Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ эффективности организационных структур управления ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Одной из проблем при построении и оптимизации организационных структур является определение эффективности различных вариантов. Под эффективностью организационной структуры обычно понимают степень достижения целей, стоящих перед организацией, и являющихся свойством как самих структур и их элементов, так и процессов взаимодействия объектов управления (функциональных производственных элементов организации, ее окружения их взаимосвязей) и органа управления (системы управления или субъекта управления). Выявить зависимость между эффективностью деятельности организации и организационной структурой крайне трудно. Еще более сложной задачей является формализация этих взаимосвязей. Анализ и оценка эффективности организационных структур предполагает использование 3-х следующих основных принципов: - обобщение; - ситуационный подход; - комплексный подход. Обобщение предполагает определение общих и главных характеристик, присущих всей анализируемой организационной структуре и выраженных в её миссии, стратегических целях, политике, принципах и правилах взаимодействия как внутри организации так и за ее пределами - с внешней средой. Выделяют две группы обобщений по признакам 1. По принципу достижения результата. 2. По степени обоснованности, концентрации и согласованности усилий в достижении результата. Первая группа по принципу достижения результата основана на поиске благоприятных возможностей, а не путей решения постоянно возникающих проблем в его достижении. На обнаружение и реализацию благоприятных возможностей и предупреждающих действий (на улучшение, совершенствование) должны планироваться и выделяться ресурсы отдельно от ресурсов на восстановление прежнего состояния после сбоев, отказов, аварий, брака и различного рода катастроф. Зачастую вышеперечисленные проблемы возникают из-за не компетентности руководства и исполнителей. В системах менеджмента значительное внимание уделяется процессам производства продуктов и услуг, а управление организацией остается практически без внимания. Вместе с тем, лишь 15-20% проблем, связанных с качеством продукции, возникают по вине непосредственных исполнителей производственных процессов, а 80-85% — по вине управленческих процессов, ответственность за функционирование которых несет высшее руководство. Однако одной компетенции в деятельности организации недостаточно, необходимо завоевание лидирующего положения в выбранном сегменте рынка, которое должно также обеспечиваться за счет лидерства руководства, маркетинга потребностей, лучших достижений, собственных возможностей и анализа тенденций их развития.
По степени обоснованности, концентрации и согласованности усилий анализ и оценка организаций должны учитывать вовлеченность и профессионализм работников, использование объективной информации, процессного подхода, установления взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами и рассмотрение организации как системы. Ситуационный подход должен учитывать особенности деятельности организации и её позиции на рынке. Различают внешние факторы и внутренние характеристики организации. К внешним факторам относят потребителей, поставщиков, конкурентов, социальные факторы, государственное регулирование и другие факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Так организации сферы сервиса, оказывающие услуги, и рассматривающие услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и как результат собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя, имеют отличительные признаки от предприятий производящих товары. Комплексный подход позволяет рассматривать в комплексе все ситуационные переменные и все функции управленческого процесса. Для оценки эффективности деятельности предприятий и перспектив их развития важным является выбор показателей, которые соединяли бы в себе не один, а несколько взаимосвязанных критериев. Обычно сворачивание нескольких критериев в один обобщенный определяется типом объективно существующих зависимостей между ними. Различают аддитивные, мультипликативные, функциональные и статистические зависимости между критериями. Общая результирующая оценка качества управления организацией Q по моделям, как правило, находится как линейная свертка соответствующих единичных показателей, взвешенных в соответствии с приоритетами заинтересованных сторон:
(1.1.) где: а, - весовой коэффициент i-ro единичного показателя; q, - нормированное значение i-ro единичного показателя, п - число анализируемых показателей. Вместе с тем, несмотря на возможности акцентирования важности тех или иных аспектов деятельности организации с помощью весовых коэффициентов, результатом оценки, все-таки, остается линейная свертка. Результаты свертки не позволяют учитывать степень достижения наиболее важных показателей по сравнению с конкурентами, корреляционные зависимости между взаимосвязанными показателями, например, такими как степень соответствия организационной структуры и структуры процессов, протекающих в организации, динамические показатели, наличие и степень использования обратных измерительных и коммуникативных связей и многое другое.
2.4 Синтез, оценка и выбор организационной структуры управления подразделением на примере ЗАО «АКОМ» Одним из наиболее ответственных бизнес-процессов предприятия является бизнес-процесс подразделения закупок. Модель бизнес-процесса «Закупки» ЗАО «АКОМ», представленного в соответствии с разработанной методикой, представлена на Рисунок 1. Рисунок 1. Модель бизнес-процесса отдела «Закупки» ЗАО «АКОМ» Каждый элемент в модели процессов описывается вектором параметров, включающий - наименование функции, выполняемой элементом; - классификационный код, отражающий вид деятельности, из множества классов деятельности {f}; Ci - стоимость управления i-й функцией; ti - время выполнения; Kri- коэффициент, характеризующий готовность выполнения функции; Ri -коэффициент, характеризующий степень квалификации (качество) выполнения функции; Kxij- коэффициенты входов, характеризующие относительные доли (вклад) каждого из j входов при наличии нескольких входов, £Kxj =1; Kyj коэффициенты выходов, характеризующие относительные доли (вклад) каждого из j выходов при наличии нескольких выходов, £ICyj =1; Матрица достижимостей процесса «Закупки» ЗАО «АКОМ» представлена в Таблица 2. Таблица 2. Матрица достижимостей процесса отдела «Закупки» На Рисуноке 3 представлены десять возможных вариантов организационных структур в виде графовых моделей – варианты:
Для сравнительной оценки параметров синтезированных организационных структур приняты следующие значения параметров: Уровни полномочий принятия решений по уровням: первый =1, второй=0,8, третий=0,5. Коэффициент готовности принятия решений для 1 уровня = 0,5, для второго =0,6, для третьего =0,79. Коэффициент компетентности для 1 уровня = 0,9, для второго =0,85, для третьего =0,8. Относительные стоимости организационных единиц для 1 уровня = 3, для второго = 2, для третьего = 1. Рассчитанные значения критериев различных вариантов организационных структур относительно первого уровня управления приведены в Таблица 3.
Таблица 3. Значения критериев оценки вариантов организационных структур для бизнес-процесса «Закупки» Рассчитанные нормированные значения критериев различных вариантов организационных структур приведены в Таблица 4. Таблица 4. Нормированные значения критериев оценки вариантов
организационных структур для бизнес-процесса «Закупки». Нормированные значения критериев рассчитывались по формулам: - для зависимости типа «чем больше — тем лучше» -для зависимостей «чем больше - тем хуже» где: Ot — оцениваемое значение критерия; Omin- минимальное значение критерия; Omax- максимальное значение критерия. Графическое представление сравнительных характеристик различных вариантов синтезированных структур для бизнес-процесса «Закупки» с учетом ограничений на стоимость 17.5 и число контролируемых элементов не более 7 приведено на Рисунок 4. Рисунок 4. Сравнительные характеристики вариантов организационной структуры управления бизнес-процессом "Закупки " Графическое представление критериев для различных вариантов организационной структуры наглядно демонстрирует наличие одинаковых вариантов и характер отличий. Так с увеличением числа уровней принятия решений коэффициент компетентности увеличивается, а коэффициент готовности падает. Экспертами (руководством) ЗАО «АКОМ» был принят компромиссный 5й вариант организационной структуры, обладающий хорошими относительными оценками по критериям компетентности, числу элементов и связей между ними, контролируемых первым уровнем (директором по закупкам) и средним значением коэффициента готовности.
Заключение На основании проведенного обзора понятий дано определение организационной структуры используемое в данной работе. Организационная структура - описание обязательств, полномочий и взаимоотношений между составляющими ее элементами, по которым организация выполняет свои функции и осуществляет процессы, для достижения поставленных целей. Цель построения организационной структуры определена как разделение общей задачи компании на отдельные подзадачи и рациональные объединение этих подзадач в виде ответственных за их выполнение должностей, и организационных единиц, а также обеспечение их скоординированного взаимодействия. К причинам провоцирующим изменение организационной структуры относятся: Изменение технологии, Поглощение и слияние хозяйствующих субъектов, Увеличение разнообразия выпускаемых продуктов и услуг, Рост масштаба деятельности, Изменение технологии управления, Изменение требований заинтересованных сторон. В результате анализа представленных факторов и практики современного менеджмента установлено, что изменение организационной структуры модно назвать процессом постоянным и требующим создания четких формальных алгоритмов проведения подобных мероприятий.
Рассмотрены существующие подходы к построению организационных структур, выявлены их достоинства и недостатки: Основным недостатком нормативно-функционального подхода является отсутствие возможности учета особенностей конкретных предприятий с не стандартными условиями деятельности. К достоинством данного подхода следует отнести простоту использования при проектировании сетей и комплексов состоящих из типовых организационных элементов. Преимущества системно-целевогоподхода заключаются в его возможности учитывать особенности объекта управления и условия его деятельности, изменять и расширять состав функций Недостатки в использовании данного подхода связаны с проблемой перехода от совокупности целей и функций к составу и подчиненности структурных звеньев, обеспечивающих их реализацию. К достоинствам функционально технологического подхода отнесены возможность достаточно полно учитывать особенности конкретного предприятия (организации), а так же его гибкость и универсальность. Недостатком подхода является высокая трудоемкость и привязанность к стабильной номенклатуре функций и схеме документооборота. Для каждого из вышеперечисленных подходов выявлены не только их достоинства и недостатки, а так же области применения того или иного подхода и эффективные варианты их совместного применения. На основании проанализированных подходов рассмотрен ряд методов проектирования организационных структур: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей, метод задач, метод организационного моделирования. Анализ математических моделей формирования и оценки организационных структур выявил тенденцию представления их в виде неориентированных графов G(X,E), множество вершин {xi} еХ которых отражают организационные единицы, а множество дуг {eij }еЕ отражают взаимоотношения между элементами, в большинстве своем подчиненности и реже взаимодействия. В качестве критериев оценки и, следовательно, оптимизации используют такие численные показатели графов моделей как общее число организационных элементов, число уровней управления, неравномерность распределения связей, структурная избыточность, относительная связность и свобода элементов графа. Анализ критериев оценки графов моделей используемых при проектировании организационных структур управления показал, что они, как правило, не учитывают структуру управляемых ими бизнес-процессов и требуют дальнейшей разработки.
Список используемой литературы 1. Акофф, Р. Акофф о менеджменте [Текст] / Р. Акофф пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с. 2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст]: учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Благ, Марк. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют [Текст]: пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. - М.: НП «Журнал Вопросы Экономики», 2004. 4. Винокуров, В.А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия (качество управления, системная организация, оценка, стратегическое планирование) [Текст]: учеб. пособие / В.А. Винокуров - М.: ООО фирма «Благовест-В», 2007.- 200с. 5. Ильичев, А.В. Комплексный коэффициент экономической эффективности [Текст] / А.В. Ильичев, В.М. Ильичев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Экономика». Вып. 13. Тольятти: ВУиТ, - 2007. - С. 194-196 6. Ильичев, А.В. Управление процессами. [Текст]: учеб. пособие по курсовому проектированию / А.В. Ильичев, В.М. Ильичев.- Тольятти: ТГУС, 2008.-31с. 7. Колемаев, В.А. Экономико-математическое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем [Текст] / В.А. Колемаев. - М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 8. Михеева, Е.З. Проведение реинжиниринга бизнес-процессов с использованием методов математического моделирования [Текст] / Е.З. Михеева // Российское предпринимательство. - 2008. -№4. - С. 45-51 9. Pindyck, Robert S. Microeconomics [Текст] / Robert S. Pindyck, Daniel L. Rubinfeld.,2001. 10. Rima, Ingrid Hahne. Development of Economic Analysis [Текст] / Rima, Ingrid Hahne - Sixth edition. Great Britain, TJ, International Ltd, 2001.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.033 с.) |