Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е) на обработанных участках запрещается сбор грибов, ягод, выпас скота, в связи с этим выставьте предупредительные щиты.
Пример практической работы с удобрениями на школьном питомнике (по В.П.Ливенцеву, с изменениями автора) Тема Влияние минеральных удобрений на рост и развитие сеянцев хвойных пород. Цель. Изучить сезонное влияние различных видов удобрений на рост и развитие сеянцев сосны, ели, лиственницы. Оборудование. Лопаты, грабли, минеральные удобрения, микроудобрения, семена сосны (ели, лиственницы) из расчета 1,5 г на 1 м борозды, ведра, линейка, рейка (100x3х1 см), рабочая тетрадь. Ход работы. 1.Заложите опыт для каждой культуры в трехкратной повторности по следующей схеме: I вариант — минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные) плюс гашеная известь. II вариант — минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные) плюс гашеная известь и раствор микроудобрений. III вариант — раствор микроудобрений. IV вариант — контроль без удобрений. 2. Ранней весной на учебно-опытном участке подготовьте площадку для опыта. Перекопайте почву на глубину 20 см, разрыхлите, выровняйте ее и разбейте на делянки. 3. У каждой делянки поставьте этикетку с порядковым номером. Сделайте бороздки для посева семян глубиной 0,5— 1,0 см и шириной 2—3 см. Расстояние между рядками 25 см, между крайними рядками соседних делянок — 5 см. 4. Подготовьте 3 вида смеси почвы с минеральными удобрениями для заделки семян в посевных бороздках (примерно по ¼ведра на каждую опытную делянку). Смесь № 1 и № 2 приготовьте из извести и минеральных удобрений в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2. 5. Посейте семена сосны (ели, лиственницы) из расчета 1,5 г семян на 1 метр борозды. Таблица 2. Нормы внесения извести и минеральных удобрений при выращивании сеянцев хвойных пород (кг на 1 кубический метр почвы)
6. Заделайте семена на первом и втором вариантах смесями № 1 и № 2, а на третьем и четвертом — обыкновенной почвой без удобрений. Глубина заделки 0,5—1,0 см. Посевные бороздки уплотните сверху катком или деревянной рейкой. 7. Приготовьте раствор микроудобрений в соответствии с нормами, указанными в таблице 3.
Таблица 3. Нормы внесения микроудобрений
Микроудобрения растворите в воде (каждое отдельно) в концентрации 0,02%. Раствор микроудобрений внесите равномерно по длине посевных рядков на втором и третьем вариантах. 8. В течение лета проводите наблюдения и уход за посевами (прополку от сорняков, рыхление почвы, полив). 9. Осенью на каждой делянке подсчитайте сохранившиеся до осени сеянцы, измерьте размеры их наземной и подземной частей, определите массу среднего сеянца по каждому варианту. Сравните полученные результаты между собой и с контрольным вариантом и сделайте выводы. Результаты сведите в ведомость по форме таблицы 4.
Таблица 4. Данные опыта по изучению влияния удобрений
10. Сравните результаты роста и развития хвойных пород между собой. Контрольные вопросы и задания: 1. Что такое компост и как его готовят? 2. Определите азотные, калийные и фосфорные удобрения по внешнему их виду. 3. Опишите способы внесения удобрений. 4. Рассчитайте нормы внесения удобрений по формуле 5. Расскажите о правилах техники безопасности при внесении удобрений. Посев семян Подготовленные к посеву семена высеваются в питомниках. Ценность семян определяется их происхождением, наследственными свойствами и посевными качествами. По происхождению различают районированные семена (местные и интродуцированные, из других районов) и нерайонированные. Последние не разрешается использовать для лесокультурных целей. По наследственным свойствам семена разделяют на сортовые (отборные), улучшенные, нормальные, гибридные и элитные. Сортовые (отборные) - это семена элитных деревьев, генетическая ценность которых подтверждена результатами испытания их семенных потомств.
Улучшенные - это семена, полученные на деревьях и кустарниках отобранных по внешнему виду, но не испытанных по потомству. Нормальные - это семена, заготовленные в нормальных насаждениях с хороших и удовлетворительных по состоянию деревьев, на лесосеке при рубке нормальных деревьев. Гибридные - семена, полученные в результате целенаправленного скрещивания разных видов, разновидностей и экотипов на специальных плантациях и обеспечивающие получение гетерозисного эффекта в первом поколении. Элитные - семена, полученные на лесосеменных плантациях от контролируемого скрещивания элитных деревьев. По посевным качествам семена могут быть стандартные, т.е. соответствующие необходимым требованиям государственных и отраслевых стандартов, и нестандартные. Использование нестандартных семян для лесокультурных целей запрещается. Стандартные семена в зависимости от их всхожести (доброкачественности) и чистоты разделяют на три класса качества - первый, второй и третий. В зависимости от характера размещения семян различают бороздковые (строчные) и разбросные посевы. Бороздковый посев, при котором семена высеваются в бороздки разной ширины и глубины, применяется наиболее часто для большинства пород. Разбросной посев используется при выращивании сеянцев тополей, ив, берез, ольхи, осины и других пород, семена которых высеваются без заделки. Бороздковые посевы могут быть рядовыми и ленточными (по размещению посевных строчек), а также узко- и широкобороздчатыми (по ширине посевных строк). При рядовых посевах продольные посевные бороздки располагают равномерно на расстоянии 30-40 см (на грядках 20-25 см) друг от друга. При ленточных посевах бороздки располагают сближенными звеньями (по 2-6 бороздки) с более широкими междурядьями между звеньями. Ширина самой бороздки в узкобороздчатых посевах для хвойных пород - 2 см, для лиственных – 3-4 см. Узкобороздчатые посевы применяют в условиях недостаточного увлажнения, на бедных и тяжелых почвах, а широкобороздчатые - на плодородных почвах в условиях достаточного увлажнения, чаще при выращивании лиственных пород. При широкобороздчатых посевах семена высевают на уплотненное дно бороздок шириной 15-20 см. Всходы быстро смыкаются и успешно переносят солнцепек и суховей. В неорошаемых питомниках степной зоны в условиях неустойчивого увлажнения посев семян лиственных пород проводят в бороздки шириной 6-8 см, а хвойных4-6 см. Схемы посевов определяются биологическими свойствами пород, условиями их выращивания и возможностью применения средств механизации при уходе за посевами. Для выращивания сеянцев основных лесообразующих хвойных пород (сосна, ель, лиственница) наиболее целесообразны 5-строчные (20.. 25-20..25-20..25-20..25-20..25-70..50) и 6-строчные посевы с попарно сближенными строчками (10-25-10-25-10-70). Ширина посевной строки 1.5-3.0 см. Узко- и широкобороздчатые или узко- и широкострочные посевы представлены также на рисунке 3. Рисунок 3. Схема посева семян в питомнике
1 – узкострочный; 2 – широкострочный
Наиболее часто в питомниках при посеве хвойных пород и мелкосеменных лиственных применяются ленточные пяти- и шестистрочные посевы, а при посеве лиственных пород и кедра - четырех-, трех- и двухстрочные схемы посева. Общую протяженность посевных строк ленточных посевов определяют по формуле:
где А - общая длина посевных строк (м); Б - число посевных строк в ленте; В - ширина ленты с одним межленточным промежутком (м). Кроме перечисленных способов сева применяются: строчно-луночный, гнездовой, площадками и аэросевом. Нормы высева семян зависят от всхожести породы, среды и роста всходов. В нашей области на 1 м рядка рекомендуется высевать семян I класса березы повислой 2,5-3 г, ели обыкновенной - 1,8-2,5 г, липы мелколистной - 6-7 г, лиственницы - 3-3,5 г, ольхи черной - 3,5 г, сосны обыкновенной - 1,5-2 г. Фактическую норму высева семян (А) следует определять по формуле где А1 - норма высева семян на I м ряда для данного района (по таблицам). В - фактическая масса 1000 семян. В1 - масса 1000 семян I класса (по таблице 5) Таблица 5. Нормативы качества семян
Окончательная норма высева семян устанавливается с учетом класса качества: для семян II класса хвойных пород увеличивается на 30%, лиственных (кроме березы) на 20%; для березы - на 50%; для семян III класса хвойных пород и берёзы увеличивается вдвое, лиственных (кроме березы) на 60%. При высеве стратифицированных в снегу семян хвойных пород норма высева снижается для сосны и лиственницы - на 10, для ели - на 20%. Сроки посева определяются с таким расчетом, чтобы семена успели подготовиться к прорастанию в наиболее благоприятный период (таблица 6). Таблица 6. Сроки посева семян.
Семена тополя, осины, ивы, ильмовых пород высеваются летом после сбора. Семена клена остролистного, лоха, яблони дикой, жимолости, ясеня и других пород рекомендуется высевать за 1—2 месяца до морозов или производить теплую (12— 15° С) стратификацию и высевать в конце осени. Семена липы мелколистной, кленов (полевого и татарского), лещины, шиповника, рябины, бересклетов (бородавчатого и европейского), бузины, после сбора подвергаются стратификации и высеваются поздней осенью или следующей весной. Семена сосны обыкновенной, лиственницысибирской, березы бородавчатой можно высевать летом или поздней осенью. Желуди дуба высеваются ранней весной после зимнего хранения. Способы предпосевной обработки семя некоторых древесных и кустарниковых растений даны в приложении 1. Глубина заделки семян зависит от величины семян и типа почвы. На легких почвах при широкострочных посевах семена заделывают глубже, чем на тяжелых почвах при узкострочных посевах. В засушливых условиях семена высевают на большую глубину, чем во влажных. При осенних посевах глубина высева больше, чем весной, а при применении мульчирования или полива семена высевают на меньшую глубину. Обычно глубина заделки должна быть близка тройной длине семени. В легких почвах семена заделываются глубже, чем в тяжелых. Мелкие семена лишь слегка прикатываются. Семена сосны, ели, лиственницы заделываются на глубину 0,5-2 см, желуди - на 7-10см. В больших питомниках семена высевают тракторными и конными сеялками, в небольших — ручными. В нашем питомнике вручную высевались семена сосны, ели, лиственницы, липы, дуба черешчатого и красного, каштана конского, акации жёлтой и других растений. Закладывались опыты с предварительной обработкой семян. На легких структурных почвах в засушливую весну посеянные семена прикатывают, т. е. уплотняют их гладкими или кольчатыми катками. Для обеспечения нормального роста посевов проводится рыхление почвы до и после появления всходов, прополка их от сорняков, мульчирование, затенение растений, прореживание их и полив. Мульчирование посевов – покрытие почвы различными материалами (мульчей): торфяной крошкой, опилками, сфагновым мхом, соломой, жмыхом и другими. Оно предупреждает образование почвенной корки, сохраняет влагу, не допускает зарастания почвы сорняками, замедляет ее промерзание. Из посевного отделения 1—2-летние сеянцы обычно пересаживаются в древесную школу и выращиваются в течение двух и более лет (в зависимости от цели). Выращивание саженцев Саженцы деревьев и кустарниковв зависимости от их назначения, биологических особенностей породы (быстроты роста), почвенно-климатических условий выращивают в школьных отделениях от 2 до 10 лет, а иногда и более. Школьное отделение в лесных питомниках может состоять из первой, второй, третьей школ древесных пород, школы кустарников, комбинированной школы деревьев и кустарников.
В первую школу древесных пород и школу кустарников обычно весной высаживают 1-2-летние сеянцы и укорененные черенки. Срок выращивания саженцев кустарников в первой школе 2-3 года, деревьев 3-5 лет. Во вторую школу древесных пород высаживают для доращивания 3-5-летние, а в третью 6-10-летние саженцы, которые затем используют для озеленения городов, дорог и других объектов. Перевод первой школы в третью можно осуществить разреживанием саженцев в ряду и удалением каждого второго ряда. В уплотненных школах выращивают саженцы хвойных пород. Так, саженцы ели выращивают в уплотненной школе с применением ленточной схемы размещения, состоящей из 3-5 рядов, и размещением в них саженцев 0.2-0.4 м на 0.1-0.2 м. В комбинированной школе выращивают саженцы медленнорастущих лиственных пород в течение 6-12 лет с хвойными породами или кустарниками. Лиственные породы высаживают рядами на расстоянии 2.4-3.0 м и 4.0-4.5 м, а между ними по ленточной схеме высаживают 3-5 рядов ели на расстоянии между рядами 0.4-0.5 м, а при их уплотнении 0.2-0.4 с шагом посадки 0.1-0.2 метра. Саженцы древесных пород для защитного лесоразведения выращивают с размещением рядов через 0.8-1.0 м и в ряду через 0.2-0.4 м. Саженцы кустарников выращивают по 3-рядной схеме с размещением 0.4x0.1 м. За период роста саженцев с длительным сроком выращивания междурядья используют несколько раз.Перед посадкой в школу у сеянцев, укорененных черенков и отводков удаляют поврежденные корни и подрезают корневую систему, чтобы она была не длиннее 20 см. У кустарников укорачивают и надземную часть. При пересадке саженцев подрезают поломанные и загнившие корни, а уходящие в сторону укорачивают на 1/4-1/5 части длины. Размещение саженцев в школьных отделениях питомника описаны в таблице приложения 2. Саженцы ели, сосны кедровой, лиственницы выращивают в уплотненных школах, применяя 4-польный севооборот, где 1 поле занято паром (ранним, занятым, сидеральным, черным) и 3 поля - саженцами. Уход за саженцами в школьных отделениях заключается в уничтожении сорняков, рыхлении почвы, подкормке растений, поливе и борьбе с вредителями и болезнями. Выращенный в питомнике посадочный материал (сеянцы и саженцы) выкапывают (весной до распускания почек или осенью после окончания роста и одревеснения побегов), сортируют, учитывают и перевозят к местам посадки. На каждую партию посадочного материала должно быть удостоверение о его качестве. Чтобы не высохли корни их окунают в «болтушку» (в глинистой почве выкапывается небольшая ямка, заливается водой и перемешивается до состояния сметаны), затем заворачивают во влажную тряпку и помещают в пакет. Пример практической работы с семенами на школьном питомнике (по В.П.Ливенцеву, с изменениями автора) Тема. Определение нормы высева семян сосны обыкновенной при посеве их в лесном питомнике. Цель. Научиться определять чистоту, всхожесть, класс качества и фактическую норму высева семян. Оборудование. Семена сосны обыкновенной, аппарат для проращивания семян, весы, пинцет, рабочая тетрадь. Ход работы. 1. Из семян сосны отбирается исходный образец (200 граммов) и разравнивается в виде квадрата, который делится по диагонали на 4 части. Берётся одна часть — средний образец и определяется его масса. 2. Определение чистоты семян происходит следующим образом: средний образец семян высыпается на стол и с помощью пинцета отсортировывается. Выделяются: чистые семена сосны; отходы (мелкие, щуплые, пустые, загнившие и поврежденные семена); примеси (семена других пород и сорных растений, земля, песок, живые вредители семян и их личинки, хвоинки и прочий мусор). Чистые семена сосны взвешиваются и определяется их относительная чистота (в %): масса чистых семян делится на массу среднего образца и умножается на 100. Результаты записываются в рабочую тетрадь. 3. Определяется масса 1000 семян: из отсортированных семян сосны отсчитываются 1000 штук (без выбора) и взвешиваются. Результат записывается. 4. Для определения всхожести семян сосны берутся 100 штук семян и замачиваются в воде примерно на сутки при температуре 18—20° С. Подготавливается аппарат для проращивания семян: тщательно промываются кипятком поднос, стеклянные колпачки, а также дно и стенки ванны; в течение 10 мин кипятятся фланелевые подкладки с фитилями. Затем в ванну наливается вода и устанавливается над нею поднос. На подносе раскладываются фланелевые подкладки, а их фитили опускаются через отверстия в воду. На подкладки укладываются 2—3 слоя фильтровальной бумаги и на неё пинцетом раскладываются семена сосны. Они накрываются стеклянным колпачком, имеющим вентиляционное отверстие в верхней части. Семена проращиваются при температуре не ниже 24° С. Ежедневно в течение 6 ч воду в аппаратах постепенно подогревается с 24 до 36° С. При этом температура ложа семян будет колебаться от 20 до 30° С. Затем температура воды снижается до 24° С и поддерживается на этом уровне до следующего дня. В середине срока проращивания (па 7-й или 8-й день) вода в аппарате меняется. Уровень воды в аппарате должен поддерживаться на 2—3 см ниже ложа семян. Через 15 дней подсчитывается количество проросших семян. У сосны семена считаются проросшими, если у них образовались здоровые нормальные корешки длиной не менее длины семени. Количество проросших семян относится к числу заложенных (100 шт.) на проращивание и определяется всхожесть семян сосны этого образца в процентах. 5. Чтобы определить фактическую норму высева семян исследованного образца необходимо сравнить полученную массу 1000 семян с приведенной в таблице 7 (для семян I класса). Если она отличается, то норму высева (А) следует уточнить по формуле (см. выше). Окончательная норма высева семян устанавливается с учетом класса качества. Если семена оказались II класса, то определенную норму высева надо увеличить на 30%, а для семян III класса — вдвое. Вывод. Сделайте вывод о чистоте, всхожести, классе качества и фактической норме высева семян исследуемого образца Контрольные вопросы и задания: 1. Из каких частей состоит лесной питомник? 2. Расскажите о различных способах посева семян. 3.Самостоятельно проведите посев семян различными способами. 4.Решите задачу на норму высева семян (см. формулу). 5.Познакомьтесь с работой питомника лесхоза. Проведите разные виды посева семян (под руководством специалистов). Операции «Саженец», «Дубок» (посадка сеянцев и саженцев) Деревья и кустарники (лесные культуры) высаживаются или высеваются на площадях лесокультурного фонда. Лесокультурным фондом считаются: - вырубки прошлых лет, пустыри, прогалины, поляны, -гари, пески, -овраги и балки, -сельскохозяйственные угодья, переданные в государственный лесной фонд как непригодные для сельскохозяйственного использования и подлежащие искусственному облесению, -площади с недостаточным возобновлением главных пород, -участки, покрытые спелым древостоем, под пологом которого необходимо провести лесокультурные работы (за 1—3 года до его рубки). Лучшее время создания лесокультур ранняя весна (до начала вегетации – распускания листьев). Также возможны и осенние посадки, но не позднее, чем за две недели до заморозков. Существуют несколько методов создания лесных культур: посевом лесных семян, посадкой 1—2-летних сеянцев (выращенных в посевном отделении) и посадкой 3—5-летних саженцев (выращенных в древесной школе питомника). Способы посева разнообразны. Семена древесных и кустарниковых пород можно высевать сплошным способом вразброс, рядовым и бороздным, строчно-луночным, гнездовым, площадками, шпиговкой и аэросевом (о некоторых рассказывалось). В ходе операции «Дубок» жёлуди высеваются квадратно-гнездовым методом: лопатой копается гнездо-ямка, в которую бросается 4-6 желудей и ямка засыпается. Расстояние между рядами гнезд три метра. Автор с одноклассниками и учителями более 40 лет назад таким способом озеленял овражно-балочные системы в Урицком районе нашей области. И взрослый человек через десятки лет с удовольствием увидел замечательные молодые дубравы, выросшие из нашего посева. Одно-двухлетние сеянцы на лесокультурных площадках высаживаются лесопосадочными машинами и ручными орудиями (посадочный меч или меч Колесова). При этом корневая шейка погружается на глубину 2-4 см. Корни при посадке не должны загибаться вверх. Этапы посадки саженца мечом Колесова (рисунок 4): A. - меч вертикально втыкается в землю и производится несколько движений вперёд-назад (после вынимания меча в почве остаётся трапециевидная ямка); B. - в почвенную ямку глубоко вставляется корень сеянца, а затем приподнимается так, чтобы корневая шейка была на уровне поверхности почвы (корни при этом будут направлены вниз); C. - меч втыкается рядом с ямкой саженца и движением вперёд почва сдвигается и засыпает сеянец.
Рисунок 4. Посадочный меч и этапы работы с ним Обычно на 1 га высаживают от 1,5 до 10 тысяч сеянцев в зависимости от породы, почвенных и климатических условий. Расстояния между растениями в ряду 0,5-0,7-1,0 м, величина междурядий 1,5-2-3 м. Саженцы (3-5 лет) высаживают с обнаженными корнями и с глыбками почвы вокруг корней. Обнаженные корни при их заготовке желательно опустить в почвенно-глинистую болтушку (доведённую до состояния сметаны). В посадке крупномерных саженцев есть свои особенности: · - размер ямы зависит от объёма корневой системы растения (корни должны размещаться свободно); · - на дно ямы насыпается холмик земли на котором расправляются корни дерева (при отсутствии земляного холмика при засыпании саженца под корни земля не попадёт – растение будет болеть и возможно погибнет); · - корневая шейка (переход от корня к стеблю) должна быть немного выше поверхности почвы (у большинства глубокопосаженных деревьев она может сгнить); · - посадку производят два человека: один держит растение, другой закапывает яму; · - при закапывании к корням подсыпается более плодородная (чёрная) почва из верхних слоёв выкопанной ямы; · - чтобы дерево меньше качалось, следует забить не один, а два кола (длиной до 2 метров) – в месте их пересечения привязывается саженец (возникает устойчивое сооружение из трёх опор) Черенки сажают с небольшим наклоном, так, чтобы над поверхностью была одна почка. Уход за лесными культурами заключается в рыхлении почвы культиваторами и уничтожении сорняков гербицидами. В процессе роста лесных культур в первые годы возможно отмирание высаженных растений по разным причинам. Приживаемость определяется во время осенней инвентаризации лесных культур. Если погибших растений более 10%, то на места выпадов подсаживают сеянцы или саженцы. Контрольные вопросы и задания: 1. Где создаются лесные культуры? 2. Какие способы создания лесных культур вам известны? 3. Как посадить сеянец мечом Колесова? 4. Каковы особенности посадки крупномерных саженцев? 5. Самостоятельно посадите несколько саженцев и черенков (под наблюдением специалиста). Лесоразведение Среди лесных насаждений наиболее важным для школьного лесничества (на наш взгляд) является защитное. Виды которого различаются по их основному назначению: полезащитные, приовражные, прибалочные, снегораспределительные, водорегулирующие и так далее. Влияние лесонасаждений сказывается на микроклимате, снегораспределении, промерзании и оттаивании почвы, на величине весеннего и ливневого стока и связанных с этим процессах смыва и размыва почв и грунтов, на влагообороте в целом. А. Полезащитные лесные полосы В середине прошлого века одна из пыльных бурь, пронёсшихся над Орловщиной унесла в море три сантиметра чернозёма (он накапливался 300 лет). Больше подобных бедствий у нас не происходило, так как выросли посаженные ранее полезащитные лесные полосы. Считается, что эти полосы должны занимать небольшое место среди защитных насаждений, так как в районах с сильно расчлененной территорией (Орловская область) необходимо производить больше овражно-балочных насаждений (приовражные, прибалочные по освещенным берегам лощин и суходолов), которые в большинстве случаев вместе c противоэрозионным назначением выполняют также функции полезащитных лесных полос.Полезащитные лесные полосы должны закладываться там, где эродированность территории незначительна, пахотные склоны длиннее 600 метров, рельеф спокойный(рисунок 5). Такие условия имеются, в основном, в юго-восточных районах Орловской области.В основном система полезащитных лесных полос в нашей стране создана и подробно описана здесь не будет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.091 с.) |