Вопрос 1. Понятие о психологии как науке, ее предмет, задачи и принципы. Место психологии в системе других наук о человеке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие о психологии как науке, ее предмет, задачи и принципы. Место психологии в системе других наук о человеке



Вопрос 1. Понятие о психологии как науке, ее предмет, задачи и принципы. Место психологии в системе других наук о человеке

 

Психология (с греческого «наука о душе») – изучает процесс активного отражения человеком и животными объективной реальности.

Психология изучает внутренний мир человека, живущего в конкретное историческое время и в конкретных условиях культуры.

Задача психологии: изучение новых научных психологических фактов и объяснение, и выяснение причин, порождающих эти факты.

Отрасли психологии:

· Общая психология

· Возрастная психология

· Социальная психология

· Психология физкультуры и спорта

· Другие

Выделение новых отраслей психологического знания обусловлено развитием социальной жизни и деятельности людей, развитием методов ее исследований и накопление научных знаний в соответствующих областях практики.

Вопрос 2. Методология и методы исследования общей психологии

Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву:

· Организаторские методы

o Сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрасту, профессии и т.п.

o Лонгитювный – многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени

o Комплексный метод – в исследовании принимают участие представители разных наук, при этом один и тот же объект изучается разными средствами.

· Эмпирические методы

o Наблюдение и самонаблюдение

o Экспериментальные методы

o Метод психодиагностики (беседа, опрос, тест, социометрия, анкета)

· Методы обработки данных

o Качественные

o Количественные

· Интерпентационные (?)

o Эксперимент

o Наблюдение

[…сравнительная характеристика наблюдения и эксперимента…]

Вопрос 3. Направления психологии, их краткая характеристика

1. Медико-экспериментальное направление (Павлов, Сеченов, Вундт, Фехнег). В этом направлении были противоположные взгляды на предмет психологии, от духовных до материальных физиологических определений.

2. Философско-религиозное направление. Это главным образом религиозно-психологическое направление индийской философии. Это направление антогинестично (?) методологии советской психологии. Основанные на материализме Маркса и Ленина, и соответственно на материализме советских естественных наук.

3. Психоанализ (основоположник З.Фрейд). Это направление, имеющее свои корни в практической медицине. Основное внимание уделено «бессознательному», главным образом в сексуальной сфере и инстинктах. В связи с этим духовное содержание психики, творчество и деятельность отступают на второй план относительно бытия человека.

4. Гештальт-психология. Это немецкое направление, которое утверждает духовную основу всех психических явлений, что внутренне обуславливает их целостность. Однако данное направление недостаточно учитывало роль мозга как материальной основы психики.

Вопрос 16. Свойства зрелой личности по А.Маслоу

1. Реалистичное отношение к миру, людям, к себе

2. Потребность к одиночеству и к его благоприятным условиям

3. Творческие способности и их активная реализация

4. Дружелюбие к людям в целом, избирательное к некоторым

5. Отсутствие враждебности к людям в целом, привязанность к некоторым

6. Нравственное определение относительно добра и зла

7. Относительная независимость, устойчивость к физической и социальной среде

8. Крупномасштабное психическое содержание поведения и деятельности

9. Потребность в духовной свободе, в самосовершенствовании, в новой информации, в деятельностной активности и духовной самоактуализации.

 

Вопрос 24. Мышление

Мышление – познавательный интеллектуальный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности в их связях и отношения. В качестве средств мышления могут выступать практические действия, образ и понятие. У высших животных обнаружен лишь простой вид мышления в форме практических действий. Более сложные виды мышления обнаружены только у человека. Для его мышления характерна неразрывная связь с речью.

Виды мышления:

· Предметно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект). Начинает развиваться с 11 месяцев жизни ребенка, одновременно с переходом к вертикальному положению и ходьбе, с началом развития активной речи.

· Наглядно-образное мышление. Начинает развиваться в единстве с предметно-действенным мышлением на 2-3 года жизни. Доминирует в младшем школьном возрасте.

· Конкретно-логическое мышление. Развивается в дошкольном возрасте, а доминирует у подростков.

· Абстрактно-логическое мышление. Доминирует в юности.

· Люди зрелого возраста в зависимости от своих умственных задатков, условий жизни, обучения и воспитания, способностей к профессиональной деятельности имеют индивидуальное доминирующее мышление при наличии всех его видов.

Психической формой наглядно-действенного мышления является движение. Для наглядно-образного мышления – является образ. Для конкретно-логического мышления является конкретное понятие в речевой форме. Для абстрактно-логического мышления – абстрактное понятие в абстрактно-речевой форме.

Форма мышления:

· Понятие – форма мысли, отражающая существенные признаки, свойства отношений и связи предметов и явлений объективного мышления:

o Всеобщие понятия (время, пространство)

o Общее понятие (атом, молекула, растение)

o Абстрактные понятия

o Конкретные понятия (стол)

o Абсолютные понятия – независимые от других (история, космос)

o Относительные понятия – зависимы от других (муж)

Суждение – форма мысли, отражающая любые вязи и отношения между предметами и явлениями, а также их связи.

Логическая форма суждения выражает отношения между двумя и более понятиями. В каждом суждении есть то, что определяют (субъект) и определяющее.

· По объему

o Единичное

o Частное

o общее

· По отношению

o Категорическое, т.е. безусловное утверждение чего-либо

o Разделительное суждение, т.е. «или …, или…»

o Условное, т.е. суждение верно при условии.

· По качеству

o Утвердительное суждение

o Отрицательное суждение

Логическая операция:

1. Анализ – расчленение целостного образа на меньшие целостности

2. Синтез – составление целостной системы из ее частей

3. Сравнение

4. Конкретизация

5. Абстрагирование

6. Обобщение

7. Классификация

8. Систематизация

Вопрос 25. Память

Память – интегративный психический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта (продуктов других психических процессов, имеется ввиду познавательных и др.)

В результате возникает возможность повторного использования прошлого опыта и активности субъекта.

У человека содержание прошлого опыта может быть преднамеренно осознано, т.е. память может быть произвольной и осознанной.

Классификация памяти:

1. По анализаторам: зрительная, слуховая, обонятельная

2. По содержанию: двигательная, сенсорная, эмоциональная, образная, знаковая и речевая

3. По смыслу: механическая, конкретно-логическая, абстрактно-логическая

4. По времени хранения информации: кратковременная, промежуточная и долговременная

5. По механизму регуляции: непроизвольная и произвольная

Смысловая память в 10 и более раз по степени общей эффективности превышает механическую память, но при слабом развитии сознания и мышления, механическая память может быть более эффективной.

Кратковременная память является оперативной, она обеспечивает промежуточные операции целостной деятельности.

Процессы памяти:

1. Запоминание. В соответствии с видами памяти могут быть и виды запоминания различного содержания в различной форме, различным путем (механическое, непроизвольное, волевое и т.д.).

2. Хранение. Если информация воспринята в эмоциональном возбужденном состоянии, то она кодируется недолговечно и неустойчиво. При сотрясении головного мозга могут быть повреждения памяти и забывания.

3. Воспроизведение.

· Узнавание является пассивным воспроизведением, его механизм состоит в сопоставлении образа восприятия, при повторном отражении объекта с образом его памяти. Узнавание может быть не только предметное, но и психическое относительно мысли, чувств, ощущений.

· Активное воспроизведение может быть мотивированным (или воспоминанием) (на основе потребностей, интересов, установок, привычек) или целенаправленным (на основе сознательных планов, программ, установок).

· Забывание. Может быть полным в случае повреждения мозга, частичным при сотрясении мозга, функциональным при не употреблении информации.

Свойства памяти:

1. Объем памяти определяется количеством объектов памяти, которые человек способен запомнить в 0,1 с и воспроизвести в кратковременной памяти.

2. Емкость памяти может быть 3 видов:

· Кратковременной

· Предметно-проблемной

· Целостной – известна как эрудиция

3. Точность памяти определяется точным воспроизведением единиц памяти в % в кратковременной памяти.

4. Организованность памяти определяет воспроизведение системной целостности и последовательности единиц памяти в кратковременной памяти.

5. Скорость памяти определяется в кратковременной памяти как индекс, т.е. количество единиц памяти на время их воспроизведения в секундах.

6. Устойчивость памяти может быть определена как повторное воспроизведение однократно воспринятой информации с учетом точности ее организованности.

Вопрос 26. Воображение

Воображение – особый психический процесс, свойственный только человеку, выражается в воссоздании и преобразовании представлений в сознании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в реальности.

В этом отношении воображение может быть отнесено к интеллектуальным, познавательным процессам.

Воображение позволяет предвидеть будущее, результат активности, возможное изменение в окружающем мире и себе, позволяет построить программу поведения и поэтому может быть отнесено к интегративным процессам.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение тесно связано с мышлением и подобно ему позволяет предвидеть будущее.

Виды воображения:

· Пассивное

o Преднамеренное

Воображение в некоторых ситуациях может выступать как замена деятельности. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образ и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей направленной на воплощение их в жизнь называются грезами.

o Непреднамеренное

Главным образом оно возникает при временном бездействии, при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, состоянии аффекта и др.

· Активное

o Творческое

Предлагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности.

o Воссоздающее

Имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

Механизм воображения:

· Агглютинация – склеивание различных в повседневной жизни несоединяемых качеств, свойств, частей (Образ русалки, избушка на курьих ножках)

· Гиперболизация – характеризуется не только преувеличение или приуменьшением предмета или объекта (дюймовочка, мальчик с пальчик и др.), но и изменением количества частей предмета или их мсещение (Нагарухия (?) – богиня индийской философии)

· Схематизация – вывод на первый план определенных черт и их подчеркивание

· Типизация – выявление существенного повторяющегося в однородных фактах, воплощение их в конкретном образе.

Стадии развития интеллекта

стадия возраст Содержание
Сенсомоторная До 2 лет Сенсомоторный интеллект.
Дооперациональная 2-7 Символическое мышление, анимизм, магия, артифициализм, нарушение пространственных и временных отношений декаляги.
Конкретных операций 7-12 Появление способности к синтезу.
Формальных операций 12-15 Способность к дедуктивному рассуждении.

Декаляги - неодновременность развития разумных и познавательных функций.

Вопрос 1. Понятие о психологии как науке, ее предмет, задачи и принципы. Место психологии в системе других наук о человеке

 

Психология (с греческого «наука о душе») – изучает процесс активного отражения человеком и животными объективной реальности.

Психология изучает внутренний мир человека, живущего в конкретное историческое время и в конкретных условиях культуры.

Задача психологии: изучение новых научных психологических фактов и объяснение, и выяснение причин, порождающих эти факты.

Отрасли психологии:

· Общая психология

· Возрастная психология

· Социальная психология

· Психология физкультуры и спорта

· Другие

Выделение новых отраслей психологического знания обусловлено развитием социальной жизни и деятельности людей, развитием методов ее исследований и накопление научных знаний в соответствующих областях практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.034 с.)