ТОП 10:

Основные подходы к определению сущности человека



Сущность человека
Биологизаторский (натуралистический) подход Социо-космический подход Социологизаторский подход Теологический подход
Сущность человека сводится к природному началу – биологическому телу Сущность человека имеет три основные аспекта: - космический (духовный) - социальный - биологический (материальный) Сущность человека сводится к социальным отношениям Сущность человека сводится к его душе как отражению духовного начала (Бога, Духа)
Школа чарвака, Ж. Ламетри, Т. Гоббс, фрейдизм, философская антропология Теософия, Учение Живая Этика К. Маркс и его последователи Христианская философия, индуистская философия, исламская философия

 

Антропологическая структура человека

  Пифагор Платон Аристотель
1. Дух=Разум высший=Монада Ноус - Дух Разумная душа
2. Разум (низший -?) Логистон- Разумная душа животная душа
3. Жизнь-Дыхание Алогон-Неразумная (животная душа Растительная(вегетативная) душа
4. Тело Тело Тело

 

Ортодоксальная христианская философия Тибетский Ламаизм (Буддизм Махаяны) Европейская мистическая философия Нового времени Теософия «Новой волны» (XIX в)
Дух (Божественное начало) Дух Духовное тело (Божественное начало) Атма (Дух (духовная энергия)
Душа (Личное эго (сознание) Духовная душа Ментальное тело (Разумное начало) Буддхи (Духовная душа)
Тело (природное начало) Животная душа (Физическое эго)   Астральное тело (Чувственное начало) Манас (Разум)
  Воле-форма Физическое тело (Природное начало) Карма-рупа (Животная душа)
Жизненный луч   Прана (Жизненная энергия)
Астральное тело Линга-шарира (Астральное (эфирное) тело
Плотное тело Рупа Тело (плотная форма)

 

Основные философские решения проблемы жизни после смерти

Основная идея философской позиции Направления (течения) философии Представители
После смерти тела жизнь человека прекращается Материализм: эпикуреизм, чарвака-локаятя, стоицизм, механический и диалектический материализм, дарвинизм и др. Эпикур, Ж. Ламетри, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Конт, Ч. Дарвин и др
Душа, приобщенная к духу, после смерти биологического тела может существовать вечно в духовном мире Религиозная и идеалистическая философия Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.
Духовное ядро человека существует вечно и может перевоплощаться из одного тела в другое Восточные религиозные и философские учения: йога, санкхья, буддизм, веданта, гностицизм и др. Кришна, Капила, Патанджали, Будда, Пифагор, Ориген, Шанкара, Рамакришна, Вивеканада и др.

 

Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека

Факторы
Согласно позитивистской научной парадигме XIX –ХХ вв Согласно теософии и философии Живой Этики
Биологическая наследственность Прошлые накопления (опыт) трансперсонального духовного ядра (атма-буддхи-манас)
Психо-физическое влияние космических тел и процессов
Биологическая изменчивость (мутации) Биологическая наследственность
Психо-физическая и биологическая изменчивость (мутации)
Природная среда Природная среда
Социально-культурная среда Социально-культурная среда

 

Основные философские решения проблемы свободы воли человека

Свобода воли человека
Существует абсолютно Существует относительно Не существует
Индетерминизм свободы воли человека Диалектические концепции свободы воли человека Фатализм
И.Фихте, М.Мен де Биран Буддизм, Кант, Гегель, марксизм, Живая Этика Атомизм, исламская теология, европейский механицизм

 

Современные проблемы антропологической биоэтики

Проблемы биоэтики
Аборты
Эвтаназия
Клонирование
Пересадка органов
Продление жизни
Суррогатное материнство
Генная инженерия
Смена биологического пола

 

Лекция № 7: «Аксиология»

План

1. Понятие «аксиология»

2. Насилие и ненасилие.

3. Мораль, справедливость, право.

4. Нравственные ценности. Патриотизм.

5. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

6. Религиозные ценности и свобода совести

Понятие «аксиология» Аксиология (греч. axia - ценность и logos – учение, слово) – философское исследование природы ценностей.
Возникновение и сущность Аксиология возникла в западной философии в конце 19 – начале 20 в. Как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности».
Три вида теорий о ценностях Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии М. Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лищь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Натуралистические теории ценности (Эволюционная этика, Космической телеологии этика и др.) трктуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом

 

Понятие «мораль» (лат.moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение; лат. Слово «мораль» этимологически совпадает с греч. термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.
Эстетика (греч.aisthetikos – чувствующий, чуственный) – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.007 с.)