В.Древнерусская культура 10-13 веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.Древнерусская культура 10-13 веков.



В Культура России в 17 веке

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика». В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

 

В 1687 г. создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

 

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 в. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

 

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

 

В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко

 

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

 

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

 

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

 

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

 

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

Движение декабристов

Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические, в особенности, политические условия развития России.

В 1825 г. наиболее дальновидные дворяне уже понимали, что судьба страны и самого дворянства не исчерпывается царскими льготами и милостями. Освободить крестьян и учредить представительные органы власти люди, вышедшие на Сенатскую площадь, хотели сами. Жертвуя для народа своими судьбами и жизнями, они не могли пожертвовать своей привилегией решать за народ, его не спрашивая.

“Мы дети 1812 года”, — писал Матвей Муравьев-Апостол, подчеркивая, что Отечественная война стала исходным моментом их движения. Свыше ста декабристов участвовали в войне 1812 года, 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепило стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие ее народа.

Академик М.В. Нечкина, известный исследователь истории декабристского движения называла главной причиной его зарождения кризис феодально-крепостнической, самодержавной системы, т.е. саму русскую действител

ьность, и уже во вторую очередь отмечала влияние европейских идей и впечатлений от заграничных походов русской армии.

Свое первое тайное общество “ Союз спасения ” гвардейские офицеры А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, основали в 1816 г. в Петербурге. Революционеры планировали в момент смены монарха на престоле вынудить его принять Конституцию, ограничивающую царскую власть и уничтожавшую крепостное право.

На основе “Союза спасения” в 1818 г. в Москве был создан “Союз благоденствия”, куда входило более 200 чел. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение той задачи отводилось 10 лет

 

В 1821 — 1822 гг. возникли “ Южное ” и “ Северное ” общества. В 1823 г. на Украине была создана организация “ Общество соединенных славян ”, к осени 1825 г. оно объединилось с “Южным обществом”.

В декабристском движении в течение всего его существования имелись серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д.

Расхождения членов “Южного” и “Северного” обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем (“ Русская правда ”) и Никитой Муравьевым (“ Конституция ”).

Один из важнейших вопросов оставался вопрос о государственном устройстве России. По “Конституции” Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, — Народному вече.

По “ Русской правде ” Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления. Далее верховная власть передавалась однопалатному Народному вече из 500 человек, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом выступала Державная дума (5 человек), избираемая на 5 лет Народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент. Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия оставалась единой и неделимой.

Второй важнейший вопрос — вопрос о крепостном праве. И “Конституция” Н. Муравьева, и “Русская правда” Пестеля решительно выступали против крепостного права. “Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным”, — гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По “Русской правде” крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось “святейшей и непременнейшей” обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Н. Муравьев предлагал сохранить освобождаемым крестьянам приусадебную землю “под огороды” и по две десятины пахотной земли на двор. Пестель считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Общественный земельных фонд должен был сформироваться за счет изъятия без выкупа земель помещиков, размеры которых превышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5 — 10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным, последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Представители “Северного” и “Южного” обществ планировали совместное выступление летом 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I, случившаяся 19 ноября 1825 г. в Таганроге, повлекла за собой династический кризис, заставила заговорщиков изменить свои планы. Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину. Однако еще в 1822 г. Константин подписал тайное отречение. Этот документ хранился в Синоде и Государственном Совете, но не был оглашен. 27 ноября страна присягнула Константину. Только 12 декабря пришел ответ об отречении Константина, находившегося в Польше. На 14 декабря была назначена присяга Николаю, младшему брату.

План декабристов состоял в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь (где находились здания Сената и Синода) и не допустить сенаторов до присяги Николаю I, силой заставить объявить правительство низложенным, издать революционный “ Манифест к русскому народ у”, составленный К.Ф. Рылеевым и С.П. Трубецким. Царская семья должна была быть арестована в Зимнем дворце. Диктатором, т.е. руководителем восстания, был избран полковник гвардии князь С.П. Трубецкой, начальником штаба — Е.П. Оболенский.

На Сенатскую площадь в 11 утра вышли несколько рот Московского полка. К восставшим обратился генерал-губернатор М.А. Милорадович с призывом вернуться в казармы и присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен выстрелом Каховского. Численность повстанцев постепенно достигла трех тысяч, однако, не имея руководства (Трубецкой так и не явился на Сенатскую площадь), они продолжали стоять в ожидании. К этому времени Николай, видя, что “дело становится серьезным”, стянул к площади около 12 тыс. человек и послал за артиллерией. В ответ на отказ декабристов сложить оружие начался картечный огонь. К 18 часам восстание было подавлено, погибло около 1300 человек.

29 декабря 1825 г. под руководством С. Муравьева-Апостола выступил Черниговский полк, но уже 3 января 1826 г. восстание было подавлено.

По делу декабристов было арестовано 316 человек. Подсудимые были разбиты на 11 разрядов в зависимости от степени их вины. К смертной казни четвертованием, замененной повешением, были приговорены 5 человек (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин).

К отсечению головы, замененной ссылкой, — 31 человек.

13 июля 1826 г. состоялась казнь в Петропавловской крепости. При экзекуции у Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола оборвались веревки, но их повесили вторично.

На каторжные работы в Сибирь отправились Трубецкой, Оболенский, Н. Муравьев, Якубович, Якушкин и др. Всех осужденных во дворе Петропавловской крепости построили в “каре” и лишили чинов и дворянских званий (над ними ломали шпаги, срывали погоны и мундиры и бросали в костер).

Только в 1856 г. в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия. Целое поколение молодых, образованных активных людей оказалось вырванным из жизни страны. Из “глубины сибирских руд” декабрист А.И. Одоевский писал Пушкину:

“Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя…”

Прогноз оказался точным. Расправившись с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам.

 

Отмена крепостного права

В правительственной политике начинает завоевывать приоритет новое направление, которое поставило цель — превратить крестьян в собственников своих наделов, уничтожить вотчинную власть помещиков и приобщить крестьянство к гражданской жизни.19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась:

1. бесплатно личная свобода. Помещик сохранял право на все земли, но

2. обязан был предоставить крестьянину в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан ее выкупить. Помещик обязан был дать надел, а крестьянин был обязан этот надел принять.

3. Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство имели отношения с общиной, которая выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то

4. посредником между помещиками и крестьянством выступало государство. Правительство единовременно оплатило помещикам 80 % выкупной суммы, а остальные 20 % внесла община, которая получила от правительства кредит под 6 % годовых сроком на 49 лет.

За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять обязанности перед барином. Отсюда и термин: временнообязанные крестьяне. Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. В среднем по стране норма оброка составляла 10 р. в год, а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Размер выкупа за надел составлял такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий 6 % годовых, давала бы помещику ежегодно сумму оброка. На эти деньги помещик мог купить сельскохозяйственные машины и нанять работников, мог вложить деньги в акции, модернизацию своего хозяйства. В среднем по стране выкуп превышал рыночную стоимость земли. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу. Для прожиточного минимума надо было иметь от 5 до 8 дес. Перспектива разорения значительной части крестьянства стала неизбежной.

В 1911 г., в год 50-летия реформы 1861 г., она была названа Великой. Факт отмены крепостного права, этой унизительной формы состояния человека, был актом великого гуманистического значения.

В-34.

Реформы 1860–1870-х гг.

Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества.

Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года Граждане подразделялись на три разряда: сельские общества (крестьяне); горожане; все остальные земельные собственники (в основном дворянство).

16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд. Учреждениями городского самоуправления были: городские избирательные собрания, городская дума, городская управа.

Вопрос

Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864 г. Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились: бессословный характер суда и равенство всех граждан перед законом; отделение судебной власти от административной и провозглашение несменяемости судей; гласность и состязательность судопроизводства; введение новых правовых институтов: присяжных заседателей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен); присяжных (частных) поверенных – адвокатов, которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон; сокращение числа судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.

В соответствии с проведенной реформой судебная система России стала иметь пять инстанций: 1) мировой суд, 2) съезд мировых судей, 3) окружной суд, 4) судебная палата, 5) Сенат.

Судебная реформа 1864 г. была серьезным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства. Многие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современной судебной системе Российской Федерации.

Подготовку и проведение военной реформы (1861–1874) в России осуществлял Д.А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром. Он начал с облегчения службы солдат, добившись в 1863 г. уменьшения ее срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов, т. е. децентрализации военного управления в стране; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии.

Расширялась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава: в 1862–1864 гг. были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Было проведено перевооружение армии.

Военные преобразования сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60–70-х гг. XIX в.

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования. В 1860–1870-е гг. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, поэтому было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского типа.

Серьезные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.). Тем самым государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Изменения произошли и в системе высшего образования. Так, 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономность. Существенное внимание в этом документе было уделено выборному началу: все вакансии заполнялись путем выборов, в том числе профессорские. Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.

 

58в причины распада СССР следующие:

кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

обострение национальных противоречий;

ослабление центральной власти;

авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

 

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

 

Образование СССР

1. СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами — двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., Сохранялась открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

На основе Конституции СССР 1924 г, были внесены изменения в Конституции союзных республик.

 

 

Генуэзская конференция.

Ведущие страны пока воздерживались от установления дипломатических отношений, требуя выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации собственности иностранных государств и граждан. Советское руководство приняло решение о признании части долгов дореволюционной России, но потребовала возмещение ущерба, причиненного интервенцией, признания советского государства и предоставление кредитов. Правительства европейских стран решили созвать международную конференцию и пригласить на нее советскую Россию.

Конференция проходила в Генуе в 1922 г. Председателем советской делегации считался Ленин, а фактически ею руководил Г. Чичерин. На конференции не удалось достичь соглашения, однако в ходе ее работы в местечке Рапалло был подписан советско-германский договор.

1924 г. стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены отношения с Англией, Италией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Китаем, в 1925 г. – с Японией.

«Экспорт революции».

Несмотря на определенное усиление реалистических тенденций и миролюбивые заявления большевистское руководство продолжало политику «экспорта революции», всячески поддерживая «левые силы» на Западе и национально-освободительное движение в колониях: Германия (Э. Тельман), Англия, Китай.

Вов стр399-406

1.Начало войны

2.Московская битва

3.1942год кавказ.

4Сталинградская битва

5Курская битва

6Завершение войны

 

 

В стр 426-435

В стр436 -451

Стр 478 -484-

1.Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре.Были разрушены 1000и школ,вузов.музеев,сожжены сотни книг. С фронта не вернулись многие ученые, писатели, художники.

 

2.Характерной чертой развития культуры было усиление вмешательства партйно-государственного аппарата в культурную жизнь общества.

3.Появилось постановлении «О журналах звезда и Ленинград».Поводом послужил рассказ Зощенко «Приключения обезьянки».Зощенко был обвинен в безыдейности.

4.Также резко критиковали работу драматургов и композиторов.

5.Многие советские ученые были обвинены в искажении истории советского общества.

6В 50х годах были сформирован союз писателей РСФСР, Союз художников. Появились журналы: Москва, Нева, Юность. Открылся театр «Современник»

7.Отношения с деятелями искусства складывались непросто.В 1958 г поэту Борису пастернаку за роман «Доктор Живаго» присудили Нобелевскую премиюи в том же году его вынудили отказаться от нее.

8.В москве состоялся 1 международный конкурс музыкантов имени Чайковского

9.Получили развитие школы рабочей молодежи.10.Возобновили 7летнее образование. А 1964 г 10летнее.Были открыты новые вузы.Восстанавливали научные центры. В1949 было испытание атомной бомбы.Развивалась ракетно-космическая область.Под руководством кккоролева были созданы космические корабли.В1961г Гагарин на «Востоке»совершил полет вокруг земного шара.1965 вышел в космос летчик- космонавт Леонов.В 60 х годах боролись с религией

В литературе:

Военная тема-(Повесть о настоящем человеке, Молодая гвардия)

Прославляли Сталина.

В 50г возрос интерес к человеку,писали о деревне и людях труда,Запретной была повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Вмоскве развивается архитектура(МГУ им Ломоносова),Архитекторы оформляли Московский и Ленинградский метрополитены.

 

Советское и партийное руководство стремилось использовать тех специалистов, которые по роду своей деятельности не представляли большой идеологической опасности для новой власти. К ним в первую очередь относилась интеллигенция, работающая для усиления обороноспособности страны. Поэтому многие крупные специалисты успешно продолжили свои исследования. К ним относятся Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Бах, И.М. Губкин, Н.И. Вавилов, ФА. Цандер, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др.

Гуманитарная же наука и развитие художественной культуры были поставлены под строгий контроль государственных и партийных органов. Так, в 1921 г. упраздняется автономия университетов и институтов. Педагогический состав регулярно подвергается "чисткам", результатом которых было увольнение профессоров и преподавателей, не разделяющих коммунистические идеи. В 1922 г. учрежден цензурный орган Главлит, который многие десятилетия следил за "чистотой" печатной продукции, "ограждал" массового читателя от проникновения "враждебной буржуазной идеологии". В 1923 г. была проведена грандиозная проверка библиотек, которые освобождались от "антисоветской" литературы. В число запрещенных попали многие выдающиеся произведения отечественных и зарубежных авторов. В результате уже к середине 20-х гг. прекращается деятельность почти всех независимых издательств, закрываются газеты и журналы частных предпринимателей периода нэпа.

Вместе с тем, заботясь о рождении преданной делу коммунизма новой интеллигенции, партия большевиков стремится создать условия для развития высшей школы. Рабочие и крестьяне получают значительные преимущества при поступлении в высшие учебные заведения. Открываются рабфаки, куда принимали без экзаменов по комсомольским и партийным путевкам. К 1925 г. более половины студентов высших учебных заведений составляли выпускники таких рабфаков. Для подготовки "пролетарской интеллигенции" были созданы специальные учебные и научные учреждения идеологического характера. В провинциальных городах это были губернские совпартшколы, в центре — Социалистическая (Коммунистическая) академия, Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.

Наибольших успехов добилась Советская Россия в ликвидации неграмотности. Идеологами партии и правительства постоянно подчеркивалась необходимость всеобщего обучения, так как "неграмотный человек стоит вне политики" (В.И. Ленин). В 1923 г. учреждается общество "Долой неграмотность" (возглавил общество председатель ВЦИК М.И. Калинин). Повсеместно организуются кружки, избы-читальни, где учились грамоте не только дети, но и взрослые.

Для творцов искусства — писателей, художников, артистов, музыкантов — 20-е гг. были временем кардинальных перемен. Первоначально художественная жизнь России по традиции отличалась разнообразием объединений (ОПОЯЗ, "Перевал", "Серапионовы братья"), а также школ и течений, сформировавшихся еще в "серебряный век". Возникали новые направления, многие из которых исповедовали абсолютное новаторство, в котором видели показатель всепобеждающей пролетарской идеологии. Правившая партия не могла находиться в стороне от этих бурных процессов. Чиновничий аппарат начинает находить способы регламентации и управления творчеством. Партийные руководители, лишенные за редким исключением элементарных знаний, стремились привить идеологию "классовой борьбы" многим великим русским мастерам.

Еще со времен написания В.И. Лениным статьи "Партийная организация и партийная литература" (1905), была ясна позиция большевиков по отношению к деятелям культуры. Искусство, и прежде всего — художественное слово, рассматривалось как придаток политики, как "часть общепролетарского дела", иначе говоря, — как орудие в борьбе против "буржуазной идеологии". Свобода творчества, да и любой другой интеллектуальной деятельности, отрицалась. В контексте установок "партийности" культуры становится понятной политика властей, обвиняющих многих талантливых мастеров в "индивидуализме". Послереволюционные годы были испытанием и для тех, кто участвовал в социальной борьбе (М. Горький, И.Э. Бабель, А.П. Платонов), и для тех, кто сознательно избегал политики (Е.И. Замятин, Б.Л. Пастернак, М А. Булгаков). Так, остались неопубликованными "Несвоевременные мысли" М.Горького (1917—1918), где писатель показал, как под грузом насилия гибнет великая русская культура. В интеллигентском гуманизме был обвинен И.Э. Бабель за "Конармию" (1926). Вынужден эмигрировать Е.И. Замятин, создавший в 20-е годы свою знаменитую антиутопию — роман "Мы". Были запрещены произведения М.А. Булгакова ("Роковые яйца", "Собачье сердце", "Бег"), не публиковались рассказы А.П. Платонова, М.М. Зощенко. Непокорных не только травили в прессе и лишали работы (как, например, М.А. Булгакова), но арестовывали и ссылали (например, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, О.Э. Мандельштама), а порой физически уничтожали (П.А. Флоренского, позднее — В.Э. Мейерхольда).

Непоправимый вред русской культуре нанесли так называемые "атеистические пятилетки". Следствием огульного осуждения многовековой Православной веры стало повальное разрушение храмов — памятников старины. Осквернение икон, могил, атрибутов церковной службы способствовало стиранию в народной памяти многих славных традиций предков, разрушало нравственность. Возвращение к историческим истокам, начавшееся в годы Великой Отечественной войны, оказалось долгим и трудным. Не окончилось оно и сегодня.

В литературе 20-х гг. выделяются две противоположные тенденции. С одной стороны, как отмечено выше, ряд крупных писателей и поэтов не принял пролетарскую революцию, эмигрировав из страны. С другой стороны, для некоторых русских литераторов послереволюционных лет характерно романтическое восприятие действительности, вера в высоту помыслов и нравственных ориентиров коммунистов. Герой 20-х гг. — это большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей. В этом ключе созданы произведения В.В. Маяковского ("Левый марш"), А.А. Блока ("Двенадцать"), В.В. Хлебникова ("Ночь перед Советами"). Развитию литературы способствовало появление "толстых" журналов "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь" и др. Атмосфера этих лет передана в произведениях "Разгром"

А.А. Фадеева, "Цемент" Ф.В. Гладкова, "Бруски" Ф.И. Панферова, "Конармия" Н.Э. Бабеля. Философско-нравствен-ные проблемы получили осмысление в прозе Л.М. Леонова, К.А. Федина, Ю.К. Олеши, в романтических произведениях А.С. Грина ("Алые паруса").



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.102 с.)