Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 23. Восприятие как познавательный психический процесс. Классификация видов восприятия. Свойства и виды восприятия
Восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности, в их целостности, единстве их свойств. Рубинштейн: восприятие есть сумма наших ощущений. Восприятие возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия являются целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным. Функции восприятия: · Ориентационная – на основе пространственно-временного отражения предметного мира · Коммуникативная – в процессе общения и отношений человека · Познавательная · Регулятивная · Деятельская – важнейшая функция Восприятие обеспечивает равновесие индивида с окружающим целостным предметным миром. Обеспечивает адаптацию и компенсацию в случае нарушения равновесия. Чем совершеннее класс животных, тем большее значение в процессе восприятия имеет центральное звено анализаторов. Это утверждение было экспериментально обосновано в опытах «перевернутый мир» (?). Свойства восприятия: 1. Объем – свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать индивидуально ограниченное количество единиц и объектов восприятия. 2. Целостность – наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета, и однородностью, т.е. определенной формой. 3. Структурность – определяется 2 операциями: анализом и сравнением. Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы. 4. Предметность – способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом. Это свойство формируется к 5 месяцам после рождения. На основе взаимодействия кожного, зрительного и других анализаторов. До 4-х месяцев после рождения у ребенка еще нет этого свойства, поэтому он не способен взять пальцами предмет, находящийся перед ним на близком расстоянии. 5. Константность – способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет. В разных положениях пространства, при разном освещении, а может быть и неосвещенный один и тот же предмет человек узнает при повторном восприятии, хотя в механизме каждого нового восприятия есть свои особенности и изменения.
6. Осмысленность – определение не только образов предмета или явления, но и значения, смысла, назначение и других смысловых характеристик воспринимаемых объектов. 7. Опперацепция (?) – основная установка, через которую человек воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется несколькими факторами: · Возрастным и личным опытом · Особенностями познавательной сферы · Профессиональным опытом · Мотивационной ценностной направленностью 8. Транспозиция – перенос на разные объекты восприятия общих для них признаков. Это свойство основано на трех операциях: анализ, синтез, обобщение. 9. Целенаправленность – свойство, определяемое степенью развития сознания (?). Каждое названное свойство взаимодействует с другими свойствами, как при непроизвольном отражении предметного мира, так и при целенаправленном наблюдении. Классификация видов восприятия: 1. Простые восприятия – результат, которого является формирование одномодальных образов (зрительных, слуховых и т.д.) 2. Сложные – отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов 3. Специальные · Восприятие пространства · Восприятие времени · Восприятие движения · Восприятие человека человеком Вопрос 24. Мышление Мышление – познавательный интеллектуальный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности в их связях и отношения. В качестве средств мышления могут выступать практические действия, образ и понятие. У высших животных обнаружен лишь простой вид мышления в форме практических действий. Более сложные виды мышления обнаружены только у человека. Для его мышления характерна неразрывная связь с речью. Виды мышления: · Предметно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект). Начинает развиваться с 11 месяцев жизни ребенка, одновременно с переходом к вертикальному положению и ходьбе, с началом развития активной речи. · Наглядно-образное мышление. Начинает развиваться в единстве с предметно-действенным мышлением на 2-3 года жизни. Доминирует в младшем школьном возрасте.
· Конкретно-логическое мышление. Развивается в дошкольном возрасте, а доминирует у подростков. · Абстрактно-логическое мышление. Доминирует в юности. · Люди зрелого возраста в зависимости от своих умственных задатков, условий жизни, обучения и воспитания, способностей к профессиональной деятельности имеют индивидуальное доминирующее мышление при наличии всех его видов. Психической формой наглядно-действенного мышления является движение. Для наглядно-образного мышления – является образ. Для конкретно-логического мышления является конкретное понятие в речевой форме. Для абстрактно-логического мышления – абстрактное понятие в абстрактно-речевой форме. Форма мышления: · Понятие – форма мысли, отражающая существенные признаки, свойства отношений и связи предметов и явлений объективного мышления: o Всеобщие понятия (время, пространство) o Общее понятие (атом, молекула, растение) o Абстрактные понятия o Конкретные понятия (стол) o Абсолютные понятия – независимые от других (история, космос) o Относительные понятия – зависимы от других (муж) Суждение – форма мысли, отражающая любые вязи и отношения между предметами и явлениями, а также их связи. Логическая форма суждения выражает отношения между двумя и более понятиями. В каждом суждении есть то, что определяют (субъект) и определяющее. · По объему o Единичное o Частное o общее · По отношению o Категорическое, т.е. безусловное утверждение чего-либо o Разделительное суждение, т.е. «или …, или…» o Условное, т.е. суждение верно при условии. · По качеству o Утвердительное суждение o Отрицательное суждение Логическая операция: 1. Анализ – расчленение целостного образа на меньшие целостности 2. Синтез – составление целостной системы из ее частей 3. Сравнение 4. Конкретизация 5. Абстрагирование 6. Обобщение 7. Классификация 8. Систематизация Вопрос 25. Память Память – интегративный психический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта (продуктов других психических процессов, имеется ввиду познавательных и др.) В результате возникает возможность повторного использования прошлого опыта и активности субъекта. У человека содержание прошлого опыта может быть преднамеренно осознано, т.е. память может быть произвольной и осознанной. Классификация памяти: 1. По анализаторам: зрительная, слуховая, обонятельная 2. По содержанию: двигательная, сенсорная, эмоциональная, образная, знаковая и речевая 3. По смыслу: механическая, конкретно-логическая, абстрактно-логическая 4. По времени хранения информации: кратковременная, промежуточная и долговременная 5. По механизму регуляции: непроизвольная и произвольная Смысловая память в 10 и более раз по степени общей эффективности превышает механическую память, но при слабом развитии сознания и мышления, механическая память может быть более эффективной. Кратковременная память является оперативной, она обеспечивает промежуточные операции целостной деятельности. Процессы памяти: 1. Запоминание. В соответствии с видами памяти могут быть и виды запоминания различного содержания в различной форме, различным путем (механическое, непроизвольное, волевое и т.д.).
2. Хранение. Если информация воспринята в эмоциональном возбужденном состоянии, то она кодируется недолговечно и неустойчиво. При сотрясении головного мозга могут быть повреждения памяти и забывания. 3. Воспроизведение. · Узнавание является пассивным воспроизведением, его механизм состоит в сопоставлении образа восприятия, при повторном отражении объекта с образом его памяти. Узнавание может быть не только предметное, но и психическое относительно мысли, чувств, ощущений. · Активное воспроизведение может быть мотивированным (или воспоминанием) (на основе потребностей, интересов, установок, привычек) или целенаправленным (на основе сознательных планов, программ, установок). · Забывание. Может быть полным в случае повреждения мозга, частичным при сотрясении мозга, функциональным при не употреблении информации. Свойства памяти: 1. Объем памяти определяется количеством объектов памяти, которые человек способен запомнить в 0,1 с и воспроизвести в кратковременной памяти. 2. Емкость памяти может быть 3 видов: · Кратковременной · Предметно-проблемной · Целостной – известна как эрудиция 3. Точность памяти определяется точным воспроизведением единиц памяти в % в кратковременной памяти. 4. Организованность памяти определяет воспроизведение системной целостности и последовательности единиц памяти в кратковременной памяти. 5. Скорость памяти определяется в кратковременной памяти как индекс, т.е. количество единиц памяти на время их воспроизведения в секундах. 6. Устойчивость памяти может быть определена как повторное воспроизведение однократно воспринятой информации с учетом точности ее организованности. Вопрос 26. Воображение Воображение – особый психический процесс, свойственный только человеку, выражается в воссоздании и преобразовании представлений в сознании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в реальности. В этом отношении воображение может быть отнесено к интеллектуальным, познавательным процессам. Воображение позволяет предвидеть будущее, результат активности, возможное изменение в окружающем мире и себе, позволяет построить программу поведения и поэтому может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение тесно связано с мышлением и подобно ему позволяет предвидеть будущее.
Виды воображения: · Пассивное o Преднамеренное Воображение в некоторых ситуациях может выступать как замена деятельности. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образ и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей направленной на воплощение их в жизнь называются грезами. o Непреднамеренное Главным образом оно возникает при временном бездействии, при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, состоянии аффекта и др. · Активное o Творческое Предлагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности. o Воссоздающее Имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию. Механизм воображения: · Агглютинация – склеивание различных в повседневной жизни несоединяемых качеств, свойств, частей (Образ русалки, избушка на курьих ножках) · Гиперболизация – характеризуется не только преувеличение или приуменьшением предмета или объекта (дюймовочка, мальчик с пальчик и др.), но и изменением количества частей предмета или их мсещение (Нагарухия (?) – богиня индийской философии) · Схематизация – вывод на первый план определенных черт и их подчеркивание · Типизация – выявление существенного повторяющегося в однородных фактах, воплощение их в конкретном образе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.021 с.) |