Вопрос 38. Онтогенез, филогенез, антропогенез, микрогенез. Предмет возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 38. Онтогенез, филогенез, антропогенез, микрогенез. Предмет возрастной психологии



Онтогенез (индив. развитие) – временная дистанция, начинающаяся с момента зачатия и заканчивающаяся смертью.

Филогенез(развитие родом) – предельная временная дистанция включающая появление жизни, зарождение видов и их изменения деференциация, т е. всю революцию начиная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез (развитие человека) – часть филогенеза начинающийся с появления человека разумного и завершая сегодняшним днём.

Микрогенез – наиболее короткая дистанция, охватывающая возрастной период, в течении которого протекают срочные процессы (восприятие, мышление, память).

Предметом возрастной психологии является исследование психических особенностей человека с момента его рождения в качестве отличий и своеобразия каждого этапа.

1. Вопрос 39. Факторы развития психики и личности ребёнка

2. Биологизаторское: ребёнок à существо биологическое, наделённое от природы чертами характера, формы поведения, наследственность.

3. Социлогизаторское à противоположный 1-ому. Идея Д. Локка. Рёбёнок рождён чистым, его можно изменять на протяжении времени.

Существует два фактора развития:

1. Биологический. Главной явл. наследственность. Наследуется: темперамент и задатки, способности, а также включает особенности внутриутробного развития.

2. Среда – она оказывает влияние на психическое развитие опосредованно.

Психическое развитие не является сложением этих 2-х факторов.

 

Вопрос 40. Развитие и обучение

Социальная среда – это общество в котором воспитывается ребёнок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и исскуства, религия.

Социальная среда – это ближайшее окружение ребёнка непосредственно влияющая на формирование его психики (родители, друзья, учителя).

Сензитивные периоды – периоды наибольшей чувствительности к определённому роду воздействия.(этические представления и нормы – дошкольный; основы наук – младший школьный).

Биологизаторы à процесс психического развития – это спонтанный процесс

Социологизаторы à обучение и развитие

Когда псих функция формируется в процессе обучения совместной деятельностью ребёнка с взрослым, она находиться “в зоне ближайшего развития” (Выготский).

Рубинштейн говорил: ребёнок не развивается и воспитывается, а развивается воспитываясь и обучаясь.

 

Вопрос 41. Л.С. Выготский: основные законы детского развития. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития. Сензитивные периоды развития

Законы:

1. Цикличность детского развития (временная).

2. Не равномерность детского развития (психические функции развиваются не равномерно).

3. Метаморфозы в детском развитии (это качественные превращения из одной формы в другую).

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в детском развитии (то что развивалось на предыдущих этапах отмирает или преобразуется).

Стадиальность. На разных этапах развития изменения в психике могут происходить медленно постепенно, а могут быстро и резко à выделяют стабильные и кризисные периоды.

Выготский рассматривал чередование этих периодов как закон детского развития. Кризисы длятся меньше года, главное изменение происходит – внутри.

Кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис одно года – раннее детство (1 год – 3 года) – кризис трёх лет – дошкольный возраст (3 -7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8 - 12) – кризис 13 лет – убертантный период (14-17) – кризис 17 лет.

 

Вопрос 42. Критерии возрастной периодизации психического развития

Выготский различал три группы периодизаций:

1. По внешнему критерию

2. По одному (используется внутренний критерий, развитие костных тканей, зубов и т.д.)

3. Или нескольким признаком детского развития (используется три критерия 1. Ведущий вид деятельности, 2. Новообразование, 3. Социальная ситуация развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.169 (0.004 с.)