Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль Национального банка в развитии экономики страны↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
26 апреля 2007 года Президентом страны был заслушан годовой отчет Национального Банка за 2006 год. Президент в целом положительно оценил работу Национального Банка в 2006 году и одобрил отчет. Главой государства перед Национальным Банком были поставлены новые задачи. Ряд задач был обусловлен определением новой цели Национального Банка (обеспечение стабильности цен) и выбором нового целевого показателя (базовой инфляции). Они связаны с разработкой совместно с заинтересованными государственными органами схемы регулирования инфляционных процессов с определением ответственности Правительства, Национального Банка и местных исполнительных органов, принятием совместно с Правительством приемлемой для страны методики расчета базовой инфляции, принятием мер по обеспечению уровня базовой инфляции в рамках прогнозных показателей на 2007 год. Президент, по-прежнему, уделяет большое внимание задаче либерализации валютного регулирования. Национальному Банку поручено до середины 2007 года внести изменения в законодательную базу по валютному регулированию, направленные на реализацию второго этапа либерализации валютного режима. Остальные поручения Президента касаются совершенствования улучшения статистической и финансовой статистики, управления международными резервами страны, разработки нормативной правовой базы по созданию системы валютного мониторинга за деятельностью филиалов иностранных компаний, осуществляющих освоение казахстанского сектора Каспийского моря; усиления проведения прогнозно-аналитической работы по международным финансовым и товарным рынкам; своевременному и полноценному обслуживанию потребности населения в наличных деньгах, в том числе по бесперебойному функционированию и расширению сети банкоматов, особенно в регионах. К отчету было приложено аудиторское заключение ТОО «Делойт и Туш» по консолидированной финансовой отчетности Национального Банка. В нем говорится, что консолидированная финансовая отчетность достоверно отражает во всех существенных аспектах финансовое положение Национального Банка на 31 декабря 2006 г., а также результаты его деятельности и движение денежных средств за год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
2005 год был первым годом функционирования финансового сектора Казахстана в условиях реформированного государственного регулирования, а именно, с 2005 года все регулирующие и надзорные функции на финансовом рынке осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Выделение регулирующих и надзорных функций определило особый статус Национального Банка Республики Казахстан, который является единственным центральным банком в СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому центральному банку. При принятии Основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан учитывались следующие два фактора. Во-первых, с развитием финансового рынка в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией. Поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы. Во-вторых, на инфляцию, которая сложится в результате 2007 года, будут оказывать воздействие меры, осуществленные в 2007 году, в то время денежно-кредитная политика в 2008 году окажет влияние на результаты 2009 года. Поэтому в Основных направлениях денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан представлены прогнозы в целом на три года вперед с описанием мер преимущественно на 2007 год, а в конце каждого года по его результатам уточняются показатели на будущий год. На протяжении последних нескольких лет инфляция остается на относительно невысоком стабильном уровне – в пределах 6-7% из расчета на конец года (в 2001 году – 6,4%, в 2004 году – 6,6%, в 2005 году – 6,8%). На конец 2006 года инфляция также сложилась в этих пределах и составила 6,7%. Сохранению инфляции в этих пределах способствует существенный экономический рост, сопровождаемый высоким потребительским спросом и инвестиционной активностью. За период с 2000 по 2006 год ВВП в реальном выражении вырос, по оценке, на 63% при увеличении реальной заработной платы на 60% и инвестиций в основной капитал – более чем в 5,5 раза.
Среди характерных особенностей в динамике инфляции в 2006 году выделились практически равномерный рост цен по всем потребительским товарам и услугам без ярко выраженных «лидеров», как это было в предыдущие годы, а также отсутствие в летние месяцы сезонного снижения цен. Фактором, препятствующим снижению цен, является «импорт» инфляции, который проявляется через высокие мировые цены на нефть и более высокий рост потребительских цен в соседних странах – основных торговых партнерах. Сохранению инфляционного фона в экономике способствовал значительный рост денежных агрегатов. Увеличение чистых международных резервов Национального Банка Республики Казахстан привело к расширению денежной базы за 2006 год на 82,3% до 577,9 млрд. тенге. Активная кредитная политика, проводимая банками второго уровня, обусловила рост денежной массы за 2006 год на 68,2% до 1634,7 млрд. тенге. За этот же период наличные деньги в обращении выросли на59% до 379,3 млрд. тенге, главным образом, вследствие роста потребительского спроса. Основной целью Национального Банка Республики Казахстан будет обеспечение стабильности цен. Существующие в последнее время тенденции на мировых рынках оказывают позитивное влияние на макроэкономическое развитие Казахстана и в то же время вызывают ряд проблем. Одна из них заключается в избытке ликвидности в банковской системе, обусловленной, в том числе, внешними заимствованиями предприятий реального сектора и коммерческих банков, что влечет быстрый рост кредитов банков экономике. Например, ожидается, что ВВП за период с 2006 года по 2009 год вырастет на 26,4%, а кредиты банков экономике – более чем в 2 раза. Положение обостряется значительным притоком иностранных инвестиций, а также ростом расходов бюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза «перегрева» экономики. В 2008 году особое внимание будет уделено развитию национальной платежной карточки, которая призвана стать эффективным платежным инструментом для осуществления безналичных платежей в сфере розничной торговли внутри страны и многофункциональной карточкой для размещения на ней различных платежных и неплатежных «приложений». Вместе с тем, будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в торговых (обслуживающих) организациях. В области содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на предстоящие три года будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики. Заключение
Таким образом, подводя итоги к данной работе выделим наиболее существенное. Национальный Банк, будучи банком первого уровня, является органом государственного управления и отвечает всем необходимым для этого требованиям. В соответствии с указом Президента Республики Казахстан от 30 марта 1995 года, имеющим силу Закона, Национальный Банк является Центральным банком Казахстана и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы республики (ст. 1). В основных направлениях денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан представлены прогнозы в целом на три года вперед с описанием мер преимущественно на 2006 год, а в конце каждого года по его результатам уточняются показатели на будущий год. Основной целью Национального Банка Республики Казахстан будет обеспечение стабильности цен. В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2008-2009 годы. Высокие темпы экономического роста и увеличение притока валюты приведет к значительному росту международных резервов Национального Банка Республики Казахстан – их превышение по сценарию высоких цен от базового варианта составит от 1,5 в 2006 году до 3 раз в 2007-2008 годах. Несмотря на увеличение объема операции Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности по сравнению с базовым вариантом почти в два раза (в 2008 году объем стерилизации может составить более 1100 млрд. тенге), предложение денег в экономике увеличится, что приведет к более высоким темпам роста денежных агрегатов. В этих условиях, несмотря на усилия Национального Банка Республики Казахстан инфляция в среднем за год превысит пределы, установленные Среднесрочным планом социально-экономического развития страны на 2008-2009 годы. Для поддержания основных официальных ставок слабо положительными в реальном выражении, а также в целях сигнализирования субъектам рынка об ужесточении денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан будет повышать официальную ставку рефинансирования в 2007 году с постепенным снижением ее при снижении инфляции и инфляционных ожиданий в последующие годы. Для достижения цели по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых останутся, по-прежнему, выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков, а также использовать механизм минимальных резервных требований.
Международные резервы Национального Банка Республики Казахстан будут увеличиваться незначительно по сравнению с базовым вариантом. Предполагается, что ежегодный темп роста экономики за рассматриваемый период замедлится и будет ниже, чем по базовому варианту. Объем операций Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год может составить около 560 млрд. тенге. В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2008-2009 годы. Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет регулировать свои основные ставки, использовать механизм минимальных резервных требований и проводить операции денежно-кредитной политики. Из рассмотренных вариантов базовый вариант признается Национальным Банком Республики Казахстан как наиболее реалистичным. Таким образом, ожидается, что, скорее всего, в ближайшей перспективе будет продолжать оставаться актуальной задача по ограничению ликвидности банковской системы. Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков будут внесены соответствующие изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан будут рассмотрены различные варианты определения структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных резервных требований, а также порядок их выполнения, и будет выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста. Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики, и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. В настоящее время Национальным Банком подготовлены Концептуальные положения "Основные направления развития финансового сектора Республики Казахстан", которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2008 года. Выделение регулирующих и надзорных функций определило особый статус Национального Банка Республики Казахстан, который является единственным центральным банком в СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому банку. В объективно-трудных условиях на пути обеспечения устойчивого роста экономики республики, обладающей огромным внутренним потенциалом, важно и необходимо проведение Национальным банком комплексных экономических мероприятий по эффективному использованию, прежде всего, внутренних резервов республики и по созданию благоприятных условий развития финансовой системы. Немаловажно стабилизация финансовой системы республики и развитие множества новых финансовых инструментов оздоровления денежно кредитной системы.
Список литературы
1. Банковское право. - Алматы, 1996 г. 2. Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Худяков А.И., Жакенов В.А. Право и предпринимательство в Республике Казахстан. Алматы, Жеты жаргы, 1994 г. 3. Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995г. №2155 с изменениями и дополнениями на 15 мая 2006 г. 4. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. М., ИНФРА-М. 1996 г. 5. Об Основных направлениях денежно-кредитной политики Нацбанка РК на 2006-2008 гг. Одобрены Постановлением Правления НБ РК от 11 марта 2006г. № 20// Банки Казахстана, 2005, № 2. 6. Официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.012 с.) |