессиональным опытом

· Мотивационной ценностной направленностью

8. Транспозиция – перенос на разные объекты восприятия общих для них признаков. Это свойство основано на трех операциях: анализ, синтез, обобщение.

9. Целенаправленность – свойство, определяемое степенью развития сознания (?).

Каждое названное свойство взаимодействует с другими свойствами, как при непроизвольном отражении предметного мира, так и при целенаправленном наблюдении.

Классификация видов восприятия:

1. Простые восприятия – результат, которого является формирование одномодальных образов (зрительных, слуховых и т.д.)

2. Сложные – отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов

3. Специальные

· Восприятие пространства

· Восприятие времени

· Восприятие движения

· Восприятие человека человеком

Вопрос 24. Мышление

Мышление – познавательный интеллектуальный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности в их связях и отношения. В качестве средств мышления могут выступать практические действия, образ и понятие. У высших животных обнаружен лишь простой вид мышления в форме практических действий. Более сложные виды мышления обнаружены только у человека. Для его мышления характерна неразрывная связь с речью.

Виды мышления:

· Предметно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект). Начинает развиваться с 11 месяцев жизни ребенка, одновременно с переходом к вертикальному положению и ходьбе, с началом развития активной речи.

· Наглядно-образное мышление. Начинает развиваться в единстве с предметно-действенным мышлением на 2-3 года жизни. Доминирует в младшем школьном возрасте.

· Конкретно-логическое мышление. Развивается в дошкольном возрасте, а доминирует у подростков.

· Абстрактно-логическое мышление. Доминирует в юности.

· Люди зрелого возраста в зависимости от своих умственных задатков, условий жизни, обучения и воспитания, способностей к профессиональной деятельности имеют индивидуальное доминирующее мышление при наличии всех его видов.

Психической формой наглядно-действенного мышления является движение. Для наглядно-образного мышления – является образ. Для конкретно-логического мышления является конкретное понятие в речевой форме. Для абстрактно-логического мышления – абстрактное понятие в абстрактно-речевой форме.

Форма мышления:

· Понятие – форма мысли, отражающая существенные признаки, свойства отношений и связи предметов и явлений объективного мышления:

o Всеобщие понятия (время, пространство)

o Общее понятие (атом, молекула, растение)

o Абстрактные понятия

o Конкретные понятия (стол)

o Абсолютные понятия – независимые от других (история, космос)

o Относительные понятия – зависимы от других (муж)

Суждение – форма мысли, отражающая любые вязи и отношения между предметами и явлениями, а также их связи.

Логическая форма суждения выражает отношения между двумя и более понятиями. В каждом суждении есть то, что определяют (субъект) и определяющее.

· По объему

o Единичное

o Частное

o общее

· По отношению

o Категорическое, т.е. безусловное утверждение чего-либо

o Разделительное суждение, т.е. «или …, или…»

o Условное, т.е. суждение верно при условии.

· По качеству

o Утвердительное суждение

o Отрицательное суждение

Логическая операция:

1. Анализ – расчленение целостного образа на меньшие целостности

2. Синтез – составление целостной системы из ее частей

3. Сравнение

4. Конкретизация

5. Абстрагирование

6. Обобщение

7. Классификация

8. Систематизация

Вопрос 25. Память

Память – интегративный психический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта (продуктов других психических процессов, имеется ввиду познавательных и др.)

В результате возникает возможность повторного использования прошлого опыта и активности субъекта.

У человека содержание прошлого опыта может быть преднамеренно осознано, т.е. память может быть произвольной и осознанной.

Классификация памяти:

1. По анализаторам: зрительная, слуховая, обонятельная

2. По содержанию: двигательная, сенсорная, эмоциональная, образная, знаковая и речевая

3. По смыслу: механическая, конкретно-логическая, абстрактно-логическая

4. По времени хранения информации: кратковременная, промежуточная и долговременная

5. По механизму регуляции: непроизвольная и произвольная

Смысловая память в 10 и более раз по степени общей эффективности превышает механическую память, но при слабом развитии сознания и мышления, механическая память может быть более эффективной.

Кратковременная память является оперативной, она обеспечивает промежуточные операции целостной деятельности.

Процессы памяти:

1. Запоминание. В соответствии с видами памяти могут быть и виды запоминания различного содержания в различной форме, различным путем (механическое, непроизвольное, волевое и т.д.).

2. Хранение. Если информация воспринята в эмоциональном возбужденном состоянии, то она кодируется недолговечно и неустойчиво. При сотрясении головного мозга могут быть повреждения памяти и забывания.

3. Воспроизведение.

· Узнавание является пассивным воспроизведением, его механизм состоит в сопоставлении образа восприятия, при повторном отражении объекта с образом его памяти. Узнавание может быть не только предметное, но и психическое относительно мысли, чувств, ощущений.

· Активное воспроизведение может быть мотивированным (или воспоминанием) (на основе потребностей, интересов, установок, привычек) или целенаправленным (на основе сознательных планов, программ, установок).

· Забывание. Может быть полным в случае повреждения мозга, частичным при сотрясении мозга, функциональным при не употреблении информации.

Свойства памяти:

1. Объем памяти определяется количеством объектов памяти, которые человек способен запомнить в 0,1 с и воспроизвести в кратковременной памяти.

2. Емкость памяти может быть 3 видов:

· Кратковременной

· Предметно-проблемной

· Целостной – известна как эрудиция

3. Точность памяти определяется точным воспроизведением единиц памяти в % в кратковременной памяти.

4. Организованность памяти определяет воспроизведение системной целостности и последовательности единиц памяти в кратковременной памяти.

5. Скорость памяти определяется в кратковременной памяти как индекс, т.е. количество единиц памяти на время их воспроизведения в секундах.

6. Устойчивость памяти может быть определена как повторное воспроизведение однократно воспринятой информации с учетом точности ее организованности.

Вопрос 26. Воображение

Воображение – особый психический процесс, свойственный только человеку, выражается в воссоздании и преобразовании представлений в сознании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в реальности.

В этом отношении воображение может быть отнесено к интеллектуальным, познавательным процессам.

Воображение позволяет предвидеть будущее, результат активности, возможное изменение в окружающем мире и себе, позволяет построить программу поведения и поэтому может быть отнесено к интегративным процессам.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение тесно связано с мышлением и подобно ему позволяет предвидеть будущее.

Виды воображения:

· Пассивное

o Преднамеренное

Воображение в некоторых ситуациях может выступать как замена деятельности. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образ и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей направленной на воплощение их в жизнь называются грезами.

o Непреднамеренное

Главным образом оно возникает при временном бездействии, при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, состоянии аффекта и др.

· Активное

o Творческое

Предлагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности.

o Воссоздающее

Имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

Механизм воображения:

· Агглютинация – склеивание различных в повседневной жизни несоединяемых качеств, свойств, частей (Образ русалки, избушка на курьих ножках)

· Гиперболизация – характеризуется не только преувеличение или приуменьшением предмета или объекта (дюймовочка, мальчик с пальчик и др.), но и изменением количества частей предмета или их мсещение (Нагарухия (?) – богиня индийской философии)

· Схематизация – вывод на первый план определенных черт и их подчеркивание

· Типизация – выявление существенного повторяющегося в однородных фактах, воплощение их в конкретном образе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.021 с.)