Семинар №2: «Философия в системе культуры» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №2: «Философия в системе культуры»



Основные термины: культура, мораль, искусство, религия, материальная и духовная культура,. мировоззрение, мифология философия, сциентизм, гносеологический

План

Место и роль философии в культуре. Мировоззрение и его исторические формы.

1. Структура (психологическая и гносеологическая)

2. Виды мировоззрения (индивидуальное (личное) и общественное)

3. Типы мировоззрения (обыденное, научное, сциентистское и антисциентистское)

4. Исторические формы (мифология, религия, философия)

5. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какую роль играет философия в системе духовной жизни общества?

2. Соотнесите философию с другими формами общественного сознания – моралью, религией, искусством.

3. Какие существуют основные философские подходы к определению сущности культуры?

4. Раскройте понимание культуры различными мыслителями?

Литература:

1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.20-23, 35-50.

2. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С. 19-30.

3. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С.15-21.

4. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.20-26.

Задания

1. Аристотель писал: «… имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и «то, для чего» есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать… Но тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды»

О каких чертах, особенностях мифа идет речь в тексте?

 

2. «Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира – египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации» (Философия /Под ред. В.П.Кахановского. Ростов н/Д., 1995. – с.6

Согласны ли вы с суждением автора?

Может ли человек иметь не философское мировоззрение?

Изложите свой взгляд на соотношение мифов и философии, мировоззрения и философии.

 

3. Существует мысль, что революция мировоззрения, осуществленная философией, заключалась не в смене арсенала знаний, а в преобразовании личности субъекта познания. В сравнении с мифологией впервые в истории культуры субъект знаний стал субъектом рефлексии, а знания – приобретением личности.

Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? В чем еще вы видите специфику философского понимания мира?

4. «Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого сознания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. Понять историю философии просто невозможно без знания истории религии» (Швырев В.С. «Образ философии» и философская культура.//Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991. с.213-214

В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие религии и философии?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.005 с.)