В период абсолютной монархии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период абсолютной монархии



(КОНЕЦ XVIIXVIII ВВ.)

В период абсолютной монархии происходило дальней­шее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп насе­ления, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создава­лась система майората, направленная против дробления дво­рянских имений и разорения дворянства. Майоратный поря­док действовал при наследовании по закону: недвижимое иму­щество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направ­лении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учиты­ваться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреп­лению правового положения дворянства и усилению его дик­татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г. Табель закреплял отмену местничества; титул и звание ста­новились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и во­енных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардей­ских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV–IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворян­ство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне. При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даро­вании вольности и свободы всему российскому дворянству»; дворяне освобождались от обязательной военной и государст­венной службы. Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной I 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обя­зательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торгов­лей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

Духовенство как сословие складывалось в процессе раз­вития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политиче­скую силу. В период абсолютизма, когда церковь была подчи­нена государству, усилилась и правовая регламентация духов­ного сословия. Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, что заняло длительный период. В 1649 г. был создан Монастырский приказ – светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенции расширилась – приказ стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству. В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению сво­их землевладений и церковной юрисдикции.

Во второй половине XVII в. на церковь стали распростра­няться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений. С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы – сбо­рами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву. В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли при­нять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За предста­вителей податных сословий, поступивших в духовенство, под­ушный налог должны были уплачивать их родственники. Духо­венство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духо­венство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым свя­щенникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные ок­лады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на по­ложение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначитель­ные земельные наделы.

Основную массу населения составляли феодально-зави­симые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, госу­дарственных, экономических, посессионных, удельных (дворцовых). Большинство крестьян принадлежало светским и духов­ным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др. Помещики в отношении своих крестьян обладали широ­кими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными и т.д. Они распоряжа­лись крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телес­ным наказаниям, отдавать в смирительные или арестантские дома, ссылать в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Ухудшение положения крестьян вело к росту их протеста. Период XVII–XVIII вв. – это период трех крупных крестьянских выступлений под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.

Государственные крестьяне также являлись феодаль­но-зависимым населением. Экономическая зависимость этих крестьян от государства была не менее тяжелой, чем поме­щичьих крестьян от своих хозяев. Они несли различные по­винности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше: они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать. Государственные крестьяне могли быть переданы частным владельцам.

В начале XVIII в. в России появилась особая группа крестьян – посессионные крестьяне (от лат. «possession» – владе­ние). В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к частным предприятиям – мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на производстве. Они не могли переводиться на сельскохозяйствен­ные работы, отдаваться в рекруты и т.д. Продажа посессион­ных крестьян осуществлялась только вместе с продажей ману­фактуры. Управление этими крестьянами было возложенона Берг- и Мануфактур-коллегии.

В 1764 г. после проведения секуляризации церковных земель крестьяне, принадлежащие церкви, были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономически­ми крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты. После упразднения Коллегии экономии в 1786 г. эта категория крестьян была переведена на положение государственных крестьян.

Удельные (до 1797 г. – дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии. Управление ими было возложено на казенные палаты и экс­педиции уделов. Удельные крестьяне в основном платили об­рок. Хотя их права и были ограничены, но положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.

В XVII–XVIII вв. поселения вокруг основанных пред­приятий, заводов, крупных центров торговли стали преобра­зовываться в города. Оформлялось городское сословие. В соот­ветствии с регламентом Главного магистрата 1721 г. посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей.

Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гиль­дии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебря­ных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гиль­дейскими сходами и избираемыми на них старшинами.

Посадское население формировало органы самоуправле­ния – посадские сходы и магистраты. Посадские сходы изби­рали посадского старосту, членов магистрата и должностных яиц по казенным сборам. Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности. Оно облагалось различными денежными сборами: «стрелецкие деньги», «десятая деньга», сборы с бань, постоялых дворов и т.д. Введенная подушная подать заменила почти все посадские налоги.

 

РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ

В КОНЦЕ XVIIПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Основным источником права в период абсолютной мо­нархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.

Регламенты – это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельнос­ти государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было утверждено семь регламентов — Кригс-комиссариат (1711 г.), Штат-контора (1719 г.), Коммерц-коллегия (1719 г.), Камер-коллегия (1719 г.), Генеральный регламент (1720 г.), Главный магистрат (1721 г.), Духовный регламент (1721 г.).

Манифесты издавались в особо торжественных или важ­ных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т.д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем уч­реждениям.

Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были на­правлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались мо­нархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие Указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т.д.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм, в 1667 г. ут­вержден Новоторговый устав, в 1669 г. – Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. – Новоуказные статьи о поместьях, в 1680 г. – Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. – Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки соз­дания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались про­тивоположные интересы сословий, и проект нового Уложения так и не был создан.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголов­ный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид право­нарушения и назначал определенную санкцию;

Краткое изображение процессов или судебных тяжеб 1715 г. – процессуальный кодекс;

Генеральный регламент 1720 г. – сборник административ­ного законодательства;

Пункты о вотчинных делах 1725 г. – обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.

В XVII–XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руко­водствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского. Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответст­венности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечет, смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Преступлением являлось общественно опасное деяние. причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, не­осторожные и случайные. Уголовная ответственность наступа­ла только при совершении умышленных или неосторожных преступлений. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным.

К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; служебное рвение, в пылу которого совершено преступление; не ведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отягчающим обстоятельствам. Законодатель вводил понятия крайней необходимости необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались. Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого.

Артикулы включали следующие виды преступлений:

религиозные преступления: чародейство, идолопоклонст­во, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;

государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;

должностные преступления: взяточничество, казнокрад­ство, неплатежи налогов и др.;

воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т.д.;

преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетни­чество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;

преступления против благочиния: укрывательство пре­ступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристой­ных песен и произнесение нецензурных речей;

преступления против личности: убийство, дуэль, нанесе­ние увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;

имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенни­чество;

преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоежен­ство, прелюбодеяние, занятие проституцией.

Главными целями наказания по артикулам являлись уст­рашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников. Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные нака­зания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; ли­шение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, за­имствованное из церковного права. Наказания назначались в соответствии с классовой при­надлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

Гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Начала прослеживаться индивидуализация частных имущест­венных и обязательственных прав. Доминирующим источником прав и обязанностей стал закон, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план.

В области вещных прав Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия меж­ду вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимо­стью. С целью укрепления положения дворянства затруднялся порядок отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад. Продажу можно было осуществлять лишь при наличии чрез­вычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины. Чтобы избежать дробления земельных владений, был со­кращен круг лиц, участвовавших в наследовании и выкупе недвижимого имущества. По наследству владения передава­лись только одному сыну. Право выкупа принадлежало главному наследнику, в 1737 и 1744 гг. право родового выкупа также было предоставлено ближайшим нисходящим наследникам продавца. Срок выкупа сохранялся 40 лет, впоследствии он был сокращен до 3 лет. С развитием промышленности устанавливались новые ог­раничения на земельную собственность. В соответствии с Ука­зом 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, составляла привилегию государства. Собст­венник земель получал преимущественное право перед третьи­ми лицами открывать производство по добыче ископаемых и их обработке или право на долю прибыли (1/32) от разработки полезных ископаемых.

В развитии обязательственного права можно отметить нор­мы, развивающие действующие и регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений: договор постав­ки, договор личного найма, договор имущественного найма, договор поклажи, договор займа.

В рассматриваемый период получает развитие и залоговое право. Разрешалось закладывать движимое и недвижимое имущество, находившееся в собственности. Указ о единонаследии 1714 г. запретил залог недвижимости. После отмены Указа в 1731 г. этот правовой институт был восстановлен в прежнем виде. Залог имущества совершался в крепостном порядке. Большие изменения в сфере наследственного права внес Указ о единонаследии, принятый 23 марта 1714 г. Различалось наследование по завещанию и по закону. При наследовании по закону действовал майоратный прин­цип, при котором недвижимое имущество наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между осталь­ными наследниками. При наследовании по завещанию воля наследователя была существенно ограничена: он был вправе завещать недвижимое, имущество только одному из сыновей, остальные дети полу­чали часть движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество могло быть завещано родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследователь, а движимое — «кому захочет». Бездетная вдова получала пожизненное право на имуще­ство мужа, а после ее смерти к наследованию призывались наследники по закону. В 1716 г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность 1/4 часть имущества мужа.

В области семейного права при Петре I были внесены большие изменения. В соответствии с Указом о единонаследии 1714 г. был повышен брачный возраст для мужчин до 20 лет, а для женщин – до 17 лет. Законную силу имел только церковный брак. Для заключения брака необходимо было соблюдение не­которых требований. В брак могли вступать лица, не лишен­ные здравого рассудка. Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требо­валось разрешение начальства, для дворян — также знание арифметики и геометрии.

Устанавливался следующий порядок заключения брака. От­менялись рядные и сговорные записи. За шесть недель до венчания совершалось обручение. Обручение могло быть рас­торгнуто при условии, если жених (невеста) впервые увидел невесту (жениха) после обручения и она (он) оказалась «без­образна, скорбна и нездорова». Поводами для расторжения брака являлись следующие: по­литическая смерть (т.е. лишение всех гражданских прав) и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3 лет, произошедшее не по вине отсутст­вующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Брак не был равноправным – жена находилась в подчинении мужа. Правовое положение жены определялось социальным статусом мужа. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа. С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий, брак же с иноверцами запрещался.

Родители в отношении своих детей имели почти такую же власть, как и раньше. Они могли их наказывать, отдавать внаймы, отправлять в монастырь. В 1775 г. родители получили право заключать своих непослушных детей в смирительные дома. За убийство детей родители подвергались колесованию.

Развитие получили положения об опеке. Опека устанавли­валась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало: для на­следников недвижимого имущества – в 20 лет, для наследников движимого имущества – в 18 и 17 лет для мужчин и жен­щин соответственно. Опекуном для своих малолетних братьев и сестер становился наследник недвижимого имущества, он должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых. Опека также могла быть установлена над сумасшедшими и жестокими помещиками.

Дальнейшее развитие в эпоху абсолютизма получает и процессуальное право.

В 1697 г. был принят Указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесви­детелей и о пошлинных деньгах», который нанес большой удар по состязательной форме процесса. В результате с конца XVII в. в области судебного процесса доминировала розыскная форма процесса (инквизиционная). Детальная регламентация инквизиционного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г. Процесс делился на три стадии (части): первая начиналась оповещением о начале судебного процесса и заканчивалась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приго­вора до его исполнения.

Первая стадия процесса – оповещение о явке в суд за­интересованных лиц – делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика тре­бовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допус­калось. При рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в случае болезни стороны. Закон устанавливал основания для отвода судей: нахожде­ние судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств. С получением показаний ответчика первая стадия заканчивалась.

Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказа­тельств. Доказательства были четырех видов – собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.

Собственное признание являлось «царицей доказательств. Для получения признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование: пытали соразмерно зани­маемому чину и сословию, возрасту, состоянию здоровья. Пы­тать можно было определенное число раз. Допускалась пытка свидетелей. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами. Свидетельские показания не были равноценными. Проти­вопоставлялись показания мужчин и женщин, знатного чело­века и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде. К письменным доказательствам относились различные до­кументы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т.д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреп­лении присягой.

Очистительная присяга применялась в крайних случаях, когда другим способом было невозможно доказать обвинение. Принесший присягу ответчик считался оправданным, отка­завшийся принести присягу признавался виновным.

После анализа доказательств суд переходил к вынесению приговора. Он выносился большинством голосов, при их ра­венстве перевешивал голос председателя. Приговор составлял­ся в письменной форме, подписывался членами суда, предсе­дателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор. Приговоры по делам, где применялась пытка, подлежали утверждению фельдмаршалом или генералом. Последние мог­ли изменить меру наказания. Устанавливался апелляционный порядок пересмотра при­говоров суда.

После вынесения приговора он приводился в исполнение.

Принципы розыскного процесса также вводились и в гражданские споры. Подробная регламентация инквизицион­ного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

В 1723 г. был принят Указ «О форме суда», в соответствии с которым по гражданским делам вновь стала использоваться состязательная форма судебного процесса. Вводилось устное судоговорение. Были сокращены сроки явки сторон в суд до одной недели. Уважительными причинами неявки были: бо­лезнь, пожар, наводнение, смерть близких и др. Разрешалось судебное представительство. Накануне реформы адми­нистративно-территориальное деление России было следующим: 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Про­водимая реформа предполагала осуществить разукрупнение губерний. К концу реформы, т.е. через 20 лет, число губерний достигло 50.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по админи­стративному принципу, без учета географических, националь­ных, экономических и других признаков. Основная цель рефор­мы заключалась в приспособлении административного ап­парата к фискальным и карательным целям государства.

Губерния составляла территорию с населением в 400 тыс. душ, на территории уезда проживало около 30 тыс. душ. Старые территориальные органы были ликвидированы. Провинции упразднялиськак административно-территори­альные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор. Назначение на должность и смещение губернатора относилось к компетенции монарха. При губернаторе состоял коллегиальный орган – губерн­ское правление. В состав правления входили губернатор, два советника, назначаемые Сенатом, и другие должностные лица. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распо­ряжений императора; надзор за исполнением; наложение ареста на имущество; рассмотрение жалоб и др.

Вопросами доходов и расходов в губернии занималась Ка­зенная Палата. Здравоохранение и образование были отнесены к ведению Приказа общественного призрения.

Во главе уездной администрации стояли земский исправ­ник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством. Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правле­ний.

Надзор за законностью в губернии был возложен на гу­бернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий. В городах была введена должность городничего. Руководство несколькими губерниями осуществлял гене­рал-губернатор. Ему подчинялись губернаторы, в отсутствие монарха он являлся главнокомандующим на своей террито­рии, мог вводить чрезвычайные меры, имел право непосред­ственного доклада императору и др.

Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепост­нический характер. Она укрепила позиции дворянства, усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила по­ложение административного аппарата на местах.

В процессе судебной реформы 1775 г., проведенной Екатериной II, была образована сословная судебная система, просуществовавшая до 1864 г.

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состо­явший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей. Апелляционной и ревизионной инстанци­ей для уездных судов являлся Верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В состав Верхнего земского суда входили назначаемые царем председатель и вице-председатель, а также избираемые дворянством на три года десять заседателей. Верхний земский суд создавался один на губернию.

Для городских жителей низшей судебной инстанцией являлись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магист­ров были губернские магистраты. В губернский магистрат входили два председателя и заседатели, избираемые из горожан губернского города.

Для государственных крестьян первой судебной инстанций была уездная нижняя расправа, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в 25 руб. в течение недельного срока.

В каждой губернии учреждался совестный суд. Он состоял из сословных представителей (председателя и двух заседате­лей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд в примири­тельном порядке рассматривал гражданские иски, а также уго­ловные дела о преступлениях малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и т.д.

В губерниях апелляционной и ревизионной инстанцией для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, были судебные палаты по граж­данским и уголовным делам. К апелляционной жалобе прила­гался денежный залог в размере 100 руб. Высшим судебным органом для судов всей системы являлся Сенат.

Судебная реформа 1775 г. осуществила попытку отде­лить суд от администрации. Попытка не удалась:

– губернаторы по-прежнему имели право приостанавли­вать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались губернатором;

– председатели всех судов назначались правительством, а представители сословий могли избирать только заседателей;

– мелкие дела рассматривались городскими полицейски­ми органами;

– продолжала действовать вотчинная юстиция;

– высокие судебные пошлины делали суд малодоступным для низших слоев населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.048 с.)