Субъекты рынка и алгоритмы их поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты рынка и алгоритмы их поведения



 

Основные экономические показатели, к которым отно­сятся затраты, доходы, прибыль и т.д., входят в практику нового производства сразу. А вот жизнеспособный, отлаженный «организм», в рамках которого существует четкая иерар­хия функций и обязанностей работников, а также понимание, какими способами этого можно достичь, приходит со време­нем.

Управление на вновь созданном производстве можно свести, по сути, к трем истинам.

1. Умение создать нетрадиционный для данного предприятия рынок. Любой носитель инновации обладает фак­тически ограниченным, «туннельным» видением. Ему свой­ственно видеть лишь те участки деятельности, с которыми он прекрасно знаком. Но мировая практика учит, что ком­мерческий успех приходит к тому предприятию, которое умеет обнаружить нетрадиционный рынок сбыта для своей продукции.

Примеров тому масса: широко известная лента «скотч» была изобретена исключительно для промышленности абра­зивных и клеящих материалов. Затем эта лента приобрела гигантскую популярность в быту, в канцелярском обиходе и т.д. Вспомним банальный пример с первыми компьютерами, кото­рые предназначались исключительно для научно-исследова­тельской работы, а потому область их применения допуска­лась очень узкая. Однако компания «Юнивак» так и осталась производством, которое трудилось над чисто техническими проблемами компьютера. А руководство «IBM» освоило не­традиционные для себя рынки, охотно принимая заказы от широкого круга бизнесменов, деловых людей, и компания уве­ренно вышла в лидеры, контролируя сегодня практически весь мировой рынок компьютеров.

Ориентация предприятия на рынок означает, как видим, прежде всего готовность экспериментировать: если вдруг об­наружилось, что ваш товар или услуга заинтересовали со­вершенно «чужого» потребителя, то необходимо этим не про­сто воспользоваться эпизодически, а энергично создавать но­вый для себя рынок. Можно пойти другим путем: предло­жить бесплатно свой товар или услугу совершенно «чуже­родному» для себя потребителю и посмотреть, как он будет их использовать. Затем следует определить, какие изменения надо внести в этот товар или услугу, чтобы данный потре­битель стал своим. Значит, нужно тщательно анализировать всю научно-техническую информацию и нащупывать в ней возможные зоны интереса в своей продукции или услуге. Такой анализ не требует большого труда и финансовых зат­рат, необходимы лишь желание, чутье и элементарные систе­матические усилия.

2. Умение финансово предвидеть, грамотно планировать и регулировать денежную наличность. Финансовый фактор становится серьезной угрозой для любого произ­водства - функционирует оно уже или только организуется. Нет ничего опаснее, чем неумелое ведение финансовых дел. Не случайно среди высших руководителей западных корпо­раций и фирм финансисты по образованию занимают очень большой процент.

Самый неверный шаг для руководителя - его ставка сразу на прибыль. Фактор прибыли очень важен, но не на первых порах. В первую очередь внимание нужно уделить дви­жению денежной наличности, поиску источников финансиро­вания, а также регулированию финансовых операций. Без этих компонентов вся статистика прибыли очень скоро станет не более чем фикцией.

Успех придет лишь к тому руководителю, который регу­лярно проводит анализ движения наличности и делает на­дежный прогноз перспективы. «Надежный» означает не ра­дужные расчеты, а заранее предусмотренные «худшие вариан­ты расклада». Старая банковская заповедь гласит, что счета должны быть оплачены на 60 дней раньше намеченного срока, а векселя к получению или счета дебиторов придут на 60 дней позже. Тогда прогноз будет более реальный.

Рациональное ведение финансовых дел не связано с боль­шими затратами времени, но требует известных интеллекту­альных усилий. Чисто техническая сторона вопроса (методы и способы ведения финансовых дел) достаточно хорошо из­ложена в многочисленных пособиях, учебниках, изданиях по финансовому менеджменту. Главное - умно, вовремя и со знанием дела применять отработанные практикой рекоменда­ции.

3. Грамотное формирование высшего управленческого звена. Нередко бывает, что внешне у предприятия все нор­мально: продукция, сбыт, перспектива. А дальнейшего роста нет, невзирая на высокое качество, прибыльность, ликвидность и т.д. Что происходит? Ответ прост: наверняка отсутствует адекватное высшее управленческое звено. Перспективным предприятием не могут управлять один или два руководите­ля. Необходимо управленческое звено, т.е. группа профессио­нальных менеджеров. Без этого трудно сегодня рассчиты­вать на выработку грамотных решений.

Мировая практика показывает, что высшее управленчес­кое звено в системе рыночных отношений надо формировать заранее, предусмотрительно, года за 2-3 до того, когда произ­водство начнет заметно расти. Кроме того, в высшем управленческом звене нужен дух взаимного доверия и взаимопонимания. А это опять-таки требует времени.

Вряд ли в экономической литературе можно найти го­товый рецепт того, что следует считать ключевым, важней­шим участком работы. На каждом конкретном производстве таковыми будут свои проблемы: у одного - качество про­дукции и сбыт, у другого - ликвидность и т.д. Но есть два важнейших участка работы на любом производстве - это управление деньгами и людьми [26, с. 64].

Субъектами рынка объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь выступают их продавцы и покупатели.

Продавцами являются:

научные организации и учреждения, продолжающие функционировать в Республике Беларусь;

институты Национальной Академии наук Республики Беларусь;

высшие учебные заведения;

научно-промышленные и промышленные предприятия, имеющие в своем составе конструкторские и конструкторско-технологические структурные подразделения;

учреждения культуры и искусства, предлагающие для продажи объекты авторского и смежных прав;

малые научные и научно-инновационные предприятия, занятые разработкой и производством наукоёмкой продукции;

зарубежные фирмы и изобретатели;

частные лица - изобретатели, рационализаторы, художники, писатели, композиторы и т.п., не имеющие постоянного места работы или поддержки своих разработок по месту работы, и другие юридические и физические лица.

Все эти субъекты являются реальными или потенциальными продавцами объектов интеллектуальной собственности.

Что касается потенциальных покупателей ОИС, таковыми в Республике Беларусь являются:

предприятия промышленности, сельского и лесного хозяйства, связи, транспорта, социальной и других сфер всех форм собственности от промышленных гигантов до малых предприятий и частных предпринимателей без образования юридического лица;

издательства, средства массовой информации, фирмы по производству аудио- и видеопродукции и т.п.;

зарубежные предприятия, фирмы и частные лица.

Ряд субъектов хозяйствования, таких как научно-исследовательские организации, институты Национальной Академии наук Республики Беларусь, учебные заведения, выступают одновременно как продавцы и покупатели прав на объекты интеллектуальной собственности.

К сожалению, с учётом реального экономического положения белорусских предприятий, количество предложений новых объектов интеллектуальной собственности значительно превышает спрос на них, а число продаж лицензий за пределы Республики Беларусь составляет единицы процентов от их общего количества.

 

Трансфер технологий

 

Если маркетинговые исследования рынка свидетельствуют о наличии спроса на новый ОИС, а экономические расчёты подтверждают целесообразность его продажи, правообладатель принимает меры к продвижению своего ОИС на соответствующий рынок. Такое продвижение называют передачей или трансфером ОИС от разработчика (правообладателя) к покупателю (правопреемнику).

С учетом достаточно широкой номенклатуры видов объектов интеллектуальной собственности представляется затруднительным дать рецепты успешного трансфера для каждого из них. Например, способы и каналы трансфера таких ОИС, как произведения литературы или искусства, совершенно не похожи на способы и каналы трансфера изобретений или ноу-хау, а последние в свою очередь отличаются от приемов трансфера товарных знаков и т.д. Поэтому имеет смысл говорить лишь о некоторых общих приемах и способах трансфера отдельных групп ОИС.

Наиболее значительную по своему влиянию на развитие экономики и прогресс науки и техники составляет группа ОПС, которую принято относить к технологиям, а трансфер таких ОПС называют трансфером технологий. В литературе и документах международных организаций нет устоявшегося определения понятия «технология». Чаще всего технология понимается как совокупность знаний о способах и процессах производства, а трансфер технологии - как «сделка между сторонами, независимо от ее правовой формы, которая преследует в качестве цели или одной из целей передачу прав по лицензии или уступку прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технологических услуг» [14].

Однако современные способы технологического обмена не ограничиваются только передачей технологий, как таковых, выбор возможностей здесь гораздо шире (табл. 5.2) [22, с. 35].

Таблица 5.2

Способы технологического обмена

 

Некоммерческие Коммерческие
1. Научно-технические публикации 2. Выставки, ярмарки, конференции, симпозиумы. 3. Центры научно-технической информации, банки лицензий. 4. Взаимные визиты, личные контакты учёных, специалистов. 5. Миграция специалистов. 6. Техническое образование. 7. Наблюдения, направленные на сбор научно-технических сведений. 8. Совместная разработка научно-технических проблем. 9. Сотрудничество в сфере науки и техники по долгосрочным программам. 10. Деятельность национальных организаций по передаче технологий. 11. Оказание безвозмездной технической помощи.     1. Торговля «чистыми» лицензиями на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и др. 2. Торговля сопутствующими лицензиями в коммерческих сделках на: - куплю-продажу новой техники; - инженерно-технические услуги; - строительство заводов «под ключ»; - франчайзинг; - лизинг; - производственную кооперацию; - совместные предприятия; - совместные НИОКР. 3. Передача технологий при оказании услуг в области: - проектно-консультационной деятельности; - подрядной деятельности; - инженерно-исследовательской деятельности; - управленческой деятельности.

 

В таблице 5.3 представлены данные, характеризующие объем и динамику торговли лицензиями в 17 из 27 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - США, Швейцария, Великобритания, Италия, Германия, Франция, Япония, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Испания, Норвегия, Португалия, Финляндия, Австрия, Австралия) [22, с. 51].

Таблица 5.3

Валютные поступления от продажи лицензий, млн. долларов

 

1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г.
1182,0 3505,0 12520,0 27340,0 39645,0

 

Как видно из таблицы 5.3, объём торговли лицензиями удваивается приблизительно каждые 10 лет. Среднегодовые темпы роста торговли лицензиями в 3-4 раза превышают темпы развития торговли лицензионными товарами, при этом на долю промышленно развитых стран приходится более 98 % всех продаж и свыше 90 % всех закупок лицензий (табл. 5.4) [22, с. 55].

Таблица 5.4

Основные центры Национальной торговли лицензиями

Центры торговли Объём лицензионной торговли, млн. долларов
лицензиями 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г.
Всего оборот (поступления и платежи) 2364,0 (100 %) 7010,0 (100) 25040,0 (100) 54680,0 (100) 79290,0 (100)
В том числе:          
США
Оборот в т.ч.: 912,0 (38,6) 2556,0 (36,5) 7740,0 (30,9) 14709,0 (26,9) 18380,0 (23,2)
поступления от продаж   837,0 (70,8) 2331,0 (66,5) 6976,0 (55,7) 12850,0 (47,0) 16848,0 (42,5)
платежи за покупки   75,0 (6,8) 225,0 (6,4) 756,0 (6,0) 1859,0 (6,8) 1532,0 (3,9)
Страны Западной Европы
Оборот в т.ч.: 813,0 (34,4) 2972,0 (42,4) 11670,0 (46,6) 26301,0 (48,8) 39308,0 (49,6)
поступления от продаж   340,0 (28,8) 1085,0 (31,0) 5030,0 (40,2) 11537,0 (42,2) 18038,0 (45,5)
платежи за покупки   473,0 (40,0) 1887,0 (53,6) 6640,0 (53,0) 14764,0 (54,0) 21270,0 (53,7)
Япония
Оборот в т.ч.: 100,0 (4,2) 468,0 (6,7) 1679,0 (6,7) 7436,0 (13,6) 11885,0 (15,0)
поступления от продаж   5,0 (0,4) 55,0 (1,6) 351,0 (2,8) 2187,0 (8,0) 3568,0 (9,0)
платежи за покупки   95,0 (8,0) 413,0 (11,8) 1328,0 (10,6) 5796,0 (21,2) 8317,0 (21,0)
Австралия и Новая Зеландия
оборот в т.ч.: - 190,0 (2,7) 490,0 (2,0) 1805,0 (3,3) 2064,0 (2,6)
поступления от продаж   - 18,0 (0,5) 120,0 (1,0) 356,0 (1,3) 476,0 (1,2)
платежи за покупки   - 172,0 (4,9) 370,0 (3,0) 902,2 (3,3) 1588,0 (3,9)
Развивающиеся страны
оборот в т.ч.: 539,0 (22,8) 824,0 (11,7) 3459,0 (13,8) 4429,0 (8,1) 7653,0 (9,6)
поступления от продаж   - 21,0 (0,6) 45,0 (0,3) 410,0 (1,5) 715,0 (1,8)
платежи за покупки   539,0 (45,7) 804,0 (23,0) 3414,0 (27,3) 4019,0 (14,7) 6938,0 (17,5)

Международный трансфер технологий регулируется таможенными правилами и тарифами, которые разрабатываются Всемирной торговой организацией, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., МАГАТЭ и другими международными организациями.

Национальные законодательства и практика международного трансфера технологий направлены на создание оптимальных условий для прибыльной реализации частными и государственными предпринимательскими структурами собственных научно-технических достижений у себя в стране и за рубежом, а также на обеспечение надёжной защиты национальных рынков от захвата иностранными конкурентами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.022 с.)