Памяти павших будьте достойны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памяти павших будьте достойны.



Интересен творческий путь композитора Г.В. Свиридова. Свое первое крупное сочинение — ораторию "Декабристы" он пишет в середине 50-х гг. Затем завершает работу над "Поэмой памяти Есенина", "Патетической ораторией" (слова В.В. Маяковского). Наибольшую славу принесли композитору "Курские песни", тематика которых почерпнута из вечно живого народного источника.

В соответствии с общей духовной устремленностью интеллигенции тех лет (а иногда и из* конъюнктурных соображений) композиторы обращаются к революционной и ленинской теме. Образы вождя революции и восставшего народа воплощаются в контексте нравственно-эстетических идеализированных представлений о прошлом, "искаженном" последующим развитием социализма. В числе лучших сочинений— 12-я ("1917") симфония Д.Д.Шостаковича, оратория "Ленин в сердце народном" Р.К. Щедрина, кантата "Ленин с нами" А.Я. Эшпая, опера "Виринея" С.М. Слонимского.

В этот период был приоткрыт "железный занавес" в сфере музыкального исполнительства. Значительно возрос обмен между зарубежными и отечественными артистами. Был учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. П.И. Чайковского. Высокого мастерства достигают такие отечественные исполнители, как Ю.Х. Темирканов (симфонический дирижер), А.А. Юрлов (дирижер хора), пианисты ДА Башкиров, НА Петров, скрипачи Г.М. Кремер, И.Д.Ойстрах, В.В.Третьяков, виолончелисты Н.Г.Гутман и Н.Н.Шаховская, певцы МЛ. Биешу, Е.В. Образцова, ЕЕ. Нестеренко и др.

В конце 50-хгг. к творческой работе обратилось новое поколение отечественных кинематографистов. Среди них Т.Е. Абуладзе, РА. Быков, Л.И. Гайдай, С.Ф. Бондарчук, Г.Н. Данелия, Э.Г. Климов, А.Н. Митта, Э.А. Рязанов, И.В. Таланкин, М.М. Хуциев, В.М. Шукшин. Огромной популярностью пользовались: музыкальная комедия "Карнавальная ночь" (реж. Э.А. Рязанов), "Девять дней одного года" (реж. М.И. Ромм), "Иваново детство" (реж. А.А. Тарковский), "Гамлет" (реж. Е.Г. Козинцев). Успешно развивается искусство мультипликации ("Каникулы Бонифация", "Бре-менские музыканты", "Крокодил Гена" и др.). Появляются высокопрофессиональные документальные фильмы ("Обыкновенный фашизм", реж. М.И. Ромм).

Многие талантливые деятели культуры этих лет постоянно испытывали давление со стороны цензуры и партийных чиновников. В эпицентре духовного обновления общества — деятельность журналов ("Юность", "Новый мир"), театров ("Современник", Московский театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский Большой драматический театр). Большой резонанс получают спектакли режиссеров Ю.П. Любимова, О.Н. Ефремова, Г.А. Товстоногова, Е.Р. Симонова, А.В. Эфроса.

В целом же период "оттепели", несмотря на всю противоречивость, показал, что'культура России не задохнулась в тисках сталинизма, что живы "на генетическом уровне" ее здоровые духовные силы, способные вдохнуть новую жизнь в национальное возрождение.

В последние десятилетия "отката оттепели" (70-е — 80-е гг.) за внешним благополучием развития науки, культуры, образования скрывались кризисные явления в экономике и политике. Все более углублялось серьезное отставание народного хозяйства от требований времени, научно-технического прогресса.

Остро сказываются кризисные черты и в духовной жизни общества. В кругах интеллигенции, как технической, так и гуманитарной, крепнет диссидентское движение. Идеи этого движения правящая партийная элита пыталась объяснить "буржуазным влиянием". Поэтому уже с конца 60-х гг. брежневская администрация перешла к открытому преследованию растущего инакомыслия.

Большой урон был нанесен гуманитарным наукам. Так, в исторических исследованиях были закрыты направления, изучающие проблемы революций, в том числе революции 1917 г. (например, работы известного историка П.В. Воло-буева). В педагогике преследовались ученые, ставящие вопросы о необходимости ускоренного развития интеллекта способных детей. В искусствознании с трудом пробивала себе дорогу школа отечественных медиевистов — исследователей древнерусского церковного пения. Слаборазвитыми оставались ранее запрещенные науки — кибернетика и генетика. Замалчивались достижения западной культурологии, психологии, медицины, образования.

Сложными оставались условия культурного обмена с зарубежными странами. Выдающиеся музыканты, актеры, режиссеры часто были "невыездными" (например, много лет не мог получить разрешение на гастроли в капиталистических странах великий пианист С.Т. Рихтер).

Как и в предыдущие десятилетия, главной сферой духовного противления нации оставалось искусство. Нравственные проблемы пытались решать в своем творчестве такие писатели и драматурги, как Ю.В. Трифонов, В.А. Солоухин, А.И. Гельман, И.М. Дворецкий, Ф.А. Абрамов, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ч. Айтматов, художники A.M. Шилов, И.С. Глазунов и др. Огромной популярностью пользовались "полуподпольные" юмористические рассказы М.М. Жванец-кого, помогающие "смеясь над самим собой" расставаться с предрассудками и иллюзиями прошлого.

В 1975 г. завершает свой жизненный путь великий композитор современности Д.Д. Шостакович. Его последние симфонии (XIV и XV) посвящены воплощению глубоких внутренних и социальных конфликтов эпохи тоталитаризма. Обличая социальное зло, защищая гуманизм, композитор возвышается до уровня крупного русского общественного деятеля, сумевшего в жестких условиях цензуры отстоять собственные позиции в творчестве. "Диссидентское" начало проникает в музыкальное творчество молодых авторов, ищущих принципиально новые пути в искусстве. В числе ярких композиторов-новаторов А.Г. Шнитке, Э.В. Денисов, С.А. Гу-байдулина и др. Успешно работают в разных жанрах В.А. Гав-рилин, А.П. Петров, С.М. Слонимский, А.Я. Эшпай, Н.И. Пей-ко, Р.К. Щедрин, отражая в своей музыке общечеловеческие представления о красоте, нравственности, стремлении к счастью.

В эти годы триумфальную славу во всем мире приобрел русский балет. В Большом театре с успехом осуществляет свои постановки Ю.Н. Григорович. На сценах Москвы, Ленинграда, других городов страны и за рубежом раскрываются таланты артистов и хореографов разных поколений — В.В. Васильева, М.М. Плисецкой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, Н.В.Тимофеевой, М.Э. Лиепы, М.Л.Лавровского, Н.В. Павловой, Л.И. Семеняки и др.

Мир художественного творчества и мир политизированной действительности, соприкоснувшись друг с другом, нередко рождали трагические жизненные коллизии. Был выслан за границу писатель А.И. Солженицын — беспристрастный исследователь российской истории XX века ("Архипелаг ГУЛАГ"). За критику политики правящей партии и правительства (прежде всего за ввод советских войск в Афганистан) поплатился академик А.Д. Сахаров (ссылка). Рост критических общественных настроений вызывал со стороны партийных органов еще большее ужесточение цензуры и идеологического контроля за творческой деятельностью ученых, писателей, музыкантов, художников. Многие кинофильмы признанных в мире режиссеров и сценаристов (А.А. Тарковского, Ю.П. Германа и др.) оставались "на полках"; ряд кинолент переделывался в угоду идеологическим догмам (например, кинофильм по мотивам русской истории XIX в. "О бедном гусаре замолвите слово", реж. Э.А. Рязанов). Запрещались театральные постановки (в том числе популярного Театра на Таганке). В кинопрокат не пускались порой безобидные ленты западных режиссеров, критика которых развертывалась на страницах печати (например, фантастический американский кинофильм "Кинг Конг").

В поисках выхода из жизненного тупика и спасая свое творческое лицо, вынуждены были покинуть Россию многие представители художественной интеллигенции. Среди них поэт И.А.Бродский, режиссер Ю.П.Любимов, дирижер К.П. Кондрашин, писатели В.П.Аксенов, Г.Н. Владимов, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, скульптор Э.И. Неизвестный, кинорежиссер А.А. Тарковский, виолончелист и дирижер М.Л.Ростропович, певица Г.П. Вишневская, многие хореографы, музыканты, актеры.

Искусство середины 80-х гг., рожденное в трудной борьбе с идеологическими догмами, способствовало подготовке общества к этапу "перестройки" и к последующим шагам, направленным на рыночные реформы. В наше время, отмеченное добрым знаком возврата к истокам духовных традиций, всю отечественную художественную культуру XX в. можно рассматривать как противоречивый феномен.

 

 

:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.008 с.)