Спортивная публицистика советского периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивная публицистика советского периода.



Этап «хорошего настроения»

В первые годы советской власти в связи с равнодушием правительства к спорту (спорт сохранился лишь благодаря энтузиастам-любителям) спортивная информация практически исчезла со страниц газет и журналов. Лишь в середине 1920-х гг. были предприняты первые шаги к улучшению отношения к спорту. Именно в 1922–1924-м годах появились первые специализированные издания, посвященные физкультурно-спортивной тематике. При отсутствии четкой государственной политики в отношении специализированных изданий впервые в советские годы наблюдалась тенденция, характерная для дореволюционного периода развития спортивной периодики. Наиболее распространенным явлением в СМИ продолжали оставаться журналы. В 1920-1930-х годах они появлялись в новом государстве стихийно и долгожителями не были, ограничиваясь выходом в течение одного-пяти лет. Издания быстро отмирали, не имея стабильной поддержки властных структур.

Только четыре из всех многочисленных журналов, выходивших в эти годы, имели продолжение в период 1950-80-х годов – два московских журнала «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт», а также «Физическая культура» на латышском языке, издававшаяся в Риге, и журнал «Физкультура» на эстонском языке, издававшийся в Таллинне.

Журнал «Теория и практика физической культуры» выходил в эти годы нерегулярно. С 1925 по 1931-й годы издание появилось как ежемесячный журнал, посвященный научным разработкам вопросов физического воспитания, физического образования и врачебного контроля над физическим развитием. Издавался журнал в Москве и Ленинграде. Затем в течение шести лет его выход был прекращен и только в 1937 году возобновлен как научно-методический журнал, орган Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. Место выхода обновленного издания – Москва. Основная задача – создание научной базы для физкультурников и руководителей спортобществ и тренеров в физкультурных секциях.[6]

Журнал «Физкультура и спорт» появился как ежемесячник в Москве в 1928 году, прервав свою деятельность в 1941-м, но в 1945-м был возобновлен. Редакцией этого журнала в 1928-1929 годах издавалось приложение «В помощь физкультурному активисту» для пропаганды физкультурных идей в обществе. Главной задачей издания была просветительская деятельность, пропаганда образа советского человека-физкультурника как воплощение здорового начала молодого государства, поддерживающего физкультуру и спорт. Газеты были не столь многочисленны, но их значение для советской спортивной публицистики нельзя переоценить, поскольку большинство изданий имеет обширную историю, особенно газеты, территориально привязанные к отдельной республике. Они сохранялись на протяжении всего советского периода. Специализированные издания, выходящие хотя бы раз в неделю, существовали практически во всех столицах союзных республик, а также на Урале, в Дагестане, Сталинграде и Ленинграде.

Особое внимание стоит уделить изданию всесоюзного значения – московскому «Красному спорту». На протяжении восьмидесяти лет эта газета остается ведущей в спортивной публицистике, отражая все изменения в жизни, все социально-политические процессы в обществе через призму физкультурно-спортивного осмысления.

С 1924-го года вплоть до 1953 газета носила название «Красный спорт», затем – «Советский спорт». Можно представить две точки зрения на время основания этого издания. С одной стороны, время основания «Советского спорта» датируется 1924-м годом. Другая точка зрения – время основания «Красного спорта» – 1933-й. Столь неоднозначные подходы обусловлены тем, что с 1924 по 1927 годы «Красный спорт» выходил под эгидой Высшего совета физкультуры вместо одноименного журнала. Затем на базе двух изданий – газеты «Красный спорт» и журнала «Известия физической культуры» - стал издаваться журнал «Физкультура и спорт». Только в 1933-м году органом всесоюзного совета физкультуры вновь было решено выпускать газету «Красный спорт». Причем нумерация издания 1930-х годов ведется с первых выпусков, ссылка на предшественников не делается, что также является свидетельством того, что «Красный спорт» 1920-х и «Красный спорт» 1930-х годов – разные газеты. Заметим, что выход «Красного спорта» с 1933-го года более не прерывался вплоть до переименования в «Советский спорт».

Советский подход к журналистике рассматривал СМИ, прежде всего, с точки зрения их места и роли как органов пропаганды. Исследователь-теоретик А.И. Григорьев в труде «Физическое воспитание в России (XIX начало XX века)» советский период отечественной журналистики обобщенно назвал «этапом хорошего настроения»[7]. Надо сказать, что в этом плане пресса тех лет со своей задачей прекрасно справлялась и являлась ведущим рупором идей социалистического режима. Даже в отсутствие электронных СМИ телевидение и радио настолько гармонично взаимодействовали с печатными органами, что, создавая попутно атмосферу доверительности и расположения читателей к своим материалам, завладевали умами поколений, добивались немалых успехов на поприще взращивания соцзерен в неокрепшем массовом самосознании народа.

Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных препонов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.

Наряду с идеологической нагруженностью и общедоступностью, существенным признаком прессы являлся монополизм. На каждом уровне – общенациональном, местном и региональном существовало только одно (реже – несколько) издание какой-либо направленности. И особенно выпукло монополизация и единоличное госвладение прессой сказывались, когда речь шла о дифференциации изданий по интересам. Так мы приходим к тому, что системы спортивных изданий в СССР попросту не существовало. Единственной на всю страну ежедневной массовой спортивной газетой являлся «Советский спорт».

Хорошая высококачественная газета, редакция которой обладает великолепным штатом квалифицированных специалистов. Неволей из особенностей монополизма вытекают следующие важнейшие черты издания: синкретичность, массовость и многотиражность, как следствие – необъятная популярность и громадная ответственность, ложащаяся на плечи отдельно взятого журналиста. Неодноплановость газеты проявлялась в синтезе информационного и физкультурно-медицинского типов изданий. Целая полоса газеты зачастую отдавалась под статьи, посвященные здоровому образу жизни. У этого явления свои положительные и отрицательные стороны. Плюсом является то, что каждый читатель получал личностно значимую информацию, призванную сохранить и укрепить главные непреходящие человеческие ценности – здоровье и жизнь. Однако, человек, покупающий «Советский спорт», хотел видеть на его страницах всеобъемлющее освещение результатов спорта больших достижений, а не физкультурно-оздоровительные лекции. В конце концов время доказало неправомерность такого подхода, и отрицательный фактор синкретичности оказался сильней: сейчас подобная рубрика исчезла, так как аудитория, поставленная в условия свободного выбора, отказалась от газеты в ее прежней форме, и тираж ее резко упал. Неслыханная многотиражность («Советский спорт» являлся наиболее читаемым спортивным изданием в мире)[8] обусловила размер ответственности, возложенной на плечи коллектива газеты при выполнении воспитательной и пропагандной функций. И журналисты решали поставленные перед ними задачи, преподнося спортивные успехи советских атлетов на мировых аренах как торжество коммунистических идеалов и советского образа жизни. Они создавали во истину национальных героев: таких, как Вячеслав Бобров и Борис Майоров. Разумеется, не только создание образцов для подражания, но и борьба против отрицательных явлений имеет первостепенное значение. Печать, формируя общественное мнение вокруг всего, что занимает умы и сердца людей, формирует и отношения между людьми, формирует новую личность. Позиция человека, его отношение к тому или иному явлению, его поведение определяются сегодня, прежде всего, общественным мнением, которое вырабатывается в процессе движения информации.

Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, – преимущественно мужскую аудиторию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.004 с.)