Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационная модель. Основные способы сбора исходных данных. Метод ДэльфыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод Дельфы был разработан в корпорации РЭНД. 1) Это итерационная процедура, которая позволяет подвергать мнение каждого эксперта критике со стороны всех остальных, не заставляя их фактически сталкиваться лицом к лицу. Это значит: 2) Создать механизм, обеспечивающий сохранение анонимности точек зрения отдельных лиц и тем самым свести к минимуму влияние красноречивых и обладающих даром убеждать личностей на поведение группы в целом. 3)Все взаимодействия между членами группы находятся под контролем со стороны координатора. Координатор регулирует процедуру анализа мнений и сохраняет их анонимность. 4) Групповая оценка вычисляется им путем некоторого усреднения (обычно посредством нахождения среднего значения, или медианы) и доводится до сведения всех членов группы. 2) Рассмотрим в качестве примера распространенную задачу определения значения некоторого числа N. Пусть в группе экспертов будет 12 членов. Метод Дельфы определяет следующий способ действий: 1. Опросить каждого члена группы по отдельности, какова его оценка числа N. 2. Расположить ответы на общей шкале в порядке возрастания значений и определить квартили Q1, M и Q3 таким образом, чтобы в каждом из четырех отрезков шкалы содержалась четвертая часть всех оценок. Результат при 12 членах группы будет выглядеть, так, как это показано на рисунке. 3. Сообщить каждому из членов группы значения Q1, M и Q3 и попросить его пересмотреть свою оценку, а если его новая оценка выше Q3 или ниже Q1 попросить его кратко письменно обосновать свое мнение 4. Подсчитать результаты второго тура и сообщить членам группы новые значения Q1, M и Q3 (обычно эти значения будут иметь меньшую дисперсию, чем после первого тура) вместе с письменными обоснованиями предельных значений (обязательно сохраняя анонимность мнений). Попросить каждого, из экспертов, представивших письменные ответы, учесть новые данные и аргументацию и при желании пересмотреть свою предыдущую оценку. Если в этом третьем туре пересмотренная оценка у данного члена группы будет выше Q3 или ниже Q1, попросить его кратко обосновать, почему он счел не заслуживающими внимания аргументы, которые могли бы заставить его сместить свою оценку ближе к средней оценке. 5. Повторять эту процедуру столько раз, сколько представляется желательным координатору, или пока промежуток между Q1 и Q3 сузится до некоторой заранее установленной величины. Для этого обычно требуется всего три или четыре тура, поскольку аргументы скоро начинают повторяться. Далее берется медиана как представляющая групповое мнение относительно того, каким должно быть значение N. Необязательно стремиться, во что бы то ни стало к полному единству оценок: разброс мнений — нормальное явление даже в последнем туре. Вместо использования медианы и квартилей можно брать среднее значение и среднеквадратическое отклонение. В этом случае координатор сообщает членам группы в каждом туре среднее значение и среднеквадратическое отклонение и просит их кратко обосновать все оценки, отличающиеся от среднего значения больше, чем на среднеквадратическое отклонение (в любую сторону). Опросы можно повторять до тех пор, пока среднеквадратическое отклонение не уменьшится до заданной величины или пока не станет ясно, что дальнейшего уменьшения дисперсии оценок не будет. Цель метода Дельфы — уменьшить психологическое давление, испытываемое некоторыми людьми при личном контакте, и, следовательно, исключить влияние на конечный результат особо красноречивой или сильной личности. Однако метод нельзя считать полностью надежным. Отмеченные недостатки: ·Неизвестно, какое влияние на расхождение мнений оказывает желание участников приспособиться к общему мнению группы. ·Возложение на членов группы ответственности за обоснование своих мнений явно влечет за собой стремление экспертов располагать оценки ближе к медиане без особой аргументации. ·Участники, которые первоначально были уверены, что обладают сильными аргументами в пользу своего мнения, легко могут отказаться от своих позиций, когда видят, что им не удалось сразу же убедить остальных членов группы. Это может усилить «эффект толпы» вместо того, чтобы уменьшить его, как ожидалось. Метод Дельфы, предполагающий анонимность мнений, итеративную процедуру обработки результатов, управляемую обратную связь, числовые оценки и статистическое определение групповой оценки, является ценным инструментом исследования для разработчиков имитационных моделей. По данным опросов: ·Личные дискуссии не дают столь же эффективных результатов, как метод Дельфы. ·Точность оценки улучшается с ростом числа членов группы и количества итераций. ·Точность оценки падает с увеличением интервала времени между ответами членов группы. ·При использовании, метода Дельфы достигается большее согласие между групповым мнением и мнениями отдельных членов группы, чем при методах, требующих личных контактов. Эта сторона дела, очевидно, особенно важна, если некоторые из членов группы являются руководящими работниками, ответственными за внедрение результатов имитационного моделирования. Безусловно, на этапе построения информационной модели возможен возврат на этап разработки формальной модели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.005 с.) |