Тема 1. Организация судопроизводства по законам Хаммурапи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Организация судопроизводства по законам Хаммурапи.



ЗИМНЯЯ СЕССИЯ (1 семестр)

Темы и методические рекомендации к написанию контрольных работ

К зимней сессии (1 семестр)

К зачету по истории древнего мира (1 часть) необходимо написать контрольную работу. Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, из предложенного ниже перечня. В контрольной работе студент должен обнаружить умение читать и анализировать источники, отбирать необходимые для избранной темы сведения, делать обоснованные выводы. Основное требование к контрольной работе – вдумчивый и тщательный анализ письменных источников. Не допускается переписка или пересказ учебника, либо иных учебных пособий. Работа, выполненная целиком (или большей частью) по учебной литературе, не засчитывается. Из учебной литературы можно заимствовать лишь некоторые общие сведения об эпохе или источнике, а также основные теоретические положения.

Примерный объем работы – 10-15 страниц школьной тетради либо листов формата А-4. Текст может быть напечатан на компьютере (размер шрифта – 14, интервал - 1,5) либо написан от руки. В начале контрольной работы дается план, затем – введение, основная часть, заключение, в конце – список использованных источников и литературы.

План должен быть сложным и по возможности полно раскрывать содержание работы. Нужно подумать о том, как придать плану стройность и законченность – так, чтобы он не содержал ничего лишнего, и чтобы отдельные его разделы следовали один за другим в определенном логическом порядке.

Во введении дается характеристика источника и постановка вопроса. Необходимо сжато, но точно рассказать о том, когда, кем, как, с какой целью составлен (написан) источник, в какой обстановке он написан; как источник стал известен, полностью ли он сохранился и т.д. Надо попытаться ответить на вопрос о ценности источника и возможности его использования при раскрытии избранной темы – т.е. показать, какие стороны исторической действительности и насколько полно он отражает, в какой степени ему можно доверять. Если источников несколько, следует решить, какой из них и почему можно считать более достоверным. При постановке вопроса необходимо сформулировать научное значение исследуемой темы, определить ее методологические аспекты. На этой основе ставятся конкретные задачи работы.

Основную (и по значению и по объему) часть контрольной работы должен составлять анализ материала источников. В этом разделе работы студент должен обнаружить навыки, приобретенные на практических занятиях. Каждое указание источника следует как можно полнее комментировать, делать из него выводы, разъяснять его значение для избранной темы. Содержащиеся в источнике сведения можно цитировать или пересказывать, или упоминать их, но в любом случае необходимо делать точную ссылку – в каком документе и в какой его части находится соответствующее место. При этом следует понять, на какие части делится источник. Так, по судебнику Хаммурапи и хеттскому судебнику достаточно указать номер параграфа либо статьи (например, § 173), в «Законах Ману» - номер главы и статьи (например, III, 52). Если источник сравнительно большой, но не разделен на части, или если деление источника Вам непонятно, можно сослаться на страницу хрестоматии.

В конце следует написать заключение, где нужно кратко подытожить основные выводы, связывая содержание работы с историей изучаемой страны.

В списке использованных источников и литературы сначала указываются источники, затем – остальная литература в алфавитном порядке авторов. Нужно точно указать, по какой хрестоматии или какому отдельному изданию был использован источник. В перечень литературы включаются только те работы, которые действительно использованы при написании контрольной работы. Существуют точные правила оформления библиографии, их примеры можно найти в списке рекомендуемой литературы предлагаемого учебно-методического комплекса.

Темы контрольных работ

Тема 4. Заключение брака и имущественные права мужа и жены

В древнем Вавилоне.

Источники и литература

Те же, что к теме 1.

 

Задача работы – выяснить форму и состав вавилонской семьи, правовое положение главы – патриарха, его жены и детей. В работе следует показать, что брак в Старовавилонском царстве имел характер экономической сделки. Начните изучение вопроса со статьи 128 законодательства. Рассмотрите условия брачного контракта, выяснив, по чьей воле он заключался, какое значение имели брачный дар, выкуп, приданное, являлись ли они обязательными условиями заключения брака, кто ими распоряжался в дальнейшем, в том числе и в случае смерти супруга либо супруги. Выясните отношение супругов к совместным и отдельным долгам, порядок усыновления, права и обязанности усыновленного (особое внимание обратите на право наследования сына свободного от рабыни), определите ответственность жены и мужа в случае супружеской измены. Проанализируйте ряд статей, регламентирующих процедуры развода супругов и выясните, кому и в каких случаях могла принадлежать инициатива, как происходил раздел имущества. При характеристике порядка наследования земли и имущества следует выяснить, кто имел право наследования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения существовали в праве распоряжения таким имуществом (для кого и почему). Каждое из выдвигаемых положений по каждому из вопросов должно быть подкреплено краткой цитатой и адресной ссылкой на источник (с указанием статьи, параграфа).

 

ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ (2 семестр).

Темы и методические рекомендации к написанию контрольных работ

К летней сессии (2 семестр)

 

Тема 14. Оформление полномочий Октавиана Августа.

Источники

1.Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 165-189.

2. Шифман, И.Ш. Цезарь Август / И.Ш. Шифман. – Л.: Наука, 1990. – 199 с.

 

Задача работы – изучить мероприятия Октавиана Августа, способствующие укреплению его личной власти, вскрыть сущность установленной Августом формы правления. Основным источником по теме следует признать политическое завещание императора - «Деяния божественного Августа». Следует помнить о тенденциозности этого документа, в котором Октавиан стремился оправдать свою деятельность. Скорректируйте и дополните автобиографические записи Августа сочинениями древних авторов – Диона Кассия и Светония.

Рассмотрите отличительные черты принципата как государственной системы управления. Выясните, из каких элементов состояла власть принцепса, какие республиканские формы были им использованы. Расскажите о мероприятиях Октавиана, направленных на укрепление своей личной власти. Обратите внимание на взаимоотношения Октавиана с сенатом, народным собранием и магистратами. Укажите, какие изменения произошли в составе сената и магистратур, а также в процедуре работы народного собрания и как это сказалось на закреплении монархических тенденций. Установите, в чем Август отступил от норм республиканской конституции и какое идеологическое обоснование получила его власть. Сделайте вывод относительно причин утверждения принципата на начальном этапе формирования римской империи.

 

ЗИМНЯЯ СЕССИЯ (1 семестр)

Темы и методические рекомендации к написанию контрольных работ

К зимней сессии (1 семестр)

К зачету по истории древнего мира (1 часть) необходимо написать контрольную работу. Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, из предложенного ниже перечня. В контрольной работе студент должен обнаружить умение читать и анализировать источники, отбирать необходимые для избранной темы сведения, делать обоснованные выводы. Основное требование к контрольной работе – вдумчивый и тщательный анализ письменных источников. Не допускается переписка или пересказ учебника, либо иных учебных пособий. Работа, выполненная целиком (или большей частью) по учебной литературе, не засчитывается. Из учебной литературы можно заимствовать лишь некоторые общие сведения об эпохе или источнике, а также основные теоретические положения.

Примерный объем работы – 10-15 страниц школьной тетради либо листов формата А-4. Текст может быть напечатан на компьютере (размер шрифта – 14, интервал - 1,5) либо написан от руки. В начале контрольной работы дается план, затем – введение, основная часть, заключение, в конце – список использованных источников и литературы.

План должен быть сложным и по возможности полно раскрывать содержание работы. Нужно подумать о том, как придать плану стройность и законченность – так, чтобы он не содержал ничего лишнего, и чтобы отдельные его разделы следовали один за другим в определенном логическом порядке.

Во введении дается характеристика источника и постановка вопроса. Необходимо сжато, но точно рассказать о том, когда, кем, как, с какой целью составлен (написан) источник, в какой обстановке он написан; как источник стал известен, полностью ли он сохранился и т.д. Надо попытаться ответить на вопрос о ценности источника и возможности его использования при раскрытии избранной темы – т.е. показать, какие стороны исторической действительности и насколько полно он отражает, в какой степени ему можно доверять. Если источников несколько, следует решить, какой из них и почему можно считать более достоверным. При постановке вопроса необходимо сформулировать научное значение исследуемой темы, определить ее методологические аспекты. На этой основе ставятся конкретные задачи работы.

Основную (и по значению и по объему) часть контрольной работы должен составлять анализ материала источников. В этом разделе работы студент должен обнаружить навыки, приобретенные на практических занятиях. Каждое указание источника следует как можно полнее комментировать, делать из него выводы, разъяснять его значение для избранной темы. Содержащиеся в источнике сведения можно цитировать или пересказывать, или упоминать их, но в любом случае необходимо делать точную ссылку – в каком документе и в какой его части находится соответствующее место. При этом следует понять, на какие части делится источник. Так, по судебнику Хаммурапи и хеттскому судебнику достаточно указать номер параграфа либо статьи (например, § 173), в «Законах Ману» - номер главы и статьи (например, III, 52). Если источник сравнительно большой, но не разделен на части, или если деление источника Вам непонятно, можно сослаться на страницу хрестоматии.

В конце следует написать заключение, где нужно кратко подытожить основные выводы, связывая содержание работы с историей изучаемой страны.

В списке использованных источников и литературы сначала указываются источники, затем – остальная литература в алфавитном порядке авторов. Нужно точно указать, по какой хрестоматии или какому отдельному изданию был использован источник. В перечень литературы включаются только те работы, которые действительно использованы при написании контрольной работы. Существуют точные правила оформления библиографии, их примеры можно найти в списке рекомендуемой литературы предлагаемого учебно-методического комплекса.

Темы контрольных работ

Тема 1. Организация судопроизводства по законам Хаммурапи.

 

Рекомендуемая литература

1. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,2002.

2. Законы Хаммурапи http://lib.rus.ec/b/4301/read

3. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие: в 2-х частях / ред. М. А. Коростовцев, ред. И. С. Кацнельсон, ред. В. И. Кузищин. - М: Высшая школа, 1980.

 

Задача работы – выяснить общие принципы организации суда в древнейшем Вавилоне. Установите, какое значение имела кодификация права для укрепления верховной власти царя в его борьбе с родовой аристократией. Судебное производство в кодексе законов Хаммурапи регламентировано чрезвычайно тщательно. Следует обратить внимание на то, кто участвовал в судебном разбирательстве и какую ответственность несли участники судопроизводства за нарушение процедуры. Реконструируйте процедуру судебного разбирательства. Выделите меры наказания (штраф, публичное избиение, увечье, смертная казнь) и выясните, в каких случаях каждая из них применялась. Определите значение свидетельских показаний, судебных ордалий и клятвы, степень и формы коллективной ответственности общинников и жителей квартала за совершенное на их территории преступление, выделите пережитки первобытных мононорм. Все положения должны подтверждаться цитатами из источника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.012 с.)