Глава 1. Теоретические основы деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы деятельности



Введение

В настоящее время Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. На первом уровне банковской системы находится Национальный банк Республики Казахстан. На втором уровне - все остальные банки.

Организационно-правовое оформление двухуровневой банковской системы произошло с принятием Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР". Дальнейшее совершенствование и реорганизация банковской системы, оформление изменений происходило с принятием Закона Республики Казахстан от 13 апреля 1993 года "О Национальном банке Республики Казахстан", Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года "О банках в Республике Казахстан", Постановления Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года N 2044 "Об утверждении Программы реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 сентября 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с Указом правомочно осуществлять банковскую деятельность. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банка Республики Казахстан на проведение банковских операций.

В юридической литературе современного периода существуют различные точки зрения на особенности правовой природы Национального (Центрального) Банка. Закон о Национальном Банке также не дает однозначного ответа. Безусловно, ответ на этот вопрос имеет немалое теоретическое и практическое значение.

Так, например Е.Б. Осипов определяет Национальный Банк Республики Казахстан (банк первого уровня) как «...государственный орган, осуществляющий контрольные и надзорные функции в сфере банковской деятельности и финансовых основных полномочий и в пределах компетенции, установленных законодательными актами о Национальном Банке Республики Казахстан».

Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка регулируются Законом "О Национальном банке Республики Казахстан". Структура Национального банка определена в Указе Президента Республики Казахстан от 11 августа 1999 года N 188. Одной из особенностей функционирования центрального банка государства является то, что при выполнении своих задач НБ РК не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Если ранее в соответствии со ст.3 Указа Национальный банк Республики Казахстан был подотчетен и Президенту, и Парламенту, то в соответствии с изменениями от 05.12.95г. Национальный банк Республики Казахстан подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Основной задачей Национального банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.

 

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль, функции и задачи Национального банка РК в банковской системе и экономике.

Задачи работы:

1) рассмотреть общие основы деятельности Национального банка Республики Казахстан;

2) дать анализ организации деятельности Национального банка;

3) осветить содержание деятельности Национального банка на современном этапе.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Банка Республики Казахстан

 

В данном разделе рассмотрим особенности эволюции развития Национального банка Казахстана.

Государственный банк СССР (в момент образования — Гос­банк РСФСР) был образован на основе декрета ВЦИК, утвер­жденного четвертой сессией ВЦИК 7 октября 1921 года, и на­чал кредитные, расчетные и кассовые операции 16 ноября 1921 года. В Положении о Государственном банке указывалось, что Госбанк организовывался "с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленно­сти, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью кон­центрации денежных оборотов и проведения других мер, на­правленных к установлению правильного денежного обраще­ния". Госбанку разрешалось открывать кредиты различным от­раслям хозяйства при условии их обеспеченности и экономи­ческой целесообразности.

Законодательно правовое положение Государственного бан­ка, его функции и объем капиталов были закреплены в первом Уставе Госбанка СССР, утвержденном ЦИК и СНК СССР в июне 1929 года. Уставом на Государственный банк возлагались функции регулирования денежного обращения и краткосроч­ного кредитования.

Экономические задачи, стоявшие перед страной в 60—70 - годы, заключались в том, чтобы обеспечить рост промышлен­ности, высокие устойчивые темпы развития сельского хозяй­ства. Проведенные тогда хозяйственные реформы потребова­ли перестройки кредитно-денежной системы. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 года была проведена реорганизация кредитной системы. Эти изменения, обусловившие дальнейшее развитие функций Гос­банка и повышение его роли в системе органов экономическо­го управления, были отражены в новом Уставе Госбанка, ут­вержденном Советом Министров СССР 29 октября 1960 года [1, c.94].

Согласно принятому Уставу "Госбанк СССР является еди­ным эмиссионным банком, банком кредитования и расчетным центром Союза ССР". Госбанк СССР являлся юридическим лицом и действовал на началах хозяйственного расчета. Уставом были даны широкие полномочия Госбанку как органу го­сударственной власти: издавать инструкции, обязательные для его клиентуры; осуществлять контроль за деятельностью пред­приятий, организаций и учреждений в области финансов; про­изводить проверку денежных и расчетных документов; полу­чать от министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений плановые и отчетные материалы, необходимые для составления кредитных и кассовых планов.

Уставом было закреплено особое положение Госбанка, ког­да он стал одновременно выступать "в двух качествах: и как властвующий государственный орган, и как рядовой хозяйству­ющий субъект, который вроде бы должен выступать в каче­стве равноправного по отношению к своим клиентам партне­pа [2, c.108].

Это особое положение центрального банка государства — банка банков, наделенного особыми функциями, осталось неизменным, и после принятия в Казахстане Закона "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР".

Согласно статье 1 Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" "Государственный банк Казахской ССР находится в собствен­ности республики и является ее центральным банком". В зако­не особо отмечалось, что взаимоотношения Госбанка Казах­ской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведе­ния единой денежной политики определяются Союзным дого­вором.

Государственному банку Казахской ССР было предостав­лено право на осуществление денежно-кредитного регулиро­вания в Казахской ССР; организацию кассового исполнения государственного бюджета, системы коллективного страхова­ния вкладов и управление внутренним и внешним долгом Ка­захской ССР; организацию межбанковских расчетов на терри­тории республики; осуществление операций по покупке и про­даже золота, драгоценных металлов, а также по покупке и про­даже ценных бумаг; выдачу разрешения на создание коммер­ческих банков на территории республики; издание обязатель­ных для всех банков в республике нормативных актов по воп­росам, входящим в его компетенцию.

Дальнейшее развитие рыночных отношений, необходимость проведения единой кредитной политики требовали совершен­ствования законодательства, в том числе и банковского.

13 апреля 1993 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва был принят Закон Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан", который определил задачи, принципы деятельно­сти, правовой статус и полномочия Национального банка Рес­публики Казахстан, его роль и место в банковской системе, взаимоотношения с органами государственной власти. Закон предусматривал гарантии в обеспечении потребности Респуб­лики Казахстан в денежных и заемных средствах, защиты ин­тересов вкладчиков и реализации государственной кредитной политики.

В связи с введением в Республике Казахстан 15 ноября 1993 года национальной валюты на Национальный банк Казахстана легла полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаи­моотношений с бюджетом и банками, укрепление системы ре­гулирования деятельности банков. Обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Ка­захстан — казахстанского тенге — стало одной из основных задач Национального банка Казахстана — центрального банка государства.

Известно, что эффективная деятельность центральных бан­ков обеспечивается законодательно закрепленной и во многом отражающей национальные традиции системой их организа­ции и управления. Исходя из чего 30 марта 1995 года был издан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Зако­на, "О Национальном Банке Республики Казахстан", опреде­ляющий задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе государства. Со времени издания Указа в связи с принятием 30 августа 1995 года новой Конституции страны в указ неоднократно вносились измене­ния и дополнения.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итоги к данной работе выделим наиболее существенное.

Национальный Банк, будучи банком первого уровня, является органом государственного управления и отвечает всем необходимым для этого требованиям.

В соответствии с указом Президента Республики Казахстан от 30 марта 1995 года, имеющим силу Закона, Национальный Банк является Центральным банком Казахстана и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы республики (ст. 1).

В основных направлениях денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан представлены прогнозы в целом на три года вперед с описанием мер преимущественно на 2006 год, а в конце каждого года по его результатам уточняются показатели на будущий год.

Основной целью Национального Банка Республики Казахстан будет обеспечение стабильности цен.

В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2008-2009 годы.

Высокие темпы экономического роста и увеличение притока валюты приведет к значительному росту международных резервов Национального Банка Республики Казахстан – их превышение по сценарию высоких цен от базового варианта составит от 1,5 в 2006 году до 3 раз в 2007-2008 годах. Несмотря на увеличение объема операции Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности по сравнению с базовым вариантом почти в два раза (в 2008 году объем стерилизации может составить более 1100 млрд. тенге), предложение денег в экономике увеличится, что приведет к более высоким темпам роста денежных агрегатов.

В этих условиях, несмотря на усилия Национального Банка Республики Казахстан инфляция в среднем за год превысит пределы, установленные Среднесрочным планом социально-экономического развития страны на 2008-2009 годы.

Для поддержания основных официальных ставок слабо положительными в реальном выражении, а также в целях сигнализирования субъектам рынка об ужесточении денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан будет повышать официальную ставку рефинансирования в 2007 году с постепенным снижением ее при снижении инфляции и инфляционных ожиданий в последующие годы.

Для достижения цели по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых останутся, по-прежнему, выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков, а также использовать механизм минимальных резервных требований.

Международные резервы Национального Банка Республики Казахстан будут увеличиваться незначительно по сравнению с базовым вариантом. Предполагается, что ежегодный темп роста экономики за рассматриваемый период замедлится и будет ниже, чем по базовому варианту. Объем операций Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год может составить около 560 млрд. тенге.

В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2008-2009 годы.

Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет регулировать свои основные ставки, использовать механизм минимальных резервных требований и проводить операции денежно-кредитной политики.

Из рассмотренных вариантов базовый вариант признается Национальным Банком Республики Казахстан как наиболее реалистичным. Таким образом, ожидается, что, скорее всего, в ближайшей перспективе будет продолжать оставаться актуальной задача по ограничению ликвидности банковской системы.

Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков будут внесены соответствующие изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан будут рассмотрены различные варианты определения структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных резервных требований, а также порядок их выполнения, и будет выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.

Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста.

Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики, и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок.

В настоящее время Национальным Банком подготовлены Концептуальные положения "Основные направления развития финансового сектора Республики Казахстан", которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2008 года.

Выделение регулирующих и надзорных функций определило особый статус Национального Банка Республики Казахстан, который является единственным центральным банком в СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому банку.

В объективно-трудных условиях на пути обеспечения устойчивого роста экономики республики, обладающей огромным внутренним потенциалом, важно и необходимо проведение Национальным банком комплексных экономических мероприятий по эффективному использованию, прежде всего, внутренних резервов республики и по созданию благоприятных условий развития финансовой системы. Немаловажно стабилизация финансовой системы республики и развитие множества новых финансовых инструментов оздоровления денежно кредитной системы.

 

 

Список литературы

 

 

1. Банковское право. - Алматы, 1996 г.

2. Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Худяков А.И., Жакенов В.А. Пра­во и предпринимательство в Республике Казахстан. Алматы, Жеты жаргы, 1994 г.

3. Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995г. №2155 с изменениями и дополнениями на 15 мая 2006 г.

4. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных бан­ков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. М., ИНФРА-М. 1996 г.

5. Об Основных направлениях денежно-кредитной политики Нацбанка РК на 2006-2008 гг. Одобрены Постановлением Правления НБ РК от 11 марта 2006г. № 20// Банки Казахстана, 2005, № 2.

6. Официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz

 

Введение

В настоящее время Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. На первом уровне банковской системы находится Национальный банк Республики Казахстан. На втором уровне - все остальные банки.

Организационно-правовое оформление двухуровневой банковской системы произошло с принятием Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР". Дальнейшее совершенствование и реорганизация банковской системы, оформление изменений происходило с принятием Закона Республики Казахстан от 13 апреля 1993 года "О Национальном банке Республики Казахстан", Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года "О банках в Республике Казахстан", Постановления Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года N 2044 "Об утверждении Программы реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 сентября 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с Указом правомочно осуществлять банковскую деятельность. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банка Республики Казахстан на проведение банковских операций.

В юридической литературе современного периода существуют различные точки зрения на особенности правовой природы Национального (Центрального) Банка. Закон о Национальном Банке также не дает однозначного ответа. Безусловно, ответ на этот вопрос имеет немалое теоретическое и практическое значение.

Так, например Е.Б. Осипов определяет Национальный Банк Республики Казахстан (банк первого уровня) как «...государственный орган, осуществляющий контрольные и надзорные функции в сфере банковской деятельности и финансовых основных полномочий и в пределах компетенции, установленных законодательными актами о Национальном Банке Республики Казахстан».

Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка регулируются Законом "О Национальном банке Республики Казахстан". Структура Национального банка определена в Указе Президента Республики Казахстан от 11 августа 1999 года N 188. Одной из особенностей функционирования центрального банка государства является то, что при выполнении своих задач НБ РК не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Если ранее в соответствии со ст.3 Указа Национальный банк Республики Казахстан был подотчетен и Президенту, и Парламенту, то в соответствии с изменениями от 05.12.95г. Национальный банк Республики Казахстан подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Основной задачей Национального банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.

 

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль, функции и задачи Национального банка РК в банковской системе и экономике.

Задачи работы:

1) рассмотреть общие основы деятельности Национального банка Республики Казахстан;

2) дать анализ организации деятельности Национального банка;

3) осветить содержание деятельности Национального банка на современном этапе.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.048 с.)