Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное определение химииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Что такое химия? Вопрос непраздный; каждому химику – и преподавателю, и исследователю – время от времени приходится на него отвечать. Обычно химию определяют как науку о веществах и их превращениях, и это хорошая стартовая позиция. Но, разумеется, требует уточнения сущность терминов "вещество" и "превращение". Иногда, давая определение химии, говорят, что она изучает химические вещества. В этом случае к неполной ясности добавляется еще и тавтология, и выяснение сути дела откладывается до основательного обсуждения вопроса о том, что такое химическое вещество, а этому должно предшествовать описание аппарата структурных представлений. Тем не менее, именно такое первичное определение химии представляется оптимальным. Ориентируясь пока на интуитивное представление о химических веществах, которое есть у каждого, кто хотя бы поверхностно знаком с основами химии (заметим, что это представление о химическом веществе, являющееся весьма важным, если не основным компонентом химического сознания, возникло в глубокой древности и не раз претерпевало капитальные метаморфозы. Важнейшая из них состоит в том, что, если в предыдушие века химическое вещество, в первую очередь, ассоциировалось с определенным агрегатным состоянием, цветом, запахом и т.п., то в XX веке это, прежде всего, структура, и нередко химики уверенно рассуждают о существующих или гипотетических веществах, не задумываясь о том, как они выглядят), дадим более конкретную характеристику содержания химии. Что, собственно, она делает с веществами и их превращениями? В каком смысле она их изучает? Первый концентр химии (рис. 3) – изучение многообразия химических веществ, их описание и систематика. Если индивидуальное химическое вещество обозначить символом Х i, а множество всевозможных веществ – {Х i }, то можно сказать, что обнаружение и исследование отдельных Х i, изучение их совокупности {Х i } – это и есть центральная задача химии. Сюда же относится и интерпретация множества {Х i }, т.е. выяснение причин, по которым существуют именно наблюдаемые, а не какие-нибудь другие вещества. Естественно, первостепенный интерес представляют способы получения (синтез) и идентификации (анализ) химических веществ; это – второй концентр. Еще недавно большинство химиков было занято именно этой деятельностью. Теперь синтетиков и аналитиков стало меньше, и все же синтез и анализ и ныне составляют весомую долю химических исследований. Однако главная часть современной химии (как и химии прошлых веков) – это исследование функциональных зависимостей вида р= р (Х), где Х – по-прежнему химическое вещество, а р – какое-либо свойство. Это может быть и такое "химическое" свойство, как реакционная способность, и такое "физическое" свойство, как температура плавления или электропроводность. Еще раз подчеркнем, что не только реакции входят в круг интересов химии. Кстати, при детальном количественном изучении и реакции также характеризуют физическими константами, любая из таких характеристик, представленная в виде функции р (Х), может быть предметом химических исследований. Вместе с тем, объектом внимания химика может быть (и очень часто действительно является) физическое свойство, непосредственнно связанное с какой-либо реакцией. Химическая специфика здесь проявляется в том, что данное свойство рассматривается в зависимости от химической индивидуальности, например, в ряду родственных соединений. Вопрос о границах между физикой и химией обсуждается довольно часто и, как правило, без всякого толку, поскольку таких границ нет. Но есть, конечно, – и это важное обстоятельство – существенная разница в круге проблем, составляющих основное содержание физики, и проблем, относящихся к компетенции химии. Собственно, есть капитальное различие в методологии физики и химии, есть различия и в менталитете физика и химика. Проблематика физики главным образом состоит в изучении физических явлений. Впрочем, и химическую реакцию можно рассмотреть (и часто это делается) как физическое явление. Однако вещество для физика – чаще всего, только арена, на которой происходит интересующее его действие; он обратится к разным веществам, лишь если наблюдаемое явление протекает в них совершенно по-разному, если требуется создание различных моделей процесса. Химика же интересует именно вещество и, что особенно важно, ряды веществ. Что произойдет со свойством р (реакционной способностью, температурой плавления, злектропроводностью и т.п.) при замене атома водорода на метил, этил, пропил и т. д. или на калий, рубидий, цезий? – вот вопрос, который всегда важен для химика и обычно не возникает при физическом подходе. Не будем, однако, забывать, что нередко физики занимаются химическими исследованиями, а химики – физическими. Чтобы продвинуться к более глубокому определению химии, нужно принять во внимание следующие обстоятельства: 1. Химические вещества состоят из атомов; материя, в которой выделение атомов теряет физический смысл (например, плазма), в качестве химического вещества обычно не рассматривается, хотя является, конечно, веществом в более широком смысле слова; 2. Химическим веществом в традиционном значении этого термина можно назвать только совокупность большого, практически бесконечного числа атомов; нередко, хотя и далеко не всегда, атомы объединены в молекулы; в последнем случае вещество – это множество молекул; вместе с тем, в современной химии все чаще изучаются процессы, в которых функционируют отдельные (единичные) молекулы или небольшие ансамбли молекул/атомов (сюда, в частности, относятся некоторые из так называемых "наноструктур"). Таким образом, химия имеет дело не только с химическими веществами, но и с друтими химическими обьектами, что следует учесть в более полном ее определении; 3. Химическое вещество – это гомогенная или микрогетерогенная фаза [понятие фазы возникло в классической равновесной термодинамике и в рамках этой области физики (или физической химии) при последовательном феноменологическом подходе представляется достаточно ясным]. Однако при рассмотрении структуры разнообразных атомно-молекулярных систем отнюдь не просто выделить среди них однофазные, в особенности в свете новейших данных, которые очень часто свидетельствуют о микрогетерогенности веществ, считающихся однофазными (таких, например, как жидкий глицерин). Таким образом, понятие фазы, в свою очередь,требует серьезного нетривиального анализа (но этот вопрос выходит за рамки нашей проблемы), но химию, разумеется, интересуют и гетерогенные системы. Такую систему тоже иногда называют веществом, но без эпитета "химическое" (к числу таких веществ относятся многие материалы). Некоторые разделы химии (например, химия поверхности или коллоидная химия) имеют дело с гетерогенными системами определенного типа и формируются именно по этому признаку; 4. Понятие фазы и, соответственно, химического вещества обычно относят к стабильному (равновесному) состоянию, но очень часто, особенно в последние годы, предметом исследования становится нестабильное (неравновесное) или метастабильное состояние; 5. В современной химии важнейшую, а во многом и определяющую роль играют структурные представления. Всестороннее изучение структуры химических веществ и использование структурной информации – неотьемлемая, характернейшая черта химии наших дней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.80.143.34 (0.01 с.) |