ТОП 10:

Тенденции развития спортивной печатной прессы



На современном этапе

К началу девяностых годов XX века редакционная политика крупнейшего спортивного издания «Советский спорт» зашла в очевидный тупик. Близился закономерный раскол, и неясно было, к чему он приведет: к изгнанию молодых и талантливых из лона коммунистического ежедневника, награжденного в свое время Орденом Ленина, или к их громкой победе над изжившим себя старым режимом, бывшим не в состоянии уже что-либо менять, делать интересную и красивую, содержательную и глубокую газету.

Гибель – к счастью, она на поверку оказалась лишь летаргическим сном – «Советского спорта» привела к рождению системы отечественной спортивной журналистики, все лучшие достижения которой воплотились в ее величайшем шедевре – ежедневной центральной газете, которую читает и почитает весь русскоязычный мир, – «Спорт-Экспресс».

«СС» и «СЭ» – один из самых замечательных «дуэтов» в журналистике. Не каждая страна может похвастаться подобным. На ум приходит аналогичный в Италии: La gazzetta dello sport и La corriere dello sport. Даже во Франции в этом плане монополия – безраздельно царствует L’equipe. Здоровое соперничество нередко приводит к обоюдному повышению уровня соперничающих, как произошло в нашем случае. Однако в ходе долгой эволюции и многочисленных революций, редакция «Советского спорта» объявила, что их газета отныне - первый в России спортивный таблоид, проведя тем самым жирную черту под славной историей любимой миллионами спортивной газеты.

В России существует еще около 25 изданий, выходящих не менее одного раза в месяц. Их тематика, преимущественно, – «футбол» и «хоккей»: «Еврофутбол», Total Football, «Весь футбол», «Советский спорт. Футбол» и другие.

Учитывая схожий характер публикаций, набор тем, типологических основ спортивных изданий, выходящих сегодня в РФ, нами представляется возможной следующая классификация общих характеристик спортивных газет федерального значения:

1. Аудитория - вся страна. Этим продиктованы выбор тем и концепция отбора информации из новостного событийного потока. Рассматриваются только общезначимые вопросы: чемпионаты высшего и первого дивизионов, крупнейшие турниры, соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных по различным видам спорта.

2. Объект отражения - спортивная жизнь и ее участники во всевозможных проявлениях. Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс, соревнования, остаточные впечатления и планы на будущее - все это находит отражение на полосах газет.

3. Основные потребители информации - мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, с высшим образованием, средним или высоким достатком, предпочитающие активный образ жизни, а также студенты. Читатель всерьез и регулярно интересуется профессиональным спортом. Он читает спортивные новости в интернете и спортивных газетах, не реже одного раза в неделю смотрит спортивные соревнования по телевизору. Скорее всего, он подписан на спортивные каналы НТВ+, и не реже двух раз в месяц ходит в спортивные бары с друзьями, чтобы «поболеть».

4. Повышенная даже по сравнению с общественно-политическими изданиями оперативность. Спорт живет только сегодняшним днем, и невозможен какой-либо "секонд-хэнд" в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста - максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.

5. Превалирование факта над комментарием. Болельщик должен успеть очень много, и на подробный разбор зачастую нет места. К тому же, наш вдумчивый и инициативный любитель спорта расположен делать выводы сам.

6. Ведущие жанры - репортаж и информационная заметка. Наиболее волнующий и захватывающий, исключительно репортаж в состоянии передать эмоциональный накал и динамику происшедшего события. Часто применяется прием повествования в настоящем времени, что еще более усиливает эффект присутствия и соучастия. Короткие сводки всегда прекрасно уточняют и дополняют картину происшедшего.

7. Эволюция жанра интервью и привнесение в него элементов комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать "живой человеческий" голос. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.

8. Преобладание коротких синтаксических конструкций. Назывные (номинативные) и слова-предложения призваны усилить иллюзию быстротечности и необратимости происшедшего, отразить динамику спорта, передать эмоции и подсознательный, ассоциативный уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи - замедленное восприятия слова по отношению к образу.

В последние годы наметился и в некоторой степени даже утвердил себя совершенно новый вид спортивной журналистики. Его можно определить как публицистическую эссеистику. Теоретически задача жанра — задержать внимание читателя на проблемах, которые слишком быстро меняли свое содержание во времени и в информационной спешке не были по достоинству ни оценены, ни синтезированы оперативными жанрами — информацией, репортажем, отчетом. Речь идет о событиях, которые становились подчас вехой в истории того или иного вида спорта, одновременно являясь конечным пунктом одной тенденции и изначальным — другой. Публицистическая эссеистика — свободное размышление, которому присуща предельная ясность изложения и в котором элементы аналитической статьи естественно переплетены с репортажем, а сравнение событий построено на смещении и синхронизации времен, в результате чего взору заинтересованного читателя открывается причинность и закономерность цепи событий. Все это, разумеется, должно быть объединено четкой идейной концепцией автора и может касаться не только внутренней жизни спорта, но и воссоздания ее как журналистикой, так и литературой и искусством.

Таким образом, жанр публицистической эссеистики следовало бы всячески приветствовать, если бы с первых своих шагов он не двинулся по ложному пути. Вместо того чтобы глубоко разрабатывать насущные проблемы той сферы жизни общества, которая называется спортом, он пошел по дорожке, от века определяемой как «взгляд и нечто» и, кстати сказать, давным-давно отринутой во всех остальных областях отечественной журналистики. Еще классики русской литературы смеялись над сочинителями опусов, в которых «разговаривают как-то неопределенно, но с оттенком высшего значения». Вот и современные авторы публицистических эссе на спортивную тему позволяют себе утверждения, не подкрепленные ни доказательствами, ни фактами, ни самой элементарной логикой. И всем им присуща еще одна общая черта: они пишут заведомо усложненным, витиеватым языком. Так и кажется, что автор сам любуется красивостями, выходящими из-под его пера. Благодаря этим красивостям (в сочетании с интересующей многих темой спорта) они находят своих читателей и даже почитателей, которым импонирует такая манера изложения, а разбираться в самой сути прочтенного неохота, да и недосуг. Особенно активно развивается жанр эссеистики в интернет-блогах и электронных версиях бумажных изданий. Лидер среди спортивных журналистов России, преуспевший в жанре публицистической эссеистики – редактор спортивных программ НТВ+, журналист «Советского спорта» Василий Уткин[9].

Быстрое развитие глобальной сети интернет вызвало своеобразную революцию во всех видах СМИ – в том числе и спортивных. Работники спортивных редакций газет и журналов столкнулись с новыми тенденциями рынка: печатные издания стали понемногу терять свои тиражи, а читатель смещаться в виртуальное пространство интернета. Если два-три десятилетия назад газеты в основном специализировались на новостных блоках и помещали на своих страницах фотографии о прошедших спортивных событиях, то ныне газеты на своих веб-ресурсах ведут репортажи и комментарии в онлайн режиме, составляя, таким образом, конкуренцию радиостанциям.

Следует также отметить, что практически все спортивные СМИ используют на своих веб-ресурсах такие инструменты многосторонней коммуникации как чаты, форумы, интернет-рассылки, маркетинговые и социологические опросы целевой аудитории. Нередко в структуру сайтов включаются такие инструменты BTL-поддержки бизнеса как конкурсы, пробы продуктов и розыгрыши призов. Все делается для того, удержать имеющихся потребителей и привлечь новых любителей спорта.

Интересно, что на этапе зарождения онлайнового спортивного бизнеса газеты и журналы пытались просто дублировать материалы печатных изданий на интернет-ресурсах. При этом издатели находились в затруднительном положении, так как их бизнес строился на продаже информации на бумажных носителях через розничную сеть. Теперь же возникла дилемма: выставлять в интернете материалы полностью и фактически бесплатно (компенсируя затраты за счет баннерной рекламы) или давать ее в усеченном варианте, в виде анонсов, что несомненно, ведет к снижению читательского интереса и снижению посещаемости интернет-ресурса.

Возможен также вариант доставки газеты или журнала в электронном виде по оформленной подписке. При этом гарантируется своевременная и оперативная доставка издания, снижение платы за безбумажную форму и отсутствие расходов на почтовые услуги. Достоинством такого способа является также то, что издание не может быть похищено или испорчено.

Что же касается содержательной части онлайновых и офлайновых изданий, то их простое дублирование себя не оправдало. Интернет-аудитория – а это в основном наиболее образованные и «продвинутые» люди – желают большего. Они хотят получить по интересующей их тематике наиболее интересный и полный материал, включая видеоизображения, звук, архивные файлы, комментарии. Поэтому современные спортивные СМИ широко используют возможности гиперссылок, то есть переадресации пользователей на соответствующие ресурсы, содержащие необходимые сведения.

Рассматривая проникновение IT–технологий в спортивные СМИ, нельзя не отметить и такой важнейший феномен как все более массовое участие болельщиков в производстве спортивной информации. Ныне каждый желающий может без проблем организовать в Сети собственный веб-сайт, вести публичный дневник (блог), помещать видео и фотоматериалы. Болельщики создают неофициальные сайты команд и виртуальные фан-клубы, обмениваются впечатлениями на форумах и чатах, пишут статьи аналитического и критического характера. Любители спорта в таких случаях выступают не столько в качестве пассивных зрителей и читателей, потребляющих произведенную СМИ информацию, но и сами становятся добровольными корреспондентами, журналистами и комментаторами.

В ближайшее десятилетие бизнес спортивных СМИ претерпит, по всей вероятности, большие изменения. Интернет не знает государственных границ и больших географических расстояний. Болельщики, спортсмены и тренеры могут теперь оперативно получать любую информацию, касающуюся спорта из самых разных источников и уголков земли. Скорость и разнообразие мнений формируют новое качество спортивной информации и конкуренции между СМИ, способствуют быстрому развитию новых форм распространения данных, способов общения с читателями и зрителями.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.126 (0.008 с.)