Система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат



Социально-экономическое развитие России в период проведения административной и бюджетной реформ тесным образом связано с созданием прочной финансовой основы деятельности органов государственной власти, что требует разработки и применения научно обоснованного подхода к конкурентному распределению бюджетных средств на предоставление бюджетных услуг. Анализируя накопленный практический опыт финансирования бюджетных услуг, выделим систему сметного финансирования и систему финансирования, ориентированную на результат.

Сметное финансирование характеризуется низкой прозрачностью финансирования, отсутствием связи между бюджетными услугами и результирующими показателями их предоставления, неэффективностью механизмов координации бюджетных программ, отсутствием у получателей бюджетных средств стимулов к повышению качества предоставления бюджетных услуг. Следствием всего этого является перерасход бюджетных средств. Что касается системы финансирования бюджетных услуг, ориентированной на результат (далее-СФОР), то ее суть сводится к распределению средств соответствующего бюджета на предоставление бюджетных услуг, предусматривающему процедуры выбора между двумя и более вариантами расходования средств в соответствии с планируемыми результатами предоставления услуг[15].

Бюджетную услугу представляется возможным определить как неосязаемое благо материального и нематериального характера, предоставляемое и потребляемое в процессе ее оказания за счет средств бюджетов в соответствии с расходными обязательствами при непосредственном взаимодействий органов государственной власти и местного самоуправления, подведомственных им учреждений, сторонних организаций, с одной стороны, граждан и организаций, с другой стороны, по договоренности и инициативе последних.

Необходимо отметить, что СФОР связана в первую очередь с реализацией принципов законности, целесообразности и эффективности. Речь здесь идет о распределении бюджетных средств, обеспечении их сохранности и приумножения, соблюдении оптимальности и эффективности предоставления бюджетных услуг[16].

 


Рисунок 9 – Принципы систем финансирования бюджетных услуг, ориентированной на результат

 

В СФОР как области нормативного правового регулирования принцип законности при распределении бюджетных средств является ключевым.

Одним из критериев эффективности является использование внутренних резервов по привлечению доходов в бюджет. В соответствии с принципом эффективности распределения бюджетных средств разрабатываются альтернативные варианты предоставления бюджетных услуг, а из них отбираются оптимальные.

Принцип целесообразности означает соответствие поставленным целям, а также достижение их в процессе предоставления бюджетных услуг.

Учитывая изложенные принципы, а также условия многоукладной экономики при достаточно сложном взаимодействии государственного и частного секторов в решении многих народно-хозяйственных задач, выделим три основных элемента СФОР[17].

 

 
 

 

 


Рисунок 10 – Элементы системы финансирования бюджетных услуг, ориентированной на результат

 

Основная цель перехода к управлению по результатам - повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров

Первый этап - это процесс определения результатов, предполагающий идентификацию и характеристику основных видов бюджетных услуг, формирование показателей, отражающих планируемую эффективность предоставления бюджетных услуг[18].

На втором этапе происходит процесс управления по ситуации для достижения планируемых результатов предоставления бюджетных услуг.

Третий этап связан с процессом контроля результатов предоставления бюджетных услуг. Вторым элементом СФОР является бонусная система, сущность которой переплетается с методами и техникой управления по результатам. Содержание бонусной системы предполагает новый механизм формирования заработной платы государственных служащих, которая включает в себя две составляющие - определенный оклад сотрудника плюс бонус. Если по результатам отчетного периода достигнуты плановые показатели результативности предоставления бюджетных услуг, то государственные служащие получают бонус.

 

 


социально-экономическое развитие

 

бюджетные средства

               
 
1.Процесс определения результатов
   
Методы и техника управления
 
Стиль управления и влияния
 
3. Процесс контроля за результатами
 
 

 

 


Рисунок 11 – Управление по результатам в системе финансирования бюджетных услуг, ориентированной на результат

 

Применение бонусной системы становится четвертым этапом результативного использования бюджетных средств.

Третий элемент СФОР - управление по отклонениям включает в себя ряд последовательно осуществляемых процессов.

На пятом этапе осуществляется процесс измерения показателей результативности: определение количественного выраженных отклонений фактически достигнутых показателей результативности от соответствующих плановых значений по задачам и целям предоставления бюджетных услуг.

На шестом этапе происходит процесс отбора показателей результативности, по которым имеются отклонения фактических результатов от плановых в меньшую сторону без воздействия внешних и внутренних обстоятельств.

Седьмой этап характеризуется процессом планирования показателей результативности, осуществляемым на основе анализа отобранных на предыдущем этапе показателей эффективности и целесообразности передачи бюджетных услуг внешним исполнителям.

Восьмой и завершающий девятый этап включают процесс мониторинга показателей результативности и процесс принятия решения о наилучшем варианте распределения бюджетных средств.

 

 

 


качество

           
 
7.Процесс планирования показателей результативности
 
8. Процесс мониторинга показателей результативности
   
 


затраты

 

 


Рисунок 12 – Управление по отклонениям в системе финансирования бюджетных услуг, ориентированной на результат

 

Таким образом, система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат сводится к распределению средств соответствующего бюджета на предоставление бюджетных услуг, предусматривающему процедуры выбора между двумя и более вариантами расходования средств в соответствии с планируемыми результатами предоставления услуг. Она позволит повысить прозрачность бюджетного финансирования, сформировать зависимость процесса предоставления бюджетных услуг от результирующих показателей их предоставления, стимулировать получателей средств соответствующих бюджетов к повышению качества предоставления бюджетных услуг.

 
 
2.2 Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организацией

Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения, выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации РФ и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса – от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

В рамках реформы бюджетного сектора предполагается провести системные преобразования, направленные на устранение существующих недостатков. Так, например, одним из недостатков является реализация функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органами исполнительной власти других уровней. Такая ситуация возникает в случае, когда главные распорядители средств федерального бюджета не имеют территориальных подразделений на территории определенного субъекта РФ и муниципального образования и делегирует свои полномочия по распоряжению средствами федерального бюджета, выделенными для финансирования находящихся в их ведении бюджетополучателей. В ходе реформы сети бюджетных учреждений предполагается провести инвентаризацию таких распорядителей и прекратить существующую практику путем передачи функций распорядителей бюджетных средств организациям, подведомственным соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета[19].

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.

В настоящее время предоставлением социальных услуг занимаются исключительно учреждения, находящиеся в административном подчинении органов власти, финансирование которых осуществляется на основе сметы, что не создает стимулов для повышения эффективности их деятельности. Реформирование бюджетной сети должно осуществляться в направлении разделения функций поставщиков и заказчиков социальных услуг, расширения круга потенциальных поставщиков услуг и механизмов их взаимодействия с государством.

Министерством экономического развития и торговли РФ разработан пакет законопроектов, предполагающий внедрение двух альтернативных бюджетному учреждению форм организаций: автономных учреждений (АУ) и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций (ГМАНО). Общими для обеих организационно-правовых форм особенностями является:

- финансирование их деятельности из бюджета по результату;

- самостоятельное распоряжение любыми доходами и самостоятельная ответственность по обязательствам.

Основные различия между ГМАНО и АУ состоят в следующем: ГМАНО предоставляет социальные услуги на договорной основе, тогда как АУ - на основе обязательных заданий собственника; АУ- государственное имущество передается на праве оперативного управления, а ГМАНО- на праве собственности. Однако законопроекты не дают ответа на ряд принципиальных вопросов, без решения которых практическая реструктуризация бюджетной сети невозможна. В частности, они не содержат четких критериев выбора организационно-правовой формы для преобразования бюджетных учреждений при наличии явных преимуществ статуса ГМАНО для коллектива бюджетного учреждения. Это создает риск того, что выбор варианта реорганизации будет определяться неформальными отношениями учреждений с главными распорядителями бюджетных средств.

При преобразовании бюджетных учреждений, необходимо учесть следующие условия:

- отбирать подлежащие реорганизации учреждения преимущественно из числа тех, которые имеют высокий удельный вес внебюджетных доходов, так как это свидетельствует о достаточно высокой степени готовности учреждения к функционированию в рыночных условиях;

- свести к минимуму масштабы применения принудительной реорганизации;

- использовать преимущественно общественный контроль за организациями, созданными в процессе преобразования бюджетных учреждений (через наблюдательные советы с участием общественности).

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования бюджетных учреждений становится снижение уровня их материально-технического обеспечения, низкий уровень оплаты кадрового состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных специалистов, работающих в бюджетной сфере. Все это ведет к снижению качества оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в области финансирования бюджетных учреждений.

В связи с этим, требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования бюджетной отрасли, при этом рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности бюджетных затрат, а также развитием финансовых инструментов, которые позволили бы в новой ситуации обеспечить доступность государственных и муниципальных услуг для различных групп населения.

Экономическая эффективность бюджетных учреждений должна достигаться благодаря умелому управлению затратами с целью получения максимального результата. Данный критерий при финансировании должен использоваться при формировании бюджетной сметы расходов бюджетного учреждения и стимулировать руководителей к повышению эффективности использования ресурсов. Анализ финансирования МБУ «Информационно-консультационный центр» показал, что основную долю в общей структуре финансирования занимают бюджетные ассигнования, полученные из соответствующих бюджетов бюджетной системы. Поэтому актуальной на сегодняшний день становится задача по привлечению внебюджетных источников финансирования, главным из которых является оказание платных услуг.

Результативность деятельности бюджетных учреждений следует оценивать исходя из степени достижения поставленных целей. В бюджетных учреждениях для учета данного критерия, чтобы финансирование покрывало затраты ресурсов, необходимые для обеспечения соответствующего качества государственных услуг, зафиксированного в государственных стандартах.

 

Конкретные мероприятия МБУ «ИКЦ» по привлечению внебюджетных источников

 

Рисунок 13 – Мероприятия по привлечению внебюджетных источников МБУ «ИКЦ»

Таким образом, для достижения результативности деятельности бюджетного учреждения органы государственного управления должны совершенствовать технологии предоставления государственных и муниципальных социальных услуг и стремиться увязать использование этих технологий с размерами финансовых ресурсов.

Следует сказать, что рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности бюджетных затрат, а также развитием финансовых инструментов, которые позволили бы в новой ситуации обеспечить доступность государственных и муниципальных услуг для различных групп населения.

Для определения эффективности деятельности бюджетного учреждения недостаточно знать, что результат получен. Важно дать оценку эффективности полученного результата. Оценка эффективности предполагает по своей сути наличие базы сравнимых экономических показателей (плановых показателей с фактическими, одного учреждения с другими и т.п.), а так же регламентированной базы формирования затратности единицы продукции, работ (услуг)[20].

Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов могут быть сведены к следующим:

- дальнейшее совершенствование программно-целевых методов государственного управления;

- повышение качества и эффективности оказания государственных услуг;

- оптимизация государственных закупок;

- повышение энергетической эффективности;

- совершенствование процедур внутреннего контроля;

- формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов деятельности;

На основе выводов можно предложить следующие рекомендации:

- повысить качество информационно-консультационных услуг, расширить инфраструктуру предлагаемых услуг и как следствие, повысить конкурентоспособность на рынке услуг;

- повысить статус МБУ среди населения;

- эффективно и целесообразно использовать инновационные технологий на базе МБУ;

- улучшение материально-технической базы МБУ;

- повышение более эффективного использования своих ресурсов в своей деятельности;

- качественное осуществление запросов потребителей;

- повышение заработной платы работников и привлечение квалифицированных специалистов.

Таким образом, мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов могут быть сведены к следующим: дальнейшее совершенствование программно-целевых методов государственного управления, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг, оптимизация государственных закупок, повышение энергетической эффективности, совершенствование процедур внутреннего контроля, формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов деятельности.

По итогам второй главы можно сделать следующие выводы:

1. Система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат сводится к распределению средств соответствующего бюджета на предоставление бюджетных услуг, предусматривающему процедуры выбора между двумя и более вариантами расходования средств в соответствии с планируемыми результатами предоставления услуг. Она позволит повысить прозрачность бюджетного финансирования, сформировать зависимость процесса предоставления бюджетных услуг от результирующих показателей их предоставления, стимулировать получателей средств соответствующих бюджетов к повышению качества предоставления бюджетных услуг.

2. Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов могут быть сведены к следующим: дальнейшее совершенствование программно-целевых методов государственного управления, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг, оптимизация государственных закупок, повышение энергетической эффективности, совершенствование процедур внутреннего контроля, формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. МБУ «ИКЦ» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления муниципального района Бураевский район РБ в сфере агропромышленного комплекса, по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширению рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию развития малого и среднего предпринимательства. Основными видами деятельности объекта исследования является деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием. 2. Основными источниками финансирования МБУ «ИКЦ» МР Бураевского района является: бюджетная деятельность, внебюджетная деятельность. Большая часть затрат на содержание объекта исследования финансируется за счет средств бюджета. Государственное финансирование осуществляется в форме: субсидий, согласно подушевому нормативу финансирования при реализации государственного задания, целевых субсидий, предоставляемых учреждению на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием, бюджетных инвестиций, на увеличение стоимости основных средств. Бюджетное финансирование из года в год стабильно растёт. 3. Наблюдается увеличение доходов полученных от внебюджетной деятельности. Это связано с увеличением услуг, предоставляемых МБУ «ИКЦ». Это, подготовка и выдача документов на строительство новых домов на место старых, хозяйственных построек, гаражей, а также их реконструкцию, актов приемки в эксплуатацию законченных строительством жилых домов с вспомогательными сооружениями, актов сноса нежилых помещений, оказание услуг по сдаче налоговой и другой отчетности в государственные органы, построению системы централизованного ведения налогового и бухгалтерского учета для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей и др. 4. Система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат сводится к распределению средств соответствующего бюджета на предоставление бюджетных услуг, предусматривающему процедуры выбора между двумя и более вариантами расходования средств в соответствии с планируемыми результатами предоставления услуг. Она позволит повысить прозрачность бюджетного финансирования, сформировать зависимость процесса предоставления бюджетных услуг от результирующих показателей их предоставления, стимулировать получателей средств соответствующих бюджетов к повышению качества предоставления бюджетных услуг. 5. Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов могут быть сведены к следующим: дальнейшее совершенствование программно-целевых методов государственного управления, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг, оптимизация государственных закупок, повышение энергетической эффективности, совершенствование процедур внутреннего контроля, формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов деятельности.    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.046 с.)