Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель.



Первоначальное назначение послания видно из самого надписания его: оно обращено к "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии" (1:1) - провинциях Малой Азии. Под этими "пришельцами" надо понимать, главным образом, уверовавших евреев, ибо святой Петр был преимущественно "Апостолом обрезанных" (Галат. 2:7), но, как видно из некоторых мест послания (2:10; 4:3-4), тут имеются в виду и язычники, которые, конечно, также входили в состав христианских общин Малой Азии, как это видно из кн. Деяний и некоторых посланий Апостола Павла.

Какие побуждения могли быть у святого Апостола Петра писать малоазийским христианам, общины которых были основаны, как мы знаем из кн. Деяний, Апостолом Павлом?

Внутренним поводом, конечно, было для Апостола Петра повеление Господа "утвердить братьев своих" (Лук. 22:32). Внешним поводом явились нестроения, появившиеся в этих общинах, а в особенности гонения, постигшие их со стороны врагов Креста Христова, что видно из 1 Петр. 1:6-7 и 4:12-13, 19; 5:9.

Кроме внешних врагов, явились еще более тонкие враги - внутренние, в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием Αпостола Павла они начали искажать его учение ο свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности (1 Петр. 2:16; 2 Петр. 1:9; 2:1). Есть основания полагать, что сведения об испытаниях, постигших малоазийские общины, доставил Апостолу Петру Силуан, бывший постоянным спутником Апостола Павла, но по заключении Апостола Павла в узы перешедший к святому Петру.

Цель послания, таким образом, ободрить, утешить в скорбях малоазийских христиан и утвердить их в вере. Последнюю цель святой Петр сам обозначает: "сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите" (5:12).

Место и время написания послания.

Местом, откуда святой Петр написал свое первое послание, указывается Вавилон (5:13). Римо-католики, утверждающие, что святой Апостол Петр 25 лет был Епископом г. Рима, хотят видеть в этом "Вавилоне" аллегорическое наименование Рима. Едва ли уместна такая аллегория в прощальном приветствии. Естественнее видеть в этом настоящее название города. Нет надобности предполагать, что это был Вавилон Ефратский, ο посещении которого святым Петром у нас нет известий. В Египте был небольшой городок на берегу Нила, основанный переселенцами из Вавилона, которые назвали его тоже Вавилоном. В истории христианской Церкви известна церковь Вавилонская в Египте (Чет. Мин. июнь. 4. Житие пр. Зосимы). Святой Петр был в Египте, поставил там в Александрии святого Марка епископом, а потому вполне естественно, что он мог писать оттуда и при этом передавать привет от святого Марка.

Когда написано это послание, с точностью определить нельзя. Предположения ο времени его написания основываются на том, что при святом Петре находились тогда Силуан и Марк, от лица которых Апостол шлет приветствия в Малую Азию (1 Петр. 5:12). Оба эти лица сопутствовали Апостолу Павлу и были хорошо известны малоазийским христианам. Оставить его они могли, вероятно, лишь после того, как апостол Павел был взят в узы и отправлен в Рим на суд кесарев (Деян. 26-27 гл.). Естественно было и Петру, именно после взятия Павла в узы, позаботиться о его пастве. Α так как первое послание написано незадолго до второго, которое несомненно было написано перед мученической кончиной святого Петра, последовавшей в 67 г., то дата написания первого послания определяется между 62 и 64 годами по P.Х.

Содержание послания.

Первое послание Апостола Петра состоит всего из пяти глав.

Содержание их таково:

Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Славословие Богу за благодать возрождения (3-5), ради которой должно радоваться в скорбях (6-9) и к которой относились изыскания пророков (10-12). Увещание к святости жизни (13-21) и взаимной любви (22-25).

Вторая глава: Наставления ο духовном возрастании (1-3) и устроении (4-10), ο добродетельной жизни (11-12), ο покорности властям (13-17), ο повиновении слуг господам (18-20). Пример страданий Господних (21-25).

Третья глава: Нравственные наставления женам (1-6), мужьям (7) и всем христианам (8-17). Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (18-22).

Четвертая глава: Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей (1-11), особенно же ο неповинном злострадании (12-19).

Пятая глава: Наставления пастырям и пасомым (1-9). Благословение Апостольское (10-11). Известия и приветствия (12-14).

Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра.

Первая глава: Надписание и приветствие 1:1-2.

"Петр, Апостол Иисуса Христа», - так начинает свое первое соборное послание святой Апостол Петр. Нельзя не видеть, что святой Апостол с нарочитой целью выставляет свое Апостольское достоинство, ибо церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели.

Перечислив затем, к кому обращено его послание, святой Петр на всем протяжении своего послания старается разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетенных малоазийских христиан. В первых двух главах он раскрывает величие и славу спасения, преподанного христианам в Иисусе Христе, что придает всему этому отделу догматический оттенок. В остальных главах преобладают исключительно нравственные наставления.

Христиан Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии святой Апостол называет "пришельцами" в двояком смысле. С одной стороны они живут вне своего отечества - Палестины; с другой - для христиан жизнь на земле есть странничество и пришельничество, ибо собственное отечество христианина - другой мир, мир духовный.

Апостол называет их "избранными" в том смысле, что в Новом Завете все христиане составляют новый избранный народ Божий, каким в Ветхом Завете были иудеи (1:1).

Избраны они, "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" - все три лица Пресвятой Троицы принимали участие в деле спасения людей: Бог Отец, по предведению Своему, зная кто из людей, как употребит дарованную ему свободную волю, предопределяет людей ко спасению, Сын Божий Своею крестною смертью совершил само дело спасения, а Дух Святой через благодать Свою освящает избранных, усваивая им дело спасения, совершенное Христом (ст. 2).

Славословие Богу за благодать возрождения 1:3-5.

Из глубины сердца, исполненного благодарностью Богу за искупление мира, Апостол возносит вслед за тем славословие Богу, даровавшему людям "наследство нетленное" в противоположность чувственному земному, которого ожидали иудеи от Мессии (ст. 3-4).

Должно радоваться в скорбях 1:6-9.

Сказав далее, что сила Божья, "через веру», ведет их "ко спасению», Апостол внушает, что это спасение откроется во всей силе лишь в "последнее время;" теперь же и поскорбеть надлежит "немного», чтобы испытанная огнем искушений вера оказалась драгоценнее самого очищенного золота "в явление Иисуса Христа», то есть при втором Его пришествии (5-7).

Изыскания пророков 1:10-12.

Заканчивает свое славословие святой Апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него "желают проникнуть Ангелы" (8-12).

Увещание к святости жизни и взаимной любви 1:13-25.

На основании всего вышесказанного Апостол предлагает ряд нравственных наставлений, подкрепляя их высокими догматическими созерцаниями.

Первое общее наставление - ο совершенном уповании на благодать Христову с детским послушанием Богу, как Отцу и стремлением уподобиться Ему святостью жизни: "будьте святы, потому что Я свят" (13-16). К этому должно побуждать высокое сознание того, какой ценой искуплены христиане: "не тленным серебром или золотом», "но драгоценною кровию Христа" (17-20). В этом высокое побуждение - хранить веру Христову и крепко держаться ее, несмотря ни на какие искушения (21-25).

Вторая глава: Наставления ο духовном возрастании 2:1-3.

Святой Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Тогда и язычники, видя добродетельную жизнь христиан, сами обратятся ко Христу и прославят Бога за то, за что раньше злословили верующих.

Укрепление в вере 2:4-10.

Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков ο том, что - камнем, на котором основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отметить, что сам Апостол Петр называет "камнем" отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 2:4.

Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви - "живые камни" - должны строить из себя на этом Камне "дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу" (ст. 5). Как Бог в Ветхом Завете имел свой храм и своих священников, которые служили Ему принесением жертв, так в Новом Завете все общество христиан в духовном смысле должно быть одновременно и "храмом" и "священниками».

Это, конечно, образное высказывание, и этим не упраздняется священство, как особый класс лиц, поставленных в Церкви для учения, совершения таинств и управления. Все верующие называются "священством святым», потому, что они должны "приносить духовные жертвы" Богу, то есть жертвы добродетели. Добродетели называются "жертвами" потому, что совершение их сопряжено с подвигом подавления своих страстей, похотей и расслабленности.

В 6-8 ст. Апостол вновь называет Господа Иисуса Христа "краеугольным камнем», приводя ссылку на пророчество Исаии 28:16, слова которого несомненно относятся к Мессии. Это пророчество и Сам Господь Иисус Христос относил к Себе (Матф. 21:42).

В 9 ст. Апостол называет христиан снова "родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел" - все эти черты заимствованы из Ветхозаветных наименований еврейского народа и приложены к христианам, так как в христианах окончательно пришло в исполнение то, что изначально означали эти имена в приложении к народу еврейскому (ср. Исх. 19:5-6). И св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе говорит, что в духовном смысле Господь Иисус Христос соделал всех нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр.1:6).

Эти образные выражения, указывающие лишь на высокое достоинство христианского звания, конечно, нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, отвергающие на основании этих слов Апостола законно установленное в Церкви священство и царскую власть. "Некогда не народ, а ныне народ Божий" (ст. 10) - эти слова заимствованы из пр. Осии (2:23), где Бог, называя тогдашний народ еврейский не Своим народом, так как он по своему греховному образу жизни был чужд Бога, обещает что во время Мессии христианский народ сделается достойным того, чтобы Бог сказал ему: "ты народ Мой». Обещание это исполнилось, когда лучшая часть иудейского народа приняла учение Христово. Изречение это тем более можно отнести к христианам из бывших язычников.

О добродетельной жизни 2:11-12.

С 11 стиха Апостол начинает чисто нравственные наставления, касающиеся внутренней и личной жизни христиан. Тут он как бы раскрывает подробно, в чем именно должно выражаться это царственное священство христиан, какие духовные жертвы должны они приносить и как должны себя вести, чтобы язычники, видя их добродетельную жизнь, прославили их за то, за что теперь злословят.

Во главе гонителей христиан были языческие власти и высшие классы языческого общества, а христианство первоначально распространялось по преимуществу среди бедных слоев населения. Бесправное положение простых ремесленников и пастухов еще более ухудшалось с принятием ими гонимой веры Христовой. Сознание несправедливости преследований могло неокрепших еще в вере христиан побудить на ропот и сопротивление.

Покорность властям 2:13-17.

Для предупреждения этого в 13-19 стихах Апостол учит покорности всякому человеческому начальству "для Господа». Это повиновение и христианская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а напротив: свобода, понимаемая в истинном смысле, налагает обязанность повиновения и связанные с нею обязанности.

Повиновение слуг господам 2:18-20.

Свобода христианская это - свобода духовная, a не внешняя: она состоит в свободе от рабства греху, греховному миру и диаволу, но в то же время она есть рабство Богу и потому налагает обязанности, требуемые Словом Божьим. Следует избегать злоупотребления христианской свободой, перетолковывая понятие ο ней и прикрывая ей всякую разнузданность, чего и надлежит бояться христианам. Предостерегая от этого, Апостол, может быть, имеет в виду появившихся тогда лжеучителей-гностиков, которые под видом свободы проповедовали плотскую распущенность.

Пример страданий Господних 2:21-25.

Призывая к терпеливому перенесению несправедливых страданий, Апостол указывает на пример Самого Господа Иисуса Христа (ст.20-25), и убеждает христиан "последовать стопам Его», то есть, подражать Ему в терпеливом перенесении страданий.

Третья глава: Нравственные наставления женам 3:1-6.

Апостол дает нравственные наставления женам, мужьям и всем христианам. Женам заповедует, чтобы они повиновались своим мужьям. Здесь имеются в виду особенно жены-христианки, бывшие замужем за мужьями-иудеями или язычниками, не принявшими Христовой веры.

Положение таких жен было, конечно, нелегким. У них естественно могло породиться искушение - поставить себя под руководство лиц, уже просвещенных христианской верой, то есть чужих мужей, повиноваться им, из-за чего могли возникать разные искушения и нестроения в семейной жизни.

Апостол с особенной заботой предостерегает таких жен от подобного искушения и внушает им повиноваться собственным мужьям, хотя бы они были и неверующие, указывая высокую цель этого: "чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были». Апостол внушает, что истинное украшение женщины-христианки состоит не во внешних уборах, а во внутренней красоте "кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (ст. 4).

В пример Апостол приводит Сарру, повиновавшуюся своему мужу Аврааму. Тягостное положение женщины, как в древне-языческом мире, так и у евреев, побуждает Апостола дать наставления и мужу относительно жены, дабы наставление ο повиновении жены не подало мужу повода злоупотреблять своим главенством в семье.

Наставления мужьям и всем христианам 3:7-17.

Муж должен обращаться с женой бережно, как с "немощнейшим сосудом" (5-7 ст.).

Далее Апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду, ибо "и Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом: которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (ст. 8-19).

Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся 3:18-22.

Под этой "темницей», как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или "Шеол" - место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии. Это место в преисподней, то есть "под землей" или "внутри земли" - т.е. в "месте" мрачном и тесном. Это не ад в христианском смысле слова, как место вечного мучения грешников, но все же место, как показывает его название, стеснительное для души умершего, неприятное, нежелательное. Таким было это место до пришествия Христова для всех умиравших в Ветхом Завете людей, хотя, видимо, и там были все же разные степени, в зависимости от нечестия или праведности умерших. В эту "темницу" сходил Господь для проповеди ο совершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие без сомнения были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся воскресением Христовым рай - место блаженства праведников.

По церковному преданию, эта проповедь Самого Христа в аду была предварена там проповедью ο Христе святого Иоанна Предтечи (см. тропарь его). "Некогда непокорным" - значит, что проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых Апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа.

Из 4:6 можно заключить, что и из таких были спасшиеся проповедью Христовой в аду: "ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию (то есть погибнув в водах потопа), они впредь жили (в Небесном мире) по Богу духом».

Этим Апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников и притом самых грешных из них (19-20). От мысли ο потопе и ο спасшихся в ковчеге в 20 ст. Апостол переходит к таинству крещения, прообразом которого явился всемирный потоп.

В 21 ст. Апостол определяет существо крещения. Оно не есть "плотской нечистоты омытие», подобное, например, многочисленным обрядовым иудейским омовениям, которые, очищая только тело, нисколько не касались нечистот душевных: оно есть "обещание Богу доброй совести». Эти слова не значат, конечно, что благая совесть - только обещается в будущем. Именно в самом крещении очищается душа верующего, потому что дальше сказано, что "крещение спасает воскресением Христовым" (21). Апостол указывает здесь только на необходимость для крещенного решиться начать новую жизнью по совести.

Четвертая глава: Наставления христианам 4:1-11.

Вся четвертая глава посвящена нравственным наставлениям. Эти наставления основаны на мысли ο страданиях Христовых.

"Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить" (ст.1). Вся эта глава пронизана мыслью ο терпеливом перенесении гонений за веру и ο необходимости побеждать злобное отношение врагов веры добродетельной жизнью.

"Страдающий плотью перестает грешить" - страдания телесные, будь они от добровольных подвигов и трудов или будь они от невольного страдания, например, от болезней или внешних притеснений - ослабляют страсти. Вместе с тем здесь выражена та же мысль, что и в 6-й главе послания святого Апостола Павла к Римлянам: ο том, что сораспявшийся Христу и как бы умерший с Ним умирает для греха и оживает для Бога. Апостол убеждает христиан не смущаться тем, что язычники злословят их за происшедшую в них коренную перемену в их жизни, напоминая, что они будут судимы Богом за их распутство (2-6).

"Близок всему конец" - в том смысле, что христиане всегда должны быть готовы ко пришествию Христову. Из этого Апостол выводит необходимость для христиан добродетельной жизни и дает ряд наставлений, ставя во главе всего любовь, потому, что "любовь покрывает множество грехов" (ст.8), как учит об этом и святой Апостол Иаков.

О неповинном злострадании 4:12-19.

Заканчивается 4-ая глава наставлением мученикам: "огненного искушения... не чуждайтесь" (12). Христиане должны безбоязненно исповедывать свою веру, не боясь злословия и страданий, но прославлять Бога за такую свою участь (13-19). Подобным образом и Апостол Павел ободрял христиан, терпевших гонения за свою веру: "Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил. 1:29).

Пятая глава: Наставления пастырям и пасомым 5:1-9.

Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия.

Пастырей Апостол увещает пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду.

Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр:

1) Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно" - т.е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец (5:2);

2) "Не для гнусной корысти, но из усердия" - это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомых (см. 1 Кор. 9:7, 13-14), а лишь то, что он не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды;

3) "И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" - пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду - тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними (5:3). За такое доброе пастырствование Апостол обещает "неувядаемый венец" от Пастыреначальника - Христа (5:4).

Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. "Также и младшие», то есть рядовые верующие, "повинуйтесь пастырям». "Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

"Подчиняясь друг другу" значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью (5:5-7).

Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол, "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" - т.е. подобно свирепому льву, диавол, вечно дышащий ненавистью, стремится погубить всех неосторожных и легкомысленных. Противостоять ему надо прежде всего "твердою верою», ибо вера соединяет со Христом, Которого диавол боится (5:8-9).

Апостольское Благословение и приветствия 5:10-14

Заканчивает свое первое послание святой Петр благопожеланиями от Бога - быть твердыми, непоколебимыми в вере, передает привет от церкви в Вавилоне и от "сына своего Марка», и преподанием "мира во Христе Иисусе" (5:10-14). Именно этот Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.134 с.)