Спортивная журналистика Оренбургской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивная журналистика Оренбургской области



Региональные печатные СМИ играют большую роль в освещении темы спорта. Благодаря особой близости к своей аудитории они проявляют интерес к тем спортивным событиям, которым в большинстве случаев не уделяют внимание общенациональные издания. К этим событиям относятся соревнования, проходящие в рамках ограниченного пространства (районные, городские, областные, региональные; школьные, университетские, корпоративные и т.д.), а также выступления местных спортсменов на российском и международном уровне. Именно такая информация чаще вызывает интерес у провинциальной аудитории. На решение этой задачи направлены усилия различных спортизданий, выходящих в регионах, которые обычно выпускаются при поддержке областного (городского) спорткомитета, спортивных федераций (ассоциаций), спортклубов и других организаций, имеющих непосредственное отношение к спорту. Реже они имеют самостоятельную (независимую от федераций) основу, выходя на деньги рекламодателей или частных лиц.

По времени выхода региональная спортивная печать делится на периодические (стабильный выход на протяжении определенного времени), сезонные (выходящие в сезон проведения соревнований в рамках чемпионатов) и разовые (приуроченные к определенному спортивному мероприятию – спартакиаде, турниру и т.д.) издания. Журнальный рынок изданий о спорте представляют, в большей степени, специализированные издания по видам спорта. Ряд спортивных федераций выпускают журналы для освещения своего направления. Такие издания имеют тенденцию распространяться бесплатно, а размещенная в них реклама если и платная, то стоит символические деньги.

Согласно результатам исследования, проведенного центром «Левада» в 2011 году, в России на региональном уровне наблюдается недостаточное количество газет и журналов, освещающих местные соревнования по различным видам спорта. Так, в каждом втором субъекте Российской Федерации (51%) нет ни одного периодического издания, специализирующегося на материалах о региональном спорте, а количество спортивных газет значительно превосходит число специализированных журналов. Журнальная спортивная периодика представлена лишь в 17-ти регионах страны из 89.

Начавшийся в постсоветский период процесс реформирования региональных масс-медиа, особенно специализированных, хотя и привел к заметным изменениям, но в целом все еще остается нестабильным. Значительное количество спортивных изданий и программ существуют довольно непродолжительное время (от одного до трех лет). Это объясняется несколькими причинами, прежде всего, финансового характера.

В Оренбургской области и, прежде всего, в Оренбурге практически отсутствует регулярное освещение спортивных событий. Существует нерегулярно выходящая газета о спорте под редакторством Сергея Кудрявцева, которая отстает от текущих спортивных событий, перегружена интернет-контентом, имеет достаточно высокий процент возврата. Распространяется через киоски «Роспечати».

Попытка создать несколько лет назад глянцевый спортивный журнал в Орске успеха не имела, не считая презентационного номера.

В августе 2012 года в Оренбурге вышел в свет первый (и последний) номер «Спортивной газеты». Полноцветное специализированное издание о спорте и спортсменах объемом 8 полос формата А3 и стартовым тиражом 3 000 экземпляров состояло из анонсирующей первой полосы с броским фото заглавного материала, приветственного слова к читателю, ряда материалов новостного жанра, объединенных рубрикой «Новости», событийного репортажа, аналитической статьи и исторического очерка. Жанрово-содержательный компонент номера и издания в целом выполняет социальный заказ города и области, пропагандируя занятия физической культурой и спортом и рассказывая о наиболее заметных событиях областного спорта. В этой связи есть основания полагать, что именно финансовые трудности, возникшие у редакционного коллектива, стали препятствием для дальнейшего продолжения работы над следующими номерами издания.

На сегодняшний день в Оренбургской области на периодической основе выходит лишь одно специализированное издание о спорте, освещающее массовый, олимпийский спорт, спорт высших достижений и туризм – журнал «Спорткурьер Оренбургской области». Издание посвящено спортивной жизни региона в целом. Имеют место репортажи с соревнований, очерки о лучших спортсменах региона, материалы о ярких и значимых событиях в сфере спорта, интервью с руководителями Министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области, интервью с тренерами и игроками ведущих команд Оренбуржья. Журнал пропагандирует здоровый образ жизни, содействует развитию массового спорта в Оренбургской области, занимается популяризацией спорта высших достижений.

Журнал «Спорткурьер Оренбургской области» издается Ассоциацией «Оренбургский региональный центр социальной информации» с 2006 года. Учредителями журнала являются Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области и Ассоциация «Оренбургский региональный центр социальной информации».

Выходит тиражом 1 100 экземпляров в формате А4 ежемесячно, поэтому его публикации не носят оперативный характер. Это скорее парадная «витрина» оренбургского спорта, чем рассказ о ежедневных спортивных буднях Оренбуржья.

Размещение спортивной информации вне специальных изданий в Оренбургской области осуществляет ряд общественно-политических газет и журналов. Предпочтение отдается тем видам спорта, которые пользуются популярностью у местной аудитории или в которых местные спортсмены добиваются успехов на уровне всероссийских и международных соревнований – бокс, борьба, тяжелая атлетика, гиревой спорт, футбол, баскетбол, настольный теннис и др. Такие издания уступают специализированным в жанровом разнообразии – наиболее предпочтительны для публикации в общественно-политических газетах материалы информационных жанров (заметка, репортаж, отчет, реже – интервью). Так, на регулярной основе спортивные рубрики ведут областные общественно-политические газеты: «Оренбуржье» (постоянный автор Алена Мартынова), «Южный Урал» (авторы: Сергей Шкерин, Салтанат Жалмагамбетова, Полина Кузаева, до недавнего времени – Юлия Дубенко), «Оренбургская неделя» (авторы: Юлия Симонова, Галина Фомина), «Оренбургская сударыня» (постоянный автор: Людмила Чичагина), «Аргументы и факты» (постоянный автор: Анна Богданова) и др.

Таким образом, региональная периодическая печать является неотъемлемой частью российской системы СМИ и занимает особое место в спортивных массовых коммуникациях. Представляя и пропагандируя спорт как обязательное условие здорового образа жизни и как важный элемент социокультуры, масс-медиа способствуют формированию современных взглядов как на саму систему спорта, так и на отношение к ней общества. На сегодняшний момент выявляется прямая связь между явной заинтересованностью общества в развитии спорта и активным участием в этом средств массовой информации как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2 Специализированное спортивное издание: специфика работы журналиста и редактора

2.1 Концепция специализированного спортивного издания

Под концепцией понимают выражение замысла идеи, которую учредитель стремится реализовать, принимая решение об основании нового издания. Концепция должна отвечать на вопрос: каким он должен быть? Это влияет не только на определение типа газеты/журнала, всех его особенностей, но и на программу деятельности редакции, на выбор читательской аудитории издания.

Структура издания — это основа, на которой базируются дизайнерские решения, но продумывать её должен редактор, потому что никто лучше него не знает, каким темам будет отдан приоритет, какие возможности тематического расширения нужно заложить в структуру, чтобы издание не испытывало в дальнейшем трудностей и гармонично, последовательно развивалось. Структура — это своего рода венец, завершающий важный этап работы творческого коллектива над обликом издания.

Концепция издания является основой разработки его модели – как содержательно-тематической, так и композиционно-графической. Рассмотрим эти две составляющих более подробно:

1. Содержательно-тематическая модель.

Рассматриваемый нами объект - это специализированное печатное издание в области спорта. Оригинальное и свежее содержание заключается в том, что на своих полосах она объединяет материалы одного или нескольких направлений регионального спорта. Героями номеров становятся спортсмены-любители, занимающиеся в секциях, отделениях СДЮСШ и СДЮСШОР, тренеры-преподаватели, ветераны спорта, наиболее активные болельщики. Нами видится, что особое внимание следует уделить развитию детско-юношеского и студенческого спорта, посредством освещения проводимых соревнований и мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта среди молодежи.

Особое значение в специализированном спортивном издании имеют рубрики. Именно они позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели, определить важнейшие тематические направления публикаций. Рубрики облегчают и разработку композиционной модели, определение структуры и построение каждого номера. В каждом периодическом издании – своя система рубрик, нет и не должно быть общего шаблона для её формирования. Значение этой системы повышается в процессе выпуска газеты/журнала на основе сетевого графика, определяющего место и роль каждой рубрики на разных полосах номера.

В эту систему входят рубрики двух видов. Важнейшие из них – тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. Тематическая рубрика обозначает и объединяет как однотемную подборку публикаций на журнальной полосе, так и целую тематическую полосу. Наряду с тематическими, существуют служебные рубрики, которые облегчают систематизацию публикаций в издании по другим их характеристикам. Они также помогают организации материалов номера, а читателям – в поиске интересующих их публикаций. В качестве примера рассмотрим некоторые предложенные нами тематические рубрики, которые могут быть использованы в процессе подготовки следующих выпусков издания (в качестве примера нами было выбрано специализированное спортивное издание «Ринг Оренбуржья»):

§ На областном ринге (областные соревнования, детские турниры, спортивные праздники, посвящённые знаменательным датам, все события городского и областного бокса);

§ На международном ринге (наиболее значимые соревнования международного уровня с участием российских спортсменов – чемпионаты мира, Европы по боксу, международные турниры);

§ Страницы истории (развитие клубов, история противостояний и т.д.);

§ Интервью (со спортсменами, тренерами, руководителями, специалистами);

§ Результаты (спортивная статистика областных и городских соревнований, турнирные таблицы первенств России, зарубежные мероприятия всероссийского значения);

§ Поздравления (дни рождения, юбилеи спортсменов, тренеров, судей и ветеранов областного бокса);

Кроме того, нами видится уместной публикация в каждом третьем номере в году (август-сентябрь) адресов спортивных школ с контактными номерами телефонов. Подобного рода контент имеет информационно-справочный характер, что в контексте проводимой пропагандистской работы определённо будет иметь успех в читательской среде.

2. Композиционно-графическая модель.

На имидж издания непременно оказывают влияние также особенности его формы – дизайна, вёрстки и иллюстрирования. Издание должно быть интересным и узнаваемым, иметь своё лицо, легко отличимое от конкурирующих изданий.

В соответствии с имиджем издания подбирается и его название, которое должно дать читателю представление о характере информации, содержащейся в его публикациях, для какой аудитории она предназначена. Неточно выбранное название искажает имидж издания и может снизить его привлекательность для потенциальной аудитории.

На рынке СМИ ключевым для достижения высоких результатов зачастую бывает эффект новизны. В связи с этим (вернемся к примеру специализированного спортивного издания «Ринг Оренбуржья») в результате ребрендинга уже имеющего специализированного издания «Бокс в Оренбуржье», издававшегося в 2004 году, было зафиксировано новое название, подходящее для реализации концепции специализированного спортивного издания о боксе в Оренбургской области – «Ринг Оренбуржья». Выбранное название представляется нам весьма интересным и привлекательным для потенциальной читательской аудитории. Разработанный логотип, а также примеры выполненного дизайна обложки представлены в Приложении _ к настоящей дипломной работе.

Нельзя не упомянуть о формате специализированного регионального издания о спорте.Наиболее оптимальным нами видится формат А3 – наиболее удобный для интегрирования большого количества достаточно объемной информации, сопровождаемой фотоиллюстрациями со спортивных событий.

Что касается распространения издания, то мы убеждены, что бесплатное распространение в условиях рыночных отношений нерентабельно, даже при условии уже упомянутых нами дотаций со стороны государственных структур регионального значения. Однако при наличии частных инвесторов, выступающих зачастую учредителями или соучредителями специализированного спортивного издания, а также платных рекламных объявлений, бесплатное распространение вполне себя оправдывает, так как перестает быть актуальной первоочередная цель - получение прибыли. Как правило, тираж издания, распространяемого бесплатно, предназначен для спортсменов, тренеров, родителей как с целью получения интересующей информации, так и с целью пропаганды занятий физической культурой и спортом. Осуществляется распространение тиража на стадионах, дворцах спорта во время проведения значимых спортивных мероприятий, чтобы любой желающий, так или иначе причастный к празднику спорта, имел свободный доступ к печатному номеру. Кроме того, важным элементом пропаганды является его адресное распространение по детско-юношеским спортивным школам, училищам олимпийского резерва, спортивным комплексам и т.д.

Подготовка, производство бесплатного издания и его доставка требуют от редакции весьма значительных расходов. Однако если между редакцией и рекламодателями подписано рекламное соглашение, то доход, получаемый редакцией за публикацию рекламных объявлений, может сполна перекрывать расходы, связанные с подготовкой номеров и их бесплатной доставкой.

2.2 Содержательно-графическая модель специализированного спортивного издания

В рамках исследования композиционно-графических моделей специализированных спортивных изданий, предметно-тематическое направление которых ограничивается одной спортивной дисциплиной, нами было определено два типа СМИ: это издания, которые стремятся к созданию отражающей специфику вида спорта содержательно-графической модели (например, газета «Ринг Оренбуржья»), и издания, которые делают выбор в пользу универсального оформления без ярко выраженных черт направления издания с целью охвата большей аудитории (например, журнал «Total Football»).

По мнению исследователя В. В. Тулупова, содержательно-графическаямодель состоит из трех ключевых компонентов: 1) Формула издания, сжато определяющая главные задачи и общественную роль данного издания; 2) Типологическая концепция, включающая особенности читательской аудитории, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж; 3) Графическая концепция, определяющая характеристики структуры издания.[10]

Модель специализированного спортивного издания (ССИ) строится на основе ограничения предметно-тематического ряда одним или реже несколькими смежными видами спорта. Самодостаточность специализированных изданий о спорте проявляется также в аудиторной специфике, целевой задаче и характере (жанрово-стилевой структуре) текста. Совокупность этих признаков служит основанием для выделения группы ССИ среди других представителей газетно-журнального рынка.

Специализированные спортивные издания строятся на основе лимитирования тематического направления. Другой принцип специализации - одновременное ограничение целевой аудитории, что можно условно выразить формулой «не обо всем и не для всех».

Тематика ССИ накладывает определяющий отпечаток на пропорциональное соотношение специальных и массовых потребителей информации. Закономерно, что вектор расслоения целевой аудитории специализированных изданий о спорте направлен в сторону более подготовленного, специального читателя.

Модель ССИ проявляется и на уровне такого основополагающего типообразующего признака, как функциональное назначение. Рассмотрение социальных, этических, правовых, эстетических и других аспектов одного вида спорта в контексте целой отрасли, нацеленность на исполнение разноуровневых функциональных задач объединяет ССИ в самодостаточную группу.

Роднит эти издания и характер (жанрово-стилевая структура) текста, обусловленная уровнем аудитории и целевой задачей. Проблема доступности изложения в ССИ отходит на второй план, поскольку главным потребителем является изначально подготовленный читатель. Жанровая палитра не ограничивается преобладающим в спортивной журналистике информационным направлением. На их страницах можно встретить научную статью, специально-рекомендательную статью, аналитическую статью, аналитическое интервью, очерк и т.д.

В функционально-целевом назначении ССИ налицо два вида профилизации. В видах спорта, где нет в наличии большого объема финансового (рекламного) рынка, либо невелика потенциальная аудитория издания, стремятся осуществить как можно более широкий предметно-функциональный охват в пределах смежных видов (лыжный спорт, легкая атлетика, спортивные танцы и пр.). И наоборот, при крупной читательской аудитории и/или ее покупательской способности, происходит максимальное раздробление предметно-функционального назначения в рамках одной группы (экстремальные виды спорта, боевые искусства, футбол и т.д.).

Это приводит, с одной стороны, к возникновению в некоторых тематических сегментах рекламно-информационных и хобби-изданий, чей бюджет обеспечивается емкостью обслуживаемого рынка. С другой стороны, получает распространение модель дотационного издания субъектов спортивной деятельности, выступающего как средство влияния в реализации корпоративных интересов.

Немаловажное значение для профилизации издания имеют и обусловленные типологические признаки. Из них в данном исследовании наиболее существенны тираж, периодичность, ареал распространения и характер редакционной организации.

В сегменте ССИ представлены практически все встречающиеся в печатной практике временные рамки выхода изданий: от продолжающихся изданий, ежегодников, ежедекадников до ежемесячников, еженедельников, изданий с двухнедельной периодичностью и т.д.

Очень велико в сегменте расслоение тиражных характеристик. Самые большие тиражи имеют, разумеется, популярно-массовые издания (до 85 тыс. экз.). На другом полюсе - издания специальные, существующие для специалистов отрасли. Количество выпускаемых ими экземпляров не превышает 1 тыс.

Формально большинство ССИ обладают общероссийским ареалом распространения, однако, если принимать во внимание только те регионы, где реализуется основная масса тиража (как правило, розничным способом; доля подписки крайне редко превышает 20%), можно заметить, что среднестатистический представитель сегмента ССИ распространяется лишь в одной или нескольких небольших территориальных единицах РФ - Москве, Санкт-Петербурге и еще 2-3 крупных мегаполисах в зависимости от направления издания. Действительно общенационального специализированного издания о спорте в России на данный момент нет.

Графическая концепция является «лицом» печатного издания, визитной карточкой, выделяющей его среди прочих. Одна из составляющих композиционно-графической модели издания – это определение рамок и объема формата, количества полос, колонок и интервалов. При закреплении текстовой информации (шрифт, заголовки, оформление и дизайн) прибегают к еще одной, не менее важной части композиционно – графической модели под названием «стандартные операции». Композиционно – графическая модель современного издания являет собой индивидуализационную систему каждой отдельной редакции.

За размещение расположения полос на печатном пространстве отвечают макеты-стандарты. В композиционно – графической модели печатной газетной прессы макет-стандарт играет завершающую корректирующую роль. Составляющие в композиционно – графической модели позволяют максимально эффективно разработать правильную систему построения полос. Композиционная графическая модель позволяет сотрудникам, участвующим в создании газеты, реализовать смелые замыслы, зафиксировав форму, помогает размещать фотографические блоки, рисунки, компоновать статьи и пр.

 

2.3 Организация работы над номером специализированного спортивного издания

Структура редакции формируется под воздействием типа СМИ и зависит от функций, выполняемых данным типом. В небольших по определению редакциях ССИ, где работают до 10 человек, плоская структура (с минимальным количеством уровней) является оптимальной и с творческой, и финансовой точек зрения. Вместе с тем, она во многом изменяет обязанности творческого, технического и коммерческого ее звеньев.

Фактически процесс выпуска номера специализированного спортивного издания и общественно-политического идентичен, за исключением……

Место выпуска номера в редакционной деятельности. Редакционная и типографская части выпуска номера. Функции редактора, его заместителей, сотрудников секретариата, дежурных по отделам в ходе выпуска номера. Работа над номером в редакции. Составление плана номера. Читка и правка материалов. Виды правки (правка-обработка, правка-сокращение, правка-переделка, правка-вычитка). Подбор иллюстраций. Оформление материалов. Выбор шрифтов, формата набора. Создание графического макета номера на основе оформительской модели газеты. Композиционно-графическое моделирование и его роль в оптимизации процесса выпуска номера. Виды оформительской модели. Тематическая модель, графическая модель. Описательная, физическая модели, их особенности. Утверждение номера на редакционной планерке. Механизм внесения поправок, изменений в номер после его утверждения. Дежурство по номеру на уровне отдела, секретариата, редактората.

4. Экономика российских специализированных спортивных журналов, начинающая действовать в условиях конкурентно-рыночных отношений, значительным образом влияет на их типологические характеристики. Нынешняя экономическая практика ССЖ, несмотря на действующие компенсационные механизмы, не в состоянии гарантировать целостность их системы, а также высокую степень реализации функций по налаживанию и поддержке массовых коммуникаций, обеспечивающих многообразные потребности аудитории.

Систему ССЖ переход на рыночные формы существования разделил на две группы, демаркационная линия между которыми находится в сфере экономических отношений, а точнее в рамках дихотомии «коммерческие - некоммерческие» (другой вариант: «рекламные - инвестиционные»), что установило во многом отличные типологические параметры двух групп.

Выделяются три фактора, в порядке значимости обеспечивающие специализированному журналу о спорте устойчивое положение в избранной нише: а) наличие капиталов инвестора; б) наличие потенциальной аудитории; и в) творческий и коммерческий потенциал редакции. Причем без выполнения первого условия, два остальных зачастую теряют смысл.

Были рассмотрены также несколько компенсационных механизмов, позволивших спортивному журналу после 1990 г. сохраниться как сегментарно обособленной группе, способной исполнять функции по созданию и поддержке массовых коммуникаций. Среди них: вхождение журналов в Издательские дома (центры, концерны, группы и т.д.), издание журналов субъектами спортивной деятельности, учреждение электронных интернет-журналов или онлайновых версий «бумажных» изданий; участие иностранного капитала, микровзаимодействие журналов и прямая спонсорская поддержка.

МОЖНО ДЛЯ ВЫВОДА ПО ГЛАВЕ Исходя из нынешнего состояния рынка ССЖ, сделан следующий вывод. Сегмент существует в рамках критической экономической модели. Вследствие объективной нерентабельности специализированных журналов о спорте (узости рынка товаров и услуг, целевой аудитории, не обеспечивающей эффективность рекламы из-за своей малочисленности, однородного тендерного состава и низкой покупательской способности) процент прибыльных среди них удручающе мал. Поэтому основное распространение получают инвестиционные издания, более половины расходов которых покрываются извне (спонсорами, компаниями, управляющими структурами и т.д.). Одновременно с рынка вытесняются журналы, устремленные на малые аудиторные группы (научная среда, детская, специалисты и любители «нерейтинговых» видов спорта).

 

 

2.4 Особенности взаимодействия с учредителем специализированного спортивного издания

Сегодня на информационном рынке России преобладают две формы собственности редакций специализированных спортивных СМИ: частная и государственная. Третий тип – муниципальная - практически перестал существовать в силу некоторых причин, в первую очередь, острой нехватки финансовых средств.

Исследователи выделяются три фактора, в порядке значимости обеспечивающие специализированному изданию о спорте устойчивое положение в избранной нише: а) наличие капиталов инвестора; б) наличие потенциальной аудитории; и в) творческий и коммерческий потенциал редакции. Причем без выполнения первого условия, два остальных зачастую теряют смысл.

Экономика российских специализированных спортивных журналов, начинающая действовать в условиях конкурентно-рыночных отношений, значительным образом влияет на их типологические характеристики. Нынешняя экономическая практика ССИ, несмотря на действующие компенсационные механизмы, не в состоянии гарантировать целостность их системы, а также высокую степень реализации функций по налаживанию и поддержке массовых коммуникаций, обеспечивающих многообразные потребности аудитории. Нами были рассмотрены несколько компенсационных механизмов (вхождение в Издательские дома, издание газет/журналов субъектами спортивной деятельности, учреждение электронных интернет-журналов или онлайновых версий «бумажных» изданий; участие иностранного капитала, микровзаимодействие журналов и прямая спонсорская поддержка и др.), позволивших спортивному изданию после 1990 года сохраниться как сегментарно обособленной группе, способной исполнять функции по созданию и поддержке массовых коммуникаций. Исходя из полученных результатов, нами был сделан следующий вывод: сегмент существует в рамках критической экономической модели. Вследствие объективной нерентабельности специализированных журналов о спорте (узости рынка товаров и услуг, целевой аудитории, не обеспечивающей эффективность рекламы из-за своей малочисленности, однородного тендерного состава и низкой покупательской способности) процент прибыльных среди них удручающе мал. Поэтому основное распространение получают инвестиционные издания, более половины расходов которых покрываются извне (спонсорами, компаниями, управляющими структурами и т.д.). Одновременно с рынка вытесняются журналы, устремленные на малые аудиторные группы (научная среда, детская, специалисты и любители «нерейтинговых» видов спорта).

В этой связи нами видится очевидным, что существующая сегодня формула выпуска ССИ в полной мере не может быть реализована без учета специфики рыночной экономики нашей страны. На данном историческом этапе только государственный подход способен обеспечить целостность системы ССИ.

Как показывает советская практика, государственный подход способен обеспечить специализированному изданию о спорте возможность полноценно исполнять свои функциональные обязанности и со временем достигнуть экономической рентабельности.

Однако зависимость от частных или государственных финансовых вложений, как правило, накладывает на редакционный коллектив определенные ограничения концептуального характера, которые выражаются в желании/нежелании учредителя видеть на страницах своего издания информацию того или иного толка, содержания и направленности.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона «О средствах массовой информации», «учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)»[11]. Круг полномочий учредителя по отношению к редакции, которые могли бы влиять на редакционную политику, устанавливать пределы критики, пределы вмешательства редакции в общественные события и иным образом влиять на процесс производства и выпуска продукции СМИ, весьма ограничен Законом. Фактически он начинается и заканчивается правом бесплатно и в указанный срок поместить заявление учредителя, которое редакция не вправе каким-либо образом редактировать. Правда за учредителем остается право осуществлять контроль за эффективным использованием закрепленного за редакцией имущества, назначать и освобождать от должности главного редактора, принимать решения о ликвидации редакции как юридического лица, увеличивать или уменьшать объем финансирования, что на практике позволяет весьма эффективно влиять на редакционную политику.

Дополнительные гарантии редакционной независимости, в том числе и от возможного вмешательства учредителя, могут быть установлены в редакционных документах – в первую очередь в Уставе, а также в договорах между редакцией (главным редактором) и учредителями (индивидуальных договорах между редакцией и каждым из учредителей в отдельности). Однако, как показывает практика, законодательное ограничение прав учредителей пока не привело к изменению их ментальности и отказу от формулы «кто платит, тот и заказывает музыку». Поэтому сегодня на практике обычным финалом борьбы учредителя с редакцией, проводящей независимую политику, становится его решение о прекращении деятельности СМИ или об отказе от своих прав и обязанностей в отношении него. Если, как правило, местная администрация является учредителем СМИ, то после обычных в подобных ситуациях угроз следует решение о «прекращении учредительства» с непременным предписанием коллективу редакции освободить занимаемое помещение[12].

Доцент кафедры периодической печати и теории журналистики факультета журналистики Оренбургского государственного университета Булат Калмантаев утверждает, что «на моей памяти не было ни одного случая привлечения к ответственности тех, кто ограничивает доступ к информации, или учредителя, который систематически вмешивается в редакционную политику. А вот если журналист даст неполную информацию как раз по этим причинам, то его - накажут. Здесь закон действует только в одну сторону - в сторону журналистов, все остальные остаются безнаказанными… По-хорошему, быть свободными от учредителя мы не можем. Если учредитель у СМИ из сферы металлургии, то и писать об этом будут больше, причём чаще с положительной точки зрения. Вопрос в другом - насколько учредитель будет глубоко понимать важность правдивого и объективного информирования, что это для его же пользы. Наши пока этого не понимают».[13]

 

 

 

 

3 Творческий проект специализированного спортивного издания «Ринг Оренбуржья»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.06 с.)