Государственный и общественный строй России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный и общественный строй России



В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801–1810 гг. функционировал Непременный совет состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательный функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40-80 человек.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления. С созданием новых центральных органов управления роль Сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты Сената становятся высшими кассационными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерства» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных, военно-морских, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором. Министры и товарищи министров (помощники) назначались императором, другие высшие чиновники – императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департамент и канцелярии.

Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.

В 1812 г. был учрежден Комитет министров. Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входило рассмотрение вопросов управления государством, проектов, законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т.д.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. В период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармный корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно–территориальные единицы станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных местным дво­рянством. Становой пристав подчинялся земскому исправни­ку, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управ­лению. В своей деятельности он опирался на сельскую выбор­ную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Передовые военные идеи развива­лись такими полководцами, как Румянцев, Суворов, Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых силь­ных в Европе. После Отечественной войны 1812 г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.

Во второй половине XVIII – начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению клас­совой структуры российского общества. Зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат. Все население по-преж­нему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Эконо­мическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян. Представители дворянского сословия обладали моно­польным правом на владение крепостными, занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государ­ство стремилось усилить позиции дворян.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Среди личных прав дворян можно отметить: право на дво­рянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т.д. К имуще­ственным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и на­следование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечест­вом и др. С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление. С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недво­ряне были уволены с военной службы.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (мона­шеское) и «белое» (приходское). В правовом положении духовенства необходимо отметить два момента.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телес­ных наказаний, дома духовенства освобождались от поземель­ного сбора, от постоя и т.д. С другой стороны, самодержавие старалось ограничить ду­ховное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах. Награжденное орденами духовен­ство приобретало дворянские права, т.е. самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и Управляемую социальную группу.

Основную массу населения составляли феодально-зави­симые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, госу­дарственных, посессионных и удельных. В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которымкупцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам – Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли. В соответствии с Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек. В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны зани­маться сельским хозяйством и нести военную службу. Им за­прещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламенти­ровалась Воинским уставом. В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы. В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В со­ответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены зе­мельные наделы государственных крестьян и регламентирова­ны органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, уси­ливается процесс его расслоения. В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некото­рые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказа­ний. Вследствие заинтересованности государства в развития торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Группу цеховых составлялиремесленники, приписанныекцехам. Они делились на мастерови подмастерьев. Цехи имелисвои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

Личные права мещан: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещан­ства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприя­тиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д. Горожане имели свой сословный суд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.011 с.)