Экзегетический разбор Второго Послания Петрова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзегетический разбор Второго Послания Петрова.



Первую главу можно назвать поучительной, вторую – предупредительной, а третью – пророческой.

Первая глава: Надписание и приветствие 1:1-2.

Послание начинается, как обычно, надписанием, в котором автор послания называет себя "Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа», а своих читателей возвышает до себя, как "принявших" с ним "равно драгоценную веру». Впрочем возможно, что этим выражением Апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из евреев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божьих. (1:1).

Во 2 ст. он выражает пожелание: "благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего" - этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем.

Восхождение по добродетелям 1:3-9.

Далее Апостол описывает ступени деятельного восхождения к вершине христианского совершенства.

В основание этой лествицы Апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства - к любви (ст. 3-8).

Взаимоотношения между добродетелями следующее:

покажите в вере вашей добродетель, одна голая вера, без соответствующей добродетельной жизни недостаточна, она непременно должна проявлять себя на каждом шагу.
в добродетели рассудительность, Но всякое дело требует рассудительности. Надо соображаться со своими силами, с временем и обстоятельствами, иначе при неразумной ревности можно принести больше вреда, чем пользы.
в рассудительности воздержание, Стараясь быть благоразумными, надо остерегаться резонерства и потакательства своим слабостям под разными благовидными предлогами. Надо быть строгими к себе.
в воздержании терпение, Путь воздержания требует постоянства и терпения. Легко чем то увлечься на короткое время. Бог хочет, чтобы мы утвердились в своей доброй деятельности.
в терпении благочестие, При трудах и подвигах нередко возникают сухость, суровость и замкнутость. Надо бороться с этими чувствами. Цель подвигов не в них самих, а в исправлении сердца.
в благочестии братолюбие, Отличительной чертой истинного благочестия - это благожелательное и ласковое отношение к ближним. Надо научиться сострадать людям и "нести бремена" немощных.
в братолюбии любовь. Конечная цель - это любовь от чистого сердца. Именно она уподобляет нас Богу и приближает к Нему.

Кто застыл в своем самодовольстве и небрежет об умножении плодов веры, "тот слеп" (ст.9).

Убеждение в твердости указанием на кончину 1:10-15.

Предложив лествицу христианского совершенства, Апостол Петр убеждает в необходимости непрерывно подниматься по ней: "старайтесь делать твердым ваше звание и избрание" (ст.10).

Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится "в сей телесной храмине», "зная, что скоро должен оставить храмину свою».

Преображение Христово 1:16-18.

Апостол увещевает и после его отшествия вспоминать его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец - свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10-18).

Α если и этого недостаточно, то "мы имеем вернейшее слово пророков», которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководствоваться этим пророческим словом, которое сияет, как яркий светильник в непросвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце, до тех пор, "доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Сказанное выше - прекрасный образ просвещения человеческой души, разбуженной от греховного сна светом Христова учения.

Ветхозаветное пророчество 1:19-21.

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" - свидетельство Богодухновенности пророческих писаний.

Вторая глава: Лжепророки и лжеучители 2:1-3.

Апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь и всегда.

Характерная черта их, что они "введут пагубные ереси" "отвергаясь искупившего их Господа», то есть будут отвергать догматы воплощения Сына Божьего и совершенного Им искупления. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом (ст. 3-4,9).

Примеры божественного наказания 2:4-9.

Далее Апостол приводит устрашающие случаи суда Божия в прошлом: в примеры грозного суда Божия он приводит падших ангелов, которые, связанные узами адского мрака, ожидают окончательного суда над собой; затем - наказание грешного человечества всемирным потопом, когда только восемь душ семейства Ноева спаслись, и, наконец, кару, постигшую города Содом и Гоморру, от которой спасся лишь Лот. Из этого апостол делает вывод, что знает Бог, как избавлять благочестивых, а "беззаконников соблюдать ко дню Суда для наказания" (ст. 4-9).

Подробнейшая характеристика лжеучителей 2:10-16.

Характеризуя лжеучителей, Апостол говорит, что они "идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Известно, что эти лжеучители с презрением относились к самим Апостолам Христовым, не говоря уже ο пресвитерах и епископах. Они, как бессловесные животные, руководствуются в своей деятельности побуждениями чувственности и корыстолюбия: "оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную». Это тот Валаам, ο котором рассказывается в 22 гл. и далее книги Чисел и который за мзду хотел совершить неправедное дело - изречь проклятие на Израиля, но был вразумлен Богом через проговорившую человеческим голосом ослицу (ст. 10-16).

Продолжение характеристики лжеучителей 2:17-19.

Такими чертами изображаются в истории древней христианской Церкви некоторые гностические секты и как бы родоначальники и предшественники их Симониане, Николаиты и другие. В качестве средства для совращения, эти еретики, которых Апостол сравнивает с "безводными источниками», вводящими в обман людей, употребляют "надутое пустословие», соблазн плотских похотей и обещание свободы. Пустословие, прикрытое льстивыми речами, внешне увлекательными, плотская похоть и обещание свободы - это обычные приманки как древних, так и всех новейших развратителей человечества. Будучи в действительности "рабами тления», то есть находясь в плену у греха, они своим учением ο свободе лишь прикрывали плотскую разнузданность (17-19).

Горе лжеучителям 2:20-22.

В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что "лучше бы им не познать пути правды (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48)), нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20-22).

Третья глава: Лжеучители и лжеучения, ο втором пришествии Христовом 3:1-15.

В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит ο "наглых ругателях», которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1-4), а затем повествует ο последних судьбах мира - будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.

Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до "дня суда и погибели нечестивых человеков" (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Пс. 89:5)». Α если определение Божье ο кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.

Господь "долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать ο времени ее - как тать (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43). При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12; ст. 10).

С приходом "дня Господня" последует преобразование мира огнем: "небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" - нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35 и Тайновидец в Апок. 20:11. Под "стихиями" понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все "дела», то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13).

Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в "шесть дней творения" он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию - "впрочем мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда».

Еще пророк Исаия говорил от имени Божьего: "вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Ис. 65:17) и еще: "новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим" (66:22). Святой Апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что "увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет" (21:1). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле.

Это сказано Апостолом, несомненно, в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово "правда" следует понимать и в нравственном смысле: на этой обновленной земле начнется вечно-блаженная жизнь праведных людей, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).

В надежде на это, святой Апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10-14).

Апостол Павел 3:16.

"И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (ст. 15-16) - как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. Ап. Павла и лживо утверждали, что между святыми Апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии (Гал. 2:11), и перетолковывали это, смущая верующих.

Поэтому святой Петр называет Павла "возлюбленным братом», желая поднять и утвердить его авторитет. Под "неудобовразумительностью" поэтому, конечно, надо понимать не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей неутвержденных в вере и поэтому извращавших учение святого Павла, ο чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8 и 2 Фесс. 2:2.

Последние наставления 3:17-18.

В заключение святой Петр увещевает верующих - беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа, "Ему слава и ныне и в день вечный, Аминь" (17-18).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.011 с.)