Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебной, производственной и преддипломной

Поиск

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра маркетинга

рекомендовано Кафедрой маркетинга Протокол № ___ от «___»________2008г Зав. кафедрой к.э.н., доцент А.Б. Алдакушева Утверждено Научно-методическим советом Академии Протокол № ___   «___» ____________ 2008 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По прохождению

Учебной, производственной и преддипломной

практик для студентов специальности

Маркетинг

Краснодар


Программа знакомит студентов с целью и задачами учебной, производственной и преддипломной практики, правами и обязанностями руководителей и студентов-практикантов.

Содержание программы практики отражает основные виды деятельности практикантов и форму отчета.

Требования к организации практик

Предусматриваются следующие виды практик: учебно-ознакомительная и производственная и преддипломная.

Содержание, цели и задачи каждого вида практики определяются в программах практик, которые разрабатываются выпускающими кафедрами, согласовываются смежными кафедрами и утверждаются на Ученых Советах факультетов вузов.

Проведение учебно-ознакомительной практики возможно в аудиториях высших учебных заведений, располагающих ассортиментными кабинетами и автоматизированными рабочими местами, либо на предприятиях отрасли.

В качестве баз производственной и преддипломной практики должны быть выбраны предприятия, отвечающие следующим требованиям:

- соответствовать данной специальности и виду практики;

- иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;

- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

С организациями, выбранными в качестве баз практик, должны быть заключены договора.


Содержание

Введение 4

1. Общие вопросы организации практик 5

2. Техника сбора и содержание материалов по практике 5

Организация преддипломной практики 7

4. Базы прохождения учебной, производственной и преддипломной практики студентов 9

5. Прохождение и подготовка отчета по учебной (ознакомительной практике)

6. Прохождение и подготовка отчета по производственной практике 9

7. Прохождение и подготовка отчета преддипломной практики на предприятии 10

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Учебная, производственная и преддипломная практики являются органической частью учебного процесса, имеют целью закрепить полученные в вузе теоретические знания на практике, получить опыт практического применения и использования изученных принципов, концепций и теорий на конкретном предприятии, в частности:

§ Получить общее представление о предприятии, его организационной структуре, специфике деятельности, характере выпускаемой продукции, услуг.

§ Установить характер, содержание функциональных взаимосвязей между структурными подразделениями предприятия, в особенности – между отделом маркетинга и другими структурами предприятия.

§ Изучить опыт маркетинговой деятельности предприятия, имеющиеся планы, программы, стратегии, концепции.

§ Изучить опыт маркетинговых исследований отдела маркетинга, опыт проведенных рекламных и PR-кампаний.

§ Изучить организационную структуру отдела маркетинга, функциональные, должностные инструкции сотрудников отдела, Положение об отделе, его статус. Роль и авторитет отдела маркетинга на предприятии.

§ Попытаться выявить недостатки в работе отдела маркетинга.

§ Установить имидж предприятия, его долю на товарном рынке, динамику развития, эффективность маркетинговых мероприятий. Определить методы позиционирования, применяемые предприятием и опыт их использования.

В качестве объектов практики могут быть отдельные предприятия и организации, их сервисные центры, дилеры, поставщики, клиенты, конкуренты, внутренняя и внешняя среда предприятия, конъюнктура рынка.

Предметом практики выступает комплекс связей и отношений, в которые вступают вышеуказанные объекты в процессе производственной, коммерческой деятельности и обменов, совершающихся на рынке; деятельность отдела маркетинга по разработке и продвижению товаров потребителям, по формированию спроса и стимулированию сбыта; практический опыт деятельности отдела маркетинга предприятия; отраслевая специфика организации маркетинга и др.

Практика должна помочь студенту не только приблизить теоретические представления к практическим нуждам и запросам предприятий, но и помочь будущим молодым специалистам выбрать интересующую их отрасль и повысить специализацию подготовки с ориентацией на запросы и особенности отрасли, а по возможности – определить место возможной будущей работы.

Полный цикл практики включает:

Для студентов дневной формы обучения:

1. Ознакомительную, учебную 2-х недельную практику во 2 семестре.

2. Производственную 4-х недельную практику в 8 семестре.

3. Преддипломную практику в течение 8 недель в 10 семестре.

Для студентов заочной формы обучения:

1. Производственную 4-х недельную практику в 10 семестре.

2. Преддипломную практику в течение 8 недель в 12 семестре.

На каждом этапе практики ставятся свои задачи, вместе с тем, соблюдается преемственность в подготовке специалиста.

 

1. Общие вопросы организации практик

 

Ознакомительную (учебную) практику для студентов во 2 семестре после экзаменационной сессии организует деканат при методическом обеспечении кафедры маркетинга. Сроки начала практики и ее завершения устанавливаются согласно графику учебного процесса, утвержденного ректором Академии.

Учебная и производственная практика может протекать на основе организованных групп, получающих общее групповое задание на конкретном объекте практики. При этом при прохождении производственной практики каждый студент группы наряду с общим должен выполнять и специфическое задание, которое разрабатывается руководителем практики от Академии и указывается в дневнике практики. Индивидуальные задания должны развивать самостоятельность и инициативу практиканта.

Производственная и преддипломная практика организуется при непосредственном участии кафедры и ее ведущих специалистов, их полной теоретико-методической поддержке практикантов.

Преддипломная практика целиком ориентирована на цели и задачи завершающего этапа подготовки специалиста – получение опыта практической деятельности применительно к теме дипломной работы.

Руководителем учебной и производственной практики является заведующий кафедрой, преддипломной – руководитель дипломной работы.

Студенты, работающие по профилю специальности, получают задания, применительно к специфике предприятия, на котором работают.

Замены баз практики могут осуществляться лишь с разрешения кафедры, при этом практиканты по завершении практики должны выполнить все указанные руководителями практики задания, представить и защитить на кафедре отчеты по прохождению практики.

Отчет по производственной и преддипломной практике представляется на кафедру не позднее 7 дней после окончания практики, учебной – в начале учебного года.

Студент, не выполнивший программу учебной, производственной и преддипломной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно для прохождения практики.

2. Техника сбора и содержание материалов по практике

Важной частью производственной и преддипломной практики является сбор актуальных, конкретных материалов по данному предприятию и его деятельности на рынке. В имеющихся документах отражается характер, специфика деятельности предприятия, приемы и методы ее работы, особенности товарных продуктов, метода сбыта.

При сборе и изучении необходимой для написания отчета по практике документации студент-практикант должен учитывать уровень секретности и конфиденциальности информации. При необходимости, в договоре, заключаемом с предприятием, в качестве дополнительного условия указывается обязанность практиканта не разглашать ту или иную информацию.

 

Перечень документов и материалов, необходимых для написания отчета по практике:

1. История создания, организации предприятия, основные вехи его развития.

2. Устав предприятия, учредительный договор и основные учредители.

3. Специфика деятельности, характер, особенности ее товарных продуктов.

4. Наличие товарных сертификатов, лицензий на деятельность.

5. География бизнеса; основные поставщики; основные посредники по реализации товара.

6. Финансовая, технико-экономическая характеристика деятельности предприятия, основные показатели деятельности (за три последних года).

7. Имидж, статус предприятия, его место на рынке (лидер отрасли, входит в пятерку крупнейших производителей; входит в десятку крупнейших; имеет менее 10 % доли рынка).

8. Уровень маркетинговой ориентации предприятия (наличие документов, характеризующих работу службы маркетинга).

9. Положение об отделе маркетинга, должностные инструкции сотрудников отдела.

10.Образцы рекламной продукции предприятия, доля затрат на рекламу в совокупном доходе; документы по рекламным кампаниям.

11.Штатное расписание и структурная численность отделов маркетинга, сбыта и рекламы; уровень финансирования служб; кадровый квалификационный состав.

12.Планы отдела маркетинга предприятия; отчеты отдела за последние три года.

13.Образцы газет и листовок заводской печати.

14.Социальная политика предприятия по развитию коллектива.

15.Документы о деятельности структур, продвигающих продукцию, в том числе отдела сбыта.

16.Документы, отражающие деятельность поставщиков и кооператоров.

17.Другие документы и материалы, отражающие экономическую, коммерческую, маркетинговую деятельность предприятия, включая балансы, отчеты, докладные записки.

Вероятно, что весь комплекс документов вряд ли удастся получить, однако практикант должен стремиться познакомиться с более обширным списком документов, чтобы четко представить себе характер деятельности предприятия и отдела маркетинга и свою будущую работу в этом отделе.

Отсутствие отдела маркетинга на конкретном предприятии не означает, что у практиканта не будет работы, что ему нечего изучать. Некоторые функции отдела маркетинга, даже при его отсутствии, выполняют другие структуры предприятия, другие специалисты. Поэтому необходимо выяснить, кто именно на предприятии отвечает за рекламу, за связи с общественностью, за проведение исследований рынка, за сбыт и пообщаться с этими людьми, получить необходимую информацию по выше указанному списку.

Задача практиканта заключается не только в сборе необходимых материалов, знакомстве с работой соответствующих структур, но и в том, чтобы, в итоге, попытаться дать этим материалам и маркетинговым действиям сотрудников отдела предприятия качественную оценку, указать на недостатки, сделать предложения и приложить все это к отчету. Необходимо также указать поручения руководителей практики от предприятия, которые приходилось выполнять практиканту, отметить их характер, содержание, результативность.

Этика поведения практиканта

В течение практики студент должен:

1. Пройти инструктаж и неукоснительно соблюдать требования техники безопасности.

2. Соблюдать требования сохранения служебной и коммерческой тайны предприятия, не разглашать полученную информацию посторонним.

3. Добросовестно выполнять полученные от руководителей отдела, куратора по предприятию поручения.

4. Своевременно являться на практику, соблюдать график выполнения работ.

5. Не вступать в пререкания с работниками предприятия, не мешать их работе, постараться быть полезным, вежливым.

6. Объяснять необходимость получения той или иной информации, готовность сохранять конфиденциальность, не выносить документы отделов без разрешения.

7. Выполнять другие обязанности, предусмотренные подписанным между предприятием и вузом договором по производственной и преддипломной практике.

8. Постараться заслужить уважение сотрудников отдела маркетинга, отдела сбыта, руководства предприятия как специалистов в области маркетинга.

9. В случае обращения – предложить себя в качестве консультанта по отдельным специальным маркетинговым вопросам.

10. Высшей оценкой деятельности практиканта считать предложение руководством предприятия работы или сотрудничества с фирмой.

 

Задание на учебную практику

 

Учебная практика предназначенадля получения первичных профессиональных навыков:

- собирать, классифицировать, анализировать и использовать маркетинговую информацию;

- разрабатывать план проведения маркетинговых исследований и осуществлять его;

- анализировать данные внутренней отчетности организации и использовать их для разработки маркетинговых мероприятий;

- изучать и прогнозировать спрос;

- разрабатывать товарную политику организации;

- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта;

- выбирать каналы распределения;

- анализировать рыночную ситуацию;

- выбирать методы и стратегии ценообразования;

- пользоваться нормативно-правовыми документами использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач.

 

Учебная информация, необходимая для овладения данными умениями и навыками включает в себя:

- анкеты, разработанные в ходе проведения маркетинговых исследований, а также вопросники, информационные листы, записи интервью и прочее;

- внутренняя отчетность предприятия в части затраты на проведение маркетинговых мероприятий;

- прайс-листы и номенклатурные перечни выпускаемых (реализуемых товаров);

- отчеты о проведенных маркетинговых мероприятиях (реклама, выставки, PR, разработка нового товара, анализ спроса, ценообразование и прочее)

 

В случае прохождения учебной практики на конкретном предприятии студент-практикант осуществляет следующие возможные виды работ:

- проведение маркетинговых исследований на уровне агента;

- составление базы данных предприятия (потребители, конкуренты, ассортиментный перечень выпускаемых (реализуемых) товаров и услуг);

- работы по достижению уровня информированности о товаре;

- работа в роле рекламного агента

- выполняет задание (по вариантам) из предложенной тематики

 

5.3 Тематика заданий на учебную практику студентов

  1. Анализ маркетинговой среды предприятия
  2. Разработка организационной структуры предприятия с включение отдела маркетинга (специалиста по маркетингу)
  3. Разработка организационной структуры отдела маркетинга на предприятии и его взаимодействия с другими отделами
  4. Оценка концепции маркетинга предприятия и ее обоснование
  5. Разработка концепции маркетинговой информационной системы для предприятия
  6. Анализ и характеристика источников внешней и внутренней информации предприятия
  7. Разработка программы маркетинговых исследований для предприятии (по направлениям):

· изучение макросреды;

· изучение внутренней среды;

· изучение рынка;

· изучение конкурентов;

· изучение потребителей;

· изучение товара;

· изучение цен;

· изучение сбыта;

· изучение маркетинговых коммуникаций.

  1. Разработка программы сегментирования рынка для предприятия
  2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
  3. Разработка комплекса маркетинга для предприятия
  4. Разработка программы позиционирования товара на рынке
  5. Оценка конкурентоспособности товара на рынке
  6. Разработка миссии и комплекса стратегических решений по маркетингу для предприятия
  7. Разработка мультиатрибутивной концепции товара (услуги) предприятия
  8. Анализ жизненного цикла товара предприятия и его этапов. Разработка программы маркетинга для стадий ЖЦТ.
  9. Разработка ассортиментной программы продукции предприятия
  10. Постановка задач товарной политики предприятия и предложение путей их решения
  11. Разработка марки и/или маркетинговой политики для предприятия и его продукции
  12. Разработка решений в области упаковки товара
  13. Разработка решений в области подкрепления товара
  14. Разработка решений в области сервисного обслуживания товара
  15. Анализ действующей ценовой политики предприятия
  16. Разработка ценовой политики предприятия
  17. Анализ цен конкурентов предприятия
  18. Разработка ценовой стратегии предприятия
  19. Разработка ценовой тактики предприятия
  20. Разработка программы маркетинговых коммуникаций для продукции предприятия
  21. Разработка рекламных мероприятия для предприятия
  22. Разработка выставочных мероприятий для предприятия
  23. Разработка программы PR для предприятия
  24. Разработка программы личных продаж для предприятия
  25. Разработка программы стимулирования сбыта продукции для предприятия
  26. Оценка действующей политики маркетинговых коммуникаций на предприятии
  27. Разработка программы сбыта продукции для предприятия
  28. Разработка методов работы с посредниками на рынке

 

Студент получает задание от руководителя практики, при этом учитываются личные предпочтения студента, а так же интересы предприятия – базы практики.

Задание на производственную практику

 

1. Изучение деятельности базового предприятия.

1.1 Сфера деятельности и область работы. История развития предприятия.

1.2 Организационная структура предприятия и должностные обязанности его работников. При наличии отдела маркетинга – изучение его структуры. Должностные инструкции специалистов отдела маркетинга, либо специалистов выполняющих отдельные функции маркетинга.

1.3 Анализ экономических показателей работы предприятия, выявление проблем, связанных с отсутствием темпов роста по тем или иным показателям

2. Ознакомление с продуктом (услугой)

2.1 Специфика продукта (услуги) его характеристика.

2.2 Отличие продукта (услуги) от товаров конкурентов

2.3. Мультиатрибутивная концепция изучаемого товара.

3. Ознакомление (изучение) конкурентной среды

3.1.Перечень и характеристика крупнейших конкурентов.

3.2 Выделение наиболее сильных конкурентов

3.3 Анализ конкурентоспособности предприятия и его товара

4. Изучение потребителей.

4.1. Сегментация потребителей: выделение целевого сегмента рынка

4.2. Характеристики целевого потребителя.

4.3. Изучение особенностей поведения целевого потребителя

5. Изучение маркетинговой деятельности предприятия (используя методику маркетингового экспресс-аудита – см. приложение 2 и приложение 3.)

5.1. Изучение аналитической функции.

5.2. Изучение производственной функции.

5.3. Изучение сбытовой функции

5.4. Изучение функции управления и контроля

5.5. Изучение работы с потенциальными потребителями.

6. Вывод о проделанной работе.

Содержание преддипломной практики на предприятии

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра маркетинга

 

 

ОТЧЕТ

На ООО «Краснодарстрой»

 

 

Выполнил студент 4 курса

группы 03-Ма-01

Иванов Иван Иванович

 

 

Руководители практики:

 

от предприятия:

генеральный директор Семенов И.А. _________________________

(подпись)

 

от академии

д.э.н., профессор Агабекян Р.Л.

 

отчет защищен на оценку _____________ дата _________ ___________________

подпись руководителя

 

Краснодар 2008


Приложение 2

Рекомендации по проведению маркетингового аудита.

Ключи к ответам.

Мера эффективности маркетинга оценивается по следующей шкале:

От 0 до 5 баллов – маркетинг отсутствует.

От 6 до 10 баллов – маркетинг очень слабый.

От 11 до 15 баллов – маркетинг удовлетворительный.

От 16 до 20 баллов – маркетинг хороший.

Свыше 20 баллов – маркетинг очень хороший или превосходный.

Судя по приближенным оценкам маркетологом – экспертом предприятия уровень организации маркетинга оценивается как _____________________________________________


Приложение 3

 

Таблица 2 – Данные об уровне маркетинговой деятельности на предприятии в 200___ году

1. Кадровое обеспечение:
Специалисты Кол-во Уровень оплаты труда (руб.) Примечания
Наличие отдела маркетинга      
в том числе:      
по маркетингу      
по рекламе      
по сбыту      
по PR      
аналитики      
Наличие отдела (специалистов) НИОКР      
другие специалисты      
2. Выполнение функций маркетинга
Функции Да/Нет Разработчик / Исполнитель С какими отделами взаимодействуют Сроки / Периодичность
планирование маркетинга в целом        
планирование рекламных мероприятий        
разработка бюджета маркетинга и рекламы        
проведение маркетинговых исследований        
проведение маркетингового аудита        
сбыт        
другое (назвать)        
3. Проводимые маркетинговые мероприятия
Наименование мероприятия Описание Периодичность Ответственный/ Исполнитель Бюджет (тыс.руб.)
реклама        
выставки, ярмарки        
директ-мэйл        
промо-акции        
PR-кампании        
другие        
4. Другие дополнительные сведения
Взаимодействие с консалтинговыми структурами Перечислить, охарактеризовать
Политика ценообразования Методы, стратегия
Позиционирование Методы, успешность
Доля рынка Указать в процентах
Политика конкурентной борьбы  

 

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра маркетинга

рекомендовано Кафедрой маркетинга Протокол № ___ от «___»________2008г Зав. кафедрой к.э.н., доцент А.Б. Алдакушева Утверждено Научно-методическим советом Академии Протокол № ___   «___» ____________ 2008 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По прохождению

учебной, производственной и преддипломной

практик для студентов специальности

Маркетинг

Краснодар


Программа знакомит студентов с целью и задачами учебной, производственной и преддипломной практики, правами и обязанностями руководителей и студентов-практикантов.

Содержание программы практики отражает основные виды деятельности практикантов и форму отчета.

Требования к организации практик

Предусматриваются следующие виды практик: учебно-ознакомительная и производственная и преддипломная.

Содержание, цели и задачи каждого вида практики определяются в программах практик, которые разрабатываются выпускающими кафедрами, согласовываются смежными кафедрами и утверждаются на Ученых Советах факультетов вузов.

Проведение учебно-ознакомительной практики возможно в аудиториях высших учебных заведений, располагающих ассортиментными кабинетами и автоматизированными рабочими местами, либо на предприятиях отрасли.

В качестве баз производственной и преддипломной практики должны быть выбраны предприятия, отвечающие следующим требованиям:

- соответствовать данной специальности и виду практики;

- иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;

- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

С организациями, выбранными в качестве баз практик, должны быть заключены договора.


Содержание

Введение 4

1. Общие вопросы организации практик 5

2. Техника сбора и содержание материалов по практике 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.109 (0.015 с.)