Сущность финансов предприятий и их роль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансов предприятий и их роль



О.В. Хорошилова

ФИНАНСЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Учебное пособие

Воронеж 2005


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Воронежский государственный технический

университет

 

О.В. Хорошилова

ФИНАНСЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Воронеж 2005


УДК 621:338 (075)

 

Хорошилова О.В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2005. с.

ISBN 5-7731-0101-7

В учебном пособии рассмотрены основы организации финансов предприятий, сущность и вопросы управления доходами, расходами и финансовыми результатами, направления использования и источники формирования капитала, методы финансового планирования, основы оценки финансового состояния предприятий.

Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060400 «Финансы и кредит», дисциплине «Финансы организаций (предприятий)».

 

Табл. 18. Ил. 14. Библиогр.: 34 назв.

 

Научный редактор д-р экон. наук, проф. А.М. Букреев

Рецензенты: кафедра финансов и кредита Воронежского государственного торгово-экономического университета (зав. кафедрой, канд. экон. наук, доц. С.Н. Нечаева);

канд. экон. наук, доцент Шарыкина А.Л.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

© Хорошилова О.В., 2005

© Воронежский государственный

технический университет, 2005
Введение

Основным звеном финансовой системы общества являются финансы хозяйствующих субъектов. От эффективности функционирования, прежде всего данного звена, зависит успех выполнения поставленных перед страной целей быстрого экономического развития.

Цель пособия – максимально просто и технично изложить основы функционирования в рыночных условиях финансов коммерческого предприятия как важного представителя сферы материального производства.

Учебное пособие содержит семь глав и лаконично освещает все вопросы по темам курса «Финансы организаций (предприятий)», читаемого для студентов, обучающихся по специальности 060400 «Финансы и кредит».

Особое внимание в пособии уделено решению практических задач, стоящих перед финансовым менеджером в области финансового планирования, оценки финансового состояния, определения источников финансирования и направления использования финансовых ресурсов с целью обеспечения эффективного использования собственного и заемного капитала, оптимизации доходов предприятия и достижения финансовой устойчивости предприятия.

При изложении материала автором учтены законодательные и нормативные акты по состоянию на 01.01.2006.

Пособие предназначено для студентов, получающих высшее образование в области финансов и кредита. Автор надеется, что пособие окажется полезным не только при изучении дисциплины «Финансы предприятий», но и при освоении предметов «Финансы», «Экономика предприятия», «Финансовый менеджмент», а также поможет повысить квалификацию работникам финансово-экономических служб в области управления финансами в рыночной экономике.


1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сущность финансов предприятий и их роль

В деятельности организаций

Финансы предприятий – это совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств хозяйствующих субъектов.

При этом денежные средства могут выступать не только в форме денег, но и в форме различных видов имущества.

Финансовые отношения организации носят стоимостный характер и всегда связаны с движением денежных средств либо к предприятию, либо от предприятия, либо внутри предприятия. Схематично совокупность финансовых отношений организации представлена на рис.1.1.

 

Рис.1.1. Схема финансовых отношений хозяйствующего субъекта

 

В результате финансовых отношений предприятия формируются и используются его капитал, доходы и фонды денежных средств.

Финансы предприятий выполняют следующие функции:

формирования капитала, доходов, денежных фондов;

использования капитала, доходов, денежных фондов;

контрольную /3/.

Функционирование финансов является необходимым условием обеспечения непрерывности процесса воспроизводства, развития и контроля эффективности функционирования предприятия в рыночной экономике.

Финансы предприятий являются основой финансовой системы России, так как именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства. При участии финансов предприятий создается и первично распределяется валовой внутренний продукт. Поэтому прежде всего от состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных в рамках государства денежных фондов финансовыми ресурсами, а также активность банковской и страховой деятельности.

 

Предприятия

Нераспределенную прибыль.

На момент создания предприятия образовывается уставный капитал - сумма вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Порядок формирования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Его величина фиксируется в учредительных документах. В процессе деятельности собственник может принимать решение об изменении размера уставного капитала.

В законодательных актах размер уставного капитала ставят в зависимость от величины чистых активов. Чистые активы рассматривают как разницу между совокупными активами предприятия и его обязательствами. Порядок оценки чистых активов акционерных обществ утвержден приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. NN 10н, 03-6/пз. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

К накопленным фондам и резервам относятся добавочный капитал, резервный капитал, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, фонды накопления, потребления, социальной сферы и т.п.).

Заемный капитал характеризуется размером долгосрочных и краткосрочных обязательств фирмы. Заемный капитал формируется за счет:

долгосрочных кредитов и займов;

краткосрочных кредитов и займов;

Кредиторской задолженности.

 

Организаций

Государственное регулирование финансов организации определяется как система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами государственного управления и воздействующих на финансовые отношения организаций. Основными направлениями государственного регулирования финансов организаций являются лицензирование отдельных видов деятельности, налоговые правоотношения, операции в сфере денежного обращения, в сфере валютных операций, операций с ценными бумагами и в ряде других сфер финансовой деятельности.

Воздействуя на финансовые отношения, государство использует как экономические, так и административные методы.

К экономическим методам относятся налоги, ценообразование, способы перераспределения доходов и ресурсов, кредитно-финансовые механизмы и т.д. Административные методы должны использоваться, если экономические неприемлемы или недостаточно эффективны. К административным методам относятся ограничения, запреты, лимиты, квотирование и т.д.

В настоящее время одной из основных целей государственного управления является обеспечение высоких темпов экономического роста в России. В связи с этим современное государственное регулирование финансов организаций должно быть направлено на формирование благоприятного предпринимательского климата и повышение конкурентоспособности экономики. В качестве задач государственной политики на современном этапе выдвинуто:

· снижение налогового бремени с предприятий;

· оптимизация форм государственного регулирования экономики и устранение излишнего административного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;

· устранение избыточного валютного регулирования и контроля;

· создание среды для равной добросовестной конкуренции;

· обеспечение доступности долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов;

· совершенствование государственного регулирования рынка недвижимости;

· реализация реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и газовой отрасли /23/.

Главными целями государственной политики в сфере промышленности в среднесрочной перспективе являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение эффективности. Основные меры в этой сфере будут направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, решение проблем, связанных с высокой степенью морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности, в том числе путем:

отбора и поддержки технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков;

содействия ускоренному развитию малого инновационного бизнеса, в том числе за счет разработки и реализации специальных мер по стимулированию создания малых инновационных предприятий;

поддержки инновационных проектов, отобранных совместно с бизнесом и обеспечивающих конкурентные преимущества на конкретных сегментах рынка;

расширения практики международной сертификации продукции и производства;

стимулирования участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечения государственного патронажа российского участия;

содействия созданию системы защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом;

содействия в подготовке российских промышленных предприятий к работе в рамках требований Всемирной торговой организации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение финансам предприятия. Назовите субъекты финансовых отношений.

2. Каковы общие принципы организации финансов коммерческих предприятий?

3. В чем заключается сущность категории «финансовые ресурсы»?

4. Классифицируйте финансовые ресурсы на внутренние и привлеченные.

5. Назовите составляющие собственного и заемного капитала предприятия.

6. Сформулируйте задачи государственного регулирования финансов организаций на современном этапе.

7. Каковы функции финансового менеджера на предприятии?


От реализации продукции

 

Доходы от реализации продукции формируются исходя из условий договоров по продаже товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.п. Проценты по коммерческим кредитам в виде отсрочки платежа, оформленные векселями покупателя, включаются в выручку от продажи товаров, продукции.

Выручка может определяться следующимиметодами:

метод начислений;

кассовый метод.

При методе начислений выручка признается в том периоде, в котором она имела место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и (или) имущественных прав. Для доходов от реализации продукции моментом получения доходов признается день отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления иного имущества и имущественных прав.

Применение кассового метода ограничено законодательством. Организации имеют право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций не превысила 1 млн. р. за каждый квартал /13/.

Метод определения выручки оказывает влияние на налоговое бремя и размер показателей прибыли предприятия. Метод начислений может усиливать налоговую нагрузку предприятия, так как предприятие вынуждено отчислять налоги с выручки до момента реального поступления денежных средств.

 

Планирование выручки от реализации продукции

 

Планирование выручки от реализации продукции является отправной точкой разработки всех финансовых планов, так как это основной источник доходов предприятия.

Выбор метода планирования выручки зависит от цели планирования, горизонта планирования, степени неопределенности внешней среды, номенклатуры продукции и других факторов.

Если спрос на продукцию в плановом периоде определен, выручку от реализации можно рассчитать методом прямого счета по формуле

Вр= Ц*Vр, (2.1)

где Вр – плановая выручка от реализации, р.;

Ц – плановая цена реализации единицы изделия i-го наименования, р.

Vр – объем реализации изделия i-го наименования, шт.

Цена и объем реализации в плановом периоде устанавливаются на основе данных отдела маркетинга о сформированном портфеле заказов.

Однако часто сформированного портфеля заказов на плановый период (особенно долгосрочный) предприятие не имеет. В этом случае для планирования выручки используются методы экспертных оценок, метод сценариев, статистические методы (простейшим из которых является трендовое прогнозирование), факторный метод, ситуационное моделирование /32/.

При годовом планировании выручки в период плановой экономики использовалось балансовое уравнение

Вр + ГПкп = ТП + ГПнп, (2.2)

где Вр – выручка от реализации продукции, тыс. р.

ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе, (а также для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;

ТП – плановый объем товарной продукции, тыс. р.

Балансовое уравнение указывает на взаимосвязь выручки от реализации с объемом товарной продукции, которую можно изготовить на производственных мощностях предприятия. В период плановой экономики именно объем товарной продукции являлся отправной точкой внутрифирменного планирования. Однако в рыночных условиях нельзя с уверенностью утверждать, что все, что может быть произведено будет продано. Поэтому представленное балансовое уравнение необходимо использовать не для расчета выручки от реализации, а для прогнозирования объемов производства.

 

В налоговом учете

 

К внереализационным расходам для целей налогообложения относят:

1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).

2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком

3) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг,

4) расходы в виде отрицательной курсовой разницы,

5) расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам;

6) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы;

7) расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

8) судебные расходы и арбитражные сборы;

9) затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции;

10) расходы по операциям с тарой, если иное не предусмотрено положениями пункта 3 статьи 254 Налогового Кодекса;

11) расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

12) расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового Кодекса;

13) расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк";

14) расходы на проведение ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания;

15) в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана;

16) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом положений статей 301-305 Налогового Кодекса;

17) другие обоснованные расходы.

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:

1) в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

2) суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва;

3) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

4) не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

5) расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;

6) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

7) убытки по сделке уступки права требования в порядке, установленном статьей 279 Налогового кодекса Кодекса /13/.

 

Планирование себестоимости продукции

Себестоимость продукцииэто выраженные в денежной форме текущие затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции.

В зависимости от состава затрат, включаемых в себестоимость продукции выделяют

технологическую себестоимость;

цеховую себестоимость;

производственную себестоимость;

полную себестоимость.

В зависимости от цели планирования себестоимости используют калькуляционный метод и метод сметного планирования.

Определение плановой себестоимости единицы каждого вида продукции осуществляется калькуляционным методом. При этом затраты собираются на единицу продукции по статьям калькуляции. При разработке статей калькуляции учитываются

необходимость выделения прямых и косвенных статей затрат;

отраслевая специфика;

особенности конкретного предприятия.

Пример калькуляции, используемой на крупном промышленном предприятии, приведен в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Калькуляция изделия Х, р.

Статьи калькуляции Сумма
1. Сырье и основные материалы 185,6
2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий  
3. Возвратные отходы (вычитаются)  
4. Топливо и энергия на технологические цели  
5. Основная заработная плата производственных рабочих  
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих 9,7
7. Отчисления от заработной платы производственных рабочих 27,7
8. Расходы на подготовку и освоение производства 19,2
9. Общепроизводственные расходы 56,3
Итого цеховая себестоимость 502,5
10. Общехозяйственные расходы  
11. Потери от брака -
Итого производственная себестоимость 585,5
12. Коммерческие расходы  
Итого полная себестоимость 617,5
Прибыль  
Цена 732,5

Прямыми статьями затрат являются как правило статьи с первой по пятую и восьмая. Однако, если есть возможность другие виды затрат отнести на себестоимость продукции прямым способом, их также следует выделять в отдельную статью. Например, если оборудование используется для изготовления одного вида продукции, амортизация данного оборудования должна выделяться в отдельную статью калькуляции.

Прямые статьи калькуляции, как правило, планируют нормативным методом. Для этого на предприятии разрабатывается необходимая нормативная база. Величина прямой статьи затрат при использовании данного метода рассчитывается по формуле:

Спр = Н*Х, (2.3)

где Спр – плановое значение прямой статьи затрат;

Н – установленная норма расхода ресурса на единицу продукции;

Х – затраты на единицу ресурса.

Для определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции на отечественных предприятиях традиционно используют следующие методы:

пропорционально основной заработной плате производственных рабочих;

пропорционально выручке;

пропорционально прямым материальным затратам;

пропорционально прямым затратам.

Метод определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции выбирается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике. При выборе базы распределения необходимо анализировать зависимость косвенных расходов от различных факторов. Например, логично, что расходы, связанные с ремонтом и эксплуатацией оборудования, зависят от времени работы оборудования. Поэтому в качестве базы распределения данных расходов может выступать количество отработанных приведенных машино-часов.

Для планирования затрат в целом по предприятию или конкретному подразделению используется метод сметного планирования. В смете отражаются затраты, осуществляемые в определенном периоде (месяце, квартале и т.д.) в разрезе экономических элементов или статей затрат. Формы и виды смет затрат разрабатываются предприятием самостоятельно. При этом важно связать затраты с местом их возникновения.

При составлении смет необходимо различать понятия «себестоимость товарной продукции» и «себестоимость реализованной продукции».

Себестоимость (производственная) реализованной продукции рассчитывается по формуле

 

Срп = Стп + ГПнп - ГПкп, (2.4)

где Срп - себестоимость реализованной продукции, тыс. р.;

Стп – себестоимость (производственная) товарной продукции, тыс. р.;

ГПнп – готовая продукция на складе на начало периода, оцененная по производственной себестоимости, тыс. р.;

ГПкп – готовая продукция на складе на конец периода, оцененная по производственной себестоимости, тыс. р.

Себестоимость товарной продукции отличается от затрат на производство на сумму изменений расходов будущих периодов и незавершенного производства.

 

Стп = Спп + РБПнп + НЗПнп - РБПкп – НЗП кп, (2.5)

где Стп - себестоимость товарной продукции, тыс. р.;

Спп – затраты на производство, тыс. р.;

РБПнп – расходы будущих периодов на начало периода, тыс. р.;

НЗПнп – незавершенное производство на начало периода, оцененное по себестоимости, тыс. р.;

РБПкп – расходы будущих периодов на конец периода, тыс. р.;

НЗПкп – незавершенное производство на конец периода, оцененное по себестоимости, тыс. р.

Для планирования затрат на срок год и более используются

метод пропорциональных зависимостей;

факторный метод;

метод экспертных оценок;

экономико-математические методы /32/.

Переменные затраты планируют путем изменения базового значения затрат пропорционально объему производства.

Пример. Составить прогноз затрат на производство и реализацию продукции. В отчетном году затраты составили 400 тыс. р., из них переменные затраты – 250 тыс. р. Планируется увеличить объем производства на 10 %.

Решение. Затраты предприятия делятся на постоянные и переменные.

С = Спер + Спос,

где С – затраты на производство и реализацию продукции, тыс. р.;

Спер – суммарные переменные затраты, тыс. р.;

Спос – постоянные затраты, тыс. р.

Методом пропорциональных зависимостей плановые затраты рассчитываются по формуле:

Спл = Сперб * Iв + Спосб, (2.6)

где Спл – плановые затраты на производство и реализацию продукции, тыс. р.;

Сперб – суммарные переменные затраты в базовом периоде, тыс. р.;

Iв – индекс роста выручки;

Спосб – постоянные затраты в базовом периоде, тыс. р.;

Спл = 250 * (1 +0,1) + (400 –250) = 250*1,1 +150 = 425 тыс. р.

 

 

 
 


Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение доходов организации.

2. Классифицируйте доходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

3. Каковы методы определения доходов организации. Охарактеризуйте область использования данных методов.

4. Охарактеризуйте методы планирования выручки от реализации продукции.

5. Дайте характеристику прямым и косвенным расходам, переменным и постоянным расходам.

6. Классифицируйте расходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

7. Дайте определение себестоимости продукции. Охарактеризуйте виды себестоимости продукции.

8. Каково содержание экономических элементов расходов на производство и реализацию продукции?

9. Каковы цель и область применения различных методов планирования себестоимости продукции?

10. Охарактеризуйте содержание статьи «Себестоимость реализованной продукции» в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

11. По каким статьям калькулируют себестоимость продукции? Какие из калькуляционных статей являются прямыми, а какие косвенными?

 

 


Прибыли

 

Финансовые результаты предприятия отражают соотношение между доходами и расходами организации.

Положительный финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами, называется прибылью.

Убыток – это отрицательный финансовый результат, отражающий превышение расходов над доходами.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

оценочную (прибыль характеризует экономический результат деятельности предприятия);

стимулирующую (за прибылью закрепляют статус цели функционирования коммерческих предприятий, размер прибыли предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов).

Прибыль является основным внутренним источником расширенного воспроизводства иважным источником формирования доходов бюджетов различных уровней.

Необходимо учитывать, что категория «прибыль» как положительный финансовый результат может иметь различное толкование в зависимости от цели оценки и вида пользователей финансовой информацией. В качестве видов прибыли можно выделить

Бухгалтерскую,

Налогооблагаемую,

экономическую.

Бухгалтерская прибыль отражает превышение доходов, отраженных в бухгалтерском учете над бухгалтерскими расходами.

Бухгалтерская прибыль рассчитывается в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и предоставляет информацию внешним пользователям о финансовых результатах предприятия.

Прибылью в целях налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с Налоговым Кодексом.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается с целью определения налога на прибыль. Данный показатель отличается от бухгалтерской «прибыли до налогообложения» и зависит от законодательства, регулирующего процесс начисления налога на прибыль предприятия.

Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц /22/.

Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Например, суммы превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли, над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам.

Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

вычитаемые временные разницы (приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.);

налогооблагаемые временные разницы (при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах).

Существование постоянных и временных разниц приводит к появлению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Под отложенным налоговым активом (ОНА) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Существование отложенного налогового актива показывает, что в связи с наличием временных разниц, фактический налог на прибыль в отчетном периоде больше, чем рассчитанный по бухгалтерской прибыли.

Под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы.

Отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Введение категории «экономическая прибыль» оправдано, так как для принятия многих финансовых решений показатели бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли не подходят.

Основная цель расчета экономической прибыли – определение действительного финансового результата, интересующего конкретного пользователя информацией. Поэтому методики расчета показателей экономической прибыли не закреплены законодательными и нормативными актами.

Наибольшее распространение получила трактовка категории «экономическая прибыль» - как финансового результата «работы» капитала /7, 31/. При этом учитываются изменения рыночной стоимости активов не только в течение отчетного периода, но и будущие (предстоящие) отчетные периоды. Однако такой результат можно определить только для предприятий, котирующих свои ценные бумаги на фондовом рынке, и он не соответствует изменению бухгалтерской стоимости активов фирмы.

Связь между бухгалтерской и экономической прибылью определяется следующей формулой:

ЭП= ЧП + ВИАо –ВИАпред +ВИАб, (3.1)

где ЭП – экономическая прибыль,

ЧП – чистая бухгалтерская прибыль,

ВИАо – внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода,

ВИАпред – внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды,

ВИАб – внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды /31/.

Экономическая трактовка прибыли требует исчисления «гудвилла». Гудвилл – это сумма превышения рыночной стоимости совокупных активов фирмы над суммой индивидуальных рыночных цен для этих же активов, рассматриваемых порознь.

 

Прибыли

Формирование финансовых результатов предприятия происходит в результате получения доходов от различных видов деятельности и возмещения расходов. При этом для получения прибыли доходы отчетного периода должны превышать расходы. Схематично процесс формирования и использования финансовых результатов предприятия представлен на рис. 3.1.

Сформировав прибыль до налогообложения, предприятие уплачивает налог на прибыль, который пополняет доходные части государственного и местного бюджетов.

Финансовый результат деятельности предприятия, окончательно сформированный к концу года в виде чистой прибыли, подвергается распределению.

В соответствии с принципами организации финансовой деятельности предприятия самостоятельно определяют направления распределения и использования чистой прибыли.

За счет чистой прибыли учредители в первую очередь обязаны покрыть расходы, произведенные в течение отчетного года авансом в счет этой прибыл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.146 с.)