Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные



Дни памяти: 11 / 24 Октября (прп. Феофан), 27 Декабря / 9 Января (прп. Феодор).

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 11 / 24 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.

Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813 - 820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811 - 813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, Патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.

При следующих императорах, Михаиле II (820 - 829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829 - 842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные

опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи - 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о "сосудах суеверного заблуждения". Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, - за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: "Это всё равно, как бы вы сказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь". После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Когда нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан - сириец и некому поручиться в том, что он православный, то святитель Мефодий Константинопольский, указывая на лицо его, сказал: "после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании." Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия, а также написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался преподобный Феофан в мире около 850 года[101]. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.

Тропарь преподобнаго Феодора. Глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ТИХОН (НИКАНОРОВ), АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Память 27 декабря / 9 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Воронежских и Липецких святых

В миру Никаноров Василий Варсонофьевич, родился 30 января / 12 февраля1855 года в селе Кирюге Кирилловского уезда Новгородской губернии семье псаломщика Ротковской Троицкой церкви.

В 1871 году окончил Кирилловское духовное училище, в 1877 году - Новгородскую духовную семинарию первым студентом, в 1881 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

1 / 14 августа 1881 года определён преподавателем Священной истории и помощником смотрителя в Белозерское духовное училище. Преподавал также географию. Любил учащихся, постоянно заботился о них, хлопотал об одежде и обуви для бедных учеников, нередко тратил на эти цели свои средства. Ревизия 1882 года отозвалась о нем как о хорошем педагоге.

25 апреля / 8 мая 1884 года назначен преподавателем и инспекторомНовгородской духовной семинарии при условии пострижения в монашество. Постриг должен был совершить архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов). 15 / 28 июня того же года пострижен в монашество с наречением имени Тихон.

8 / 20 июля того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 10 числа (22) того же месяца - в сан иеромонаха.

6 / 18 декабря 1888 года возведен в сан игумена.

Архиепископ Тихон (Никаноров). Фотография с сайта fond.ru

25 декабря 1890 (это было бы 7 января 1891г.) года возведен в сан архимандрита и назначен ректоромНовгородской духовной семинарии.

С 21 января / 3 февраля 1891 года - настоятель Новгородского Антониевского монастыря.

2 / 15 февраля 1892 года хиротонисан во епископаМожайского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митрополит Московский Леонтий (Лебединский), преосвященный Нестор (Метаниев), член Московской Св. Синод. Конторы, епископ Дмитровский Александр (Светлаков) и епископ Христофор (Смирнов), настоятель Новоиерусалимского монастыря.

С 20 августа / 2 сентября 1899 года - епископ Полоцкий и Витебский.

С 4 / 17 июня 1902 года - епископ Пензенский и Саранский. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904).

В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию.

25 июля / 7 августа 1907 года епископ Тихон уволился на покой, а 31 июля / 13 августа того же года стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 25 июня / 8 июля 1912 года - епископ Калужский и Боровский.

13 / 26 мая 1913 года возведён в сан архиепископа с назначением Воронежскую и Задонскую кафедру.

Священномученик Тихон (Никаноров), икона

8 / 20 июня 1917 года за неподчинение власти был арестован (Октябрьского переворота еще не было, то есть, это «демократическая» власть, пришедшая в результате Февральской «революции») и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 / 27 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией.

Был участником Всероссийского Поместного Собора1917 - 1918 годов в Москве.

3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.

В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Благовещенском Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.

9 января1920 года, на третий день Рождества Христова, было совершено страшное надругательство: во время совершения Литургии группа красноармейцев вошла через Царские врата в алтарь Благовещенского собора. Их главарь, закурив папиросу от семисвечника, сел на Престол и объявил решение "пролетариев": архиерей как монархист и пособник белогвардейцев должен быть ликвидирован. Тут же приговор был приведён в исполнение. Архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах монастырского Благовещенского собора. В течение двух месяцев тело запрещали хоронить.

Только 2 марта 1920 года отпевание и погребение было совершено викариями - епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении епископа Новохоперского Модеста (Никитина). Погребен в склепе Благовещенского собора Митрофанова монастыря.

В августе 1956 года, после разрушения коммунистами Благовещенского собора, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.

Добрый человек. Проповеди говорил просто и доступно.

Был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 20 августа 2000 года.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Подвигом добрым свидетельства Христова подвизался еси, / течение земнаго пути предивно скончав, / веру истинную непорочно соблюл еси, / нивочтоже вменив козни духа вселукаваго, / священномучениче Тихоне всебогате, / моли Подвигоположника Христа подати нам крепости духовныя / во спасение душ наших.

Кондак, глас 2

Тихостию Божественного Духа украшен еси, / шествовал путем архипастырского служения, / яко добрый Пастырь душу свою за овцы стада Христова положил еси, / кровию своею аки живительною влагою землю Воронежскую напоив, / указал еси нам верен путь ко спасению, / по немуже шествовати неуклонно ны научи, / Тихоне священномучениче преславне.

Величание

Величаем Тя,/ священомучениче Тихоне,/ и чтем честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия\ претерпел еси.

Воспоминания современников

По свидетельству келейника, протоиерея Иоанна Житяева,

Владыка Тихон "был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм... К нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре ".

Награды

  • панагия с украшениями (14 / 27 мая 1896)
  • право ношения креста на клобуке (25 апреля / 8 мая 1918)
  • орден св. кн. Владимира III и II степени
  • орден св. Анны I степени

Литература

  • "Церк. Ведом." 1892, № 3, с. 20, 1896, № 19-20, с. 161, 1899, № 35, с. 291, 1902, № 24, с. 223, 1907, № 31, с. 295, 1912, № 28, с. 271, 1913, № 21, с. 307, 1913, № 18-19, с. 182, 1918, № 17-18, с. 104.
  • "Приб. к "ЦВ" 1902, № 24, с. 796.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 138.
  • "Русск. Паломн." 1912, № 29, с. 445, 1915, № 36, с. 573.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 116-117.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 533, с. 81.
  • "Изв. Каз. Еп." 1913, № 22, с. 685.
  • Булгаков, с. 1406, 1408, 1409.
  • БЭС т. II, стб. 1165, 1791, 1836, 2167.
  • ФАМ II, № 85, с. 8.
  • Польский М. А., протопресв., Новые мученики Российские, М., 1994 (репр. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 1, с. 179.
  • Regel'son 524: im Dezember 1919 erschlagen.
  • Губонин М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях, М., 1994, с. 898-899.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, с. 302-303.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI), М., 1994 (репр. 1918 г.), т. 1, с. 91.
  • Сапелкин Н., "Воронежская епархия в годы красного террора", Церковный вестник, 2003, май, № 9-10 (262-263), с. 21.
  • Варвара (Сажнева), игум., отв., Воронежский Алексиево-Акатов женский монастырь, Изд. отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2003, с. 127.

Использованные материалы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.014 с.)