Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения как одно из направлений развития человеческих ресурсов Оренбургской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения как одно из направлений развития человеческих ресурсов Оренбургской области



 

С 2003 г. наблюдается снижение численности безработных, направленных на профессиональное обучение. Главная причина этого – сокращение объемов финансирования данного направления активной политики занятости, несмотря на повышение стоимости обучения. Если в 2002 году из федерального бюджета было выделено на профессиональное обучение безработных граждан 10053600 рублей, то в 2009 г. соответствующая сумма сократилась почти в два раза - 5728700 рублей

Тем не менее, нужно отметить, что за эти годы остается высокой эффективность профессионального обучения безработных и незанятых граждан по направлению органов службы занятости области. Об этом свидетельствует рост показателей трудоустройства после обучения.

В 2009 г. данный показатель составил 93% от количества закончивших обучение, что выше аналогичного в 2003 г. на 13%.

Незначительны доли граждан, отчисленных до завершения обучения, и граждан, повторно признанных безработными после профессионального обучения – по 2,5%.

Количество лиц, получивших по направлению службы занятости профессию впервые, ежегодно снижается: 27% - в 2003-2004 гг., 18% - в 2006 г., 15% - в 2008 г. В 2009 г. этот показатель составил 13,7 %, или 188 человек. Это логично, так как необходимо, чтобы молодые люди, а именно они здесь составляют большинство, должны получить полноценное профессиональное образование до выхода на рынок труда.

Заметным фактором, определяющим ситуацию на рынке труда, является насыщение его молодежью.

В 2009 году центры занятости Оренбургской области направили на обучение 887 человек из числа безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, что составило 63% от общего количества направленных. Примерно такой же показатель был в предыдущие годы

Всего за 7 последних лет в результате совместной деятельности областной службы занятости и органов образования в рамках данной программы 307 молодых людей поступили в профессиональные училища и лицеи области для получения соответствующего образования.

Управлением ФГСЗН по Оренбургской области ведется работа по направлению на профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В результате за период 2005 – 2009 гг. 124 человека, относящихся к этим категориям безработных, были направлены на обучение центрами занятости Оренбургской области по таким профессиям, как «водитель автомобиля», «каменщик», «программист», «секретарь руководителя», «частный охранник», «менеджер», «слесарь по сборке металлоконструкций» и др.

Другая категория граждан, требующая особого внимания, - инвалиды, имеющие показания к труду. Процентное соотношение их численности к общему количеству направленных на профессиональное обучение ежегодно увеличивается.

Управление ФГСЗН по Оренбургской области имеет возможность организовать обучение ограниченно трудоспособных граждан как в обычных, так и специализированных группах. Региональный открытый социальный институт, с которым сотрудничает Управление, имеет учебно-материальную базу, максимально отвечающую требованиям, предъявляемым для обучения инвалидов по зрению и слуху.

Помимо средств федерального бюджета, выделяемых на профессиональное обучение, Управление ФГСЗН по Оренбургской области изыскивает дополнительные источники финансирования этого направления.

В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения его качества и эффективности, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, Управлением ФГСЗН по Оренбургской области используются как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.


Заключение

 

Сущность рынка труда заключается в том, что это комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма и использования рабочей силы. Рынок труда - это не только комплекс социально-трудовых отношений, не только экономическая категория, но и исторически сложившийся специфический механизм саморегулирования. Он реализует определённый круг социально-трудовых отношений на основе информации, поступающей в форме цены труда, и способствует установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.

Компонентами рынка труда являются субъекты рынка (работодатели, наемные работники, государство); экономические программы и решения, юридические нормы, трёхсторонние соглашения и коллективные договоры; рыночный механизм в узком смысле слова (спрос и предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция); безработица и социальные выплаты, связанные с ней (пособия по безработице, компенсация при увольнении с работы и т. д.); инфраструктура рынка труда - сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки и т.д.

На любом рынке действуют продавцы и покупатели, и в этом отношении рынок труда не является исключением, т.е. он состоит из всех продающих и покупающих труд. Если продавцы и покупатели ищут друг друга по всей стране, то такой рынок называется национальным рынком труда. Если же продавцы и покупатели ищут друг друга лишь на определённой территории, то такой рынок называется местным (или муниципальным).

В настоящее время нарастающие кризисные явления в российской экономике не могли не коснуться и рынка труда. В настоящее время безработица в России достигла 8,2 % экономически активного населения. В дальнейшем прогнозируется рост безработицы.

С началом экономического роста одной из наиболее острых проблем рынка труда стал структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места - требованиям ищущих работу. До 80 % вакансий приходится на рабочие профессии, тогда как в составе безработных более половины имеют высшее и среднее профессиональное образование. Большая часть вакансий - для мужчин, а среди безработных регистрируется 70 % женщин. В основном требуются кадры в возрасте 25-40 лет, но среди безработных свыше трети моложе, а примерно шестая часть старше этого возраста.

В последние годы Правительство Российской Федерации взяло курс на повышение гибкости рынка, что даёт работодателям возможность более свободно распоряжаться рабочей силой, исходя из своих бизнес-планов, но значительно снижает гарантии занятости работников. В итоге сокращаются объемы постоянной и стабильной занятости, идёт замещение постоянных трудовых договоров срочными, получают распространение не предусмотренные законодательством формы трудовых отношений. Предлагаемые рабочие места нельзя в большинстве случаев назвать эффективными, так как они не обеспечивают достойную заработную плату, а более четверти рабочих мест имеют заработную плату ниже прожиточного минимума.

Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица - главная социальная проблема. В данной работе проанализирован рынок труда Оренбургской области.

В 2009 году ситуация на регистрируемом рынке труда Оренбургской области складывалась следующим образом. С января по апрель сохранялась тенденция роста регистрируемой безработицы, наметившаяся в конце 2008 года.

Пик безработицы пришелся на 1 мая, когда численность безработных достигла 18649 чел., а уровень регистрируемой безработицы – 1,8% от экономически активного населения. С мая по октябрь отмечалось снижение числа безработных, а с ноября - рост. В 2009 году в органы труда и занятости населения в поиске работы обратилось 107,7 тыс. чел. (в 1,7 раза больше, чем за 2008 год).

Всего в течение 2009 года на учете в качестве ищущих работу состояло 118,7 тыс. чел. (на 67,9% больше, чем в 2008 году).

С начала года признано безработными 46,4 тыс. чел., что в 2 раза больше аналогичного показателя 2008 года. Всего статус безработного имели 55,4 тыс. чел. (в 1,8 раза больше).

На 1 января 2010 года в органах труда и занятости населения области в качестве ищущих работу было зарегистрировано 18,4 тыс. чел., в том числе 17,1 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5% экономически активного населения (на 01.01.2009 – 0,9%). В 24 территориях уровень выше среднеобластного значения. Наибольшее значение показателя отмечено в г.Гае и Гайском районе (3,8%), г.Сорочинске и Сорочинском районе (3,3%), самое низкое – в Грачевском районе (0,7%).

По данным мониторинга для 17,9 тыс. чел. установлены режимы неполной занятости, из них 1,3 тыс. чел. находятся в простое, 2 тыс. чел. - в отпусках без сохранения заработной платы, 14,5 тыс. чел. трудятся неполное рабочее время.

Кроме того, данные предприятия заявили о высвобождении 11,8 тыс. чел., из них фактически уволены 6,1 тыс. чел. Работа по обеспечению занятости населения в 2009 году осуществлялась в соответствии с областной целевой программой содействия занятости населения Оренбургской области на 2009-2011 годы.

В 2009 году в рамках программы по содействию занятости населения:

- трудоустроено более 36 тыс. чел.;

- для оказания содействия предприятиям в решении кадровых проблем организовано 630 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В их работе приняли участие около 1,8 тыс. предприятий всех форм собственности, представивших 11 тыс. вакансий. В целях поиска подходящей работы ярмарки посетили 17,7 тыс. чел., из которых около 5,4 тыс. были трудоустроены;

- на общественные работы направлено 3282 чел. Деятельность по их организации осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.06.2009 № 252-п «Об организации общественных работ в Оренбургской области»;

- в рамках организации временной занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, было трудоустроено 655 чел.;

- в целях организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, трудоустроено 377 молодых специалистов;

- были обеспечены работой в свободное от учебы время 13640 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

- при содействии органов труда и занятости населения 222 чел. организовали собственное дело;

- 46,2 тыс. граждан получили услуги по профессиональной ориентации;

- на профессиональное обучение направлено 4636 чел. После завершения обучения трудоустроились 91,7%.

Итоги реализации областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда на 2009 год

В I квартале 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» для предупреждения роста безработицы была разработана областная целевая программы по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2009 год. Данная Программа утверждена Постановлением Правительства Оренбургской области от 16.03.2009 № 82-п. Соглашение между Правительством области и Рострудом о ее реализации подписано 23 марта.

В целях контроля за прохождением субсидий принято Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2009 № 116-п «Об утверждении порядка реализации и финансирования мероприятий областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2009 год» (в ред. Постановления от 10.09.2009 № 480-пп).

Для ее успешного осуществления разработаны и утверждены:

- порядок реализации и финансирования программы,

- рекомендации по организации работы,

- типовые формы договоров по взаимодействию с гражданами,

- структура бизнес-плана.

Создана областная комиссия по принятию решения о предоставлении финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятости. В целях оказания помощи гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, министерством совместно с Оренбургским государственным аграрным университетом разработаны методические рекомендации по составлению бизнес-планов по основным видам предпринимательской деятельности.

Реализация программы позволила сохранить коллективы большинства предприятий, в том числе градообразующих, удержать ситуацию на рынке труда под контролем, не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы более 1,6% (в среднегодовом исчислении).

Работа по данным направлениям будет продолжена и в 2010 году.

Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2010 год

Программой предусмотрено:

- опережающее профессиональное обучение 2,7 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, в том числе 16 пилотов из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда;

- проведение общественных работ для 8 тыс. чел.;

- организация стажировки 1900 выпускников учреждений профессионального образования и закрепление за ними опытных наставников;

- содействие самозанятости 3 тыс. безработных граждан и стимулирование создания ими не менее 1,8 тыс. дополнительных рабочих мест;

- содействие трудоустройству 130 инвалидов.

Приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

- содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

- оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

- развитие новых форм взаимодействия с работодателями;

- повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).

Для снижения напряжённости на муниципальном рынке труда предлагаются следующие меры:

- разработка и реализация муниципальной программы «Первое рабочее место»;

- организация деятельности клуба при центре занятости населения «Клуба ищущих работу»;

- организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей.

Эти и другие мероприятия помогут улучшить ситуацию на рынке труда Оренбургской области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.021 с.)