II период (1812-1825 гг. ) – период реакции, получивший название «аракчеевщина». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II период (1812-1825 гг. ) – период реакции, получивший название «аракчеевщина».



I период. Вступив на престол, Александр I заявил, что будет править по заветам своей бабки – Екатерины II. Появилась серия указов:

· восстановлена Жалованная грамота дворянству и подтверждены все привилегии дворянства;

· объявлялась амнистия политическим ссыльным;

· разрешен свободный выезд за границу;

· разрешен ввоз иностранных книг;

· были восстановлены старые названия полков и возвращена русская униформа.

Из молодых друзей императора был создан «Негласный комитет». В него вошли князь А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов, В.П. Кочубей. Они помогали проводить реформы. Комитет просуществовал до 1805 г. О его заседаниях известно из дневников П.А. Строганова.

У князя А.Б. Куракина друзья Александра I заметили очень умного секретаря Михаила Михайловича Сперанского и посоветовали Александру I привлечь его к делам реформ. Он был назначен статс-секретарем («правая рука» царя). По происхождению Сперанский был сыном сельского священника. Закончил духовную семинарию и духовную академию, был умнейшим человеком. Он подготовил проект конституционных преобразований самодержавного строя. Сперанский был против крепостного права. Он предлагал:

1. Ввести в закон понятие гражданских и политических прав. Гражданскими правами (свобода личности) должны обладать все категории населения: дворяне, средние слои, народ рабочий (крепостные крестьяне, слуги и др.). Политическими правами, то есть возможностью участия в управлении должны обладать дворяне и средние слои.

2. Предлагал разделить власть: на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная – в Государственной Думе, исполнительная – в министерствах, судебная – в Сенате.

3. Предполагалось правовое государство.

Из этого проекта кое-что было реализовано. Власть царя так и не была ограничена.

Реформы затронули вопросы образования. Создано Министерство просвещения, страну разделили на учебные округа. Помимо Московского университета появилось еще 5 (в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Дерпте). Был открыт Царско-сельский лицей – привилегированное учебное заведение. Он приравнивался к университету.

Проводились некоторые меры борьбы с бюрократией. В 1809 году указом царя был введен экзамен на чин. От экзамена освобождались чиновники, окончившие университет в России. Получившие образование за границей должны были сдавать экзамен, в который включалось много предметов: русский язык, иностранный язык, римское право, уголовное право, история России, основы географии, математика. Поднимался престиж отечественного образования. России нужны грамотные чиновники.

Центральной проблемой было крепостное право. По решению данной проблемы были сделаны некоторые шаги:

1. в газетах запретили публиковать объявления о продаже крестьян;

2. была ограничена продажа крестьян на ярмарках;

3. в 1803 году вышел Указ о вольных хлебопашцах, о выходе на свободу крестьян по обоюдному согласию с помещиком (за выкуп). Всего выкупилось 0,5 процента крепостных (50 тысяч душ мужского пола с семьями);

4. было отменено крепостное право в Прибалтике.

Для чиновников царя Сперанский оказался неугоден и в 1812 году был сослан в ссылку.

II период. Место Сперанского занял А.А. Аракчеев. После войны с Наполеоном начинается реакционный период внутренней политики, получивший название «аракчеевщина». Сам Александр I был религиозным человеком, и все больше отдалялся от государственных дел.

Аракчеев Алексей Андреевич – генерал-лейтенант, граф. С 1808 года военный министр. Во вторую половину царствования Александра I Аракчеев пользовался безграничной властью и влиянием на все государственные дела. Аракчеевщина – система мер по сохранению феодализма, которая характеризуется палочной дисциплиной в армии, подавлением общественного недовольства, значительным увеличением бюрократического аппарата. В 1821 году подверглись разгрому Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и недовольных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. В 1822 году последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Была проведена военная реформа. С 1816 г. треть армии была переведена на военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты – на северо-западе. В поселениях все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Поселяне-хозяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали продовольствием армию. В поселениях работали госпитали и школы. Однако жизнь здесь была очень нелегкой. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение. Служба, работа и быт – все происходило в казарменном режиме – под барабан и сигнал полковой трубы. Браки заключались тоже с разрешения начальства. Военной дисциплине были подчинены не только мужчины, но и женщины. Дети с семи лет зачислялись в школу кантонистов, где воспитывались унтер-офицером и обучались грамоте, закону Божию, началам арифметики и ремеслам. Военные поселенцы относились к системе с ненавистью, так как это была неволя – хуже крепостного права. В военных поселениях бывали восстания. Поскольку военные поселяне были вооружены и обучены военному делу, то такие выступления представляли определенную угрозу государству. Военные поселения дорого обошлись государству. Раньше государственные деревни платили налоги. После превращения этих деревень в военные поселения они должны были сами себя обеспечивать, но не смогли этого сделать – разорились. Государство вынуждено было обеспечивать военные поселения за счет казны. Система военных поселений просуществовала до 1857 года и была отменена Александром II.

У Александра I не было детей и, завещание он оставил на своего предпоследнего брата – Николая I.

 

 

2. Россия в первом мировом конфликте:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.007 с.)