Эволюция смешанной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция смешанной экономики



Еще в начале курса говорилось о том, что крупные корпорации, составляющие основу современной экономики, не могут успешно развиваться в обстановке нестабильности. Они должны планировать свое будущее, а это возможно лишь тогда, когда внешняя среда предсказуема. Именно в создании обстановки предсказуемости, стабильности и заключается одна из важнейших экономических функций капиталистического государства. Эту функцию еще интерпретируют как создание экономической безопасности.

Народное хозяйство, основанное на соединении рыночных начал и начал государственного регулирования, именуют смешанной экономикой. Соединение этих двух противоположных по своей сути начал превращает капиталистический хозяйственный механизм из «анархичного, монополизированного и эгоцентричного в регулируемый, конкурентный и социализированный»[38]. Смешанная экономика позволяет обеспечивать:

- экономическую безопасность на макроуровне, т. е. предотвращение
периодических кризисов, сотрясавших капиталистическую систему
ранее;

- экономическую безопасность компаний благодаря системе
государственной поддержки крупного, среднего и мелкого
предпринимательства;

- экономическую безопасность индивидов через систему социальной
поддержки.

Под словом «безопасность» в данном случае подразумевается сведение к минимуму риска, защищенность от непредвиденных изменений.

Безопасность на макроуровне обеспечивается государственным планированием, бюджетным регулированием и вмешательством в ценообразование, о которых было сказано ранее. Это позволяет обеспечивать рост отдельных отраслей и соответственно избегать тех стихийно складывавшихся раньше диспропорций, которые приводили к кризисам.

Экономическая безопасность индивидов, обеспечиваемая системой перераспределения целого ряда общественных благ, освещалась в этой главе. А вот на экономической безопасности компаний и предприятий имеет смысл остановиться.

Прежде всего, надо рассмотреть вопрос о том, следует ли обеспечивать экономическую безопасность компаний, предпринимателей.

Экономисты-неоклассики утверждают, что предотвращение риска приведет к замедлению развития. Именно угроза разорения при выборе неудачного решения заставляет искать оптимальные пути, стимулирует прогресс. А если поддержать неэффективно работающие компании, то они так и останутся убыточными, паразитируя на теле общества. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что эти рассуждения имеют основания. Но экономический риск, как и любое явление, имеет противоположные свойства. Неоклассики видят положительные свойства риска, но не видят его разрушительных последствий. На примере компании «Крайслер» мы уже показывали, что ее крах затронул бы благополучие сотен тысяч человек. Может ли общество оставаться безразличным к их судьбе? А ведь с деятельностью этой компании в той или иной мере было связано благополучие еще десятков тысяч поставщиков, заказчиков и их работников. Экономические неудачи, когда речь идет о крупных корпорациях, перестали быть частным делом. Ли Яккока сумел доказать это американскому конгрессу, оперируя цифрами. И любой менеджер, сталкивающийся с экономикой, в отличие от неоклассиков, не в теории, а на практике, понимает необходимость снижения риска. «Банкротство неэффективной фирмы, как динамит, имеет две стороны. С одной стороны, это естественное проявление рыночных сил; с другой - угроза всем другим фирмам-поставщикам и покупателям, а также банкам-кредиторам, не говоря уже о социальной угрозе и угрозе сохранения самого механизма конкуренции. Поэтому система государственной и частной поддержки отдельных фирм, включая финансовую помощь, контроль и при необходимости реорганизацию, составляет элемент экономической безопасности» [39].

Так обосновывается необходимость безопасности крупных компаний - их гибель может привести к слишком большим разрушениям. А почему надо поддерживать мелкие фирмы, ведь их банкротство никто и не заметит? Государство вынуждено поддерживать мелкие фирмы потому, что иначе им не выжить в противостоянии с планирующей системой. Исчезновение каждой из них не является трагедией, но если исчезнут они все, то экономика потеряет ту гибкость, маневренность, которой она обязана наличию мелкого бизнеса.

А теперь рассмотрим, как обеспечивается экономическая стабильность. Начнем с крупных корпораций.

Во-первых, выступая как заказчик, государство в период депрессии старается увеличить объем государственных заказов. В США, Англии, к

примеру, государство в качестве покупателя обеспечивает реализацию до 20 % валового национального продукта. В европейских странах удельный вес государственного заказа еще выше, он достигает 30 %. В период подъема государственный заказ снижается. Так сглаживается цикличность. В первую очередь эта помощь оказывается предприятиям военно-промышленного комплекса, а также гражданских отраслей, определяющих научно-технический прогресс, В США на их долю приходится 2/3 государственных заказов. Влияние государственных заказов на развитие фирм можно проиллюстрировать на таком примере. Во Франции наибольших успехов в повышении конкурентоспособности на мировых рынках достигли те отрасли высокой технологии, в которых удельный вес государственных заказов в реализации не опускается ниже 30%.

Посредством целевых заказов государство существенно облегчает предприятиям быстрое крупносерийное освоение новой продукции. Создается гарантированный сбыт, так необходимый для отлаживания производства.

Во-вторых, государство нередко приходит на помощь компаниям «больных» отраслей. Такими во многих странах сейчас являются металлургия, судостроение. Так, в Испании модернизация экономики в 1980-е гг. началась как раз с мощных государственных инвестиций в эти отрасли. Реконструкция и переоснащение этих предприятий позволили потом обновить материально-техническую базу других отраслей и выйти на конкурентоспособный уровень. В некоторых случаях убыточные предприятия национализируются, государство приобретает контрольный пакет акций, иногда предоставляет льготные кредиты. Но в любом случае стараются предотвратить полную ликвидацию, чтобы избежать тех потрясений экономики, о которых говорилось ранее. Необходимо отметить, что государство не берет на себя роль постоянного донора убыточных компаний. Оказывается разовая помощь при условии существования программы выхода из кризиса и выполнение этой программы берется под контроль, чтобы иметь возможность частично или полностью вернуть вложенные средства.

В-третьих, государство нередко выступает защитником своих компаний от внешней экспансии. Так, в США в 1982 г. ограничивался экспорт японских автомобилей квотой в 1,85 млн в год. ЕЭС в 1985 г. ограничило ввоз японских видеомагнитофонов в страны Общего рынка квотой 2,25 млн штук, тем самым, уменьшив ввоз по сравнению с 1984 г. на 1,7 млн.

Понимание опасности «экономического национализма» только начинает приходить к наиболее дальновидным стратегам. А пока протекционизм существует.

Об оказании помощи малым предприятиям можно рассказать на примере Японии [38].

1. В условиях частого и быстрого технического обновления малым
предприятиям нужна единовременная финансовая помощь для переоснащения.
Те, что связаны с крупными компаниями, получают эту помощь от них,
расплачиваясь за нее независимостью и низкими ценами. Но не весь малый
бизнес может быть привязан к крупным компаниям. Поэтому государство
оказывает поддержку тем, кто в ней особенно нуждается, предпочитая иметь
дело с объединениями малых предприятий, союзами, отраслевыми
ассоциациями.

2. Государственная поддержка оказывается при перепрофилировании
малых предприятий. Применение соответствующих мер – финансовая помощь,
налоговые льготы – разрешается местным властям при утверждении планов
предприятий, их отраслевых объединений и ассоциаций. Вообще с мелкими
предприятиями больше работают местные власти. Отличительная черта всех
этих мер поддержки – временный характер. И оказывается поддержка, если
перепрофилирование идет в нужном государству, причем приоритетном,
направлении. Принцип приоритетности позволяет концентрировать средства,
привлекать внимание частного сектора к решению необходимых обществу
задач.

3.Оказывается научное содействие центральными, префектурными
НИИ в передаче малым предприятиям новейших технологий, проведении
исследований, снабжении их информацией о новых технологиях.

4. Оказывается содействие в получении государственных заказов. Доля
малых предприятий в правительственных заказах составляет 45 %, а в заказах
общественных организаций – 32 %.

5. Предусмотрены меры по социальной защите работников малых
предприятий (с числом работающих менее 300). Владельцы малых предприятий
заключают контракт от имени своих служащих со специально созданным
фондом взаимопомощи при увольнении. Владельцы систематически
уплачивают взносы, но зато при увольнениях эти фонды выплачивают
выходное пособие их служащим.

Многие из этих способов поддержки мелкого предпринимательства практикуются и в других странах.

Итак, смешанная, или регулируемая, социально-рыночная экономика в какой-то мере обеспечивала стабильность системы и создавала условия для экономического роста в послевоенные годы. Но после энергетического кризиса 1973 - 1974 гг., а особенно с приходом к власти республиканской партии в США и консерваторов в Великобритании она стала подвергаться все более ожесточенной критике. В чем же причины?

1. Государственное регулирование особенно эффективно, когда народное хозяйство в силу каких-то причин дестабилизировано (кризис, война). Устранение диспропорций между отраслями, восстановление платежеспособного спроса в послекризисный период 1930-х гг. и в послевоенный период в европейских странах были наглядным доказательством эффективности государственного регулирования. Кейнсианство было признанной экономической доктриной во всех развитых капиталистических странах. Но по мере того как стабилизировалась экономическая ситуация, все менее очевидной становилась необходимость государственного регулирования. Ведь любой механизм, будучи отрегулированным, не выходит из строя мгновенно после прекращения регулирования. Он может работать в спокойной обстановке еще долго, пока будут накапливаться какие-то отклонения, а может мгновенно выйти из строя, если произойдут резкие изменения, требующие регулирования. Точно так же перестает быть очевидной необходимость государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Зато все большее недовольства вызывают недостатки государственною регулирования. Бюрократизм, некомпетентность, политиканство, коррупция заслоняют преимущества последнего. Представители правых кругов, забывшие или так и не понявшие, что именно государственное регулирование спасло капиталистическую систему от краха, начинают видеть в нем элемент социализации (а это так и есть), мешающий свободному предпринимательству. В итоге экономисты-неоклассики и политики-неоконсерваторы призвали мир к дерегулированию.

2. Энергетический кризис 1973 - 1974 гг. заставил изменить отношение к природным ресурсам и осознать, что эпоха экстенсивного развития закончилась. К этому же времени благодаря НТР произошло количественное насыщение по многим видам продукции в промышленно развитых странах. В результате вторая половина 1970-х гг. была вынужденно ознаменована переориентацией производства на достижение более высокого качества. Количественный рост перестал быть определяющим фактором успеха. Естественно, это привело к снижению темпов экономического роста, измеряемого стоимостными показателями. Снижение темпов роста стало поводом для заявлений о замедлении развития экономики вследствие снижения предпринимательской активности, обусловленного государственным регулированием.

Попробуем разобраться, а означает ли на самом деле снижение темпов роста валового национального продукта замедление развития экономики?

Реальное богатство общества измеряется количеством и качеством товаров и услуг, а не их стоимостью, которую отражает валовой национальный продукт. Это всем понятно, т.к. свести разнообразные виды продукции воедино весьма затруднительно, используют стоимостные показатели. «Валовой национальный продукт является скорее количественным, чем качественным показателем. Он не отражает в полной мере улучшений качества товаров. В той мере, в какой в течение определенного времени повышается качество продукции, в такой же мере показатель ВНП недоучитывает рост нашего материальною благосостояния», – говорят по этому вопросу Макконелл и Брю [44, с. 149].

Повышение долговечности, экономичности автомобилей, которое, безусловно, является благом для их владельцев и для страны, не найдет никакого отражения в ВНП, если не будет сопровождаться повышением цены автомобиля. Наоборот, если автомобильные компании, следуя принципу «лучше и дешевле одновременно», будут продавать машины по более низкой цене, то в стоимостных показателях это может превратиться в экономический спад. Можно привести еще массу примеров, подтверждающих, что измерение темпов роста через валовой национальный продукт не дает правильного представления о развитии экономики. Разве можно оценить через объем продаж продукции электронной промышленности то гигантское увеличение массы потребительской стоимости, которое произошло при замене электронных ламп на полупроводниковые элементы, когда одна пластина заменяет сотни тысяч ламп. Конечно, нет. Точно так же невозможно оценить увеличение производимых благ при переходе от традиционных кабелей связи jc стекловолоконной оптике, измеряя результаты деятельности компаний, производящих средства связи, в деньгах. Правильное представление о развитии экономики можно получить только исходя из динамики производительности труда, выраженной опять-таки не через стоимостные показатели, а через натурально-вещественные.

Методология измерения динамики производительности труда, позволяющая учитывать изменение количества и качества продукции, а также уровня материальных затрат на ее производство, существует. Она разработана и описана в работе «Управление качеством на предприятии» [37].

Расчеты темпов роста производительности труда, выполненные по материалам ряда уральских предприятий с применением названной методологии, показали, что при учете динамики качества темпы роста производительности труда на предприятиях, занимающихся повышением качества, могут быть в 3-4 раза выше, чем в тех случаях, когда качество не учитывается. Следовательно, измерение экономического роста без учета динамики качества существенно искажает действительную картину развития экономики.

Учитывая сказанное, считаем возможным высказать предположение, что отмечаемое в большинстве развитых стран снижение темпов роста национального продукта, производительности труда не обязательно означает замедление развития этих стран. Изменилось направление развития (повышение качества, а не рост количества стало преобладающим), а старые методы измерения не позволяют адекватно это отразить. Для того чтобы получить достоверное представление о том, замедлилось развитие или нет, необходимо учесть ускорение повышения качества в последние десятилетия. Поскольку есть основания сомневаться в достоверности суждения о замедлении развития, то пагубная роль государственного регулирования тем более представляется недоказанной.

3. Третьей причиной распространения идеи о необходимости дерегулирования является отказ от плановой экономики в восточно­европейских странах и СССР, входивших в социалистический лагерь.

Признание ими неэффективности плановой экономики рассматривается как доказательство пагубности государственного регулирования.

Оценки результатов приватизации неоднозначны. С одной стороны, отмечается повышение рентабельности некоторых компаний, таких как «Бритиш Эйруэиз», «Бритиш Телеком». Но подобное нередко происходит при смене руководства и методов управления без изменения формы собственности. В целом же ожидавшееся ускорение экономического развития не состоялось. Никаких «экономических чудес», подобных германскому или японскому, не произошло. Зато социалист лорд У. Кейнет отмечает в своей статье снижение уровня жизни целого ряда групп населения. «Теперь мы знаем, какой бывает жизнь при все более рыночной экономике. Она в самом деле очень хороша для профессиональных вкладчиков капитала и разнообразных рыночных деляг, безупречна для администраторов высшего звена, адвокатов, банковских работников, неплоха для высококвалифицированного персонала, но довольно бедна для неквалифицированного и все более отвратительна для учителей, профессоров и ученых всех степеней (потому они и эмигрируют), особенно ужасна для стариков, больных и матерей-одиночек» [38]. Если бы это не было написано английским лордом в 1990 г. о Великобритании, то можно было бы подумать, что речь идет о России 2000 года.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 года заставил многих экономистов и политических деятелей признать, что идея дерегулирования потерпела поражение. Такие признания звучали на саммитах восьмерки и двадцатки из уст руководителей многих стран.

В то же время наблюдается еще одна интересная тенденция в эволюции смешанной экономики. Пользуясь терминологией датских экономистов К.Нильсена и О.К.Педерсена, будем называть ее развитием в сторону экономики согласований. Понятие «экономика согласований» было сформулировано в начале 1980-х гг. в ходе исследования властных отношений в скандинавских странах. Оно обозначает «такое общественное устройство, где существенная часть распределения ресурсов базируется на институционализированных переговорах между независимыми центрами принятия решений. В отличие от решений, принятых общественными органами, решения, принятые на основе согласований, достигнуты в результате взаимодействия между независимыми агентами, и заинтересованный общественный орган выступает только как один из нескольких участников».

Попробуем раскрыть смысл этого понятия.

Смешанная экономика предполагает действие и рыночного механизма, и государственного регулирования при заранее определенных сферах применения каждого из них. При этом предполагается, что есть сферы, где должны преобладать частные интересы. Но в жизни все сложнее. Экономические решения все чаще оказываются ни частными, ни общественными. В случаях, когда решения должны совмещать и частный, и общественный интересы, заранее отданное предпочтение одному из них вредит делу. Если право принятия решения в какой-то области по закону принадлежит государству, то правительственные чиновники игнорируют частный интерес и даже общественный, если он проходит по другому ведомству. Они не могут и не хотят действовать по-другому. Тот же Яккока приводит пример, когда антитрестовский закон запрещает объединять усилия автомобильных компаний даже в целях создания экологически чистого двигателя. Чиновник, призванный следить за соблюдением антитрестовского законодательства, даже если он и понимает вредность для общества в данном случае неуклонного выполнения закона, ничего не в состоянии изменить.

Экономика согласования основывается на поисках компромиссного решения путем институционализированных переговоров между автономными частными, общественными и полуобщественными агентами. Институционализированные переговоры – это переговоры по заранее определенным правилам.

Мы уже приводили пример относительно того, что в Швеции вопросы заработной платы решаются путем согласования позиций между профсоюзами, ассоциациями предпринимателей и представителями государства. Заранее определено законом, кто по какому вопросу может участвовать в переговорах. Все участники равны в правах и вынуждены, поэтому находить взаимоприемлемое решение. В крайне редких случаях, когда решение не найдено, вопрос рассматривается арбитражем.

Практика согласования сопровождается постепенным переходом от конфронтационного к компромиссному конструктивному мышлению, связанному с осознанием того факта, что устойчивый рост размеров пирога даст каждой группе, питающейся им, больше, чем стремление перераспределить его в свою пользу и в ущерб другим. Ибо перераспределение в ущерб другим может привести к уменьшению самого пирога.

Экономика согласований позволяет решать неизбежно возникающие противоречия между классами, группами населения, хозяйственными субъектами цивилизованным путем. Метод переговоров, конечно, не нов. Давно известны переговоры при заключении коллективных договоров, международные переговоры. Но в экономической жизни обычно использовались законодательные нормы. Они не отменяются и при этом способе хозяйствования, но сфера их применения становится уже. Больше вопросов отдается на решение заинтересованных сторон путем институционализированных переговоров. В скандинавских странах такая практика существует уже несколько десятилетий. Постепенно один за другим важные вопросы изымались из сферы чисто рыночного механизма или государственного регулирования и передавались в сферу согласования. Такой подход к решению проблем позволяет правительству оставлять за собой только важнейшие из них, делегируя право решения остальных всевозможным институтам, выступающим равноправными агентами на переговорах. Общественная власть становится при этом полицентристской.

Всевозможные ассоциации, союзы выступают в качестве представителей интересов разных групп, слоев, профессий, и их равноправное участие в принятии решений делает последние более объективными, чем при оказании предпочтения только общественным или только частным интересам. Это тем более важно, что в качестве представителей общественных интересов выступают конкретные люди, которым свойственно по-своему, субъективно понимать общественный интерес.

Учитывая изложенное, есть основания предполагать, что тенденция перехода от смешанной экономики к экономике согласований имеет больше шансов на успех, чем тенденция дерегулирования. Она позволяет более гибко сочетать общественные и частные интересы при принятии решений и обеспечивает большую лояльность сторон в процессе их реализации.

 

Открытые вопросы

 

1. Расскажите о пенсионном обеспечении в развитых странах.

2. Расскажите о методах перераспределения доходов.

3. Как в Германии государство, профсоюзы и предприниматели решают вопросы зарплаты?

4. Что такое смешанная экономика?

5. Что понимается под термином «социально-ориентированная экономика»?

6. В чем видят противники платного высшего образования его

недостатки?

7. Каковы основные направления и пропорции в расходовании

бюджета развитых стран?

8. В чем заключаются достоинства и недостатки бесплатной медицины?

9. Какие цели ставят профсоюзы в отношении установления размеров заработной платы?

10. Для чего государство стремится к уменьшению неравенства в оплате труда?

11. Какую долю обычно составляют государственные пенсии в европейских странах по отношению к среднемесячной заработной плате и какую долю они составляют в России.

12. Рассказать о корпоративных пенсиях.

13. Какой уровень безработицы считается приемлемым для развитых стран и какой считается желаемым?

14. Для чего муниципалитеты многих развитых стран строит муниципальное жилье?

15. Зачем в некоторых развитых странах обеспечивают бесплатное высшее образование?

16. В каких формах оказывается содействие малому бизнесу.

 

Закрытые вопросы

 

1. Приватизация в развитых странах может означать;

1) обязательный выкуп компании целиком частными акционерами;

2) бесплатную передачу государственной собственности в частные

руки;

3) продажу государственной собственности наемному персоналу

в рассрочку;

4) частный выкуп государственной собственности частными

компаниями.

Есть ли здесь неправильный ответ?

 

2. Рассмотрите два суждения:

1) в рыночной экономике определяющую роль в доходах граждан играют доходы от частной собственности;

2) при рыночной экономике каждый получает те блага, которые он заработал.

Выберите правильное сочетание оценки ответов:

1) оба верны;

2) оба неверны;

3) первое верно, второе неверно;

4) первое неверно, второе верно.

 

3. Рассмотрите суждения:

1) при рыночной экономике работодатель определяет каждому работнику заработную плату руководствуясь своими представлениями о качестве и количестве труда работника;

2) профсоюзы не допускают индивидуального подхода к оценке труда работников.

Выберите правильное сочетание оценок:

1) оба верны;

2) первое верно, второе неверно;

3) первое неверно, второе верно;

4) оба неверны.

 

4. Рассмотрите суждения:

1) в пенсионный доход включается льготное медицинское обслуживание, пособия на питание, компенсация расходов на жилье и т. п.;

2) налоговые льготы для пенсионеров не включаются в пенсионный доход.

Выберите правильное сочетание оценок:

1) оба верны;

2) первое верно, второе неверно;

3) первое неверно, второе верно;

4) оба неверны.

 

5. Рассмотрите суждения:

1) к деятельности частных пенсионных фондов, выплачивающих личные пенсии, государство не имеет никакого отношения;

2) к деятельности корпоративных пенсионных фондов государство не имеет никакого отношения.

Выберите правильное сочетание оценок:

1) оба верны;

2) оба неверны

3) первое верно, второе неверно;

4) первое неверно, второе верно.

 

6. Рассмотрите суждения:

1) в России готовят слишком много специалистов с высшим образованием;

2) в России мало готовят специалистов со средним техническим образование.

Выберите правильное сочетание оценок:

1) оба верны;

2) первое верно, второе неверно;

3) первое неверно, второе верно;

4) оба неверны.

 

7. Рассмотрите суждения:

1) бесплатная медицина менее качественная, потому что в государственных медицинских учреждениях работают менее квалифицированные специалисты;

2) в частных высших учебных заведениях работают более квалифицированные преподаватели, чем в государственных.

Выберите правильное сочетание оценок:

1) оба верны;

2) первое верно, второе неверно;

3) первое неверно, второе верно;

4) оба неверны.

 

8. Государственные заказы привлекательны потому что:

1) государство устанавливает более высокие цены;

2) государство является надежным в финансовом отношении заказчиком;

3) получение государственного заказа престижно, так как означает высокую оценку специалистами;

4) успешное выполнение государственного заказа открывает перспективу для получения стабильного сбыта в будущем.

Укажите неправильный ответ.

 

9. Снижение темпов роста ВВП во многих странах в настоящее время является:

1) следствием глобального экономического кризиса;

2) соответствует началу положительной стадии длительного Кондратьевского цикла;

3) является следствием финансовых спекуляций крупных компаний англо-американского мира;

4) означает, что показатель ВВП не адекватно отражает экономическую реальность.

Укажите наименее правильный ответ.

 

10. Рассмотрите суждения:

1) согласование исключает конфронтацию между работодателями и наемным персоналом;

2) в согласовании участвуют работодатели, профсоюзы и государство как равные партнеры.

Выберите правильное сочетание оценок:

1) оба верны;

2) первое верно, второе неверно;

3) оба неверны;

4) первое неверно, второе верно;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.099 с.)