Конституция Пруссии 1850г.: общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Пруссии 1850г.: общая характеристика.



Конституция, выработанная Национальным собранием Пруссии (1849 г.), содержа-ла в себе некоторые элементы «либерализма», и потому король Фридрих-Вильгельм IV потребовал ее пересмотра.Было решено созвать новое собрание,избранное поособой системе, двустепенными и открытыми выборами.

 

Система эта получила название куриальной потому, что избиратели делятся на три «класса» – курии. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков.

 

Первые две курии составляют крупные налогоплательщики. В последнюю зачисляют - ся все остальные избиратели. Выборы дали нужный правительству результат; из 350 членов Национального Собрания 250 были чиновниками. Новая прусская конститу -

ция (1850 г.) стала, как и следовало ожидать, конституцией торжествующей контр-

революции. Уступки,сделанные буржуазии,были ничтожными.

 

Конституция 1850 г. создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из па - лат была выборной, верхняя составилась (по королевскому указу1854г.) из принцев крови, князей,а также из других назначенных короной пэров (ст. 62–68).

 

В 1852 г. прусский двор надумал превратить ее в полностью назначаемую – пожиз - ненно или наследственно. По требованию короля Бисмарк, как министр, отстаивал этот план и добился его принятия (1853 г.).

 

Законодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля. По мысли последнего, сущность конституции 1850 г. состояла не в том, чтобы в данный момент или когда-либо в дальнейшем создать новую правительственную систему, а в том, чтобы благодаря «трем вето» – обеих палат и решающему королевскому – помешать

«произвольным изменениям существующего положения».

Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прус-

скому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти. Личность короля также провозглашалась неприкосно -

 

венной (но не священной),в его руках сосредоточивались командование армией,на-значение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государ - ства на частных лиц, подлежали одобрению палат).

Конституция 1850 г. не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан пе-

ред законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности.

 

Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.Армии в Конституции1850г.уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю (ст. 46).В ст. 34-39закреплялась всеобщая воинская повин-

ность, право короля в случае войны созывать народное ополчение,использовать ар -
мию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской  
дисциплине.  
Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему со -

держанию конституцией абсолютной монархии.

 

Таким образом, король, представлявший собою центральную власть в государстве и поддерживаемый многочисленным классом правительственных чиновников, граждан -


ских и военных, имевший к тому же в своем распоряжении армию, мог держать в  
подчинении буржуазию с помощью дворянства, а дворянство – с помощью буржуа -
зии, угождая интересам то одного, то другого класса и уравновешивая по возможно -
сти влияние обоих.    

 

 

Образование Северо-Германского союза. Конституция 1867 г.

Северо-Германский союз(Norddeutscher Bund) –союзное германское государство,образованное в 1867 г. под главенством Пруссии после ее победы в австро-прусской войне вместо распавшегося Германского союза. В Северогерманский союз вошло 19 германских государств и 3 вольных города (Бремен, Гамбург, Любек), которые фор - мально были признаны автономными. Конституция Северогерманского союза обеспе - чивала господствующее положение в нем Пруссии: прусский король был объявлен президентом Союза и главнокомандующим союзными вооруженными силами, ему передавалось руководство внешней политикой Прусский проект конституции Союза в дек. 1866 - февр. 1867 был обсужден уполно -

 

моченными герм. гос-в в Берлине, которые 9 февр. решили передать его на утвержде - ние Северо-Герм.учредительного собрания( рейхстага ), избранного т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участво - вать в выборах).

 

16 апр. 1867 рейхстаг, ведущую роль в котором играли национал-либералы, принял конституцию Сев.-Герм. С. (вступила в силу 1 июля 1867). По конституции в ком-петенцию Союза входили воен.дело,иностр.сношения,монетная система,почта ижел. дороги.

 

Конституция нового Северогерманского союза была построена на компромиссе раз - личных начал. Парламентаризм не установился; верховная власть сохранила за со - бою очень много существенных прерогатив, но было введено равное, прямое, все -

общее избирательное право.

 

Президентом Сев.-Герм. С. был прусский король; он был главнокомандующим ввоен. время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнит. власть, назначал главных должностных лиц союза, созывал и распускал рейхстаг, назначал единствен-ного министра-бундесканцлера. Последним стал Бисмарк. Канцлеру, ответственно-

му только перед президентом, помогали статс-секретари, стоявшие во главе отдель -

ных ведомств.

Государства, вошедшие в союз, продолжали пользоваться своими конституциями, но

должны были уступить союзу военное и морское управление, дипломатические сно -

шения, заведование почтой, телеграфами, железными дорогами, денежной и метриче - ской системами, банками, таможнями.

 

Рейхстаг пользовался правом утверждения бюджета. При этом, Рейхстаг не получилобычных парламентских прав: вотировка законов и бюджета были сделаны его един - ственными прерогативами. Он состоял из 297 депутатов (по 1 на 100 000 жителей).

 

Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату),состоявшему из представителей государств.Бундесрат,состав-ленный из делегатов отдельных государств, входивших в состав союза. Голоса (всего


было 43) были распределены между государствами неравномерно: так, Пруссия, на -

пример, имела 17 голосов, а Саксония — 4. Функции союзного совета заключались в

вотировании законов;обычно они проходили простым большинством,а для всякого

изменения конституции требовалось большинство двух третей.

Львиную долю власти в новой организации получил прусский король, как президент

союза. Ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир от имени союза,

вести дипломатические переговоры, заключать договоры, назначать и принимать по -

сланников; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел право назначать

высших офицеров и наблюдать за организацией войска вообще.

 

В 1867 в Сев.-Герм. С. было введено свободное передвижение; в 1868 введена единая монетная система,единая система мер и весов; в 1869 общий торговый устав; в 1870

- общее уголовное уложение. Было создано новое таможенное объединение,вклю-

чившее членов Сев.-Герм. С. (кроме Гамбурга и Бремена), южногерм. гос-ва и Люк -

 

сембург. В ходе франко-прусской войны 1870-71 к С.-Г. С. присоединились южногерм. гос-ва.

 

9 дек. 1870 г. - рейхстаг постановил, что объединенное гос-во должно называться

Герм. империей,к-рая и была провозглашена в Версале 18 янв. 1871 г.

 

 

48. Создание Германской империи. Общая характеристика Конституции 1871 г.  
В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении  
страны, об устройстве единой Германии. Большая часть германской буржуазии под -
держивала план создания «Малой Германии», т.е. объединения немецких госу -
дарств под эгидой прусской династии Гогенцоллернов без включения Австрии.  
В 1862 г. во главе правительства Пруссии был поставлен Отто фон Бисмарк  

(1815-1898), бундесканцлер, ответственный лишь перед президентом Северо-Герман - ского союза, которым являлся король Пруссии. Бисмарк приступил к объединению Германии «железом и кровью». Первыми шагами в объединительном процессе ста-ли войны Пруссии с Данией в 1864 г. и Австрией в 1866 г. Австрия устранилась от участия в решении германских вопросов. В образованном в 1867 г. Северо-Герман - ском союзе Пруссия играла главенствующую роль,которая обеспечивалась прежде всего передачей ей командования над союзными войсками.

Интересы буржуазии были поддержаны введением полной свободы передвижения, единой системы мер и весов, отменой остатков цеховых привилегий, что открывало более широкие возможности для успешного развития капитализма и укрепляло союз буржуазии с правительственными кругами. Однако буржуазия фактически не получи - ла доступа к политической власти. Остатки феодализма продолжали сказываться в различных областях жизни.

Военные и политические успехи Пруссии пугали Францию. Правительство Напо-

 

леона III сочло своевременным в 1870 г. начать против Пруссии войну. Пруссияоказалась более подготовленной к войне, чем Франция. С сентября 1870 г. характер Франко-прусской войны меняется. Теперь Франция ведет освободительную войну, а Германия захватническую, – она стремится к отторжению от Франции Эльзаса и Ло - тарингии.


18января1871г. Вильгельм I (1797-1888) во дворце французских королей Верса - ле в торжественной обстановке был провозглашен наследным королем Герман - ской империи.

 

Страх перед революционными выступлениями рабочих вынудил французское прави - тельство на скорейшее заключение мира. Мирный договор, заключенный 10 мая 1871 г.,был еще более тяжелым. Франция обязывалась выплатить5млрд.франков контри-буции, уступала Германии Эльзас и северо-восточную часть Лотарингии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.013 с.)